Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации






Скачать 196.07 Kb.
НазваниеЦентр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации
Дата публикации30.05.2015
Размер196.07 Kb.
ТипРеферат
e.120-bal.ru > Экономика > Реферат
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации

«Современные подходы к организации образовательного процесса в организации дополнительного образования детей»

«Применение технологии развития экономического мышления в дополнительном образовании, в рамках экспериментальной программы «Экономическая теория для молодых и креативных» - как способа социализации старшеклассников».

Слушатель курсов

Сенькина Е.П.,

педагог дополнительного образования ЦВР «Крылатый»






_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2014 г




СОДЕРЖАНИЕ













ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Технологии развития экономического мышления старшеклассников

4

  1. Применение технологии развития экономического мышления старшеклассников в рамках программы «Экономическая теория для молодых и креативных»

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

13










ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе существует общая проблема адаптации учащихся к сложным условиям рыночной экономики. Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должен уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, что позволит ему уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Ему жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовым к труду в условиях рыночной экономики, поэтому задача экономического образования - помочь осознать, что личный успех зависит от профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества. Лицо общества XXI века определяют новые качества личности: гибкость, мобильность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и заинтересованность в приумножении личных ценностей, ценностей фирмы и всего общества в целом.  Таким образом, главный процесс формирования личности старшеклассника - социализация и формирование активной жизненной позиции, что в определенной мере достигается развитием экономического мышления личности.

На необходимость и важность экономической подготовки молодого поколения русские ученые-педагоги указывали еще в 19 веке. Так, К.Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономией, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества. В практической деятельности и педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого «воспитанники должны знать экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет – замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело». В настоящее время в дополнительном образовании также наметилась тенденция к реализации программ (в том числе экономических), направленных на решение задач государственной важности, которые не только удовлетворяли интересам занимающихся, но и имели бы практическую, прикладную направленность, и способствовали определению учащимися профессионального профиля дальнейшего обучения, с целью занятия в ближайшем будущем достойного места на рынке труда и в жизни, а также применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения.
1. Технологии развития экономического мышления старшеклассников
Для решения задач социализации старшеклассников с помощью развития экономического мышления в сфере дополнительного образования, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход, нацеленный на формирование общих представлений о мире экономики, соответствующих ценностей, а на их базе - навыков поведения в экономике. Он помогает выработать у школьников не только адекватные представления о сути экономических явлений, но и сформировать навыки адекватного поведения в реальной экономической жизни. Именно в рамках данного подхода формируется экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры, а тем самым, создаются предпосылки для социализации старшеклассника. Задача экономического образования в этом случае дать не только качественное образование, но и предусмотреть:

1) в сфере обучения: освоение учащимися основ знаний о современной экономике, о принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений в области экономической деятельности, т. е. деятельности в ситуации выбора;

2) в сфере самосознания: осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

3) в сфере мотивации: развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку;

4) в сфере патриотического воспитания: освоение знаний в области основ мощи и проблем развития современной России.

В целом имеют место две составляющие экономического мышления: непосредственно экономические знания и тренировка навыков экономического поведения.

Алгоритм экономического мышления обусловлен следующими составляющими:

1). Основа любой экономической деятельности человека - потребности. Именно они заставляют человека постоянно совершенствовать способы производства, искать новые пути создания новых благ. Не было бы потребностей, не было бы и экономики;

2). Чтобы эти потребности удовлетворить, необходимы ресурсы, которые в каждый данный момент времени ограниченны, т. е. их всегда меньше, чем  необходимо для производства благ и удовлетворения потребностей. Из-за этого несоответствия в экономике и существует проблема выбора. Поведение человека в этой ситуации, когда он пытается найти единственное решение проблемы из нескольких возможных,  основано на экономическом мышлении. Как он себя ведет? Он выбирает, причем его выбор имеет определенную  цель – улучшение своего благосостояния, семьи и общества в целом. Он пытается предусмотреть различные альтернативы своих действий, выработать критерии оценки этих альтернатив и сделать осознанный выбор, оценив эти альтернативы.

3). Экономически мыслящий человек постарается определить цену своего выбора. Не слишком ли высоки те потери, которые он имеет, сделав свой выбор? Осуществление выбора – это реализация рационального, экономического  поведения человека.

4). Экономически мыслящий человек будет стремиться максимизировать результат при данных затратах, причем это поведение не всегда является правильным с точки зрения морали. Вот почему в экономическом образовании особую роль надо отводить нравственному воспитанию. Необходимо, чтобы рациональные действия одного субъекта  не приводили к ущербу для другого, что соответствует высказыванию великого английского философа - экономиста : «Обычный доход от торговли и ремесла - есть доход честный приумноженный двумя путями : прилежным трудом и славой честного предпринимателя» Фрэ́нсис Бэ́кон.

Суть экономического обучения и воспитания в дополнительном образовании заключается в приобретении навыков экономического мышления, в выработке самодисциплины, в осознании необходимости самоорганизации в развитии у обучающегося способности самовыражения личности, стремления к рационализму в работе, к изобретательности, к выбору оптимального варианта , в решении социально-экономических задач, к получению при этом наибольшего эффекта при наименьших затратах.

Экономическое мышление -  это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, т. е. действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него, умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.

Таким образом, развитие экономического мышления у обучающихся, способствует их социализации. Как сказал Бернард Шоу, «экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Основной принцип технологии развития экономического мышления может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать». Технология развития экономического мышления старшеклассников включает в себя следующие методы:

1. Наиболее эффективным методом в организации экономического образования старшеклассников являются дискуссии, дебаты, диалоги, беседы. На занятиях экономические темы формулируется в виде проблемных вопросов, которые побуждают учащихся к размышлению, а не только к логическому выстраиванию ответа из отдельных понятий и определений. Постановка проблемных вопросов на дискуссиях дает возможность, всей группе учащихся включиться в процесс поиска, исследования. Важное место занимает диалог, обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии сформулированные на базе: «Как изменится экономическая ситуация , если ….», анализ  статей, статистических данных, сообщения (доклады) отдельных учащихся и др.

2. По моему мнению, заслуживает отдельного внимания метод, который я назвала методом «своевременности». Необходимо рассматривать вопросы, которые выносят на дискуссию и предлагают сами дети. Чаще всего это вопросы, обсуждаемые в СМИ и представляющие общественный интерес. При этом, учащиеся должны самостоятельно вести поиск правильного решения, преподаватель исполняет роль арбитра, подводит итог дискуссии и формулирует правильный вывод.

3. Наиболее распространенным   методом  является тестирование. Тест – это вопрос с уже известными вариантами ответов. Его главным недостатком считается направленность  на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся. Но с другой стороны – это и способ формирования экономического мышления. Тесты  заставляют думать, размышлять, сомневаться, выбирая нужный ответ (или ответы) среди предложенных вариантов.

4. Распространенным методом развития экономического мышления является также эссе. Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретной проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного освещения материала. Целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п. Применение эссе способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

5. Важным методом является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях.

Это позволяет учащимся: 

- применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни;

- приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;

- получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.

Именно эти методы позволяют организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствуют развитию творческого мышления и познавательной активности школьников. 
Отличительными чертами этих методов можно назвать:

- опору на детские интересы сегодняшнего дня;

- связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны;

- самостоятельность;

- творчество учащихся.

6. Наиболее сложным методом является проектирование. Метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта продукта, «осязаемость продукта». Проектная деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно разным направлениям деятельности. Здесь необходимо предусматривать индивидуальные занятия преподавателя с учащимися.

7. Самым продуктивным, на мой взгляд, методом являются деловые игры. Учебная  игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить теоретический материал с различных позиций (приближенным к жизненным). В процессе обучения применяются различные модификации деловых игр. Деловые игры имеют определенные этапы: подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры. Активные формы обучения и особенно деловые игры базируются на древнекитайской мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму», они позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Игра учит мыслить, позволяет старшекласснику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов.

Таким образом, формируя  экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом. М. Булгаков писал: «Экономическое образование дает человеку не только знания, а дает знания, закрепленные в навыках, знания, дающие толчок к самообучению».



  1. Применение технологии развития экономического мышления старшеклассников в рамках программы «Экономическая теория для молодых и креативных»

Социализация старшеклассников посредством развития экономического мышления является конечной целью программы «Экономическая теория для молодых и креативных». Приоритетами программы являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умение организовать поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

- умение пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

При реализации программы «Экономическая теория для молодых и креативных» мной используются различные методы обучения:
1. Словесные - беседы, дискуссии, дебаты, лекции и т.д. Темы формулируется в виде проблемных вопросов. При работе подобным образом учащиеся постоянно озадачены вопросами типа: Почему? Для чего? Как? С какой целью? Каким образом? Т.е. реализуется актуальный современный принцип обучения  - «к учащимся не с ответом, а с вопросом». Преподаватель в такой ситуации является арбитром при высказывании учащимися различных мнений и в конце занятия дает правильный ответ на поставленные вопросы с разъяснением теоретических положений. Например:

- по теме «Основные понятия экономики», предлагаются вопросы для дискуссии: «Является ли хозяйственная деятельность экономической?»; «Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки рыночной экономики?»; «Кто обычно добивается успеха в бизнесе»; объявляются дебаты по вопросу: «Какой способ разбогатеть является самым надежным: много работать; рисковать, вкладывать все свои средства в свое дело; ждать крупного выигрыша в лотерею или в казино; не проявлять спешки и делать карьеру постепенно, шаг за шагом?»;

- по теме занятия, выбранной учащимися для обсуждения, связанной с проявлением такого экономического явления как инфляция, вопрос формулируется следующим образом: «Как вы думаете, каким образом инфляция будет влиять на ваш семейный бюджет?».

- по теме «Мир денег» к проблеме "лишних", свободных денег предлагается дискуссия по вопросу: «Как вы понимаете высказывание Шекспира: "Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет"- то есть, деньги должны работать. Эта проблема также может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ.

- по теме «Валюта» предлагается обсудить вопросы учащихся: «Почему и когда американский доллар стал эквивалентом обмена в международных расчетах? Насколько это актуально на современном этапе? Почему Россия совместно с Китаем и другими странами ищет альтернативные валюты во взаиморасчетах?».

- по теме «Налогообложение» предлагается обсудить вопросы учащихся : «Для чего нужны налоги. Как строится система налогообложения в других странах. Почему в России так остро стоит проблема сбора налогов в полном объеме. Что может сделать правительство для повышения собираемости налогов?».

- по теме «Реклама» предлагается дискуссия: «Какие наиболее эффективные телевизионные рекламы последнего времени – лучшие, почему? Какие покупки сделала ваша семья, «поддавшись» рекламе. На примере рекламных объявлений на зубную пасту (или стирального порошка) покажите, каким образом реклама заостряет внимание на одном или нескольких основных факторах, сказывающихся на поведении потребителей?»

- по окончанию темы «Основы предпринимательства» предлагается провести дебаты: « Что вы можете сказать по поводу изречений, имеющих самое прямое отношение к проблемам предпринимательского успеха»:

а) «Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе делает хуже». Эзоп;

б) «Главное всюду — начать; начало — важнейшая часть дел». Авсоний;

в) «Только про того можно сказать, что он добился успеха, кто сумел воспользоваться его плодами». Люк де Клапье Вовенарг;

г) «Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь дураковатый вид и быть умным». Ш. Монтескье;

д) «Если я работаю по 14 часов в день 7 дней в неделю, то мне определенно начинает везти». А. Хаммер и т.д.
2. Наглядные методы («Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»), используемые мной в программе, включают в себя демонстрацию образцов финансовой отчетности конкретных фирм, бизнес-планов отдельных фирм и хозяйств, образцов договоров, рекламных проспектов известных фирм, маркетинговых отчетов, организацию экскурсии в рекламное агентство (с целью ознакомления с рекламным бизнесом); экскурсий на продуктовый рынок и в супермаркет (с целью ознакомления с ценовой политикой и организацией непосредственно торговых павильонов, а также для ознакомления с мерчандайзингом - работой по выкладке товаров, визуальному оформлению витрин для достижения наибольшей ясности, читабельности витрин и привлечения потребителей к брендам) и т.д.
3. С целью обучения четкому и грамотному формулированию мыслей, умению располагать мысли в строгой логической последовательности, свободно владеть языком экономических терминов и понятий - мной используется метод написания эссе. Темы для эссе подобраны для определенных экономических тем. Например :

- по теме «Маркетинг» в программе предлагается написать эссе: «В чем, по вашему, заключается маркетинг для владельца автозаправочной станции?», «Какие задачи стоят перед маркетинговым исследованием начинающей туристической фирмы?», «В чем заключается маркетинг: начинающей парикмахерской, кафе «Мороженое», службы ремонта компьютеров; службы ремонта квартир, частного детского садика» и т.д. по выбору учащихся. Далее проводятся дебаты, с целью рассмотрения мнений, выявления ошибок, и самое главное нахождения общих черт маркетинга для всех фирм.

- по теме «История предпринимательства» предлагается написать эссе: «Согласны ли вы с Аристотелем, что «умение наживать состояние» — это искусство? Почему?».

- по теме «Посредническая деятельность» предлагается написать эссе:

«Как вы, будучи предпринимателем, объясните высказывание Карела Чапека: «Есть несколько способов разбивать сады, лучший из них – поручить это дело садовнику»?

- по теме «Реклама» предлагается написать эссе: «Что такое «торговая марка»? Почему известные фирмы так дорожат своей торговой маркой и борются с подделками? Для «пиратской» аудио и видеопродукции характерно невысокое качество и низкие цены, не опровергает ли ее популярность тезис о необходимости предпринимателя постоянно бороться за качество своей продукции? Почему?» И т.д.
4. Программой успешно используется такой метод, как тестирование. Выбирая нужный ответ среди предложенных вариантов, учащийся думает, размышляет, учится мыслить экономически. Например:

-по теме «Место России в мировой экономике» мной предлагается тест: «Выделите из следующих показателей потенциальные конкурентные преимущества России:

а) крупные запасы природных ресурсов, многочисленные трудовые ресурсы с высоким уровнем образования;

б) большая доля накопленных основных производственных фондов;

в) наличие уникальных передовых технологий в области космонавтики и военно-промышленного комплекса;

г) высокая ресурсоемкость и затратность производства, огромный износ основных фондов;

д) ограниченные возможности внутреннего накопления капитала;

е) политическая, экономическая и социальная стабильность;

ж) засилье бюрократии и криминализация экономической системы;

з) неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России» и т.д.
5. Большое внимание в программе уделяется исследовательской работе учащихся. По собственному выбору учащиеся подготавливают мини-рефераты на экономические темы. В программу заложены индивидуальные занятия с учащимися. Предполагаются публичные выступления учащихся с докладами по материалам рефератов. Обсуждение тем.
6. Основным методом в исследовательской деятельности мной заложен метод проектов, который считается одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся. При работе над проектами мной широко используются различные методики эвристической и креативной направленности: мозговой штурм, тренинги на коллективную сплочённость, стимулирование творческой мысли. Например:

- разработка бизнес-проекта. Учащиеся разбиваются на группы и разрабатывают бизнес-проект по выбранному типу бизнеса: начинающая парикмахерская, фирма по ремонту компьютеров, строительной фирмы или артели, частного детского садика, пирожкового кафе. Затем происходит обсуждение разработанных бизнес-проектов, выявление ошибок и выбор лучшего бизес-проекта;

- проект расчета себестоимости продукции и ее цены ( кулинарные изделия) с учетом альтернативных видов сырья;

- проект написания краткой рекламы. Учащиеся разбиваются на группы, с целью написание краткой рекламы (в 3-4 строки) по выбранному объекту исследования:

а) для привлечения в ваш «магазинчик» иностранных туристов;

б) для продажи: породистых и непородистых щенков; семян для цветника; продуктов питания;

в) для продвижения услуги населению (ремонт, пошив, риэлтерская деятельность, стоматологические услуги);

г) по самостоятельно выбранному объекту.

Затем происходит обсуждение разработанных реклам, выявление ошибок и выбор лучшей рекламы;
7. С целью закрепления знаний учащихся в своей программе я широко использую деловые игры. В соответствии с личным опытом проведения занятий, мной выявлено, что наиболее интересным для учащихся, кроме метода бесед, дебатов и дискуссий, является именно метод проведения деловых игр, где я, как преподаватель, в деловых играх являюсь наблюдателем и арбитром.

Например, по теме «Менеджмент», мной используется деловая игра «Ярмарка вакансий», разработанная МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый». Целью игры является:

а) в части приобретения практических навыков: для квалифицированной оценки и профессиональной подготовки потенциальных сотрудников, умения принимать оптимальные управленческие решения;

б) в части умения правильно заявить свою кандидатуру в качестве наемного сотрудника: правильно составлять резюме, и формировать папку-портфолио.

План проведения игры включает:

- подготовку игры (разделить команду на две группы – работодателей и претендентов на вакантные места, подготовить пакет документов о фирме, анкеты для заполнения соискателями, паку заявленных вакансий, объявления о вакансиях и т.д.; подготовку «ролей» работодателей: собеседование-опрос, собеседование «игра в прятки», собеседование – «песня», собеседование – испытание, собеседование «партнерские переговоры»; выбор руководства за ходом игры, определение функций руководителя);

- проведение игры;

- подведение итогов деловой игры;

В программе также используются игры : «Я банкир – ты заемщик», «Проведем маркетинг деятельности частного детского сада», «Сам себе директор», «Поставщики-потребители» и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Часть 2. среднее (полное) общее образование. Экономика./Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004; 
2. Г.К. Селевко - Альтернативные педагогические технологии . Москва: НИИ школьных технологий,   2005.  - 222 с.  (Энциклопедия образовательных технологий);


3. И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова -Воспитательная деятельность педагога . Букинистическое издание (2008);

4. Орлова Е.М.Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы


  /Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. – М.: АПУ и ПРО, 2002
5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова - Новые Педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
6. Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Народное образование. 1995. № 5.
7. Самохина А. Проблемы экономического образования//Экономика в школе. – 2001.-№1
8.  http://www.i-u.ru/
9. http://festival.1september.ru
10. www.nestu.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconПрограмма повышения квалификации «Управление многоквартирными домами...
...

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconОбразования Минсельхоза России Приволжского округа
Вашего вуза принять участие в курсах повышения квалификации. Курсы организуются в объеме 72 часа на бюджетной основе по индивидуальной...

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconРегиональный учебый и научно-методический центр госзакупок
Центр госзакупок Хабаровской государственной академии экономики и права (Лицензия а №156370 от 09. 04. 2004 г.) проводит курсы повышения...

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconМетодическое обеспечение деятельности учителя истории и обществознания...
Модульная программа курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconОб итогах городской олимпиады школьников по избирательному праву в 2011-2012 уч году
Организаторами олимпиады являлись Кировская городская избирательная комиссия, аноо центр гражданско-правового и экономического образования,...

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации icon2. п рограмма предоставления образовательных услуг по специализированной...
Программа предоставления образовательных услуг по специализированной образовательной программе повышения квалификации специалистов...

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconУчебно-исследовательский центр образования работников тэк
Также методические рекомендации могут быть полезны слушателям программ повышения квалификации и студентам

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconПрограмма курсов повышения квалификации по программе «Экономика общественного сектора»
Государственный сектор в экономике и общие основы государственного предпринимательства

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconПрограмма повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве...
Ставляет собой программу повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве тьюторов для организации и проведения повышения...

Центр повышения квалификации «центр развития образования городского округа самара» итоговая работа по программе курсов повышения квалификации iconСредние учебные заведения Алтайского края
Базовый медицинский колледж Алт края центр повышения квалификации работников здравоохранения






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную