Скачать 0.56 Mb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины «ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор: доцент, к.э.н. Мезенцева Е.Б., mesentseva@mtu-net.ru Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Социология» экономической социологии Председатель Зав. кафедрой Девятко И.Ф. Радаев В.В. «_____» __________________ 2006 г. «31» октября 2006 г Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь Рыжова А.В. « ____» ___________________2006 г. Москва, 2006 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААВТОР ПРОГРАММЫКандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Мезенцева Елена Борисовна.
АННОТАЦИЯ «Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Этот курс является продолжением изучения социально экономической проблематики современного общества и логически следует после изучения студентами таких курсов как «Микроэкономика», «Институциональная экономика», «Основы экономической социологии», «Социология потребления, «Социология труда и занятости» и пр. Необходимость разработки подобного курса и соответствующего учебного пособия связана с тем, что, несмотря на очевидную социальную видимость множества гендерных проблем в экономической сфере (в частности, гендерной дискриминации в занятости, профессиональной сегрегации по признаку пола, гендерных различий в доступе к экономической власти и пр.) и разработанность соответствующих экономических и социологических концепций, гендерная проблематика до сих пор не получила адекватного отражения в российской системе высшего образования. В России отсутствуют не только учебники и учебные пособия по данной теме, но и более или менее разработанные методики преподавания; за рубежом подобные курсы также являются достаточно немногочисленными (например, по сравнению с политически и идеологически ангажированными курсами Women Studies). Вместе с тем, знание основ гендерной теории и реальных проявлений гендерных различий оказывается высоко востребованным в реальной практике управления социальными и экономическими процессами. Включение данного курса в систему подготовки социологов, специализирующихся в области экономической социологии, позволяет хотя бы частично восполнить этот пробел. Логика курса заключается в том, чтобы рассмотреть различные формы экономического поведения на основе использования гендерной методологии; базовая аналитическая рамка курса строится на основе экономико-социологического подхода, сопоставленного с: экономическим и социально-психологическим подходами. В методическом плане в ходе преподавания данного курса активно используются интерактивные формы работы со студентами на семинарах. С этой целью в Программу курса включен ряд текстов, которые носят очевидно дискуссионный характер, что позволяет активизировать работу студентов на семинарских занятиях, а также может быть использовано для самостоятельных творческих заданий и подготовки эссе. Важным направлением при изучении данного учебного курса является ориентация студентов на проведение самостоятельных эмпирических исследований в области социологии гендера, и обучение их основам самостоятельного анализа статистических данных в данной предметной области. Результаты этой работы могут быть представлены в виде кратких эссе на заданные темы, целью которых является выявление гендерных различий в той или иной области на базе существующих информационных массивов (статистических и анкетных). ЦЕЛЬ И УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА КУРСА Цель курса: дать студентам углубленное представление об основных теоретических подходах к анализу гендерных аспектов экономического поведения и эмпирических исследованиях в данной предметной области. Основные темы данного курса связаны с выяснением содержания таких базовых понятий как «гендер», «гендерный контракт», «гендерная система», «гендерный дисплей» и пр. и изучением особенностей их проявления и взаимосвязи в сфере экономических отношений. Значительное место уделено изучению таких проблем как дискриминация по признаку пола в сфере занятости, вертикальная и горизонтальная сегрегация, взаимосвязь экономического роста и гендерного неравенства, гендерные различия предпринимательского поведения и лидерства, гендер и социальная стратификация, гендерные аспекты социальной политики. ЗАДАЧИ КУРСА: В результаты изучения курса студенты должны:
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
III. БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРАУЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯТеория и методология гендерных исследований. Том I. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. Введение в гендерные исследования. Часть I. Учебное пособие. /Под ред. И..Жеребкиной. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001. ХРЕСТОМАТИИТеория и методология гендерных исследований. Том II. Хрестоматия. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия. /Под ред. С.Жеребкина. Харьков, ХЦГИ, 2001, СПб.: Алетейя, 2001. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. М.: ИСЭПН РАН - МЦГИ - “Русская панорама”, 2002. ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ СТАТЬИПОЛНОТЕКСТОВЫЕ КНИГИИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
VI. ФОРМЫ КОНТРОЛЯИтоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов: 10% - посещаемость семинарских занятий 20% - активность на семинарских занятиях 20% - оценка за эссе 50% - оценка за зачет Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ Эссе оценивается по следующим критериям:
Минимальный объем эссе (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – не менее 15 страниц (ориентировочно 20000 – 25000 знаков). Минимальное количество привлекаемых источников должно составлять не менее 10 текстов, в том числе не менее 3 иностранных. Эссе должно быть представлено как в распечатанном виде, так и в электронной версии не позднее, чем за 3 дня до проведения зачета. Итоговая зачетная письменная работа выполняется в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагает ответы на 10 вопросов по пройденному курсу. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отведенное на выполнение контрольной и экзаменационной работы – 1 час. 30 мин. V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫТЕМЫ ЛЕКЦИЙТема 1. Cоциология гендерных отношений: основные понятия и концептуальные подходыДифференциация понятий пол и гендер. Основные различия между теориями половой дифференциации и гендерной теорией. Комплексный характер категорий пола и гендера. Гендер как социально-демографическая категория. Гендер как идеология. Гендер как стратификационная категория. Гендер как социальная технология. Гендер как культурная метафора. Гендерная социализация. Роль гендерных стереотипов в формировании гендерной идентичности. Институционализация гендерных исследований в мире и в России - основные центры, темы исследований и учебные программы. «Мужские исследования» («Men Studies») как новое направление гендерных исследований. Гендерный подход в социологии. Теория социального конструирования гендера (Уэст и Зиммерман). Три методологических источника теории социального конструирования гендера: (а) социальное конструирование реальности (П.Бергер, Т.Лукман); (б) Драматургический интеракционизм (Э.Гоффман); (в) этнометодология (Г.Гарфинкель). Теория «гендерной системы», Особенности российской гендерной системы. Разделение на публичную (общественную) и частную сферы, Гендерный контракт. Основная литература Воронина, О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований./ Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 13-95. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии (http://www.owl.ru/win/source.htm). Здравомыслова, Е., Темкина, А.. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования (http://www.owl.ru/win/source.htm). Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с. http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf Лорбер, Дж.. Пол как социальная категория. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 127-136. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html) Goffman, Erving.The arrangement between sexes. // Theory and Society. Volume 4 Issue 3 (1977), pp. 301-331. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Komarovsky, M. Cultural Contradictions and Sex Roles: The Masculine Case. // American Journal of Sociology. 1973, January. (JSTOR) http://links.jstor.org/ West, C. Zimmerman, D. Doing Gender. // American Journal of Sociology. 1987. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Дополнительная литература Айвазова, С. Права женщин в контексте русской культуры.// Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М., 1998. http://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm Бергер, П.; Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. Бок, Г. История, история женщин, история полов. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс. 170-200. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html) Воронина, О. Основы гендерной теории и методологии. // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М., МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001, сс. 95-109. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России. // Общественные науки и современность. №6, 1999, сс.177-185. Кон И. С. Маскулинность как история. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - 520 с.http://www.auditorium.ru/books/2589/pdf Пфау-Эффингер, Б. Опыт кросс-национального анализа гендерного уклада // Социологические исследования. № 11, 2000, сс. 24-36. http://socis.isras.ru/SocIsArticles/ListSocIs2000_7_12.htm Тёрнер, Б. Современные направления развития теории тела. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.137-168. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html). Уэст, К., Зиммерман, Д. Создание гендера (Пер. Е. Здравомысловой) // Гендерные тетради (Ред. А. Клецин). Труды СПб. филиала ИС РосАН. 1997, сс. 94 - 124. Элиас, Н. Отношения между мужчиной и женщиной: изменение установки. // THESIS, Женщина, мужчина, семья. М., 1994, №6, сс.103-127. ( http://www.hse.ru/science/igiti/thesis6.html) Bradley, K., Khor, D. Toward an integration of theory and research on the status of women // Gender and Society. Volume 7, Issue 3. (Sep., 1993), pp. 347-378. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Carrigan, T., Connell, B., Lee, J. Toward a New Sociology of Masculinity. // Theory and Society. Volume 14, Issue 5. (Sep., 1985), pp. 551-604. (JSTOR) http://links.jstor.org/ Hagan, J., Gillis, A.R., Simpson, J. Clarifying and Extending Power-Control Theory. // American Journal of Sociology, Volume 95, Issue 4 (Jan, 1990), pp. 1024-1037. (JSTOR) http://links.jstor.org/ |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... |
![]() | Характеристика классического этапа в становления экономической социологии. Сравнительный анализ взглядов и роли К. Маркса. М. Вебера,... | ![]() | Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе |
![]() | Предмет экономической социологии. Экономическое действие как форма социального действия. Социальное действие и его типы. Экономическое... | ![]() | Диссертация выполнена в секторе социологии знания Института социологии Российской академии наук |
![]() | В рамках курса рассматриваются основные составляющие социологии Макса Вебера, показана связь концепции Вебера с общей социологической... | ![]() | Доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии гу-вшэ косалс Л. Я |
![]() | Международная академия финансовых технологий предлагает Вам принять участие в 9-ой Международной | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история социологии» составлена в соответствии с требованиями ооп 040700. 62 Организация... |