Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан






Скачать 325.22 Kb.
НазваниеФормирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан
страница1/2
Дата публикации19.04.2015
Размер325.22 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2
На правах рукописи

НОРМАТОВА Шахноза Маноновна




ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ОСНОВНОГО СЕГМЕНТА СФЕРЫ УСЛУГ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Душанбе-2012
Работа выполнена на кафедре «Экономика и предпринимательства» Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции


Научный

руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Шарипов Мумин Машокирович

Официальные

оппоненты:


доктор экономических наук, профессор, ГУ «Научно-исследовательский институт труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан», директор Комилов Сироджиддин Джалолиддинович





кандидат экономических наук, Российский государственный социальный университет, докторант кафедры финансов и кредита Исоков Анваржон Абдуманнонович


Ведущая

организация:

Институт предпринимательства и сервиса Министерства энергетики и промышленности Республики Таджикистан



Защита состоится «30» мая 2012г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 737.013.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском государственном университете коммерции по адресу: 734055, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Дехоти, 1/2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского государственного университета коммерции.

Автореферат разослан «30» апреля 2012г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор Раджабов Р.К.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования и степень изученности проблемы. В условиях перехода Республики Таджикистан к рыночным отношениям происходят структурные изменения во многих отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере услуг. За годы независимости республики сфера услуг постепенно занимает прочные позиции в отраслевой структуре ВВП. Однако с развитием отрасли появляется необходимость оценки целого ряда факторов, прямо или непосредственно влияющих на характер, принципы, методы, идеи продвижения на рынок товаров и торгово-сервисных услуг.

Следует отметить, что в Республике Таджикистан прослеживаются общемировые закономерности развития и тенденции влияния глобальных экономических преобразований. Несмотря на положительные моменты развития сферы услуг, все еще остается трудно разрешимой проблема комплексного удовлетворения социально-экономических потребностей всех групп и слоев современного общества и конкретных людей.

На уровень и качество жизни населения оказывает отрицательное влияние недостаточное развитие предприятий и организаций торгово-сервисной инфраструктуры, неравномерность их размещения и нерациональные организационные формы их функционирования.

Вопросам анализа формирования и развития розничной торговли как основного сегмента сферы услуг посвящены труды многих ученых. Значительный вклад в развитие данных вопросов внесли зарубежные ученые экономисты: В. А. Абчук, А. П. Альгин, К.М. Аргинбаев, М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, У. Бартон, В.В. Боков, Е.С. Васильчук, Э. Вогхан, В.В. Глущенко, П.Г. Грабовый, М. Грин, А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, А.А. Первозванский, Б.А. Райзберг, К. Редхед, В.Т. Севрук, А. А. Спивак, И.С. Уильямс, В. А. Чернов, А.С. Шапкин, А.Д. Шеремет, а также ученые Республики Таджикистан И.Аминов, Т.Б.Ганиев, А.А.Исоков, С.Д.Комилов, Н.Сангинов, З. Султонов, И.Усманов, Х.Н. Факеров, С. Хабибов, М.М.Шарипов, Ф.Р. Шаропов и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной области многие методические и методологические вопросы этой важной проблемы еще не решены. Разнообразие точек зрений и теоретические предпосылки исследователей по проблеме исследования розничной торговли послужили основанием для выбора темы настоящей работы, обусловили ее цель и задачи. Необходимость формирования и совершенствования основных направлений развития сферы услуг, а также розничной торговли, повышения эффективности услуг, предоставляемых населению и другим потребителям в рыночных условиях предопределили актуальность темы исследования.

Целью данной диссертационной работы является разработка теоретической и методической основы развития розничной торговли с учетом функционирования рынка торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • исследовать современное состояние сферы услуг Республики Таджикистан и выявить тенденции ее развития;

  • выявить основные направления государственного регулирования и содействия развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг;

  • исследовать вопросы функционирования розничной торговли в условиях формирующего потребительского рынка;

  • разработать методические подходы к анализу функционирования розничной торговли с учетом функционирования рынка торгово-сервисных услуг;

  • определить направления и предложить пути совершенствования торговли и торгового обслуживания;

  • выполнить прогноз розничного товарооборота Республики Таджикистан на основе использования экономико-статистических методов по стандартной программе;

  • разработать механизм эффективного функционирования городских сельскохозяйственных рынков, рассматривая их и определить формы внемагазинного обслуживания населения.

Объектом исследования является сфера торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан, а её предметом - социально-экономические отношения, складывающиеся в сфере торгово-сервисных услуг в условиях перехода к рынку.

Область исследования. Диссертация выполнена в соответствии со следующим разделом Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки): 1.6.109 – «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка»,
1.6.117 – «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг» и 1.6.118 – «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг».


Теоретической и методологической основой исследования является экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам формирования и эффективного функционирования сферы услуг и осуществления социальной политики.

Методика исследования основана на использовании системного, статистического и логического анализа полученной информации. Базой для анализа послужили нормативно-правовые акты, постановления и инструкции органов управления, статистические данные, а также собственные исследования автора.

Для решения прикладных задач, рассматриваемых в диссертации, использовались методы: наблюдений, рядов динамики, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ.

Для обработки экономической информации и графического представления результатов исследования использованы современные компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения.

Информационную основу исследования составили данные Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, статистическая отчетность торговых предприятий, результаты выборочного обследования, проведенного автором. В работе использованы законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан, Программа социально-экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

  • выявлены особенности функционирования сферы услуг Республики Таджикистан и определено понятие сферы торгово-сервисных услуг;

  • уточнена специфика взаимодействия субъектов инфраструктуры розничной торговли, которая позволяет выявить приоритетные направления ее развития;

  • обоснованы концептуальные подходы к определению стратегии развития розничной торговли;

  • предложены пути совершенствования торговли и торгового обслуживания с учётом развития торгово-сервисных услуг в условиях Республики Таджикистан;

  • рекомендована система показателей для проведения комплексного анализа функционирования и развития розничной торговли;

  • разработан механизм эффективного функционирования городских сельскохозяйственных рынков с учетом функционирования рынка торгово-сервисных услуг в Республике Таджикистан.

Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по формирования и совершенствования основных направлений развития розничной торговли будет способствовать повышению эффективности и качества, оказываемых торгового обслуживания в Республике Таджикистан. Кроме того они будут использованы при разработке и реализации стратегий повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли за счет формирования оптимальных систем управления рисками.

Внедрение на практике предлагаемых в работе моделей и методик повысит эффективность анализа и оценки функционирования предприятий розничной торговли. В целом, практическое применение полученных результатов предполагает возможность создания на торговых предприятиях рациональной системы планирования, прогнозирования, анализа, контроля, выработки и принятия управленческих решений по повышению эффективности организации торгового процесса, а также разработать долгосрочные программы, регулировать основные направления функционирования предприятий розничной торговли и улучшить их взаимоотношения со страховыми и налоговыми организациями и органами исполнительной власти.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по формированию и совершенствования основных направлений развития розничной торговли внедрены в практику работы Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан при разработке Концепции развития потребительского рынка республики на период до 2015г. и организациями потребительской кооперации «Таджикматлубот».

Научные результаты диссертации используются в учебном процессе Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции при чтении лекций по дисциплинам «Экономика торговли», «Финансовый менеджмент» и «Основы коммерческой деятельности».

Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Таджикском государственном университете коммерции в 2008-2012 годах, научных конференциях молодых ученых Таджикистана (2007-2012гг) и научно-практических конференциях Сибирский университет потребительской кооперации (2009-2012гг.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим объемом 2,10 п.л., в том числе 3 статьи в рецензируемых журналах ВАК РФ.

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, и изложена на 149 странице машинописного текста. Работа содержит 21таблиц, 9 рисунков. Список использованной литературы включает 156 наименований.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, освещена цель и задачи, раскрыты теоретические и методические основы диссертационной работы, её научная новизна и практическая значимость.

Первая глава «Теоретические основы исследования сферы услуг и тенденции развития розничной торговли Республики Таджикистан» посвящена изучению сущности сферы услуг и определению элементов её составляющих, характеристике, роли и места сферы в национальной экономике, дана оценка зарубежного опыта государственного регулирования и возможности его использования в условиях перехода к рынку.

Во второй главе диссертации «Методические аспекты управления розничной торговлей: комплексный подход» рассмотрены методические подходы к анализу розничной торговли с учетом функционирования рынка торгово-сервисных услуг, предложена система показателей для анализа и оценки эффективности деятельности инфраструктуры торговли, обоснована необходимость разработки механизма функционирования городских рынков.

В третьей главе диссертации «Основные направления организационно-экономического развития розничной торговли Республики Таджикистан» разработаны основные ориентиры развития торгово-сервисной сферы, определены направления совершенствования торговли и торгового обслуживания и условия функционирования городских сельскохозяйственных рынков и выполнен прогноз розничного товарооборота республики на 2015-2020 гг. на основе использования экономико-статистических методов.

В выводах и предложениях в кратком виде приводятся основные результаты исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Первое положение, выносимое на защиту, заключается в обобщении различных научных направлений в теории сферы услуг, а также выявлении тенденций развития сферы услуг Республики Таджикистан за годы переходного периода к рыночной экономике.

Расширение и развитие сферы услуг, как составной части реального сектора современной экономики Таджикистана, вносит существенный вклад в решение насущных социально-экономических проблем общества, в формирование валового внутреннего продукта, в рост занятости и сокращение безработицы, повышение денежных доходов населения, ускорение темпов научно-технического прогресса, в выравнивание уровня экономического развития на всей территории страны. Именно сфера услуг оказывает непосредственное влияние на динамичное развитие комплексов и отраслей экономики, рыночное согласование предложения и покупательского спроса на рынке услуг, создаются условия для социального развития и переустройства территорий, для повышения материального и культурного уровня жизни населения, удовлетворения возрастающих потребностей в разнообразных товарах и услугах.

В диссертации изучая, классификация услуг, используемая в рамках ВТО автором выделены, различные виды услуг и с учетом этого выявлены специфические особенности сферы услуг по сравнению с производственной сферы. Кроме того автор считает, что рост ВВП происходит в результате осуществления политики последовательной трансформации экономики и перехода на рыночные методы хозяйствования. Вместе с тем они влекут за собой изменения в многоукладности экономики в сфере услуг, а также его составного элемента розничной торговли.

Приведенные в табл. 1 официальные статистические данные за годы функционирования переходной экономики показывают, что вклад сферы услуг в производстве Валового внутреннего продукта страны резко повысилась: с 25,4 % в 1991 г. до 39,6 % в 2005 г. и 47,9 % в 2010 г. при одновременном снижении доли производства товаров, которая составила соответственно за сравниваемые годы – 73,1 % и 41,6%.

Выявленные в ходе исследования тенденции в структуре национального производства ВВП полностью соответствуют общемировым изменениям, происходящим в странах, использующих в хозяйственной практике рыночную модель хозяйствования. Как показывает опыт развитых в экономическом отношении стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами достаточно быстрыми темпами растет спрос на услуги. Действительно, чем экономически слабее государство, тем в большей степени его хозяйственная деятельность ограничивается производством вещественных благ. И наоборот, чем выше уровень экономического развития страны, чем больше будет развита индустриальная база, повышается уровень производительности труда работников, а на этой основе изменяется структура хозяйства и возрастает значение трудовой и экономической деятельности, ориентированной на производство и реализацию разных видов услуг.
Таблица 1

Структура производства валового внутреннего продукта Республики Таджикистан за 1991 – 2010 годы (в % к итогу) 1


Показатели

Годы

Отклоне-ние 2010г. от 1991 г. (+;-)

1991

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010




Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-

Из него:








































производство товаров

73,1

50,0

60,3

57,7

57,6

50,5

48,9

49,0

46,1

44,5

43,3

41,6

-31,5

производство услуг со снятием косвенно измеряемых услуг финансового посредничества

25,4

42,4

30,8

32,4

31,7

38,5

39,6

39,4

41,4

42,7

45,6

47,9

+22,5

Чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты

1,5

7,6

8,9

9,9

10,7

11,0

11,5

11,6

12,5

12,8

11,1

10,5

+9,0


Необходимо подчеркнуть, что услуги всегда играли весьма важную роль в экономике и жизнедеятельности людей. Значимость одних услуг связана с обслуживанием потребностей материального производства, процессов распределения обмена и потребления продуктов труда, обеспечивающих

непрерывность развития системы расширенного воспроизводства. Роль и значение других видов услуг обусловлена решением задач занятости и развития рынка рабочей силы, повышения образовательного, профессионального и культурно-технологического уровня, укрепления здоровья и развития стимулов к производительному и общественно-полезному труду, улучшению торгового обслуживания, обеспечения отдыха и развития производства материальных и создание духовных благ для населения. Исходя из этого в диссертации оценивая место и роль торговых услуг, автором выделены коммерческие, коммуникационные, деловые, дистрибьюторские и другие услуги связанные с упаковкой, транспортировкой, хранение и реализации товаров, а также услуги связанные с послепродажной и гарантийной обслуживание и др.

Таким образом, сфере услуг и его составному элементу розничной торговли принадлежит исключительно ключевая роль в совершенствовании образа жизни, повышении материального и культурного уровня, благосостояния народа. Динамичное и устойчивое развитие отраслей и подотраслей услуг содействует образованию экономии материальных, трудовых, финансовых и предпринимательских ресурсов, увеличивает свободное время работников, занятых полезным для общества трудом, повышает творческую содержательность их труда, сокращает нерациональные затраты вне рабочего времени, делает жизнь людей более комфортной и приятной. Сказанное позволяет нам утверждать, что подлинное развитие розничной торговли как составного звена современной сферы услуг экономики практически затрагивает жизненные интересы всех социальных групп и слоев населения.

Во втором положении, выносимом на защиту, подробно изложены основные направления государственного регулирования и содействия развитию сферы услуг, позволяющие стимулировать активное развитие предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Эффективность предпринимательской деятельности во многом зависит от совершенства механизма ее государственного регулирования, от наличия условий, позволяющих использовать экономические ресурсы самых разнообразных источников и быстрой адаптации к изменяющейся ситуации на рынке товаров и услуг.

Государственное регулирование сферы услуг представляет научно-обоснованную систему действенных мер законодательного, экономического, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение намеченной миссии и целей, осуществляемых органами государственного управления.

Чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции на рынке, смягчить негативные последствия его стихийного саморегулирования, активно применяются методы государственного регулирования экономической деятельности.

Последнее осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции;

  2. государственное регулирование в сферах, где не распространяются рыночные отношения;

  3. разработка и активное осуществление государственной политики перераспределения доходов.

По мнению автора, в рамках первого направления государство разрабатывает и осуществляет меры, направленных на обеспечение здоровой конкуренции на основе сочетание принципов:

  • оптимальное соотношение рыночной конкуренции и государственного регулирования рынка и их взаимодействие;

  • ограничение прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность участников рынка при контроле за соблюдением правовых норм установленных на рынке;

  • устранение негативных последствий конкуренции для экономики страны, вызванные сбоями в функционировании рыночного механизма;

  • воздействие на результаты деятельности партнеров на рынке выражающие в нанесение ущерба или полученной выгоды третьей стороной, которая не участвует в рыночных отношениях и интересы которой не учитываются при формировании цен.

Одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Но вместе с тем, государство осуществляет контроль над ценами некоторых товаров и услуги. В связи с этим приняты законы о ценообразовании и об органах обеспечивающие их выполнение. Наблюдая за ценами, государство осуществляет прямое вмешательство процессу ценообразования. Прежде всего, под административным надзором со стороны государства находятся товары, имеющие особую значимость для социально-уязвимых групп населения.

В Республике Таджикистан действует в основном система государственного регулирования, направленная на защиту интересов потребителей и производителей в предпринимательской сфере. Как отмечается в исследовании, государственное регулирование цен должно проводиться в сочетании с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров, работ и услуг.

Важное место в системе мер по государственному регулированию рынка занимает вопрос о защите прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.

Автор отмечает, что за годы трансформационной экономики, в механизме государственного регулирования, несомненно, произошли принципиальные изменения. Вместо использования преимущественно административных методов управления экономикой, что было характерным направлением в Советский период, ныне в переходной к рынку экономике, приоритет логически отдан преимущественно рыночно-экономическим методам регулирования и механизмам их применения на практике. К ним относятся: налогово-кредитная и внешнеэкономическая политика, лицензии, социальные и иные нормативы, научно технические, экономические и социальные программы, договора на поставку товаров и заказы на выполнение услуг, регулирование валютного курса, проведение гибкой таможенно-тарифной политики, политика в области привлечения иностранных и отечественных инвестиций, политика в области патентов, финансово-кредитная поддержка частным субъектам предпринимательской деятельности и др.

Третье положение, выносимое на защиту, состоит в раскрытии роли розничной торговли как основного сегмента сферы услуг, в национальной экономике Республики Таджикистан.

В результате проведения первоочередных мер в торговли было создано конкурентная среда, устранены барьеры для вхождения в отрасль, осуществлена приватизация и коммерциализация деятельности. В торговле появились новые формы хозяйствования: арендные, кооперативы, товарищества, общества, малые предприятия. Наряду с положительными моментами, ставшими основой рыночных отношений, в ходе реформы возникли негативные явления, оказавшие отрицательное влияние на развитие отрасли. А именно: гражданская война, либерализация цен в условиях ослабления экономического регулирования и правового обеспечения торговли способствовала резкому росту цен, возможности сокрытия оборота; нарушение хозяйственных связей, ослабление позиций оптовых структур привело к деформации процессов товародвижения; возможности сокрытия оборота стали одной из причин отсутствия нормальных форм расчетов между производителями и потребителями.

В структуре негосударственного сектора торговли преобладает неорганизованный рынок, который к 2010 году составил 93,1% рынка реализуемых населению товаров и услуг, однако идет тенденция снижения ее доли в пользу организованной коммерческой и кооперативной торговли (табл. 2).

Таблица 2

Доля сегментов торговли в негосударственном секторе (в %)


Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Негосударственный сектор, всего

100

100

100

100

100

100

коммерческая торговля

3,1

2,9

4,0

4,2

4,1

5,2

кооперативная торговля («Таджикматлубот»)

1,5

1,7

2,0

1,9

1,9

1,7

неорганизованный рынок

95,4

95,4

94,0

93,9

94,0

93,1


По мнению автора, оборот розничной торговли формируется под влиянием множества факторов, связанных с численностью и денежными доходами населения, развитием производства потребительских товаров, уровнем розничных цен, формами и методами продаж, организацией товароснабжения и др. Автор считает, что основное влияние на формирование объема оборота розничной торговли оказывает развитие производства потребительских товаров, индикатором которого служит платежеспособный спрос населения.

С другой стороны, процесс розничной продажи товаров неразрывно связан с конкуренцией между организациями розничной торговли. Автор констатирует, что особая роль в создании конкурентной среды в сфере розничной торговли отечественной экономики будет принадлежать крупным компаниям, не мешающим, однако, деятельности малых фирм.

Таким образом, организации розничной торговли как субъекты рынка, взаимодействуют с широким кругом лиц, обслуживающих продвижение товаров в одном направлении – к потребителям и денежных средств в обратном направлении – к производителям.

В четвертом положении, выносимом на защиту, предложены методические основы анализа розничной торговли и оценки её эффективности на основе матричной модели.

Автором предложена блок-схема анализа розничной торговли с учетом влияния рынка торгово-сервисных услуг, (рис.1).

Уровень развития характеризует потенциал розничной торговли и внутренние возможности. Уровень использования характеризует степень реализации имеющегося потенциала, напряженность работы объектов розничной торговли, возможные резервы развития и освоения дополнительных объемов услуг. Уровень сбалансированности отражает степень равенства (баланса) спроса на услуги розничной торговли и предложения. Уровень обеспеченности характеризует степень близости фактических показателей уровня развития и использования потенциала розничной торговли.

БЛОК 1

Анализ ресурсного потенциала розничной торговли

БЛОК 2

Анализ использования ресурсного потенциала



Анализ уровня обеспечен-ности

Анализ уровня сбалансиро-ванности

Анализ уровня использо-вания

Анализ уровня развития

Рис. 1. Блок-схема анализа розничной торговли
Для анализа объектов розничной торговли автор предлагает использовать коэффициент Энгеля в следующем варианте



где, Ф – стоимость основных фондов инфраструктуры, млн. сомони;

S – площадь экономически активной территории региона, тыс.кв м;

Р – численность населения, млн.чел.;

Q – общий объем розничного товарооборота, млн.сомони.

Для принятия обоснованных управленческих решений автором предложена методика комплексной оценки социально-экономической эффективности розничной торговли. При этом, экономическая эффективность определяется на основании матричного метода. В матричную модель автор включает показатели, характеризующие ресурсы организации, ее затраты и результаты, характерные для торговых организаций республики Таджикистан (Табл. 3). Элементами матрицы являются показатели эффективности. Обобщающий показатель эффективности (Э) определяется по формуле:



На основе вышеизложенного, можно сформулировать вывод о том, что повышение эффективности розничной торговли, может быть обеспечено путем разработки и внедрения комплексной программы по совершенствованию розничной торговли Республики Таджикистан с учетом развития рынка торгово-сервисных услуг.

Таблица 3

Матрица оценки эффективности розничной торговли Республики Таджикистан

Параметры


1. Прибыль (П)


2. Оборот торговли (ОТ)

3. Издержки обращения (ИО)

4. Торговая площадь (S)

5. Фонд заработной платы (ФЗП)

6. Среднеспи-сочная численность работников (Ч)

1. Прибыль (П)


    1. П:П



1,0000

1.2 ОТ:П


1.3 ИО:П

1.4 S:П

1.5 ФЗТ:П

1.6 Ч:П

2. Оборот торговли (ОТ)

2.1 П:ОТ



2.2 Т:ОТ

1,0000

2.3 ИО:ОТ

2.4 S:ОТ

2.5 ФОТ:ОТ

2.6 Ч:ОТ

3. Издержки обращения (ИО)

3.1 П:ИО

3.2 ОТ:ИО

3.3 ИО:ИО

1,0000

3.4 S:ИО

3.5 ОТ:ИО

3.6 Ч:ИО

4. Торговая площадь

(S)

4.1 П:S

4.2 ОТ:S

4.3 ИО:S

4.4 S:S

1,0000

4.5 ФОТ:S

4.6 Ч:S

5. Фонд заработной платы

(ФЗП)

5.1 П:ФОТ

5.2 ОТ:ФОТ

5.3 ИО:ФОТ

5.4 S:ФОТ

5.5 ОТ:ФОТ

1,0000

5.6 Ч:ФОТ

6. Среднеспи-сочная численность работников (Ч)

6.1 П:Ч

6.2 ОТ:Ч

6.3 ИО:Ч

6.4 S:Ч

6.5 ФОТ:Ч

6.6 Ч:Ч


1,0000


В пятом положении, выносимом на защиту, обоснована необходимость разработки и сформулированы основные направления совершенствования механизма функционирования городских рынков. Выполнен прогноз розничного товарооборота Республики Таджикистан на основе математико-статистических методов по стандартной программе.

Учитывая главенствующую роль неорганизованной торговли в частном секторе Республики Таджикистан, автор рассматривает деятельность сельскохозяйственных рынков, которые, несмотря на конкуренцию со стороны сетевых торговых предприятий остаются основным местом, где горожане приобретают необходимые товары.

К потребительным тенденциям, закрепившимся на потребительском рынке Республики Таджикистан в последние годы и получившим развитие в последние годы относятся:

  • стабильный прирост оборота розничной торговли;

  • постоянный рост продажи товаров в стационарных предприятиях торговли за счет постепенного снижения их реализации на рынках;

  • укрепление предприятий розничной торговли;

  • появление и развитие крупных универмагов;

  • постепенное формирование сетевой организации торговли – ритейла;

  • создание розничных сетей, ориентированных на различные слои населения;

Одной из характерных черт развития потребительского рынка Республик Таджикистан является создание и широкое распространение сетей, сетевых продуктов.

Показатели и динамика развития сельскохозяйственных рынков Республики Таджикистан свидетельствует о наличии предпосылок для их динамичного развития. Общей стратегической целью работы сельскохозяйственных рынков является расширение объемов продаж сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, повышения социальной значимости рынков в расширении реализации продукции отечественных товаропроизводителей.

Для выполнения основной цели необходимо решение следующих задач:

  • сохранение сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре торговой сети системы Таджикматлубота;

  • реконструкция и модернизация городских и районных сельскохозяйственных рынков;

  • создание и сохранение рынков выходного дня, ярмарок по реализации овощей, фруктов и других социально-значимых товаров;

  • расширение практики бизнес-коммуникаций с производителями и посредниками сельскохозяйственной продукции на основе заключения соглашений и договоров;

  • предоставление преференций сельхозпроизводителями Республики Таджикистан, Хатлонской и Согдийской областей по торговым местам;

  • оказание услуг садоводам и огородникам Республики Таджикистан в реализации излишков выращенной сельскохозяйственной продукции (организация пунктов закупки, предоставление на льготной основе торговых мест).

Механизм реализации приоритетных направлений:

  • введение конкурсного механизма предоставления в аренду имущественных комплексов сельскохозяйственных рынков и земельных участков с учетом возможности инвестирования средств на реконструкцию и модернизацию;

  • принятие нормативно-правовых актов, регулирующих отношений в области работы сельскохозяйственных вещевых и продуктовых рынков;

  • регулирование порядка управления рынками не зависимо от формы собственности в рамках программы развития Республики Таджикистан;

  • в целях создания условий для реализации программы развития инфраструктурного обеспечения населения Республики Таджикистан организовывать локальные рынки, состоящие из павильонов и прилавков на открытых площадях в форме еженедельных рынков с предоставлением мест садоводам, владения личных подсобных хозяйств, дехканским хозяйствам, другим товаропроизводителям;

  • заключение договоров и соглашений на поставку продовольственных ресурсов, способствующих обеспечению продовольственной безопасности Республики Таджикистан с зарубежными партнерами;

  • осуществление в установленном порядке контроля на сельскохозяйственных рынках правильности использования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

  • проведение в установленном порядке контроля соблюдения правил торговли и качества товаров;

  • предоставление сельскохозяйственным вещевым и продуктовым рынкам льготы по арендной плате за арендуемые помещения;

  • Разработка и реализация инновационных программ развития торгово-сервисной инфраструктуры в районах республики.

Используя математико-статистические методы прогнозирования автором выполнен прогноз розничного товарооборота Республики Таджикистан на период до 2020 года. Проведены 5 вариантов расчета прогноза розничного товарооборота. По мнению автора наиболее подходящим уравнением является полиномиальное уравнение

У = 56,79 х2 + 123,0х + 3878 , (1)




где, величина достоверности аппроксимации составляет 0,992. При этом в 2015 и 2020 году ожидаемый объем розничного товарооборота будет составлять соответственно 12102,6 и 20384,2 млн. сомони, а также среднегодовой темп роста в 2020 г. по сравнению с 2015 годом будет, составляет 110,9 %.


В целом, по мнению автора, сравнительно более обоснованными следует считать итоги прогнозных расчетов по варианту полиномиальное уравнения, хотя в интересах сопоставления и выбора более верного подхода при прогнозировании показателей развития розничной торговле целесообразно использовать и другие варианты и методики экономических расчетов.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconВыступление Первого заместителя министра экономического развитии...
Первого заместителя министра экономического развитии и торговли Республики Таджикистан

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconФормирование стратегии устойчивого развития предприятий сферы услуг...
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconКраевое государственое бюджетное образовательное учреждение начального...
Целью работы является изучение характеристик отдельных типов предприятий розничной торговли, а именно супермаркета, гипермаркета,...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconФормирование и развитие корпоративной предпринимательской среды унитарного...
Формирование и развитие корпоративной предпринимательской среды унитарного предприятия: теория и методология

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconРеспублика таджикистан национальная стратегия развития республики таджикистан
Основной причиной бедности в Таджикистане являются низкий уровень заработной платы (доходов) и безработица. В условиях высоких темпов...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconГосударственный комитет статистики Республики Таджикистан
В кратком статистическом сборнике публикуются основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Республики Таджикистан...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconСовершенствование организации и управления в отраслях сферы услуг (на примере книжной торговли)
Специальность 08. 00. 05- экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconИ развития сферы торговли
Установлено, что взаимодействие между производительными и потребительными возможностями региона проявляется в формировании необходимых...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconФормирование конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг (на...
Охватывает в совокупности финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятий сферы услуг (на примере розничных торговых...

Формирование и развитие розничной торговли как основного сегмента сферы услуг республики таджикистан iconИнновационное развитие организаций сферы услуг в условиях глобальных...
В формирующейся экономике постиндустриального общества сфера услуг становится доминирующей сферой, деятельность по оказанию услуг...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную