Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны






Скачать 168.86 Kb.
НазваниеРазличные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны
Дата публикации16.04.2015
Размер168.86 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны
(семинар 4)

Послевоенное развитие экономики Западного мира определялось, в первую очередь, бесспорным экономическим и военно-политическим лидерством США и противостоянием с их бывшим союзником в борьбе с нацистской Германией - Советским Союзом, ставшим во главе "второго мира" -"социалистического лагеря", охватившего к 1950 г. управляемые коммунистическими партиями страны Восточной Европы, Китай, Северную Корею, а позднее - Вьетнам, Лаос и Кубу, и стремившегося распространить свое влияние на Ближний и
Средний Восток, черную Африку, Латинскую Америку. "Первый мир" объединился по "атлантической оси" вокруг США, первенство которых признали Англия, Франция и созданная в 1949 г. на подконтрольных американской армией западногерманских землях Федеративная Республика Германия.
В свою очередь, США, после "великой депрессии" дистанцировавшиеся от заокеанских проблем, теперь решительно взяли курс на использование своего экономического превосходства для реализации Pax Americana -либерального устройства мира под американским верховенством.
Реализация гегемонии США происходила посредством деятельности международных валютно-финансовых институтов, созданных в 1944 г. на конференции в г. Бреттон-Вуде (штат Нью-Гэмпшир) - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, заключенного в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), и военно-политических блоков - НАТО (Североатлантический пакт, подписан в 1949 г. в Вашингтоне США, Канадой и десятью западноевропейскими государствами, к 1955 г
. присоединились Греция, Турция и ФРГ), АНЗЮС (подписан в 1951 г. в Сан-' Франциско США, Австралией и Новой Зеландией), СЕАТО (Договор государств Юго-Восточной Азии, подписан в 1954 г. в Маниле США, Филиппинами, Таиландом, Пакистаном, Францией, Англией, Австралией, Новой Зеландией); СЕНТО (Центральный договор, подписан в 1955 г. в Багдаде США, Ираком (вышел в 1958 г.), Пакистаном, Ираном, Турцией и Англией). .
На Бреттон-Вудской конференции было достигнуто соглашение об установлении в Западном мире системы золотодолларового эталона и фиксированных валютных курсов (Бреттон-Вудская система). Каждая из стран, участниц МВФ, должна была установить золотое или долларовое содержание своей денежной единицы, определяя валютный паритет между национальной и иностранными валютами, и сохранять свой валютный курс неизменным. Национальные валюты могли свободно обмениваться на доллары, служившие эквивалентом золота.
Страны-участницы обязались вносить в МВФ вклады в зависимости от размеров их национального дохода и объема торговли, и могли получать займы с Генерального счета МВФ. Величина взноса определяла количество голосов, принадлежащих участнице. Бреттон-Вудская конференция стала началом триумфа экономической доктрины Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946).
Кейнс, к тому времени член Лондонского королевского общества и Палаты лордов британского Парламента, был главным представителем Англии на Бреттон-Вудской конференции, реализовавшей его идеи о реорганизации международных финансов и создании надгосударственных институтов экономического регулирования.
Сразу после войны макроэкономические идеи Кейнса и его последователей - государственное вмешательство в экономику для обеспечения бесперебойного экономического роста, поддержания полной занятости, перераспределения доходов методами эмиссионной и налоговой политики в пользу социальной справедливости и антициклического регулирования - были положены в основу программ экономического развития западных государств. л п
Кейнсианство акцентировало внимание на количественных закономерностях взаимодействия макроэкономических величин (валовой национальный продукт, национальный доход, уровень занятости, потребления, сбережений и т.д.) и социальных аспектах экономической системы. Кейнсианские программы экономического развития основывались на использовании новых экономико-статистических методов, связанных с прогрессом счетной техники и новой научной дисциплины - эконометрики.
Большой вклад в развитие новых оснований экономической политики внесли американцы О.Хансен, С.Кузнец, В. Леонтьев (двое последних - русские по происхождению, эмигрировавшие в 1920-е гг.), голландец Я.Тинберген, норвежец Р.Фриш, англичане Дж.Хикс, Р.Стоун.
Особую роль сыграла Стокгольмская школа политической экономии (Б.Улин, Э.Лундберг, Г.Мюрдаль, Э.Линдаль), на идеях которой в нейтральной Швеции с середины 1930-х гг. правящая социал-демократическая партия основывала свою политику строительства "государства всеобщего благосостояния".
Максимизация экономического роста и общественный консенсус (соглашение) - за счет полной занятости, повышения уровня массового потребления, гарантий социального обеспечения, развития сотрудничества между предпринимателями и рабочими, "демократизации капитала" (участие рабочих в прибылях, распространение "народных акций") - стали главными приоритетами модели смешанной экономики (регулируемого.капитализма) в ее различных вариантах.
Яркое описание этой модели дал в 1952 г. американский экономист Дж.К.Гэлбрейт в книге "Американский капитализм. Концепция уравновешивающей силы". Утратив способность к автоматическому регулированию, капиталистическая экономика стала, по выражению Гэлбрейта, "уравновешивающей силой" взаимодействия крупных корпораций, профсоюзов и государственного регулирования. Гэлбрейт предложил и jlpyroe определение для американского капитализма - "Общество изобилия* (1958).
Кейнсианская пЬлитика экономического роста сделала доступным массовому американскому потребителю разнообразные товары. Насыщению рырй бытовой техникой длительного пользования способствовало внедрение целого ряда изобретений 1930-х гг. - магнитофон, телевизор, долгоиграющая пластинка, транзистор, шариковая ручка, фотоаппарат "Поляроид" и т.д. Сенсационным событием конца 40-х гг. стало появление нейлонового трикотажа.
В 1$$0-е гг. в США началась новая аграрная революция, стимулированная проводимой со времени "Нового курса" правительственной политикой ограничения культивируемых земель.
Имея ограниченные площади, o фермеры могли увеличить прибыли лишь за счет внедрения новых методов хозяйствования и добились впечатляющего повышения производительности труда за счет широкого использования органических удобрений (гербицидов, инсектицидов), генетического отбора семян, комплексной механизации; развивалось выращивание высокоурожайных сортов.кукурузы, пшеницы, риса и высокопродуктивных пород скота.
Сельское хозяйство США было интегрировано в мощную индустрию агробизнеса: поставка 'специализированной техники, фуража, семян, удобрений; отлаженная система хранения, транспортировки и сбыта продукции. Прогресс в сельском хозяйстве был частью гораздо более широкого процесса качественного преобразования технологий на основе достижений современной научно-технической революции, первый этап которой охватил 1950-60-е гг.
Основные результаты этого этапа: опережающее развитие автомобильного транспорта и его инфраструктуры, гражданской авиации, атомной энергетики, нефтехимии, производства синтетических материалов, электронно-вычислительной техники; автоматизация производства, поточное машиностроение; базовые организационно-экономические принципы - вертикальная интеграция фирм, дальнейшая концентрация, "тейлоризм", стратегическое планирование.
Воплощение достижений НТР в электрифицированном обиходе (автомобили, холодильники, телевидение, магнитофоны, вакуумные пылесосы, стиральные и посудомоечные машины) способствовало созданию в США мощного секторадомашнего хозяйства, сопоставимого по масштабам с другими секторами экономики и обеспечивающего расширенное воспроизводство качества человеческих ресурсов. Понятия хаусхолд (домохозяйство) и человеческий капитал прочно вошли в язык западной экономической теории.
Еще одним важным лексико-теоретическим новшеством, отразившим изменения в функционировании капитализма, стало понятие "техноструктуры". Оно было обосновано Дж. К. Гэлбрейтом в книге "Новое индустриальное общество" (1967). Техноструктура - это "менеджмент и руководящий интеллект" зрелой корпорации, сведение воедино специализированных знаний специалистов по управлению и научно-технических специалистов, нанятых собственниками фирм.
Техноструктура осуществляет стратегическое планирование, необходимое в усложненной обстановке современного хозяйства и вносит регулируемость в процесс экономического развития, способствуя трансформации капитализма в смешанную экономику или "новое индустриальное общество", где велика роль "планирующей системы". Проблема планирования играла значительную роль в различных моделях послевоенной смешанной экономики.
В ряде западноевропейских стран (Нидерланды, Норвегия, Франция и др.) она приняла форму экономического программирования - составления комплексных народнохозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию экономической политики. В Западной Германии приоритет был отдан "планированию форм", определяющих рамки модели, названной социальным рыночным хозяйством. Модель социального рыночного хозяйства в ФРГ
Министром экономики в первом правительстве Федеративной Республики Германии стал проф. Л.Эрхард, еще весной 1945 г. разработавший программу восстановления экономики страны. Концепция Эрхарда базировалась на теоретических построениях экономистов Фрайбургской школы, предложивших доктрину ордолиберализма (букв, "порядок свободы"), настаивавшую на активности государства как создателя общественных институтов, гарантирующих свободное проявление частной инициативы и политическую демократию.
Более конкретным переложением идей ордолиберализма стала модель "социального рыночного хозяйства", под которой понималось: - приоритет в экономической политике государства не по регулированию хозяйственных процессов, а по установлению форм и правил ("рамочного обрамления") действия хозяйственных субъектов;
- нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц: антимонопольная политика, поддержка среднего и малого бизнеса; - взаимосоответствие всех элементов экономической жизни - предпринимательской деятельности, денежной политики, банковской системы и т.д.; - стабильность денежного обращения и экономической политики, обеспечение предсказуемых условий инвестирования;
- преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения. Л.Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками (ДМ) по курсу 100:6,5. Ему удалось добиться соглашения с профсоюзами, которые в ответ на установление стабильных цен на''продукты' питания, квартплату и транспортные расходы не предъявляли требований к увеличению заработной платы.
Таким образом, удалось избежать возможной инфляционной спирали и стабилизировать валюту. После денежной реформы центральный банк для стимулирования экономического роста выделил на инвестиционные кредиты 200 млн. ДМ и снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Затем были созданы центральный Промышленный кредитный банк и два центральных банка для поддержки сельского хозяйства.
Помощь, получаемую в сответствии с планом Маршалла, западногерманские предприятия оплачивали в ДМ, а Промышленный банк из этой помощи образовывал эквивалентные ресурсы для инвестиций. В 1952 г. правительство обязало все предприятия предоставить займы Промышленному банку для финансирования долговременных инвестиционных программ развития отраслей и регионов, в которые отказывались вкладывать средства другие банки. Эмиссия ценных бумаг была ориентирована на рынок потребительских товаров.
Для удовлетворения потребительского спроса государство применяло не только кредитно-денежную политику, но и политику расходов - государственных дотаций. В соответствии с принятым "зеленым планом" было дотировано производство важнейших продуктов питания (хлеб, молоко, яйца). Особая поддержка была оказана жилищному строительству (льготное налогообложение, плата за сверхурочные работы), что позволило решить задачу предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавшим от бомбардировок.
Во 2-й половине 1950-х гг. были приняты меры по расширению за счет бюджетных средств системы социального обеспечения и охраны окружающей среды. Правительство ФРГ придавало большое значение "демократизации капитала" - разукрупнению концернов, обеспечению участия работников в управлении предприятиями, отстаиванию позиций держателей мелких пакетов акций акционерных обществ.
Так, например, "Ферайн Стальверке" (дававший ранее до 40% германского производства стали) был разделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих компаний. При денационализации крупнейшей автомобильной компании "Фольксваген" (основана при личной поддержке Гитлера в 1938 г.) наименее оплачиваемым работникам были предоставлены скидки для приобретения "народных акций".
Л.Эрхард был министром экономики до 1963 г., в котором занял пост канцлера (до 1966 г.). Он представлял Христианский демократический союз, образовавший правящую коалицию вместе с Христианским социальным союзом (ХДС/ХСС). Реформы Эрхарда обеспечили западногерманской экономике наивысший в Западной Европе экономический рост, изобилие на потребительском рынке. Голлизм и модернизация французской экономики
Утверждение смешанной экономики по другую сторону от Рейна происходило по иной, чем западногерманский ордолиберализм, модели. Теоретики и практики "социального рыночного хозяйства" отвергли такие элементы государственного регулирования экономики, как национализация и планирование на макроэкономическом уровне.
Напротив, во Франции с установлением Четвертой республики - приходом к власти лидеров Движения Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем (премьер-министр в 1944-1946 гг.) и при сильном влиянии социалистов и коммунистов - под прямой контроль государства перешли энергоресурсы, страховые компании, крупнейшие банки и еще ряд крупных фирм, а для стимулирования экономического роста стало использоваться индикативное (рекомендательное) государственное планирование.
Государственный План модернизации и оснащения был пущен в действие (с 1946 г.) первым экономическим советником де Голля Жаном Моннэ, который объяснял отставание французской экономики сложившейся консервативной структурой предприятий, ориентированных на семейную производственную единицу. Моннэ, как и Дж.К.Гэлбрейт, считал, что технологический прогресс может быть реализован лишь на крупномасштабных предприятиях, обладавших в ряде случаев монопольными позициями.
Однако, с другой стороны, ряд французских традиций содействовал успеху идеологии экономического дирижизма, включавшего в себя централизм и индикативное планирование, -давняя тенденция вмешательства государства в экономику, тесные взаимоотношения между предпринимателями и высшими чиновниками - в большинстве своем выпускниками одних и тех же элитных учебных заведений.
Моннэ был назначен подчиненный премьер-министру Генеральный комиссариат по планированию, через Комитеты по модернизации поддерживавший связи с многочисленными кругами промышленников, рабочих и аграриев. Отставка де Голля в январе 1946 г. не изменила курса на экономический дирижизм. За годы Четвертой республики (1946-1958) во Франции были реализованы два Плана модернизации и оснащения.
Государство сконцентрировало усилия на развитии восьми базовых отраслей, игравших ключевую роль в структурной перестройке промышленности: угольной, сталелитейной, цементной, энергетике, производстве горючего, транспорте, изготовлении сельскохозяйственных машин и'азотных удобрений.
Выполняя стратегические функции, Комиссариат составлял для правительства и частного сектора прогнозы экономического развития, что уменьшало степень риска при принятии важных решений, способствовало оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективной структуры социального взаимодействия. Климат сотрудничества в Комитетах по модернизации^ где велись споры о плане на отраслевом уровне, содействовал пониманию экономических явлений широкими слоями населения. К моменту второго прихода генерала де Голля к власти содержание и главные направления модернизации французской экономики были четко определены. Став в 1958 г. премьер-министром, де Голль добился принятия новой Конституции, установившей во Франции режим президентской Пятой республики, ограничивавшей полномочия Парламента.
На этот раз своим экономическим советником де Голль выбрал; Либерального экономиста Ж.Рюэффа, но генерал сохранил приверженность экономическому дирижизму, провозгласив выполнение плана "пламенным долгом каждого француза". Умелое вмешательство в экономику государственных органов Пятой республики было нацелено на решение следующих основных задач:
- совершенствование экономической структуры за счет демонбполизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп, деятельность которых приобрела международные масштабы; - "устройство территории" (равномерное развитие всех регионов страны); - поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.
1960-е гг. стали годами "больших проектов" по созданию или радикальному обновлению атомной энергетики, самолетостроения, космической технологии, производства ЭВМ. В отличие от первого этапа модернизации, где задачи решались за счет национализации, на этот раз их исполнение было возложено на частный бизнес. Участие государства ограничивалось организационной стороной дела и финансовым содействием. Результатами "больших проектов"
стали ракета "Ариан", сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд", аэробусы, сверхскоростные поезда, производство во Франции электронно-вычислительной техники и средств связи на уровне США и Японии. Для голлистской модернизации характерна активная региональная политика государства - преодоление исторически сложившейся традиции оттягивания гипертрофированным Парижским регионом ресурсов провинции.
Региональному выравниванию способствовали политика размещения государственных и стимулирования частных инвестиций, крупномасштабные программы развития дорожной инфраструктуры - от национальных скоростных магистралей до разветвленной сети муниципальных шоссе, создание на периферии "полюсов научно-технического роста" вокруг "больших проектов" и университетских центров (Гренобль, Нант).
Большое место в модернизации Франции заняли преобразования в сельском хозяйстве, превращение его из архаичного парцеллярного в современное фермерское и кооперативное, интегрированное в агроиндустри-альный комплекс с химической промышленностью и машиностроением.
Не допустив обвального свертывания посевов ряда традиционных для Франции культур под натиском дешевого импорта из соседних государств, де Голль в то же время содействовал сохранению универсального (многопродуктового) характера французского сельского хозяйства.
При сокращении с середины 50-х гг. к концу 60-х гг. доли занятых в сельском хозяйстве с 27 % до 15% Франция вышла на второе после США место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, стала единственным в Западной Европе экспортером зерновых и крупнейшим в мире - молочных продуктов, не говоря уже о винах. Политика де Голля была продолжена его преемником Ж.Помпиду (премьер в 1962-1968 гг., президент в 1SI69-1974 гг.).
В результате глубокой структурной перестройки, технологической модернизации, развития организационно-хозяйственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, научно-технического потенциала, Франция к началу 70-х гг. по уровню эффективности производства заняла ведущее место среди европейских стран. 9.3. Европейская экономическая интеграция
На протяжении многих столетий "рейнская ось" Западной Европы, ставшая к концу XIX в. осью европейской тяжелой л ромышленности (Рур, Саар, Валлония, Лимбург, Люксембург и Лотарингия), была постоянным источником войн и конфликтов.
Но после второй мировой войны удалось добиться превращения этого макрорегиона в место, где стал развиваться процесс сотрудничества и прогресса, В 1951 г. шесть государств, расположенных на и вокруг "лотарингской оси" - Нидерланды, Бельгия, Люксембург (с 1948 г. объединились в таможенный союз Бенилюкс), ФРГ, Франция и Италия подписали "Соглашение о создании Европейского общества угля и стали", объединившего горную и металлургическую промышленность этих стран.
ЕОУС стало предверием объединения тех же шести стран в 1957-1958 гг. в Европейское экономическое сообщество ("Общий рынок"). В противовес ему в 1960 г. было создано другое макрорегиональное объединение - Европейская ассоциация свободной торговли, куда вошли Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия и Португалия. Однако впоследствии (1972) Англия и Дания вышли из ЕАСТ и вместе с Ирландией были в 1973 г. приняты в ЕЭС.
С интеграцией девяти динамично развивающихся стран в Европейское экономическое сообщество, оно превратилось в мощный центр экономической силы, способный бросить вызов США. Но еще одним центром экономической мощи к этому времени стала Япония. Японское "экономическое чудо" После капитуляции Японии во 2-й мировой войне американские оккупационные власти провели в стране ряд реформ. С целью демилитаризации и демократизации новая конституция запрещала существование армии.
Были распущены дзайбацу и принято антимонопольное законодательство; введено трудовое законодательство, предусматривавшее 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и при несчастных случаях; поощрялись создание профсоюзов, охвативших до 60% рабочей силы Японии (сравнительно с 30% в среднем по западным странам) и система пожизненного найма.
Последняя накладывалась на японскую традицию патернализма и лояльности фирме и легла в основу своеобразной системы отношений между трудом и капиталом на японских предприятиях, включившую также практику кружков контроля качества, идею которых предложил американский специалист по управлению персоналом Э.Деминг.
В стране была также проведена аграрная реформа: государство выкупало (в условиях инфляции!) у крупных землевладельцев их имения с последующей продажей в собственность арендаторам; в результате к 1955 г. 70% обрабатываемой земли перешло в собственность тех, кто ее обрабатывает -фермеров. Финансовая стабилизация, осуществленная американским эмиссаром Дж.Доджем в 1949-1950 гг., выровняла цены с мировыми и позволила отменить нормирование продуктов.
Был установлен фиксированный курс японской иены к доллару; к 1955 г. Япония вступила в МВФ и ГАТТ. Но, пожалуй, решающее значение для "посева" впечатляющего экономического роста Японии имели создание в 1949 г. Министерства внутренней торговли и промышленности (МВТП) и война в Корее 1950-1953 гг., обеспечившая 3-миллиардные интендантские заказы Японии как геополитическому бастиону США в противостоянии с "миром социализма".
МВТП стало проводить целенаправленную политику структурной перестройки и экономического роста. Оно осуществляло практически полный контроль за восстановлением промышленности Японии и развитием внешнеторговых отношений -импорт, закупки лицензий, валютные операции, иностранные капиталовложения, СП, льготные долгосрочные займы и правительственные субсидии. Приоритет был отдан таким промышленным отраслям, как сталелитейная, нефтехимическая, машино- и судостроение, элетротехника и электроника.
Испытывая недостаток важнейших видов сырья для тяжелой промышленности, японцы нашли выход в модели проточной экономики. Они сделали ставку на свою извилистую береговую линию и новые возможности морского транспорта, открывшиеся с созданием крупнотоннажных рудовозов и супертанкеров и механизацией погрузочно-разгрузочных работ. Новые металлургические заводы стали создаваться "на воде".
Была реализована программа создания насыпных участков, с одной стороны которых через оборудованный приемный порт уголь, руда и другое сырье сразу поступает в обработку, а с противоположной - поступает готовая экспортная продукция в отгрузочный порт.
Продвижение черной металлургии к побережью, создание портово-промышленных комплексов избавило Японию от обременительных расходов на модернизацию шахт и рудников и от товарных поездов, обеспечило значительную экономию на издержках и гибкость отраслевой структуры экономики, освобожденной от громоздких добывающих отраслей. В то же время судостроение в 1955 г. стало первой отраслью, в которой возрожденная Япония достигла мирового первенства, а в 1960-е гг. в мировые лидеры вышла и сталелитейная промышленность страны, не имеющей собственных железорудных запасов, но наладившей через Тихий океан (из Австралии) дешевый импорт сырья и освоившей передовые методы производства (кислородно-конвертерный процесс и непрерывная разливка стали).
Вторая половина 1950-х гг. стала для Японии временем начала высоких урожаев риса и индустриализации сельского хозяйства, насыщения спроса на предметы потребления длительного пользования (черно-белые телевизоры, холодильники, стиральные машины) и быстрого производства электронного оборудования. Сдвиг к океану явился фактором создания прогрессивной структуры и масштабного обновления производственного аппарата.
Фирма "Сони" наладила выпуск портативных транзисторных приемников, а МВТП создало Комитет по компьютерным исследованиям. В 1960 г. японское правительство приняло "План удвоения национального дохода" за десятилетие. Реальные темпы ежегодного прироста в 1960-е гг. составили свыше 11% (при запланированных 9%), производительность труда в сельском хозяйстве выросла в 2,5 раза.
Создав с нуля автомобильную промышленность, Япония превратилась во вторую автомобильную державу мира; стала мировым лидером в производстве телевизоров и радиоприемников. К концу 1960-х гг. мелкие и средние предприятия обеспечивали почти 50% национального дохода и 2/3 рабочих мест. Тесные связи между крупнейшими и малыми фирмами на субподрядной основе стали одним из главных факторов экономического прогресса Японии.
Начиная с 1964 г., МВТП начало энергично стимулировать производство компьютеров в Японии, создав Управление развития информационной технологии, предоставлявшее займы для образования компаний, разрабатывавших программное обеспечение. К 1970 г., последовательно обойдя Италию, Англию, Францию и ФРГ, Япония вышла на второе после США место в капиталистическом мире по объему ВНП.
Знаком признания японского "экономического чуда" стало избрание г. Осака местом Всемирной выставки 1970 г. В том же году в Японии началось строительство "города науки" Цукуба. Страна Восходящего Солнца стала символом технического прогресса, быстро увеличивалась ее роль в мировой торговле. Экономические успехи стран Западной Европы и Японии изменили соотношение сил на мировом рынке, увеличив удельный вес этих стран за счет США.
На гегемонии США в мировой торговле было основано их валютное преобладание, закрепленное Бреттон-Вудской системой золотодолларового эталона. США, аккумулировавшие основную часть международного золотого запаса, продавали иностранным фирмам и финансовым органам золотые слитки по фиксированной цене 35 долларов за унцию. Расширение масштабов международных торговых и финансовых операций вызвало растущий спрос на доллары как мировые валютные резервы; сформировался особый рынок евродолларов.
Однако ситуация, в которой "доллар так же хорош, как и золото", была неустойчивой из-за роста дефицита платежного баланса США, вызванного военными расходами и программами "помощи развитию" странам "третьего мира". Дефицит платежного баланса США и накопление долларовых запасов у фирм и финансовых органов других стран привели к истощению золотого запаса США и к тому, что к 1967 г. лишь треть, а в 1971 г. лишь шестая часть долларовых резервов иностранцев могла быть обменена на золото.
В результате США в начале 1970-х гг. были вынуждены девальвировать доллар в целях стимулирования своего экспорта для улучшения платежного баланса. Это означало крушение Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов и переход к "плавающим курсам" национальных валют. Прекращение связи национальных валют с денежным металлом и манипулирование валютными курсами означало кризис мировой финансовой системы.
Этот кризис был усугублен в середине 1970-х гг. структурными кризисами, ставшими сильнейшим потрясением капиталистической экономики со времен "великой депрессии" и 2-й мировой войны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconТема 2 Турция после второй мировой войны
Основные вехи политического и экономического развития Турции после второй мировой войны

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconПоследствия Второй мировой войны для экономики США
Сша остаются несомненным лидером в мировой экономике. Здесь производится около 21% мирового валового продукта (при количестве населения...

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconПоследствия Второй мировой войны для экономики США
Сша остаются несомненным лидером в мировой экономике. Здесь производится около 21% мирового валового продукта (при количестве населения...

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconВыводы 18 Вопросы для самопроверки 19
Цель данной темы – сформировать основные понятия о мировой экономики после окончания первой мировой войны до окончания Великой депрессии...

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconСсср в 1950 – 1970-е годы
Международная обстановка после второй мировой войны. Ссср в условиях холодной войны

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны icon6 СССР накануне и в годы второй мировой войны
Внешняя политика и международное положение СССР накануне Второй мировой войны. Начало войны

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconЧто послужило причиной отказа СССР от принятия «плана Маршала» после...

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны icon1. Последствия Первой мировой войны Геополитические, социально-экономические,...
Цель курса – изучение истории международных отношений в период между двумя мировыми войнами и на начальном этапе Второй мировой войны...

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconТема «Мир после Второй мировой войны: 1945 1949 гг.»
Учебные материалы по истории к разделу: «Новейшее время: II половина XX – начало XXI веков»

Различные модели смешанной экономики после Второй Мировой войны iconРеферат: Экономика Латинской Америки
Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную