Скачать 85.45 Kb.
|
Классный час «Бюджет семьи» (10 класс) ![]() ![]() Цель: воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких, воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, развитие у учащихся умений высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание культуры ведения дискуссии, подготовка к семейной жизни. Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств. При подготовке и проведении используются информационные материалы следующих Интернет – ресурсов: WWW.refportal.Ru (Расчет бюджета семьи) WWW.Duh.ru (Бюджет семьи, каким ему быть?) WWW.kleo.ru (Семейный бюджет под охрану) WWW.Yahnao.ru (Семейка). Эпиграф. «Старайтесь быть разумным, А не богатым. Богатства можно лишиться, Разумность всегда с тобой» Эзоп Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства, состоятельность фирмы. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это бумажки или монетки на которые можно купить все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и чаще всего их не хватает. В России бумажные деньги появились в 1769 году. Их называли ассигнации. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100 рублевую купюру, которую ласково называли «Катенькой». Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны, Но юноша в них видит слуг проворных. И не жалея шлет туда – сюда. Старик же видит в них друзей надежных. И бережет их как зеницу ока. («Скупой рыцарь» А.С. Пушкин) А что такое бюджет? Как вы думаете? Бюджет – смысловое значение этого слова очень сходно с понятием «баланс». Более того, бюджет – это и есть баланс, одна часть которого доходы, другая – расходы. Семейный бюджет, в научном понимании его еще называют потребительским бюджетом. Используется для характеристики уровня жизни людей и представляет собой баланс доходов и расходов семьи. Возьмем для наглядности условный пример такого бюджета.
. Естественно, денежные суммы в каждом конкретном случае могут быть самые разные в зависимости от состава семьи, от места проживания, от уровня цен на товары и других условий. В данном случае бюджет составлен на месяц. В итоге мы получили превышение доходов над расходами 850 рублей, эта сумма может перейти в доход следующего месяца или быть использована на накопление, т.е. положена в сберегательный банк. Если бы сумма расходов была больше суммы доходов, то положение семьи было бы гораздо хуже – пришлось бы брать деньги в долг. В этом случае принято говорить о дефиците бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. Бюджет семьи диктует стиль жизни семьи! Те же самые проблемы возникают и при составлении любого другого бюджета вплоть до бюджета целого государства. Государственный бюджет – это важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны, что в свою очередь определяет благополучие и возможности каждого жителя этой страны. Нужно ли планирование семейного бюджета? Обязательно! И по нескольким причинам: как экономического, так и психологического, воспитательного порядка. С экономической точки зрения в семейном хозяйстве оправдывают себя те мероприятия, которые приводят к экономии средств. Налаженное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи. Отношения в семье становятся спокойными, отпадают поводы для лишних трений, недовольства, скрытых и явных обид. Особенно благотворно действует плановость семейного быта на детей! В семьях, где бюджет планируется, удовлетворение материальных потребностей происходит спокойно, без особых переживаний, духовных травм и эмоций. Денежные вопросы не только не приводят к конфликтным ситуациям, но даже наоборот сближают, сплачивают семью. Мы с вами сегодня распределим семейный бюджет. Вам следует учесть ежемесячные расходы:
Продумайте разумную организацию питания при условии, что у вас есть приусадебный участок. (Класс разбит на группы, каждая группа получает свое задание). I группа: Доход отца 8000 рублей, Матери 5000 рублей, Двое детей дошкольного возраста Ежемесячная ссуда 2000 рублей. II группа: Доход отца 7000 рублей, Матери 5000 рублей. Двое детей старшего школьного возраста. III Группа: Доход отца 7500 рублей Матери 4500 рублей Двое детей школьного возраста (11, 14 лет) Ежемесячная ссуда 1500 рублей. 10-15 минут группы распределяют бюджет (звучит спокойная музыка). Затем каждая группа защищается. Защиту оценивает финансовая компания, которая состоит из учителей и родителей. В это время учащиеся разгадывают кроссворд: Ответы: По горизонтали 1. бюджет; 2. бизнесмен; 3. валюта; 4. вексель. По вертикали: 1. брокер; 2. бухгалтер. ![]() Вопросы: По вертикали:
По горизонтали:
Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом и пирожных, но не экономьте на обедах. Экономить на пище духовной и насущной – явный просчет при планировании семейного бюджета, ошибка эта может в будущем обернуться нежелательными последствиями для здоровья как физического, так и морального. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода. Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, все соизмерить с деньгами. Далеко не все на свете продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!» Помните, что культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги. Если у родителей денег хватает и беспокоиться не о чем – попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми, и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значит надо самим научиться чему – то, что поможет вам зарабатывать деньги. Образование, кстати, получить, тоже имеет смысл. Не для родителей, а для вас. Что же касается непосредственно бюджета, то хочется сказать еще одно. Он в разные годы жизни будет разным. Разными будут и потребности. Редко даже самые обеспеченные супруги проживают не познав финансовых трудностей. Только не надо из этого делать трагедию. Деньги определяют многое в нашей жизни, но, к счастью, не все. Самое главное – научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом. И при этом не страдать, что не все покупки по карману. Если счастье не ставить в зависимость от материальных благ, если видеть главную ценность дома в теплых, сердечных отношениях, то они окажутся важнее любых приобретений. «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». (Подводятся итоги и вручаются шуточные призы): 1м.- шоколад 2м.- карамель 3м.- баранки 4м.- сухарики. Если останется время, то можно провести для всех присутствующих тест «Деньги в вашем браке».
а) отец; б) мать; в) отец и мать. 2. В вашем детстве мать работала вне дома? а) да; б) нет; в) иногда. 3. Имеют ли ваши родители: а) общий фонд на все расходы; б) отдельные деньги, но на определенные расходы был общий фонд; в) каждый свою зарплату оставлял себе. 4. Как бы вы описали свое отношение к деньгам? а) мне их всегда не хватает; б) обычно мне их хватает, но я едва свожу концы с концами; в) трачу очень экономно. 5. Вы чувствуете себя хорошо, тратя деньги на: а) себя; б) близких членов семьи; в) другие дела. 6. Вам дали 5000 рублей а) потратите на все текущие расходы; б) отложите деньги; в) частично отложу, а частично потрачу. 7. Оцените свое умение справляться со своими финансовыми проблемами: а) отлично; б) средне; в) плохо. 8. Как должны решаться финансовые проблемы в семье? а) имеется общая касса, но один из супругов регулирует все расходы; б) общий денежный фонд и совместное решение о расходах; в) каждый имеет свои деньги, а на общие расходы есть отдельная касса. Варианты ответов.
Если вы набрали: Менее 20: Никаких расходов без совета с тем, кто умеет это делать. 20-40: Не в деньгах счастье, но и счастье уходит, когда наступают финансовые проблемы 41-60: Ваши малые способности в решении финансовых проблем могут быть источником трудностей в семейной жизни. Обратите на это внимание. Более 60: Вы отлично решаете проблемы семьи. |
![]() | Цель урока: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода | ![]() | Обучающая ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №6» | ![]() | Применение: упорядочивание, графическое оформление содержания учебного материала; использование учащимися информации в новых ситуациях... |
![]() | Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края | ![]() | Предмет Технология (учитель Никифорова Г. Е.) Урок по теме "Семейный бюджет" 8-й класс |
![]() | Выделять основные виды доходов и расходов семьи. Формулировать понятие о семейном бюджете. Понимать что такое потре | ![]() | Воспитывать любовь к родной стране, к её законам, уважительное отношение к государственному гербу, флагу и гимну России |
![]() | Оборудование: компьютерная презентация, иллюстрации, карта Крыма, эпиграф, Манифест Екатерины II, пословицы о дружбе | ![]() | Цели: воспитание любви к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков |