Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов






Скачать 161.04 Kb.
НазваниеМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов
Дата публикации30.05.2015
Размер161.04 Kb.
ТипМетодические указания
e.120-bal.ru > Экономика > Методические указания


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»






Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и национальной экономики


ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА


Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольных работ для студентов

заочной формы обучения


Направление 080100 – Экономика

Квалификация - бакалавр

Санкт-Петербург

2012







Допущено

Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

В качестве методических указаний

Составитель:

кандидат экономических наук, доцент С.Т.Косенко



Рецензент:

Доктор экономических наук, профессор Т.А. Селищева



Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики

Одобрено научно-методическим советом

факультета менеджмента

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем


©СПбГИЭУ, 2012

Содержание:


  1. Общие положения…………………………………………. 4

  2. Методические указания к изучению дисциплины………. 5

  3. Методические указания к выполнению

контрольной работы……………………………………….. 6

  1. Контрольные задания……………………………………… 7

  2. Требования к оформлению контрольной работы………... 9

  3. Список литературы………………………………………… 9

Приложение А. Содержание дисциплины………………….. 11

Приложение Б. Пример оформления первой страницы

титульного листа контрольной работы……. 14

Приложение В. Перечень контрольных вопросов

для проверки знаний по дисциплине……… 15


  1. Общие положения


Дисциплина “Экономика общественного сектора” является составной частью Государственного образовательного стандарта по направлению 080100 –Экономика (квалификация – бакалавр). Данный курс выступает в качестве новой учебной дисциплины и позволяет дополнить и более глубоко усвоить такие учебные дисциплины как “Экономическая теория”, “Микроэкономика”, “Макроэкономика”, “История экономических учений. Изучение данного курса предусмотрено рабочим учебным планом СПбГИЭУ.

Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов совокупность знаний о причинах и особенностях функционирования общественного сектора, институциональных моделях его организации, проблемах экономической эффективности и социальной справедливости, финансировании общественных расходов, межбюджетных отношениях. К задачам дисциплины необходимо отнести: формирование у студентов навыков исследования проблематики общественного сектора и организации самостоятельной работы студента по изучению основных вопросов данной дисциплины.

Общественный сектор в экономике играет особую роль, которая заключается в предоставлении потребителям особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе. Дисциплина “Экономика общественного сектора“ знакомит студентов с основами функционирования общественного сектора, исследуя его место и роль в экономической системе, его функции, методы управления, источники привлечения и направления использования ресурсов.

Для успешного изучения курса студент должен обладать знаниями по экономической теории, ознакомиться с курсами по экономической политике государства и налогообложению, владеть математическим аппаратом.
Экономика общественного сектора представляет собой неотъемлемую составную базовую часть профессионального цикла, включённого в учебный план подготовки бакалавров. По данной дисциплине студенты сдают экзамен.


  1. Методические указания к изучению дисциплины


Приступая к самостоятельному изучению данного курса, студентам необходимо познакомиться с программой дисциплины и усвоить основные категории и термины каждой темы.

Главным источником информации для студентов должна служить основная литература. Но для более глубокого осмысления происходящих современных экономических процессов в общественном секторе необходимо использовать и научную периодическую литературу, как российскую, так и зарубежную, анализировать данные статистических сборников.

Для этого необходимо вести записи и конспекты прочитанного. Наиболее краткая форма записей – план, т.е. перечень вопросов, включающий логические построения и связи между темами курса с указанием источников информации (учебник, периодическое издание, монография, справочное издание, научная статья с указанием страницы).

В процессе изучения дисциплины целесообразно использовать и выписки, т.е. фиксирование отдельных теоретических положений, схем, формул, графиков, таблиц. Пользоваться планами и выписками можно при написании контрольных работ и при подготовке к экзамену.

Наиболее сложной формой записей является конспект, в котором могут быть отражены не только основные моменты той или иной темы, но и фактический материал с выводами. При написании конспекта желательно оставлять поля, на которых следует указывать источник, страницы, а также краткие дополнения и замечания.

При завершении изучения каждой темы, для закрепления материала необходимо выполнить решение какой либо задачи, тестов, практических заданий, которые имеются в соответствующих разделах учебных пособий, сборников заданий и упражнений, учебников по данной дисциплине. Кроме того, можно использовать также и вопросы для самопроверки после изучения каждой темы. Для успешного изучения курса студент должен обладать смежными знаниями по микро- и макроэкономике, экономической политике государства


.


  1. Методические указания к выполнению контрольной работы


Целью выполнения контрольных заданий является самостоятельное приобретение и углубление знаний студентами по экономике общественного сектора, их знакомство с существующими направлениями современной экономической мысли, критическое их осмысление, выработка собственного мнения, приобретение навыков теоретического анализа. Освоение теоретических основ экономической науки должно помочь студентам сориентироваться в практике хозяйствования. Кроме того, контрольная работа позволяет оценить качество знаний студентов, изучающих данную дисциплину.

Контрольная работа рассматривается как одна из форм контроля самостоятельной работой студентов. Она включает в себя раскрытие содержания вопросов, решение задач, разбор проблемных ситуаций. Качество работы оценивается по тому, как глубоко и насколько самостоятельно студент раскрыл содержание вопросов. Вариант контрольной работы определяется начальной буквой фамилии студента. Студенты должны творчески подходить к выполнению контрольных заданий.

Отвечая на теоретические вопросы, им следует в краткой форме изложить содержание проблемы. А разбор упражнений и решение проблемных ситуаций предполагает подтверждение найденных ответов на основе фактического и статистического материалов.

На каждую контрольную работу преподаватель дает краткую письменную рецензию, в которой определяется оценка работы: “зачтена” или “не зачтена”. Если работа не зачтена, ее следует доработать с учетом замечаний преподавателя. Повторно работу должен рецензировать тот же преподаватель.

Студенты, которые не выполнили контрольной работы, или не получившие зачета по ней, к зачетам и экзаменам не допускаются. Контрольные работы выполняются в сроки, установленные учебным планом.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: иметь титульный лист (см. Приложение Б), перечень заданий и ответы на них, нумерацию страниц, список использованной учебной, нормативной и справочной литературы, в конце работы – дату ее выполнения, личную подпись студента и номер варианта. Общий объем работы должен быть до 10 страниц. Контрольные работы должны представляться на кафедру студентами на рецензирование не менее, чем за месяц до начала сессии, в период которой проводится экзамен по данной дисциплине.

В процессе самостоятельного изучения курса “Экономика общественного сектора” и выполнения контрольных работ, студенты могут пользоваться консультациями преподавателей кафедры.



  1. Контрольные задания


Вариант 1. ( для студентов, фамилии которых начинаются с букв А, Б, В, Г, Д)

    1. Опишите предмет и методы исследования экономики общественного сектора

    2. Охарактеризуйте особенности равновесия в общественном секторе.

    3. Раскройте основные направления использования принципа “второго лучшего”.


Вариант 2. (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Е, Ж, З, И, К)

  1. Раскройте особенности хозяйствования некоммерческих организаций и источники их финансирования.

  2. Объясните смысл правила Корлетта-Хейга.

  3. Раскройте структуру бюджетной системы РФ. Дайте определение консолидированного бюджета.


Вариант 3 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Л, М, Н, О, П)

1. Изобразите графически равновесие Линдаля. Как в данном случае достигается оптимум по Парето?

2. Охарактеризуйте основные процедуры голосования.

3. Сформулируйте правило Калдора-Хикса.
Вариант 4 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Р, С, Т, У)

  1. Объясните смысл второй теоремы экономики благосостояния .

  2. Какие критерии для построения и оценки налоговых систем разработаны в экономике общественного сектора?

  3. В чем состоит роль субсидий при бюджетном финансировании?


Вариант 5 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ф, Х, Ц, Ч, Ш)

1. Охарактеризуйте основные формы государственно-частного партнерства в общественном секторе.

2. Сформулируйте теорему Эрроу о невозможности

3. Назовите основные принципы межбюджетных отношений в РФ .
Вариант 6 (для студентов, фамилии которых начинаются с букв Щ, Э, Ю, Я)

  1. Раскройте структуру, основные функции и задачи общественного сектора.

  2. Нарисуйте схему классификаций налогов в РФ.

  3. Проиллюстрируйте графически перемещение налогового бремени на конкурентных и монопольных рынках.



Дополнительные контрольные задания
Вариант 7.

  1. Каковы правовые формы государственных и муниципальных бюджетов РФ?

  2. Докажите теорему о медианном избирателе.

  3. В чем состоит различие между спросом на общественные и частные блага?


Вариант 8.

  1. Охарактеризуйте межбюджетные отношения в России.

  2. В чем состоит оптимизация налогообложения? Сформулируйте правило Рамсея.

  3. Какое воздействие оказывают бюджетные гранты на бюджет региона?

Вариант 9.

  1. В чем заключается гипотеза Тибу?

  2. Охарактеризуйте основные виды общественного страхования.

  3. Из каких источников поступают доходы государства?



Вариант 10.

  1. Что изучает теория общественного выбора?

  2. В чем состоит принцип Парето-эффективности в системе функционирования общественного сектора?

  3. Объясните экономический смысл квази-рынков в общественном секторе .



5. Требования к оформлению контрольной работы


Работа должна быть выполнена с использованием ПЭВМ. Оформление титульного листа должно быть осуществлено в соответствии с приложением Б. Страницы необходимо нумеровать; первой страницей является титульный лист, на котором номер не ставится. В работе должны быть обязательно проставлены сноски.
6. Список литературы
Рекомендуемая литература.
Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. М.,2004-11-24

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями на 1 января 2011 г.) – М., 2011. Ч.1,II.

  3. Налоговый кодекс РФ, часть первая: Федеральный закон от 314 июля 1998 г. №147-ФЗ, раздел I, гл. 1. 2.

  4. Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ (ред. от 12.01.2006) «О некоммерческих организациях»

  5. Федеральный закон от 19.07.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»

  6. Федеральный закон от 22.12. 2006 №2 75-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»


Основная литература:
1.Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Экономика общественного сектора: Учебник/ Под ред. П.В.Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова.- М.: ИНФРА-М, 2010.

Дополнительная литература:

.

1.Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995

2. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора. Курс лекций. М., 2003.

3. Ахинов Г.А. Основы экономики общественного сектора. 2-е изд. М.: ТЕИС, 2006.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994

5.Бьюкенен Дж.М. Сочинения. Пер. с англ. Серия «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. – М.: «Таурус Альфа», 1997.

6. Бюджетная система: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1999.

7. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Учебник для вузов / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 30, 31, 34.

8. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. – СПб.: Экономическая школа, 2003. Т. 2.

9. Косенко С.Т. Экономика общественного сектора: Учебное пособие .-СПб: СПбГИЭУ, 2006.

10. Пономаренко Е.В., Исаев В.А.Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного госу дарства) :Учебник.-М.:ИНФРА-М,2007

11. Стиглиц Дж. Э. Экономика государственного сектора. М., 1997.

  1. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005

13. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния. – М.: Прогресс, 1985.

14. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики: Науч.-практич. Пособие. – М.: Дело, 2004.

15. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002.

16. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.,2000.

Приложение А

Содержание дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины)
Тема 1. История формирования экономики общественного сектора

Этапы становления экономики общественного сектора как научной дисциплины. Основные теории и концепции. Концепция общественного благосостояния. Концепция общественного блага. Теория общественного выбора
Тема 2. Предмет и метод экономики общественного сектора

Узкая и расширительная трактовки понятия общественного сектора. Предмет изучения экономики общественного сектора. Уровни и методы исследования. Современная структура общественного сектора.

Тема 3. Институциональные формы организации общественого сектора

Организационно-правовые формы общественного сектора. Некоммерческие организации: виды и источники финансирования. Саморегулируемые организации. Казенное, бюджетное и автономное учреждения. Контрактная и грантовая системы предоставления ресурсов. Благотворительность. Целевой капитал (эндаумент).

Формы участия частного капитала в общественном секторе. Контрактно-договорные отношения. Государственно-частное партнерство. Предприятия венчурного типа. Концессии и франчайзинг.

.

Тема 4. Общественный сектор в смешанной экономике

Причины существования общественного сектора с позиции микро и макроэкономических подходов. Рынок и государство. Либеральная и эгалитарная концепции распределения доходов и ресурсов. Экономические функции государства: стабилизационная, распределительная и аллокационная. Тенденции развития государственного сектора.

Провалы рынка и меры государственного вмешательства: монополия, ассиметрия информации, внешние эффекты, общественные блага.

Тема 5. Общественное благосостояние и перераспределительная деятельность государства

Экономическая эффективность и социальная справедливость. Неравенство в распределении доходов и ресурсов. Сильная и слабая ловушки безработицы. Эксплицитное и имплицитное налогообложение. Сильная и слабая ловушки бедности. Парето-эффективность и Парето-улучшения. Первая и вторая теоремы экономики благосостояния. Критерий компенсации Калдора-Хикса. Функции общественного благосостояния: функция Бергсона-Самуэльсона, утилитаристская функция, роулсианская функция. Принцип «второго лучшего».
Тема 6. Общественные блага

Чистые общественные блага. Основные свойства: неконкурентность и неисключаемость. Блага с неделимым и делимым потреблением. Смешанные общественные блага. Мера «общественности» блага. Теория клубов и клубное благо. Социально-значимые блага. Общенациональные и локальные блага.

Равновесие в в сфере производства общественных благ. Ценообразование в общественном секторе. Цены Линдаля. Равновесие Линдаля. Частичное и общее равновесие в общественном секторе. Условие Самуэльсона. Предельные нормы замещения и трансформации. Коллективные действия. Дилемма заключенного. Проблема безбилетника.
Тема 7. Теория общественного выбора

Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Прямая демократия. Правила принятия коллективных решений. Правило единогласия. Правило простого большинства. Оптимальное большинство. Внешние и внутренние издержки принятия решений. Парадокс голосования. Теорема о медианном избирателе. Теорема Эрроу о невозможности. Представительная демократия. Экономические роли участников общественного выбора. Рациональное неведение.
Тема 8. Экономика бюрократии

Экономика бюрократии как особая система организаций. Основные критерии. Специфика интересов бюрократии. Бюрократическая монополия. Закон Паркинсона. Политическая рента. Группы специальных интересов. Лоббирование. Логроллинг. Изъяны государства. Совершенствование исполнительной власти в условиях информационного общества. Система публичного управления. Электронное правительство

.
Тема 9. Доходы государства

Источники государственных доходов. Основные признаки и виды налогов. Классификации налогов. Критерии оценки налоговых систем. Налоговый механизм в общественном секторе Сфера действия налога. Оптимальное налогообложение. Избыточное налоговое бремя. Мера искажающего действия налога. Цели и ограничения налоговой политики. Правило Рамсея. Цены Рамсея. Правило Корлетта-Хейга. Структура государственных доходов Российской Федерации. Виды налогов.
Тема 10. Общественные расходы

Общественные расходы: виды, структура и тенденции . Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. Искажающее действие общественных расходов. Производство общественных благ. Контрактация и квази-рынки.

Основы организации бюджетной системы Российской Федерации, базовые принципы. Функциональная, экономическая и ведомственная классификации расходов. Структура расходов федерального бюджета.
Тема 11. Социальное страхование и социальная помощь

Неполнота информации и проблемы на рынке частного страхования. Роль социального страхования. Государственные страховые фонды. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд РФ. Негосударственные социальные фонды. Социальная помощь.
Тема 12. Основы бюджетного федерализма

Сущность бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Функции и расходы территориальных бюджетов. Доходы территориальных бюджетов. Бюджетные гранты.
Тема 13. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

Организация бюджетной системы Российской Федерации. Особенности и этапы развития бюджетного федерализма в России. Разграничение бюджетных полномочий в системе бюджетного федерализма. Формирование региональных и муниципальных бюджетов.

Приложение Б

Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

\
Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа
по дисциплине «Экономика общественного сектора»

Вариант №

Выполнил студент (ка) -

Группы -

Курса -

Ф-т -

Направление -

Фамилия -

Имя -

Отчество -
Санкт-Петербург

2012


Приложение В.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине


  1. В чем состоят различия между «узким» и «широким» подходами к научному анализу общественного сектора?

  2. Проанализируйте тенденции развития государственного сектора.

  3. Охарактеризуйте издержки перераспределения, проводимого государством.

  4. Выведите функцию общественного благосостояния с позиций различных подходов к проблемам благосостояния общества.

  5. Объясните, что понимают под «государством благосостояния».

  6. Изобразите графически равновесие Линдаля. Как в данном случае достигается оптимум по Парето?

  7. Выведите условие Самуэльсона.

  8. Объясните суть теории клубов.

  9. Как принцип «второго лучшего» применяется на практике?

10. Покажите, как можно манипулировать исходом голосования, изменяя процедуру голосования.

11. Докажите теорему о медианном избирателе.

12. Приведите примеры действий групп специальных интересов в России и в странах с развитой рыночной экономикой.

  1. Проиллюстрируйте искажающее действие общественных расходов на примере натуральных выдач и денежных выплат.

  2. Покажите, как общественное страхование преодолевает проблемы, встающие перед частными страховщиками.

  3. Объясните механизм формирования и использования в нашей стране государственных социальных фондов.

  4. Приведите примеры формирования квази-рынка.

  5. Приведите примеры, какие проекты анализируются с позиций «издержки – результативность», «издержки – полезность», «издержки – выгоды».

  6. Охарактеризуйте подоходный налог, налог на прибыль, акцизный сбор, НДС, налог на землю, налог с продаж и др. с точки зрения различных классификаций.

  7. Проанализируйте налоговую систему России и любой другой страны с развитой рыночной экономикой, используя критерии оценки налоговых систем.

  8. Охарактеризуйте использование правила Рамсея с позиций эффективности и справедливости.

  9. Приведите формулировку и обоснование теоремы о децентрализации.

  10. Используя теорию клубов, проиллюстрируйте связь между численностью населения и масштабами производства локальных общественных благ.

  1. На примере своего родного региона проиллюстрируйте функционирование регионального бюджета.

  2. Каковы правовые формы государственных и муниципальных бюджетов РФ? Имеют ли правовую форму консолидированные бюджеты?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов
Методические указания к выполнению контрольной работы

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Общие положения

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для...
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Для студентов заочного обучения основной формой изучения дисциплины «История политических и правовых учений» является самостоятельная...

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы /Университет га. С. Петербург, 2016

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания по изучению дисциплины, и выполнению контрольной работы / Университет га. С. Петербург, 2014

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы Для студентов зф
Экономическая география: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет га, С. Петербург,...

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы Для студентов зф
Экономическая география: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет га, С. Петербург,...

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет га. С. Петербург, 2016






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную