Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г






Скачать 69.08 Kb.
НазваниеИнформация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г
Дата публикации29.05.2015
Размер69.08 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы


Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г.

Мировой экономический и финансовый кризис в 2008 году затронул экономику Швейцарии не столь значительно, как экономики большинства промышленно развитых стран. Однако уже в третьем квартале 2008 г. темпы роста ВВП страны снизились почти в 2 раза до 1,6%, а в четвертом – впервые с 2003 года – было зарегистрировано снижение объемов ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (на 0,3% в реальных ценах) и правительство страны официально объявило о вхождении экономики в стадию рецессии. По итогам 2008 года кризисные явления наиболее серьезно затронули финансовый сектор Швейцарии (более 21% ВВП): падение для сферы кредитования составило 11,9%, для сектора страхования – 1,3%. Также с отрицательными показателями завершило год сельское хозяйство (-3,2%), однако на данную отрасль приходится чуть более 1% ВВП страны. Остальные отрасли экономики Швейцарии по итогам 2008 года показали положительные результаты. В результате прирост ВВП Швейцарии в реальных ценах составил 1,8% по итогам 2008 года, дефлятор ВВП – 2,2%.

В первом квартале 2009 года ситуация в экономике Швейцарии продолжала ухудшаться. Падение реальных объемов ВВП по сравнению с первым кварталом 2008 г. составило уже 2,2%. Резко сократились объемы швейцарского экспорта – более чем на 10%. При этом товарный экспорт упал на 13,5%. Объем совокупных капиталовложений снизился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 5,9%, в том числе инвестиции в оборудование упали на 8%. Стабилизирующим фактором выступал рост потребительских расходов – 1% по сравнению с I кварталом 2008 г. При этом государственные расходы выросли на 2,3%. Что касается основных отраслей швейцарской экономики, падение в сфере кредитования по итогам I квартала 2009 г. составило уже 19,1%, в сельском хозяйстве – 4,5%. Серьезно ухудшилась ситуация в промышленности – после падения объема производства в последнем квартале 2008 г. на 2,7%, в начале 2009 года данный показатель снизился уже на 5,1%.

С учетом углубляющейся рецессии по итогам первого квартала
2009 г. в июне были скорректированы в сторону понижения прогнозы развития швейцарской экономики. Согласно действующему прогнозу правительства Швейцарии падение объемов ВВП по итогам года может составить 2,7%, а по итогам 2010 года – 0,4%.

Федеральный совет (правительство) Швейцарии и Швейцарский национальный банк (Центробанк), начиная с октября 2008 г., начали проводить активную политику по поддержанию благоприятной конъюнктуры в стране в условиях мирового экономического кризиса.

Для поддержания стабильного функционирования кредитной системы страны в условиях мирового финансового кризиса Швейцарский национальный банк начал активно смягчать денежно-кредитную политику. Целевой диапазон трехмесячной ставки либор был снижен в четыре этапа с 3%-2,5% до 0,25-0,5% с октября 2008 г. по март 2009 г. По оценкам Центробанка Швейцарии подобное снижение процентных ставок не должно привести к росту уровня инфляции в стране. Согласно последнему (июнь) прогнозу Группы правительственных экспертов Швейцарии, в 2009 году ожидается падение уровня цен в стране на 0,5%.

12 ноября 2008 г. был принят пакет мер, направленных на поддержание уровня занятости и загрузки предприятий в стране в условиях международного конъюнктурного кризиса. Его реализация была разделена на три фазы. Первые две из них призваны максимально быстро компенсировать негативные конъюнктурные явления и носят кратко и среднесрочный характер. При этом правительственные расходы остаются в рамках установленного бюджетного дефицита.

Первая фаза начала действовать с 1 января 2009 г. На этом этапе расходы бюджета были увеличены на 432 млн. шв. франков. Из них 205 млн. шв. франков направлены на увеличение финансирования уже реализующихся государственных проектов в сфере транспорта, образования, сельского хозяйства и обороны (финансирование было ранее урезано); 86 млн. шв. франков - на реконструкцию зданий; 66 млн. шв. франков – на проекты по защите от паводков и стихийных бедствий. Совокупный импульс от реализации первой части пакета мер по оценкам правительства в 2009 г. должен составить 822 млн. шв. франков, в 2010 г. – 280 млн. шв. франков

С учетом дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране в начале 2009 г., 11 февраля 2009 г. правительство Швейцарии утвердило вторую часть пакета антикризисных мер, которая предусматривает дальнейшее увеличение государственных расходов на 710 млн. шв. франков, из них 530 млн. шв. франков планируется направить на финансирование инфраструктурных проектов. Совокупный импульс от реализации второй фазы пакета мер, по оценкам правительства, в 2009 г. должен составить
1210 млн. шв. франков, в 2010 г. – 50 млн. шв. франков. Кроме того было принято решение о временном – до 2010 года - снижении для швейцарских производителей стоимости использования Швейцарской системы страхования экспортных рисков и облегчении доступа к экспортному финансированию.

Наряду с непосредственным увеличением расходов федерального бюджета Швейцарии предусматривается также выделение дополнительных средств из бюджетов кантонов – 1,8 млрд. шв. франков в 2009 г. Также для стимулирования внутреннего спроса было принято решение о снижении налоговой нагрузки по федеральным и кантональным налогам в 2009-2010 гг. на 1 млрд. шв. франков и на 1,65 млрд. шв. франков соответственно.

В результате совокупный эффект от реализации первых двух частей пакета антикризисных мер, с учетом вклада системы страхования по безработице, по оценкам правительства, должен составить в 2009 г. –
7332 млн. шв. франков (1,38% ВВП), в 2010 г. – 4380 млн. шв. франков (0,82%ВВП).

1 сентября 2009 г. Государственный секретариат экономики Швейцарии опубликовал официальные данные о развитии экономики страны во втором квартале 2009 г., согласно которым в указанном периоде наблюдалось замедление темпов падения реальных объемов ВВП страны до 2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, сокращение объемов ВВП по сравнению с I кварталом 2009 года составило 0,3%. Во втором квартале продолжалось увеличение государственных расходов (на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.), резко выросли капвложения в строительство (на 3,1%, против падения на 2,6% в I квартале 2009 г.). Продолжалось падение объемов швейцарского экспорта – на 16,2% по сравнению со вторым кварталом 2008 г. Однако одновременно более чем в четыре раза увеличились, по сравнению с I кварталом 2009 г., темпы падения стоимостных объемов швейцарского импорта, которые достигли 12%, что было обусловлено, в том числе, снижением импортных цен.

Из основных отраслей экономики наиболее успешным второй квартал 2009 г. был для строительной отрасли (прирост 4,8%) и сферы энерго- и водоснабжения (+9,1%). Несколько замедлилось падение показателей в сфере кредитования (-12,5%) и сельском хозяйстве (-2,7%). Ситуация в промышленности вместе с тем продолжала ухудшаться – падение объемов производства по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. достигло уже 7,2%.

С учетом наметившихся во втором квартале 2009 года тенденций в экономике Швейцарии, а также неизбежным влиянием эффекта «базы», можно ожидать в ближайшее время корректировки прогнозов развития швейцарской экономики на 2009 год в сторону повышения.

Особое значение при формировании своей социально-экономической политики правительство Швейцарии уделяет ситуации на рынке труда. Швейцария традиционно характеризуется одним из самых низких уровней безработицы в мире (2,6% по итогам 2008 г.) и именно превышение порогового значения уровня безработицы в 5% в течение нескольких кварталов определяет в Швейцарии переход к «тяжелой рецессии».

Уровень безработицы в Швейцарии по итогам августа 2009 г. вырос уже до 3,8%. Количество зарегистрированных безработных достигло
150,8 тысяч, что на 60,4% больше чем в конце августа 2008 г. При этом количество безработных в промышленной сфере увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. более чем в два раза и достигло 34 тыс. чел., в том числе более чем в три раза увеличилось число безработных в часовой промышленности (2,7 тыс. чел.), более чем в полтора раза – в металлообработке (4,8 тыс. чел.).

По итогам 2009 г. правительство Швейцарии ожидает рост уровня безработицы до 3,8%. В 2010 году он может достичь 5,5%. С учетом этого правительство в рамках третьего антикризисного пакета создает инструменты для борьбы с безработицей молодежи и долгосрочной безработицей, а также для того, чтобы период безработицы использовался для повышения квалификации. В частности предполагается сосредоточится на следующих направлениях:

Повышение квалификации для безработных

Путем государственного софинансирования программ повышения квалификации для временно безработных правительство рассчитывает стимулировать их активность и дальнейшее развитие.

Стимулирование начала профессиональной карьеры

Работодателям, принимающим молодых кандидатов без опыта работы, планируется предоставлять финансовую поддержку в течение максимум 6 месяцев. Целью данных мер является рост занятости молодых сотрудников, безуспешно пытавшихся найти работу и находящихся под угрозой долгосрочной безработицы.

Временное трудоустройство в некоммерческих организациях

В 90-е годы себя оправдала практика бирж труда. Они применялись для того, чтобы предоставить безработным временное трудоустройство и обеспечить им перспективу на рынке труда.

Повышение квалификации во время работы в сокращенном режиме

Расходы на повышение квалификации во время работы в сокращенном режиме будут частично финансироваться государством. При этом финансовые средства (также как компенсация неполного рабочего времени) будут выплачиваться непосредственно предприятиям.

Переквалификация и повышение квалификации в сфере энергетики

Специалисты из смежных отраслей будут стимулироваться к переходу в энергетику и строительство. Для этого необходима широкая инициатива по переквалификации и повышению квалификации, с тем, чтобы в федеральном масштабе содействовать развитию энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.

Федеральное Управление кадров временно расширяет список вакансий на 230 мест, вооруженные силы Швейцарии повышают количество временных должностей до 3000 в год.

На реализацию третьего пакета антикризисных мер правительство Швейцарии планирует выделить из бюджета страны в 2010 году 600 млн. шв. франков, в том числе 200 млн. шв. франков на снижение выплат населения по медицинскому страхованию, 238 млн. шв. франков на создание новых рабочих мест в некоммерческих организациях, 40 млн. шв. франков на образование выпускников, не обеспеченных работой, 30 млн. шв. франков на повышение квалификации во время работы в сокращенном режиме и 15 млн. шв. франков на переквалификацию и повышение квалификации в сфере энергетики.

Предложенный правительством третий пакет мер будет рассмотрен на осенней сессии швейцарского парламента. В случае его одобрения правительство полностью исчерпает резервы, установленные бюджетным законодательством страны на 2010 год. Совокупные расходы федерального бюджета Швейцарии по реализации антикризисных мер (включая третий пакет) в 2009-2010 гг. составят 1,742 млрд. шв. франков. Общий эффект от реализации указанных мер должен составить 15,462 млрд. шв. франков, в том числе 8,021 млрд. шв. франков (1,54% ВВП) в 2009 году, 7,441 - млрд. шв. франков (1,43% ВВП) в 2009 году



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconИнформация Торгпредства РФ в Швейцарии за период с 15 по 29 декабря 2009 г. Экономика
Ввп в 2009-2010 гг., поскольку восстановление мировой экономики увеличивает экспорт страны, сообщает агентство Bloomberg. Экономика...

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconЭкономика сельского хозяйства Агропромышленный комплекс России в первом полугодии 2014 г
Агропромышленный комплекс России в первом полугодии 2014 г. (экономический обзор) // апк: экономика, управление. 2014. № С. 43-51....

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconИнформация Торгпредства в Республике Корея за период 31 августа по 14 сентября 2009 г

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconИнформация Торгпредства РФ в Королевстве Швеция за январь-февраль 2009 года
...

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconУровень жизни населения, денежные доходы населения, охрана труда
Информация об итогах деятельности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Правительства рб в первом...

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconЭкономика сельского хозяйства Агропромышленный комплекс России в...
Агропромышленный комплекс России в первом полугодии 2013 г. (экономический обзор) // апк: экономика, управление. 2013. № С. 47-54....

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconОтчет вто за 2002 год
Ежегодный отчет публикуется в первом полугодии. А во втором полугодии публикуется дополнительный доклад, который называется «Статистика...

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconИнформация о работе с обращениями граждан в министерстве финанасов кбр в первом полугодии 2014 г
За первое полугодие 2014 года непосредственно в адрес Министерства финансов кбр и через Правительство кбр поступило 31 обращение...

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconРиски строительного проекта во вьетнаме
В настоящее время во Вьетнаме наблюдается достаточно быстрый рост строительства офисных и жилых зданий. В первой половине 2010 г...

Информация Торгпредства РФ в Швейцарии в первом полугодии 2009 г iconОсновные политико-экономические события и новости в экономике Азербайджана
Информация Торгпредства РФ в Республике Азербайджан за период с 14 февраля по 28 февраля 2009 г






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную