Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику






Скачать 121.26 Kb.
НазваниеПрограмма Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику
Дата публикации17.04.2015
Размер121.26 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников

Часть 1. Введение в экономику



1.1. Экономическая наука, ее предмет

  1. Что означает термин «экономика».

  2. Экономические модели.

  3. Предпосылка рационального поведения.

  4. Экономическая теория и прикладная экономика.

  5. Экономическая наука и экономическая политика.


1.2. Альтернативная стоимость и факторы производства
1.3. Кривая (граница) производственных возможностей

  1. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей.

  2. Закон возрастающих альтернативных издержек.


1.4. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности
1.5. Факторные доходы: заработная плата, рента, процент и прибыль

Часть 2. Микроэкономика и макроэкономика

2.1. Рыночный спрос


  1. Понятие рынка. Рынок одного товара.

  2. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие спрос.

  3. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши. Перекрестная эластичность спроса.


2.2. Рыночное предложение

  1. Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.


2.3. Рыночное равновесие

  1. Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке.

  2. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.


2.4. Потребители

  1. Закон убывающей предельной полезности.

  2. Суверенитет потребителя.

  3. Роль массового потребителя в разных экономических системах.

  4. Право потребителя на выбор и безопасность.

  5. Право потребителя на информацию.



2.5. Потребление

  1. Доходы, расходы, сбережения.

  2. Доходы от сбережений.

  3. Доходы от собственности.

  4. Минимальный потребительский бюджет.

  5. Доходность и риск различных форм сбережений.

  6. Финансовые пирамиды. Защита прав потребителей финансовых услуг.

  7. Потребительский кредит. Процент и инфляция.

  8. Реклама:

  • виды рекламы;

  • рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель;

  • скрытая, недобросовестная, неэтичная реклама.

  1. Этика потребительского поведения.


2.6. Фирма

  1. Фирма в экономической теории. Цели фирмы.

  2. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль.

  3. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки.


2.7. Теория производства

  1. Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда.

  2. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи.

  3. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Обоснование формы кривых издержек. Эффект масштаба.

  4. Предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.


2.8. Конкуренция и типы рынков

  1. Совершенная конкуренция.

  2. Монополия.

  3. Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. антимонопольное законодательство

  4. Количественные методы оценки структуры рынка. Коэффициент Лернера. Измерение уровня концентрации в отрасли.



  1. Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

  2. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков. Эволюция взглядов на монополию и антимонопольную политику.

  3. Российское антимонопольное законодательство.



2.9. Рынки факторов производства

  1. Рынок труда.

  2. Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.

  3. Рынки капитала и земли.

  4. Понятия капитала и рынка капитала. Процент как цена капитала. Дисконтирование. Приведенная стоимость. Смысл ставки дисконтирования и ее выбор. Цена капитала.

  5. Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента.


2.10. Валовой внутренний продукт

  1. Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения.

  2. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП). Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика.

  3. Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.


2.11. Совокупный спрос и совокупное предложение

  1. Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

  2. Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

  3. Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.


Часть 3. Международная экономика
3.1. Международная торговля

  1. Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.

  2. Протекционизм: цели и средства.

  3. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.

  4. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Региональная интеграция.


3.2. Международные финансы

  1. Спрос и предложение на рынке валют.

  2. Формирование валютного курса.

  3. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски.

  4. Валютные системы.


3.3. Глобальные экономические проблемы

  1. Понятие глобализации, ее выгоды и риски.

  2. Краткая характеристика основных глобальных проблем.

  3. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны.



Часть 4. Финансы
4.1. Финансовая система

  1. Семейный бюджет как основа финансовой системы.

  2. Понятие финансов.

  3. Финансовая система: элементы и функции.


4.2. Финансовые рынки

  1. Поставщики и потребители финансовых ресурсов

  2. Финансовое посредничество

  3. Денежный рынок и рынок капиталов

  4. Эмитенты и инвесторы.

  5. Защита прав и законных интересов инвесторов.

  6. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.


4.3. Временная стоимость денег

  1. Понятие временной стоимости денег.

  2. Будущая стоимость.

  3. Текущая стоимость.

  4. Понятие рисков на финансовых рынках.


Часть 5. Правовые основы финансового рынка
5.1. Гражданское право

1. Субъекты и объекты гражданского права.

2. Собственность в гражданском праве.

3. Сделки, представительство и доверенности в гражданском праве.

4. Обязательственное право.

5. Понятие договора.

6. Понятие собственности.

7. Инвестор.

8. Потребитель.

9. Кредитор, дебитор.

10. Доля, пай, акция.
5.2. Корпоративное право

  1. Создание АО.

  2. Преобразование и ликвидация АО.

  3. Права акционеров.

  4. Права миноритарных акционеров.

  5. Создание системы средств защиты прав акционеров. Гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты прав акционеров.

  6. Негосударственные формы защиты прав акционеров: СРО, общественные объединения, компенсационные фонды.

  7. Защита прав акционера со стороны профессиональных участников финансового рынка.

  8. Компетенция органов управления.

  9. Значение и факторы корпоративного управления.


Часть 6. Финансовые инструменты
6.1. Виды ценных бумаг

1. Долговые и долевые ценные бумаги.

2. Предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги.

3. Производные финансовые инструменты.

4. Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги.

5. Роль ценных бумаг в экономике.
6.2. Вексель

1. Характеристика векселя

2. Виды векселей
6.3. Акции

1. Акционерные общества, как универсальный финансовый механизм.

2. Фундаментальные свойства акций.

3. Обыкновенные и привилегированные акции.

5. Стоимость акций.

6. Доходность акций.

7. Фондовые индексы.

8. Ценовой риск. Риск контроля.

9. Корпоративное управление в акционерных обществах.
6.4. Облигации

1. Понятие и фундаментальные свойства облигаций.

2. Виды облигаций (в том числе ипотечные).

3. Стоимость облигаций.

4. Доходность облигаций.

5. Рейтинг облигаций.

6. Дефолты. Защита прав облигационеров. Собрания облигационеров.
6.5. Банковские финансовые инструменты

1. Депозитные сертификаты.

2. Сберегательные сертификаты.
Часть 7. Финансовые институты
7.1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

1. Брокеры.

2. Дилеры.

3. Управляющие ценными бумагами.

4. Предотвращение конфликта интересов.

5. Квалифицированные и неквалифицированные инвесторы.

6. Инфраструктура финансового рынка.

7. Юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

8. Независимые финансовые консультанты.
7.2. Сфера коллективного инвестирования

1. Управляющая компания инвестиционными фондами,  ПИФами, НПФми.

2. Инвестиционные фонды.

3. Венчурные фонды.

4.Риски инвесторов:

  • ценовой риск;

  • риск некачественного управления;

  • риск ликвидности;

  • риск мошенничества;

  • риск непрозрачной стратегии.

5. Как выбрать ПИФ?
7.3. Пенсионные фонды

1. Принципы построения пенсионной системы.

2. Государственный пенсионный фонд.

3. Негосударственный пенсионный фонд.
7.4. Банки

  1. Структура банковской системы.

  2. Депозиты. Депозитный договор. Срок и номинальная ставка. Периодичность начисления процентов и возможность их капитализации. Возможность автоматической пролонгации. Возможность пополнения счета. Возможность досрочного частичного снятия денег. Возможность перевода вклада в другую валюту.

  3. Обязательное страхование банковских вкладов населения.

Виды рисков:

  • процентный риск;

  • риск реинвестирования;

  • валютный риск;

  • риск инфляции.

  • риск ликвидности.

  1. Кредиты. Виды кредитов:

  • потребительский кредит;

  • целевой кредит;

  • ипотечный кредит.

  1. Условия кредита: срок, ставка и комиссия. Обеспечение кредита. Досрочное погашение.

Виды рисков:

  • Риск наступления личного дефолта. Процентный риск.

  • Валютный риск

  • Системный риск

  1. Расчетно-кассовые операции:

  • обмен валют;

  • банковская ячейка;

  • банковский перевод. дорожный чек. банковские карты.

  1. Выбор платежной системы. Выбор группы карт

  2. Виды банковских карт:

  • карты дебетовые;

  • карты дебетовые с овердрафтом;

  • карты кредитные.

Виды рисков:

  • операционный риск;

  • риск мошенничества.

  1. Нарушение прав населения при заключении договоров с кредитными организациями


7.5. Микрофинансовые организации

  1. Условия осуществления деятельности микрофинансовыми организациями.

  2. Приобретение статуса микрофинансовой организации.

  3. Порядок осуществления деятельности микрофинансовых организаций.

  4. Основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями.



  1. Права и обязанности микрофинансовой организации.

  2. Права и обязанности лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию.

  3. Права и обязанности заемщика. Защита прав.

  4. Ограничения деятельности микрофинансовой организации.

  5. Страхование рисков микрофинансовой организации и формирование целевых фондов.

  6. Регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций.

  7. Отношения между микрофинансовыми организациями и бюро кредитных историй.


7.6. Страхование

1. Цель и задачи организации страхового дела.

2. Формы страхования.

3. Объекты страхования.

4. Субъекты страхового дела.
7.7. Ипотека

1.Понятие ипотеки.

2. Ипотечный кредит.

3. Роль ипотеки на рынке жилой недвижимости.

4. Преимущества ипотеки для населения.

5. Договор ипотеки.

6. Закладная.

7. Как и где получить кредит. Ипотечный брокер.

8. Погашение кредита.

9. Урегулирование задолженности.

10. Реализация залогового имущества.

11. Страхование ответственности заемщика.

12. Реструктуризация кредита.

13. Обращение взыскания на заложенное имущество.
7.8. Лизинг
7.9. Этические принципы и проблема доверия на финансовом рынке

1. Понятие и принципы добросовестной деятельности на финансовом рынке.

2. Этические нормы при осуществлении брокерской деятельности, деятельности по

управлению ценными бумагами.

3. Предоставление информации инвестору.

4. Ответственность за непредставление информации.

5. Манипулирование рынком.

6. Защита прав владельцев ценных бумаг и иных финансовых инструментов и контроль

за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками финансового

рынка.
7.10. Защита прав потребителей финансовых услуг

  1. Судебная защита прав потребителей.

  2. Ответственность за нарушение прав потребителей.

  3. Типичные ошибки инвесторов.


Часть 8. Российская экономика
8.1. Становление рыночной экономики в современной России

1. Краткая экономическая история России до 1917 года.

2. Административно-командная экономика Советского Союза. Попытки

реформирования советской экономики.


3. Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ.

8.2. Современная российская экономика

1. Ресурсы российской экономики.

2. Итоги рыночных реформ.

3. Экономическая политика.

4. Стратегия роста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconОткрытый заочный конкурс тестирование (октябрь-декабрь 2013 г.) Пример...
Девятая Всероссийская олимпиада по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconУчастника второго тура «Девятой Всероссийской олимпиады по финансовому...
Международная экономическая интеграция: понятие и формы. Главные интеграционные центры мира

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconВлияние экономических санкций на экономику России
Украине экономика России оказалась перед новым вызовом, это введение странами Запада санкций против России. Ес и США ограничили допуск...

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconРабочая программа учебного курса «Экономика»
В. В. Овчинникова «Человек и его дело», В. С. Автономова «Введение в экономику», Л. Л. Любимова, И. В. Липсица «Основы экономики»....

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconПрограмма по курсу «Введение в экономику»
Рабочая программа предназначена для организации и проведения занятий по курсу экономики в средней школе в количестве 35 часов в...

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику» для направления 38. 03. 01. «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса, обучающихся по...

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconПрограмма дисциплины «Введение в финансовую экономику» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата по направлению...

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconАзимов Л. Б. Преподавание курса «Введение в экономику»
Данная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа Олимпиады по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников Часть Введение в экономику iconРабочая учебная программа по дисциплине «Введение в экономику» разработана...
Введение в экономику [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную