Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет






Скачать 335.89 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер335.89 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана учетно-финансового факультета

д.э.н., профессор

Е.И.Костюкова

« »




2014 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
















ЭКОНОМИКА ТРУДА

наименование дисциплины





































080100.62 – Экономика

направление подготовки








































Налоги и налогообложение

профиль подготовки





































Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника































Очная







Форма обучения


















г. Ставрополь, 2014

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Экономика труда» являются:

  • изучение теоретико-методологических положений экономики труда;

  • ознакомление студентов с основными процессами и явлениями, свойственными рынку труда, изучение проблем занятости, безработицы, проблем производительности труда, социальной защиты;

  • выявление на основе полученных знаний универсального и особенного экономического мышления и экономического поведения.

  • сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации и закономерности, знать специфику рынка труда в современных условиях на предприятиях.

Теоретическое освоение студентами основ экономики в масштабах страны, отрасли и конкретного предприятия. Изучение требований к формированию и использованию трудовых ресурсов, их профессиональной подготовке и переподготовки, Исследование основных особенностей формирования занятости и рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям. Изучение основных понятий, категорий и инструментов макроэкономики категорий дисциплины. Приобретение ими практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на рынкетруда, вопросов оплаты и стимулирования труда. Ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России на рынке труда.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина Б3. Б5«Экономика труда» относится к циклу (Б3 − Профессиональный цикл. Базовая часть).

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на пороговом уровне.

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Микроэкономика (Б3.Б.1):

Знания:

  • теоретические основы экономики труда в масштабах отрасли и конкретного предприятия;

  • основные категории микроэкономики;

  • закономерности и принципы развития экономических процессов на микро- уровне;

  • основные микроэкономические показатели и принципы их расчета.

Умения:

  • использовать социально-экономические знания для решения практических задач, в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности;

  • использовать средства логического анализа при решении исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке собранной экономической, профессиональной и общенаучной информации;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

Навыки:

  • методологией экономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

- Социология (Б1.В.ОД.1)

Знания:

  • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

  • основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

  • основные нормативные правовые документы.

Умения:

  • применять понятийно-категорийный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в мировом и историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной деятельности;

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

Навыки:

  • философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

  • навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям;

  • навыками применения законов общества при решении практических задач.

- Менеджмент (Б3.Б.1)

Знания:

  • закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Умения:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

Навыки:

  • методологией экономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- Экономика организаций

Знания:

  • закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории на макро- и микроуровне;

  • методов построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;

  • организации работы коллектива на предприятии.

Умения:

  • использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности;

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели работы предприятия.

Навыки:

  • собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

  • выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

  • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

- Организация нормирования и оплаты труда

Знания:

  • закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории на макро- и микроуровне;

  • методов построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;

  • организации работы коллектива на предприятии.

Умения:

  • использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности;

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели работы предприятия.

Навыки:

  • собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

  • на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

  • выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

  • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

- Планирование деятельности фирмы

Знания:

  • закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Умения:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

Навыки:

  • методологией экономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК):

  • ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ОК-6 – способен логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;



б) профессиональных (ПК):

  • ПК-8 – способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • ПК-9 – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы экономики труда в масштабах страны, отрасли и конкретного предприятия;

  • требования к формированию и использованию трудовых ресурсов, их профессиональной подготовке, переподготовке;

  • основные особенности формирования занятости на рынке труда в условиях перехода к рыночным отношениям;

  • общие понятия уровня жизни и социальных гарантий трудящихся в условиях рыночной экономики;

  • основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;

  • основные категории микро- и макроэкономики;

  • цели и методы государственного макроэкономического регулирования на рынке труда;

  • методы и подходы макроэкономики, используемые в процессе анализа функционирования рынка труда, закономерности и принципы развития экономических процессов на макро-и микро- уровнях;

  • основные макроэкономические показатели и принципы их расчета.

Уметь:

  • использовать социально-экономические знания для решения практических задач, в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности;

  • использовать средства логического анализа при решении исследовательских и прикладных задач, обосновании выводов и оценке собранной экономической, профессиональной и общенаучной информации;

  • оценивать уровень собственных гуманитарных и социально-экономических знаний и определять потребность в дальнейшем обучении;

  • собирать, обобщать и анализировать экономическую информацию;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

  • прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне;

  • - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владеть:

  • навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям;

  • навыками применения законодательства при решении практических задач;

  • методологией экономического исследования;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

  • навыками ведения дискуссии, полемики, диалога;

  • навыками разговорной речи на иностранном языке и профессионально-ориентированного перевода текстов, относящихся к различным видам основной профессиональной деятельности;

  • навыками оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения, ориентируясь на макро- и микроэкономические показатели.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Данные по рабочему учебному плану: 144 час., 4 зачет. ед.


Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Трудоемкость по Госстандарту -

из них:







144
















самостоятельная работа -







54
















аудиторные занятия –

в том числе:







54

















лекции -







18
















лабораторные -







-
















семинарские -







-
















практические -







36
















экзамен







36

















Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

недель в семестре







20 1/3
















часов в неделю







4
















зачетных единиц

Форма контроля:







4,0
















экзамен







+
















зачет

























курсовая работа







+
















курсовой проект


























5. Учебно-тематический план

пп

Разделы дисциплины и темы занятий

Количество часов

(очная форма обучения)

Формы текущего контроля успеваемости

Коды формируемых компетенций

Всего

Лекции

Практические

(семинарские, лабораторные)

Сам. работы

1

Теоретико-методологические положения экономики труда

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос

ОК-1,

ОК-6

2

Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, тестирование

ОК-1,

ОК-6

3

Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, решение задач

ОК-1,

ОК-6

4

Общие положения трудового законодательства. Социальное партнёрство в сфере труда

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, тестирование

ОК-1,

ОК-6,

ПК-8

5

Управление персоналом как условие совершенствования и развития эффективности труда

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, решение задач, тестирование

ОК-1,

ОК-6

6

Разделение и кооперация труда. Организация трудовых коллективов

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, тестирование

ОК-1,

ОК-6

7

Оплата труда и ее функции. Государственное регулирование вопросов оплаты труда

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, решение задач, тестирование

ОК-1,

ПК-8

8

Оплата труда: формы и системы. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, решение задач, тестирование

ПК-8, ПК-9

9

МОТ и международный опыт регулирования трудовых отношений

12

2

4

6

доклады,

рефераты, опрос, решение задач, тестирование

ПК-8, ПК-9




Итого

108

18

36

54









6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Лекционный курс

Наименование раздела учебной дисциплины

(модуля)

Содержание раздела

Всего часов

1.Теоретико-методологические положения экономики труда

Основные понятия и категории экономики труда. Структура и функции общественного труда. Производительность труда

2

2.Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности

Развитие рабочей силы. Подготовка профессиональных кадров. Зарубежный опыт регулирования процессов подготовки профессиональных кадров.

2

3.Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

Рынок труда: сущность, основные компоненты, виды и модели. Политика занятости и её регулирование в рыночном хозяйстве. Безработица.

2

4.Общие положения трудового законодательства. Социальное партнёрство в сфере труда

Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений. Основные принципы регулирования трудовых отношений. Законы и иные нормативные трудовые акты

2

5.Управление персоналом как условие совершенствования и развития эффективности труда

Управление персоналом и человеческими ресурсами. Государственная кадровая политика. Кадровая политика организации. Кадровое планирование. Эффективность системы управления персоналом

2

6.Разделение и кооперация труда. Организация трудовых коллективов

Понятие, формы и виды разделения труда, его значение и границы. Категория персонала: профессиональные и квалифицированные показатели численности работников. Понятие, значение и виды кооперации. Формы организации первичных трудовых коллективов, основные принципы организации трудовых коллективов

2

7.Оплата труда и ее функции. Государственное регулирование вопросов оплаты труда

Понятие оплаты труда и ее функции. Основные принципы организации оплаты труда. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. Премии: их сущность, показатели премирования, разработка системы премирования на предприятии. Порядок государственного регулирования вопросов оплаты труда. Государственные гарантии по оплате труда согласно ТК РФ. Основные направления совершенствования распределительных отношений.

2

8.Оплата труда: формы и системы. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда

Формы оплаты труда. Повременная форма оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда. Сдельная расценка. Понятие системы оплаты труда. Повременные системы оплаты труда, сдельные системы оплаты труда, аккордные системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда

2

9.МОТ и международный опыт регулирования социально-трудовых отношений

Создание, цели и задачи МОТ. Структура организации МОТ и ее основополагающие документы. Россия и МОТ

2

Итого

18


6.2. Перечень практических и семинарских занятий

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование практических (лабораторных, семинарских) работ

Всего

часов

Методологические положения экономики труда

Теоретико-методологические положения экономики труда

4

Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности

4

Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

4

Роль государства и система социального партнерства в трудовых отношениях

Общие положения трудового законодательства. Социальное партнёрство в сфере труда.

4

Управление персоналом как условие совершенствования и развития эффективности труда

4

Разделение и кооперация труда. Организация трудовых коллективов

4

Сущность и значение оплаты труда

Государственное регулирование вопросов оплаты труда. Оплата труда и ее функции

4

Оплата труда: формы и системы. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда

4

МОТ и международный опыт регулирования социально - трудовых отношений

4

Итого

36

6.3. Тема курсовой работы

Семестр №3

Организация и оплата труда работников оздоровительного центра

(курсовая работа рассчитывается по индивидуальным заданиям)

Структура курсовой работы

Исходные данные

  1. Составление штатного расписания

  2. Описание должностных обязанностей

  3. Расчет заработной платы работников бани по различным системам оплаты труда

  4. Расчет фонда оплаты труда

Выводы и предложения

Приложения

6.4. Самостоятельная работа студентов

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

Коды формируемых компетенций

1.

3 семестр


Теоретико-методологические положения экономики труда

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, решение задачи.

6

ОК-1,

ОК-6

2.

Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к тестированию.

6

ОК-1,

ОК-6

3.

Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к контрольной работе, тестированию.

6

ОК-1,

ОК-6

4.

Общие положения трудового законодательства. Социальное партнерство в сфере труда

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов.

6

ОК-1,

ОК-6,

ПК-8

5.

Управление персоналом как условие совершенствования и развития эффективности труда

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к контрольной работе, тестированию.

6

ОК-1,

ОК-6

6.

Разделение и кооперация труда. Организация трудовых коллективов

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к контрольной работе, тестированию.

6

ОК-1,

ОК-6

7.

Оплата труда и ее функции. Государственное регулирование вопросов оплаты труда

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к контрольной работе, тестированию.

6

ОК-1,

ПК-8

8.

Оплата труда: формы и системы. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к контрольной работе, тестированию.

6

ПК-8, ПК-9

9.

МОТ и Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений

Ознакомление с учебной литературой. Выполнение самостоятельной работы Подготовка рефератов, эссе, докладов. Подготовка к контрольной работе, тестированию.

6

ПК-8, ПК-9

Итого

54



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconКраткий курс лекций по экономике апк
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный...

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconРоль информационных технологий в развитии экономики и общества по...
Министерство сельского хозяйства федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconГорский государственный аграрный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconС указанием структурного подразделения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный...

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconКрасноярский государственный аграрный университет ачинский филиал информационное письмо
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconВысшего профессионального образования «воронежский государственный...
Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы...

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный аграрный университет
Птицеводство отрасль животноводства, которая способна в короткие сроки увеличить производство крайне необходимой стране продовольственной...

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconСтавропольский государственный медицинский университет
Директор института непрерывного и дополнительного профессионального образования Стгму, доцент

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconФедерации федеральное государственное образовательное
Учреждление высшего профессионального образования ставропольский государственный

Высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет iconМетодические указания для самостоятельной работы «Международное сотрудничество...
Трухачев А. В., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Туризм и сервис» фгбоу впо «Ставропольский государственный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную