Скачать 325.22 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() НОРМАТОВА Шахноза МаноновнаФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ОСНОВНОГО СЕГМЕНТА СФЕРЫ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Душанбе-2012 Работа выполнена на кафедре «Экономика и предпринимательства» Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции
Защита состоится «30» мая 2012г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 737.013.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском государственном университете коммерции по адресу: 734055, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Дехоти, 1/2. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного университета коммерции. Автореферат разослан «30» апреля 2012г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор экономических наук, профессор Раджабов Р.К.
Актуальность темы исследования и степень изученности проблемы. В условиях перехода Республики Таджикистан к рыночным отношениям происходят структурные изменения во многих отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере услуг. За годы независимости республики сфера услуг постепенно занимает прочные позиции в отраслевой структуре ВВП. Однако с развитием отрасли появляется необходимость оценки целого ряда факторов, прямо или непосредственно влияющих на характер, принципы, методы, идеи продвижения на рынок товаров и торгово-сервисных услуг. Следует отметить, что в Республике Таджикистан прослеживаются общемировые закономерности развития и тенденции влияния глобальных экономических преобразований. Несмотря на положительные моменты развития сферы услуг, все еще остается трудно разрешимой проблема комплексного удовлетворения социально-экономических потребностей всех групп и слоев современного общества и конкретных людей. На уровень и качество жизни населения оказывает отрицательное влияние недостаточное развитие предприятий и организаций торгово-сервисной инфраструктуры, неравномерность их размещения и нерациональные организационные формы их функционирования. Вопросам анализа формирования и развития розничной торговли как основного сегмента сферы услуг посвящены труды многих ученых. Значительный вклад в развитие данных вопросов внесли зарубежные ученые экономисты: В. А. Абчук, А. П. Альгин, К.М. Аргинбаев, М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, У. Бартон, В.В. Боков, Е.С. Васильчук, Э. Вогхан, В.В. Глущенко, П.Г. Грабовый, М. Грин, А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, А.А. Первозванский, Б.А. Райзберг, К. Редхед, В.Т. Севрук, А. А. Спивак, И.С. Уильямс, В. А. Чернов, А.С. Шапкин, А.Д. Шеремет, а также ученые Республики Таджикистан И.Аминов, Т.Б.Ганиев, А.А.Исоков, С.Д.Комилов, Н.Сангинов, З. Султонов, И.Усманов, Х.Н. Факеров, С. Хабибов, М.М.Шарипов, Ф.Р. Шаропов и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной области многие методические и методологические вопросы этой важной проблемы еще не решены. Разнообразие точек зрений и теоретические предпосылки исследователей по проблеме исследования розничной торговли послужили основанием для выбора темы настоящей работы, обусловили ее цель и задачи. Необходимость формирования и совершенствования основных направлений развития сферы услуг, а также розничной торговли, повышения эффективности услуг, предоставляемых населению и другим потребителям в рыночных условиях предопределили актуальность темы исследования. Целью данной диссертационной работы является разработка теоретической и методической основы развития розничной торговли с учетом функционирования рынка торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является сфера торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан, а её предметом - социально-экономические отношения, складывающиеся в сфере торгово-сервисных услуг в условиях перехода к рынку. Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии со следующим разделом Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки): 1.6.109 – «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», 1.6.117 – «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг» и 1.6.118 – «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг». Теоретической и методологической основой исследования является экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам формирования и эффективного функционирования сферы услуг и осуществления социальной политики. Методика исследования основана на использовании системного, статистического и логического анализа полученной информации. Базой для анализа послужили нормативно-правовые акты, постановления и инструкции органов управления, статистические данные, а также собственные исследования автора. Для решения прикладных задач, рассматриваемых в диссертации, использовались методы: наблюдений, рядов динамики, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ. Для обработки экономической информации и графического представления результатов исследования использованы современные компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения. Информационную основу исследования составили данные Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, статистическая отчетность торговых предприятий, результаты выборочного обследования, проведенного автором. В работе использованы законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, Программа социально-экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по формирования и совершенствования основных направлений развития розничной торговли будет способствовать повышению эффективности и качества, оказываемых торгового обслуживания в Республике Таджикистан. Кроме того они будут использованы при разработке и реализации стратегий повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли за счет формирования оптимальных систем управления рисками. Внедрение на практике предлагаемых в работе моделей и методик повысит эффективность анализа и оценки функционирования предприятий розничной торговли. В целом, практическое применение полученных результатов предполагает возможность создания на торговых предприятиях рациональной системы планирования, прогнозирования, анализа, контроля, выработки и принятия управленческих решений по повышению эффективности организации торгового процесса, а также разработать долгосрочные программы, регулировать основные направления функционирования предприятий розничной торговли и улучшить их взаимоотношения со страховыми и налоговыми организациями и органами исполнительной власти. Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по формированию и совершенствования основных направлений развития розничной торговли внедрены в практику работы Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан при разработке Концепции развития потребительского рынка республики на период до 2015г. и организациями потребительской кооперации «Таджикматлубот». Научные результаты диссертации используются в учебном процессе Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции при чтении лекций по дисциплинам «Экономика торговли», «Финансовый менеджмент» и «Основы коммерческой деятельности». Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Таджикском государственном университете коммерции в 2008-2012 годах, научных конференциях молодых ученых Таджикистана (2007-2012гг) и научно-практических конференциях Сибирский университет потребительской кооперации (2009-2012гг.). Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим объемом 2,10 п.л., в том числе 3 статьи в рецензируемых журналах ВАК РФ. Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, и изложена на 149 странице машинописного текста. Работа содержит 21таблиц, 9 рисунков. Список использованной литературы включает 156 наименований. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность темы, освещена цель и задачи, раскрыты теоретические и методические основы диссертационной работы, её научная новизна и практическая значимость. Первая глава «Теоретические основы исследования сферы услуг и тенденции развития розничной торговли Республики Таджикистан» посвящена изучению сущности сферы услуг и определению элементов её составляющих, характеристике, роли и места сферы в национальной экономике, дана оценка зарубежного опыта государственного регулирования и возможности его использования в условиях перехода к рынку. Во второй главе диссертации «Методические аспекты управления розничной торговлей: комплексный подход» рассмотрены методические подходы к анализу розничной торговли с учетом функционирования рынка торгово-сервисных услуг, предложена система показателей для анализа и оценки эффективности деятельности инфраструктуры торговли, обоснована необходимость разработки механизма функционирования городских рынков. В третьей главе диссертации «Основные направления организационно-экономического развития розничной торговли Республики Таджикистан» разработаны основные ориентиры развития торгово-сервисной сферы, определены направления совершенствования торговли и торгового обслуживания и условия функционирования городских сельскохозяйственных рынков и выполнен прогноз розничного товарооборота республики на 2015-2020 гг. на основе использования экономико-статистических методов. В выводах и предложениях в кратком виде приводятся основные результаты исследования. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ Первое положение, выносимое на защиту, заключается в обобщении различных научных направлений в теории сферы услуг, а также выявлении тенденций развития сферы услуг Республики Таджикистан за годы переходного периода к рыночной экономике. Расширение и развитие сферы услуг, как составной части реального сектора современной экономики Таджикистана, вносит существенный вклад в решение насущных социально-экономических проблем общества, в формирование валового внутреннего продукта, в рост занятости и сокращение безработицы, повышение денежных доходов населения, ускорение темпов научно-технического прогресса, в выравнивание уровня экономического развития на всей территории страны. Именно сфера услуг оказывает непосредственное влияние на динамичное развитие комплексов и отраслей экономики, рыночное согласование предложения и покупательского спроса на рынке услуг, создаются условия для социального развития и переустройства территорий, для повышения материального и культурного уровня жизни населения, удовлетворения возрастающих потребностей в разнообразных товарах и услугах. В диссертации изучая, классификация услуг, используемая в рамках ВТО автором выделены, различные виды услуг и с учетом этого выявлены специфические особенности сферы услуг по сравнению с производственной сферы. Кроме того автор считает, что рост ВВП происходит в результате осуществления политики последовательной трансформации экономики и перехода на рыночные методы хозяйствования. Вместе с тем они влекут за собой изменения в многоукладности экономики в сфере услуг, а также его составного элемента розничной торговли. Приведенные в табл. 1 официальные статистические данные за годы функционирования переходной экономики показывают, что вклад сферы услуг в производстве Валового внутреннего продукта страны резко повысилась: с 25,4 % в 1991 г. до 39,6 % в 2005 г. и 47,9 % в 2010 г. при одновременном снижении доли производства товаров, которая составила соответственно за сравниваемые годы – 73,1 % и 41,6%. Выявленные в ходе исследования тенденции в структуре национального производства ВВП полностью соответствуют общемировым изменениям, происходящим в странах, использующих в хозяйственной практике рыночную модель хозяйствования. Как показывает опыт развитых в экономическом отношении стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами достаточно быстрыми темпами растет спрос на услуги. Действительно, чем экономически слабее государство, тем в большей степени его хозяйственная деятельность ограничивается производством вещественных благ. И наоборот, чем выше уровень экономического развития страны, чем больше будет развита индустриальная база, повышается уровень производительности труда работников, а на этой основе изменяется структура хозяйства и возрастает значение трудовой и экономической деятельности, ориентированной на производство и реализацию разных видов услуг. Таблица 1Структура производства валового внутреннего продукта Республики Таджикистан за 1991 – 2010 годы (в % к итогу) 1
Необходимо подчеркнуть, что услуги всегда играли весьма важную роль в экономике и жизнедеятельности людей. Значимость одних услуг связана с обслуживанием потребностей материального производства, процессов распределения обмена и потребления продуктов труда, обеспечивающих непрерывность развития системы расширенного воспроизводства. Роль и значение других видов услуг обусловлена решением задач занятости и развития рынка рабочей силы, повышения образовательного, профессионального и культурно-технологического уровня, укрепления здоровья и развития стимулов к производительному и общественно-полезному труду, улучшению торгового обслуживания, обеспечения отдыха и развития производства материальных и создание духовных благ для населения. Исходя из этого в диссертации оценивая место и роль торговых услуг, автором выделены коммерческие, коммуникационные, деловые, дистрибьюторские и другие услуги связанные с упаковкой, транспортировкой, хранение и реализации товаров, а также услуги связанные с послепродажной и гарантийной обслуживание и др. Таким образом, сфере услуг и его составному элементу розничной торговли принадлежит исключительно ключевая роль в совершенствовании образа жизни, повышении материального и культурного уровня, благосостояния народа. Динамичное и устойчивое развитие отраслей и подотраслей услуг содействует образованию экономии материальных, трудовых, финансовых и предпринимательских ресурсов, увеличивает свободное время работников, занятых полезным для общества трудом, повышает творческую содержательность их труда, сокращает нерациональные затраты вне рабочего времени, делает жизнь людей более комфортной и приятной. Сказанное позволяет нам утверждать, что подлинное развитие розничной торговли как составного звена современной сферы услуг экономики практически затрагивает жизненные интересы всех социальных групп и слоев населения. Во втором положении, выносимом на защиту, подробно изложены основные направления государственного регулирования и содействия развитию сферы услуг, позволяющие стимулировать активное развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг. Эффективность предпринимательской деятельности во многом зависит от совершенства механизма ее государственного регулирования, от наличия условий, позволяющих использовать экономические ресурсы самых разнообразных источников и быстрой адаптации к изменяющейся ситуации на рынке товаров и услуг. Государственное регулирование сферы услуг представляет научно-обоснованную систему действенных мер законодательного, экономического, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение намеченной миссии и целей, осуществляемых органами государственного управления. Чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции на рынке, смягчить негативные последствия его стихийного саморегулирования, активно применяются методы государственного регулирования экономической деятельности. Последнее осуществляется по следующим основным направлениям:
По мнению автора, в рамках первого направления государство разрабатывает и осуществляет меры, направленных на обеспечение здоровой конкуренции на основе сочетание принципов:
Одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Но вместе с тем, государство осуществляет контроль над ценами некоторых товаров и услуги. В связи с этим приняты законы о ценообразовании и об органах обеспечивающие их выполнение. Наблюдая за ценами, государство осуществляет прямое вмешательство процессу ценообразования. Прежде всего, под административным надзором со стороны государства находятся товары, имеющие особую значимость для социально-уязвимых групп населения. В Республике Таджикистан действует в основном система государственного регулирования, направленная на защиту интересов потребителей и производителей в предпринимательской сфере. Как отмечается в исследовании, государственное регулирование цен должно проводиться в сочетании с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров, работ и услуг. Важное место в системе мер по государственному регулированию рынка занимает вопрос о защите прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией. Автор отмечает, что за годы трансформационной экономики, в механизме государственного регулирования, несомненно, произошли принципиальные изменения. Вместо использования преимущественно административных методов управления экономикой, что было характерным направлением в Советский период, ныне в переходной к рынку экономике, приоритет логически отдан преимущественно рыночно-экономическим методам регулирования и механизмам их применения на практике. К ним относятся: налогово-кредитная и внешнеэкономическая политика, лицензии, социальные и иные нормативы, научно технические, экономические и социальные программы, договора на поставку товаров и заказы на выполнение услуг, регулирование валютного курса, проведение гибкой таможенно-тарифной политики, политика в области привлечения иностранных и отечественных инвестиций, политика в области патентов, финансово-кредитная поддержка частным субъектам предпринимательской деятельности и др. Третье положение, выносимое на защиту, состоит в раскрытии роли розничной торговли как основного сегмента сферы услуг, в национальной экономике Республики Таджикистан. В результате проведения первоочередных мер в торговли было создано конкурентная среда, устранены барьеры для вхождения в отрасль, осуществлена приватизация и коммерциализация деятельности. В торговле появились новые формы хозяйствования: арендные, кооперативы, товарищества, общества, малые предприятия. Наряду с положительными моментами, ставшими основой рыночных отношений, в ходе реформы возникли негативные явления, оказавшие отрицательное влияние на развитие отрасли. А именно: гражданская война, либерализация цен в условиях ослабления экономического регулирования и правового обеспечения торговли способствовала резкому росту цен, возможности сокрытия оборота; нарушение хозяйственных связей, ослабление позиций оптовых структур привело к деформации процессов товародвижения; возможности сокрытия оборота стали одной из причин отсутствия нормальных форм расчетов между производителями и потребителями. В структуре негосударственного сектора торговли преобладает неорганизованный рынок, который к 2010 году составил 93,1% рынка реализуемых населению товаров и услуг, однако идет тенденция снижения ее доли в пользу организованной коммерческой и кооперативной торговли (табл. 2). Таблица 2 Доля сегментов торговли в негосударственном секторе (в %)
По мнению автора, оборот розничной торговли формируется под влиянием множества факторов, связанных с численностью и денежными доходами населения, развитием производства потребительских товаров, уровнем розничных цен, формами и методами продаж, организацией товароснабжения и др. Автор считает, что основное влияние на формирование объема оборота розничной торговли оказывает развитие производства потребительских товаров, индикатором которого служит платежеспособный спрос населения. С другой стороны, процесс розничной продажи товаров неразрывно связан с конкуренцией между организациями розничной торговли. Автор констатирует, что особая роль в создании конкурентной среды в сфере розничной торговли отечественной экономики будет принадлежать крупным компаниям, не мешающим, однако, деятельности малых фирм. Таким образом, организации розничной торговли как субъекты рынка, взаимодействуют с широким кругом лиц, обслуживающих продвижение товаров в одном направлении – к потребителям и денежных средств в обратном направлении – к производителям. В четвертом положении, выносимом на защиту, предложены методические основы анализа розничной торговли и оценки её эффективности на основе матричной модели. Автором предложена блок-схема анализа розничной торговли с учетом влияния рынка торгово-сервисных услуг, (рис.1). Уровень развития характеризует потенциал розничной торговли и внутренние возможности. Уровень использования характеризует степень реализации имеющегося потенциала, напряженность работы объектов розничной торговли, возможные резервы развития и освоения дополнительных объемов услуг. Уровень сбалансированности отражает степень равенства (баланса) спроса на услуги розничной торговли и предложения. Уровень обеспеченности характеризует степень близости фактических показателей уровня развития и использования потенциала розничной торговли. БЛОК 1 Анализ ресурсного потенциала розничной торговли БЛОК 2 Анализ использования ресурсного потенциала Анализ уровня обеспечен-ности Анализ уровня сбалансиро-ванности Анализ уровня использо-вания Анализ уровня развития Рис. 1. Блок-схема анализа розничной торговли Для анализа объектов розничной торговли автор предлагает использовать коэффициент Энгеля в следующем варианте ![]() где, Ф – стоимость основных фондов инфраструктуры, млн. сомони; S – площадь экономически активной территории региона, тыс.кв м; Р – численность населения, млн.чел.; Q – общий объем розничного товарооборота, млн.сомони. Для принятия обоснованных управленческих решений автором предложена методика комплексной оценки социально-экономической эффективности розничной торговли. При этом, экономическая эффективность определяется на основании матричного метода. В матричную модель автор включает показатели, характеризующие ресурсы организации, ее затраты и результаты, характерные для торговых организаций республики Таджикистан (Табл. 3). Элементами матрицы являются показатели эффективности. Обобщающий показатель эффективности (Э) определяется по формуле: ![]() На основе вышеизложенного, можно сформулировать вывод о том, что повышение эффективности розничной торговли, может быть обеспечено путем разработки и внедрения комплексной программы по совершенствованию розничной торговли Республики Таджикистан с учетом развития рынка торгово-сервисных услуг. Таблица 3 Матрица оценки эффективности розничной торговли Республики Таджикистан
В пятом положении, выносимом на защиту, обоснована необходимость разработки и сформулированы основные направления совершенствования механизма функционирования городских рынков. Выполнен прогноз розничного товарооборота Республики Таджикистан на основе математико-статистических методов по стандартной программе. Учитывая главенствующую роль неорганизованной торговли в частном секторе Республики Таджикистан, автор рассматривает деятельность сельскохозяйственных рынков, которые, несмотря на конкуренцию со стороны сетевых торговых предприятий остаются основным местом, где горожане приобретают необходимые товары. К потребительным тенденциям, закрепившимся на потребительском рынке Республики Таджикистан в последние годы и получившим развитие в последние годы относятся:
Одной из характерных черт развития потребительского рынка Республик Таджикистан является создание и широкое распространение сетей, сетевых продуктов. Показатели и динамика развития сельскохозяйственных рынков Республики Таджикистан свидетельствует о наличии предпосылок для их динамичного развития. Общей стратегической целью работы сельскохозяйственных рынков является расширение объемов продаж сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, повышения социальной значимости рынков в расширении реализации продукции отечественных товаропроизводителей. Для выполнения основной цели необходимо решение следующих задач:
Механизм реализации приоритетных направлений:
Используя математико-статистические методы прогнозирования автором выполнен прогноз розничного товарооборота Республики Таджикистан на период до 2020 года. Проведены 5 вариантов расчета прогноза розничного товарооборота. По мнению автора наиболее подходящим уравнением является полиномиальное уравнение У = 56,79 х2 + 123,0х + 3878 , (1)где, величина достоверности аппроксимации составляет 0,992. При этом в 2015 и 2020 году ожидаемый объем розничного товарооборота будет составлять соответственно 12102,6 и 20384,2 млн. сомони, а также среднегодовой темп роста в 2020 г. по сравнению с 2015 годом будет, составляет 110,9 %.В целом, по мнению автора, сравнительно более обоснованными следует считать итоги прогнозных расчетов по варианту полиномиальное уравнения, хотя в интересах сопоставления и выбора более верного подхода при прогнозировании показателей развития розничной торговле целесообразно использовать и другие варианты и методики экономических расчетов. |
![]() | Первого заместителя министра экономического развитии и торговли Республики Таджикистан | ![]() | Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,... |
![]() | Целью работы является изучение характеристик отдельных типов предприятий розничной торговли, а именно супермаркета, гипермаркета,... | ![]() | Формирование и развитие корпоративной предпринимательской среды унитарного предприятия: теория и методология |
![]() | Основной причиной бедности в Таджикистане являются низкий уровень заработной платы (доходов) и безработица. В условиях высоких темпов... | ![]() | В кратком статистическом сборнике публикуются основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Республики Таджикистан... |
![]() | Специальность 08. 00. 05- экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,... | ![]() | Установлено, что взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых... |
![]() | Охватывает в совокупности финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых... | ![]() | В формирующейся экономике постиндустриального общества сфера услуг становится доминирующей сферой, деятельность по оказанию услуг... |