Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года






Скачать 241.33 Kb.
НазваниеПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года
Дата публикации26.01.2015
Размер241.33 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка


Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития

Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года
Прогноз социально-экономического развития области на 2014-2016 годы разработан департаментами и управлениями области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с учетом намерений хозяйствующих субъектов, итогов социально-экономического развития области за 8 месяцев текущего года и оценки 2013 года. Расчет прогноза основывается на положениях Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы, государственных программ и проектов. Главными ориентирами при разработке прогноза являются основные направления социально-экономического развития страны, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. При формировании основных показателей прогноза учитывались задачи и приоритеты социально-экономического развития области, изложенные Губернатором области в программной речи при вступлении в должность 20 октября 2012 года и в отчетном докладе на сессии областной Думы 19 февраля 2013 года.
Предварительные итоги

социально-экономического развития области за 2013 год
В 2013 году экономика области развивается в сложной макроэкономической обстановке. В связи с падением спроса на горно-металлургическую продукцию, сложившейся негативной конъюнктурой на мировых рынках железорудного сырья и металлургической продукции индекс промышленного производства в области в январе-сентябре 2013 года составил 99% к аналогичному периоду 2012 года.

Среди областей Центрального федерального округа в январе-августе 2013 года по объему отгруженных товаров и выполненных работ и услуг на душу населения Белгородская область заняла по видам экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» - второе место, «обрабатывающие производства» – третье место.

В агропромышленном комплексе выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2012 года на 5,6% (в сопоставимых ценах) и составил 115,5 млрд рублей. За 9 месяцев 2013 года всеми сельхозтоваропроизводителями реализовано на убой (в живом весе) 1101 тыс. тонн скота и птицы (115,5% к соответствующему периоду 2012  года), в том числе птицы – 566,2 тыс. тонн (105%), свиней – 505,7 тыс. тонн (131,1%), произведено 412 тыс. тонн молока (96,7%), 906,3 млн штук яиц (81,8%). Сельхозорганизациями области произведено 27,3% общероссийского производства мяса свиней и 16,4% мяса птицы.

За I полугодие 2013 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 48,1 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 86,3% к соответствующему периоду 2012 года. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за январь-сентябрь 2013 года составил 50,9 млрд рублей, или 93,9% к соответствующему периоду 2012 года. Основными причинами сложившейся ситуации стали ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий и сокращение предприятиями инвестиционных программ.

В январе-сентябре 2013 года на территории области сдано в эксплуатацию 851,3 тыс. кв. метров жилья, из них населением за счет собственных и заемных средств построено 668 тыс. кв. метров. По данным Белгородстата за январь-август 2013 года по объему введенного жилья на душу населения область заняла первое место среди областей ЦФО. В области продолжается строительство объектов жизнеобеспечения и социально-культурной сферы, развитие инженерной инфраструктуры.

За 9 месяцев 2013 года оборот розничной торговли возрос в сопоставимых ценах на 8% и составил 162,9 млрд рублей. За январь-сентябрь 2013 года населению области оказано платных услуг на сумму 46,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,2% выше аналогичного периода 2012 года. Наблюдается рост почти всех сегментов рынка платных услуг населению.

Развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013 годы» и направлено на организацию конкурентоспособных малых и средних предприятий в производственном секторе и инновационной сфере, активизацию предпринимательства на селе, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения.

Сохраняются положительные тенденции повышения показателей уровня и качества жизни населения. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-августе 2013 года сложились в сумме 21780,9 рубля, что выше соответствующего периода 2012 года на 8,9 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 8 месяцев 2013 года возросли на 2,1 процента. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за январь-август 2013 года сложилась в размере 21520,2 рубля, что на 10,6% больше, чем в январе-августе 2012 года.

В области отмечается улучшение ситуации на рынке труда. По состоянию на 1 октября 2013 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9%, что ниже уровня аналогичной даты прошлого года на 0,2 процентного пункта.

За 8 месяцев 2013 года уровень рождаемости составил 11,6, уровень смертности – 14,0 на 1000 человек населения. В результате естественная убыль населения области в текущем периоде сократилась на 4% и составила -2,4 на 1000 человек населения против -2,5 в соответствующем периоде прошлого года.

Миграционный прирост населения за январь-август 2013 год превысил естественную убыль и составил 4,2 на 1000 человек населения, что на 29,6% меньше чем в январе-августе 2012 года.

Объем валового регионального продукта области по оценке в 2013 году составит в текущих основных ценах 593,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2012 года на 3%, ВРП на душу населения – 384,9 тыс. рублей. По оценке аналитиков ожидается определенная стабилизация ситуации на мировом рынке железорудного сырья и металлов, что позволяет оценивать индекс промышленного производства в области за 2013 год на уровне 100,1 процента. Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за 2013 год составит 165,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,2% выше 2012 года. В результате реализации комплекса мер, направленного на улучшение инвестиционного климата, стабилизацию финансового состояния организаций объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году составит 130,5 млрд рублей, или 92,1% в сопоставимых ценах к уровню 2012 года. Планируется сдать в эксплуатацию 1271 тыс. кв. метров жилья (104,6% к 2012 году), населением за счет собственных и заемных средств построить 1000 тыс. кв. метров (100,4% к 2012 году). По итогам 2013 года оборот розничной торговли составит 229 млрд рублей и возрастет по сравнению 2012 годом в сопоставимых ценах на 7,8 процента. Оборот общественного питания достигнет 6,3 млрд рублей, что выше 2012 года в сопоставимых ценах на 13,9 процента. В 2013 году увеличится объем платных услуг в сопоставимых ценах на 1,5% и составит 60,1 млрд рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения за этот период возрастут на 2,5 процента. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по области за 2013 год составит 21,9 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 2012 годом на 9,6 процента.

В 2013 году в области ожидаются позитивные изменения в динамике показателей естественного воспроизводства населения и сохранение положительного сальдо миграции. В результате численность населения области возрастет и по оценке на 1 января 2014 года составит 1544,6 тыс. человек.
Прогноз социально-экономического развития области

на 2014 год и на период до 2016 года
Социально-экономическая политика Правительства области в среднесрочной перспективе будет проводиться на основе приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, целью которой является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развитие наукоемких и конкурентоспособных производств.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозируемом периоде являются: обеспечение роста экономики за счет повышения эффективности и роста производительности труда на действующих предприятиях и создания новых высокопроизводительных рабочих мест, поддержки высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, реализации активной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, снижение административного давления на него, адаптации экономики к требованиям ВТО, увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства, развитие сельского хозяйства и сельских территорий, инновационного и производственного малого и среднего бизнеса, подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, формирование и развитие региональной альтернативной энергетики, освоение рекреационно-сервисного потенциала области, совершенствование жилищной политики, строительство магистральных автомобильных дорог, дальнейшее развитие социального сектора экономики, повышение стандартов и уровня жизни населения области, формирование социального предпринимательства, совершенствование среды обитания.

Расчет основных показателей прогноза социально-экономического развития области на период до 2016 года проводился по базовому варианту сценарных условий.

Среди главных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование прогнозных показателей социально-экономического развития области до 2016 года является инфляция. В 2013 году сводный индекс потребительских цен (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) ожидается в пределах 106 процентов. Темпы роста цен будут постепенно снижаться и в 2014-2016 годах прогнозируется понижение инфляции до 5 процентов.

Принимаемые Правительством области меры по реализации приоритетных направлений экономической политики позволяют ожидать положительные тенденции развития в среднесрочном периоде. Объем валового регионального продукта области прогнозируется в 2016 году в текущих основных ценах в объеме 826,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2012 года на 23,7 процента. В расчете на душу населения области ВРП оценивается в 2016 году в размере 531,7 тыс. рублей.

Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП Белгородской области, будут обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь на долю которых приходится около 80% производимого ВРП.

В области планируется ряд мероприятий по обеспечению за пять лет роста экономики не менее чем в полтора раза. Для реализации этой задачи будут внесены изменения в Комплекс мер по увеличению в области объема валового регионального продукта в 1,5 раза в сопоставимых ценах за 2012-2016 годы.

Развитие промышленного комплекса в среднесрочной перспективе будет определяться динамикой внешнего и внутреннего спроса. При этом возможности достижения более высоких темпов будут связаны с реализацией комплекса системных мер, направленных на повышение конкурентоспособности областных товаропроизводителей и, как следствие, ростом импортозамещения в секторах экономики. Еще одним существенным фактором, определяющим развитие промышленности в среднесрочной перспективе, является степень адаптации промышленного комплекса к нормам и правилам ВТО. В этой связи особую важность имеет оперативность принятия Правительством Российской Федерации мер по нивелированию возможных негативных последствий членства России в ВТО.

В среднесрочной перспективе функционирование промышленного потенциала в значительной мере зависит от развития горно-металлургического кластера области.

ОАО «Лебединский ГОК» планирует строительство цеха горячебрикетированного железа № 3 проектной мощностью 1,8 млн тонн.

ОАО «Стойленский ГОК» ведет расширение карьера по добыче железистых кварцитов с 32 до 42 млн тонн в год, строительство пятой секции обогатительной фабрики проектной мощностью 3,8 млн тонн концентрата в год и фабрики окомкования проектной мощностью 6 млн тонн железорудных окатышей в год.

ОАО «Комбинат КМАруда» с целью восполнения выбывающих мощностей шахты им. Губкина за счет запасов неокисленных железистых кварцитов Коробковского месторождения проводит строительство новой шахты, что позволит комбинату в долгосрочной перспективе увеличить производство железорудного концентрата в 1,5 раза и довести его до 3,2 млн тонн в год.

ООО «Металл-групп» ведет строительство подземного рудника проектной мощностью 4,5 млн тонн руды в год на базе Яковлевского месторождения богатых железных руд.

В среднесрочном периоде в рамках инвестиционного проекта «Реконструкция ОАО «ОЭМК» с увеличением производства стали до 3,85 млн тонн стали в год» в электросталеплавильном цехе предусмотрено провести модернизацию газоочистки дуговых сталеплавильных печей второго модуля и в энергоцехе №1 провести строительство новой кислородной станции, в состав которой войдет криогенная воздухоразделительная установка №3 немецкой фирмы Linde производительностью 20 тыс.м3/час.

В рамках импортозамещения в машиностроительном комплексе продолжится реализация проектов по созданию новых конкурентоспособных производств:

- ОАО «Энергомаш (Белгород) - БЗЭМ» - строительство высокоэффективного производственного комплекса по выпуску элементов трубопроводов проектной мощностью 12 тыс. тонн в год;

- ОАО «Ракитянский арматурный завод» - организация производства деталей трубопроводов и блоков для энергетических объектов проектной мощностью 600 тонн в год, создание в 2014 году производственного комплекса по изготовлению прямошовных сварных труб проектной мощностью 1000 тонн в год;

- ОАО «Оскольский подшипниковый завод ХАРП» - организация производства железнодорожных подшипников проектной мощностью 600 тыс. штук в год.

Кроме того, рядом предприятий машиностроительного комплекса запланирована реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение, расширение производства.

Продолжится реализация подпрограммы «Развитие машиностроительного комплекса» государственной программы области по развитию экономического потенциала, что позволит в 2016 году увеличить объем отгруженной продукции в машиностроительном комплексе не менее чем на 18 процентов.

В области продолжится развитие индустрии строительных материалов. ЗАО «СтандартЦемент» в Красногвардейском районе ведется строительство цементного завода мощностью 3 млн тонн цемента и завода по производству керамического кирпича мощностью 60 млн изделий в год. ЗАО «Керама-Пласт» в Губкинском городском округе строит завод по выпуску керамического кирпича аналогичной мощности.

Предполагается, что динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции позволит наращивать объемы выпуска предприятиям, производящим пищевые продукты.

Принимаемые меры дают возможность прогнозировать объем отгруженной продукции в 2016 году по промышленным видам экономической деятельности в сумме 728,9 млрд рублей, что в действующих ценах на 37,8% выше 2012 года. Рост промышленного производства в 2016 году по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах достигнет 118,6%, в том числе по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» - 119,5%, «обрабатывающие производства» - 119,3%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 102,6 процента.

В агропромышленном комплексе особое внимание будет уделяться реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы», направленной на создание эффективного индустриального сельскохозяйственного производства и его динамичное развитие, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Ключевыми факторами, обеспечивающими динамичное развитие агропромышленного комплекса области являются модернизация производственных процессов в растениеводстве, развитие территориальных кластеров в животноводстве. Важным инструментом развития агропромышленного комплекса области является реализация инвестиционных проектов. В 2013 году начата реализация новых инвестиционных проектов:

в свиноводстве - строительство свиноводческой площадки на 7200 голов продуктивных свиноматок ООО «Белгранкорм» Яковлевского района, создание социально-экономического кластера в Белгородском районе вблизи с. Бессоновка на базе «Ордена Трудового Красного знамени колхоза имени Фрунзе»;

в молочном животноводстве - ООО ГК «Зеленая долина» создание современной технологической базы для производства и переработки молока мощностью 1 тыс. тонн в сутки.

В растениеводстве особое внимание будет уделяться развитию биологического земледелия и решению экологических вопросов, технической и технологической модернизации, внедрению передовых технологий обработки почвы, широкому внедрению новых сортов и гибридов, научно обоснованному применению современных удобрений и средств защиты растений.

Новыми точками роста экономики АПК области станут овощеводство и аквакультура. Для развития этого направления в области реализуется ряд проектов по строительству тепличных комплексов по производству овощной продукции в закрытом грунте, а также созданию предприятия по производству продукции глубокой заморозки, что позволит в 2016 году выращивать около 25 тыс. тонн овощей защищенного грунта.

Значительное внимание по-прежнему будет уделяться развитию малых форм хозяйствования на селе, что позволит увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни населения.

В результате принимаемых мер выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2016 году достигнет 219 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше 2012 года на 23,4 процента.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности региональной экономики Правительством области продолжится активная планомерная работа по созданию и совершенствованию благоприятных условий для активизации инновационной деятельности.

В среднесрочном периоде в соответствии с подпрограммой «Улучшение инвестиционного климата и стимулирование инновационной деятельности» государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы» продолжится работа по поддержке инновационного предпринимательства, способствующего вовлечению бизнеса в инновационные процессы: предоставление грантов начинающим инновационным компаниям, субсидирование части затрат действующим инновационным компаниям и другие.

Для сохранения и поддержки деятельности региональных научных коллективов и отдельных ученых, а также финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок малых инновационных предприятий, студентов, аспирантов и молодых исследователей в 2014 - 2016 годах планируется продолжить работу по привлечению внебюджетных средств.

В среднесрочном периоде продолжится реализация проекта по созданию технопарка в городе Белгороде, который предусматривает строительство и реконструкцию производственных, лабораторных, офисных и вспомогательных помещений общей площадью более 27 тыс.кв.м для размещения до 70 малых и средних инновационных предприятий.

Будет продолжена работа, направленная на снижение инфраструктурных ограничений развития наноиндустрии области, рост производства и потребления высокотехнологичной продукции, повышение обеспеченности инновационной сферы высококвалифицированными кадрами.

В 2014 году компаниями ООО «Росана», ЗАО «Завод премиксов №1», планируется завершить проекты по строительству завода по производству функциональных протеинов в Валуйском районе и завода по производству лизина в г. Шебекино. ОАО «Эфирное» совместно с Воронежским государственным университетом в 2013 году начата реализация проекта по переработке растительных масел и растительных волокон, продуктов непищевого использования.

Для решения вопроса фармацевтической безопасности региона в 2013 году компании ООО «ПИК-ФАРМА ЛЕК», ООО «Эдвансд Фарма», ОАО УК «Белфарма» приступили к реализации проектов, одобренных Правительством области, по созданию производств готовых лекарственных средств и субстанций.

В результате принимаемых Правительством области мер по поддержке и

развитию инновационной деятельности, появления на рынке принципиально новых конкурентоспособных продуктов позволяет прогнозировать к 2016 году увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности и сферы услуг до 8% (в 2012 году показатель составил 4%), увеличение удельного веса инновационно активных предприятий до 12,8%, а также увеличение общего объема расходов на выполнение организациями области научных исследований и разработок к 2016 году более чем на 200 млн рублей.

В области по-прежнему будет проводиться работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона. Правительством области продолжится реализация комплекса мер, предусматривающих формирование максимально комфортных условий для инвесторов в рамках подпрограммы «Улучшение инвестиционного климата и стимулирование инновационной деятельности» государственной программы развития экономического потенциала области до 2020 года.

Для повышения инвестиционной активности Правительством области будет продолжено оказание содействия в выделении земельных участков под строительство производственных объектов, координация опережающего развития энергосистем, проведение работы по развитию инженерной инфраструктуры, совершенствованию регионального налогового законодательства, оказанию государственной поддержки хозяйствующим субъектам области. В органах государственной власти и местного самоуправления области продолжится функционирование системы управления проектами, согласно которой определяются условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнеса и власти, регламентируется персональная ответственность межотраслевой команды проекта.

Наибольший объем инвестиций в основной капитал предполагается осваивать в промышленности, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве, направлять на развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры районов массовой индивидуальной застройки, комплексное благоустройство населенных пунктов области.

Для обеспечения улучшения качества жизни населения Правительством области будет продолжена работа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов образования, здравоохранения, учреждений культуры, физической культуры и спорта и инженерного обустройства населенных пунктов области.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться жилищному строительству. В среднесрочном периоде будет реализовываться государственная программа «Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014 – 2020 годы», которая предусматривает комплексный подход к развитию данного сектора. Реализация комплекса мер, предусмотренных программой, обеспечит ввод жилых помещений в 2016 году в объеме 1,2 кв. м на человека. В 2016 году планируется ввод в эксплуатацию 1949 тыс. кв. м жилья, что выше 2012 года в 1,6 раза.

В целях обеспечения комплексного подхода к решению вопросов благоустройства населенных пунктов и микрорайонов массовой застройки, развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания населенных пунктов области будет реализовываться государственная программа «Совершенствование и развитие транспортной сети Белгородской области на 2014-2020 годы». В 2014-2017 годах запланировано на территории Белгородской области построить и реконструировать 835 км дорог с общим объемом финансирования 67,9 млрд рублей. Среди них наиболее крупные: реконструкция автодорог «Белгород-Павловск», «Старый Оскол-Валуйки» с выходом к границе с Харьковской областью, «Новый Оскол-Валуйки-Ровеньки» с выходом к границе Украины, строительство автодорог «Белгород-Ракитное-Бобрава» с обходом п. Ракитное, «Белгород-Борисовка».

В результате реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата и развитию строительной отрасли области объем инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде достигнет в 2016 году 168,7 млрд рублей, что выше уровня 2012 года в сопоставимых ценах на 3,5%, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» соответственно 87,6 млрд рублей и на 2,8 процента.

Развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы» и направлено на дальнейшее совершенствование финансово-кредитных и организационных механизмов, обеспечивающих условия для интенсивного роста этого сектора экономики, стимулирование производственных и инновационных направлений малого и среднего бизнеса, а также повышения деловой активности населения в муниципальных образованиях, имеющих недостаточный уровень развития экономического потенциала. Планируется создание новых объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: центров инноваций социальной сферы и кластерного развития, а также региональных центров инжиниринга.

В 2014-2016 годах намечается принять дополнительные меры по увеличению объемов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

На основе механизмов государственно-частного партнерства в 2015 году будет введен в эксплуатацию промышленный парк «Северный», где планируется разместить не менее 25 малых и средних производственных предприятий и создать не менее 2 тыс. новых рабочих мест, а также на базе действующих бизнес-инкубаторов разместить не менее 60 малых инновационных предприятий.

С учетом принимаемых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2016 году количество малых и средних предприятий достигнет 25 тыс. единиц (113,1% к 2012 году), численность работников (без внешних совместителей) составит 138 тыс. человек (110,7% к 2012 году). Оборот малых и средних предприятий в 2016 году прогнозируется в сумме 325 млрд рублей (в действующих ценах на 28,8% выше уровня 2012 года).

Потребительский рынок области - динамично развивающаяся и экономически эффективная отрасль. Развитие современной торговой инфраструктуры, повышение уровня доступности товаров для населения, в том числе в сельской местности, совершенствование форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, в дальнейшем будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка области и покупательскую активность.

Принимаемые Правительством области меры по устойчивому развитию потребительского рынка позволят в прогнозируемом периоде увеличить оборот розничной торговли, в 2016 году он достигнет 329,7 млрд рублей и возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2012 года на 36,6 процента.

Сохраняется стойкий интерес населения к потреблению платных услуг. По-прежнему более 60% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги. Услуги населению будут иметь стабильные темпы роста. В результате объем реализации платных услуг населению в 2016 году просчитывается в сумме 79,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составит к уровню 2012 года 110,8 процента.

Развитие туризма будет проводиться в рамках подпрограммы «Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса» государственной программы развития экономического потенциала области. Приоритетными направлениями развития туризма будут исторический, сельский, событийный, деловой, промышленный и паломнический туризм. Предполагается увеличение числа российских и иностранных посетителей в 2016 году до 366 тыс. человек против 313 тыс. человек в 2012 году.

Во внешнеэкономической деятельности в 2014-2016 годах планируется наращивание объемов внешней торговли. В среднесрочном периоде прогнозируется рост внешнеторгового оборота, который в 2016 году достигнет 10,1 млрд долларов США, что выше 2012 года на 13,8 процента. На фоне неясности перспектив развития мировой экономики возможны колебания спроса и уровня мировых цен на ключевые экспортные товары региональных производителей – железорудное сырье, черные металлы.

Налогооблагаемая прибыль организаций области в 2014-2016 годах прогнозируется в объемах 69,5 млрд рублей, 71,5 млрд рублей и 72,4 млрд рублей с темпами роста на 92,8%, 102,9% и 101,2% к каждому предыдущему году соответственно. В перспективе ожидается замедление темпов роста налогооблагаемой прибыли организаций области, что связано, прежде всего, с уменьшением спроса на мировом рынке железорудного сырья и металлопродукции, оказывающих значительное влияние на финансово-экономическую деятельность организаций горно-металлургического комплекса области, составляющих основную долю в объеме налогооблагаемой прибыли организаций области. При этом в 2016 году ожидается увеличение объемов производства окатышей и брикетов железорудных металлизированных.

Развитие реального сектора экономики будет способствовать росту инвестиций в человеческий потенциал, сохранению и улучшению уровня и качества жизни населения области.

Белгородская область остается одним из немногих субъектов Российской Федерации и ЦФО, численность населения которого продолжает расти. В целях дальнейшего улучшения демографической ситуации в области будут осуществляться мероприятия, направленные на реализацию мер по стимулированию рождаемости, оказанию всесторонней поддержки семье, сохранению и укреплению здоровья, увеличению продолжительности жизни населения.

Учитывая положительный эффект от реализации мер демографической политики по стимулированию рождаемости, в среднесрочном периоде прогнозируется рост коэффициента рождаемости, который в 2016 году составит 11,8 на 1000 человек населения против 11,6 в 2012 году. В 2016 годах прогнозируется снижение смертности населения области до 13,8 на 1000 человек населения, против 14,0 в 2012 году. В итоге естественная убыль населения по прогнозу сократиться к 2016 году до -2 на 1000 человек населения против -2,4 в 2012 году.

По прогнозу коэффициент миграционного прироста в 2016 году составит 4,7 на 1000 человек населения. В области прогнозируется рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 73,2 года в 2016 году против 71,9 в 2012 году.

Таким образом, сформировавшиеся тенденции демографических процессов позволяют прогнозировать дальнейший рост численности населения области. По прогнозу в 2014, 2015 и 2016 годах численность населения будет расти и составит соответственно 1546,5, 1550,5 и 1554,7 тыс. человек.

В среднесрочном периоде сохранится тенденция роста реальных располагаемых денежных доходов населения, которые в 2016 году к 2012 году увеличатся на 14,2 процента. Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в целом по области в 2016 году прогнозируется в размере 26,1 тыс. рублей и возрастет к уровню 2012 году на 30,3 процента. В результате принимаемых мер по обеспечению социальных гарантий жителям области в 2016 году планируется снижение доли численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума до 6,2% против 6,6% в 2012 году.

В 2014-2016 годах в Белгородской области продолжится развитие здравоохранения, образования, культуры, сектора социальных услуг, физической культуры и спорта, обеспечивающих развитие человеческого потенциала.

Развитие здравоохранения будет проводиться в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Белгородской области на 2014-2020 годы». Основными задачами в здравоохранении по-прежнему будут профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование системы оказания специализированной помощи, широкое применение здоровьесберегающих технологий, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, совершенствование системы лекарственного обеспечения, организация отдыха и здоровья детей и подростков. Проводимые мероприятия будут способствовать улучшению состояния здоровья жителей области. Планируется увеличение доли населения, охваченного профилактическими медицинскими осмотрами, в 2016 году до 56%, снижение смертности от болезней системы кровообращения на 21%, от дорожно-транспортных происшествий – на 42,1 процента.

В среднесрочном периоде будут реализовываться мероприятия государственной программы «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы», предусматривающие меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семьи и детей, модернизацию и развитие социального обслуживания населения.

В целях обеспечения доступности качественного образования в среднесрочном периоде будут реализовываться мероприятия государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы», предусматривающие развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также развитие системы оценки качества образования.

Одной из приоритетных задач является обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования. Численность детей в дошкольных учреждениях в 2016 году возрастет до 67,1 тыс. человек против 62,4 тыс. человек в 2012 году, при этом обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями к 2016 году составит 681,4 места на 1000 детей в возрасте 1-6 лет против 627,6 мест - в 2012 году.

Организационной основой перехода на новые стандарты основного общего образования станет реализация государственной программы развитие образования Белгородской области до 2020 года, обеспечивающей продолжение модернизации регионального образования, совершенствование его содержания, расширение видового разнообразия общеобразовательных организаций старшей ступени с учетом запросов школьников и других. Принимаемые меры во многом будут способствовать росту удельного веса обучающихся в общеобразовательных учреждениях в современных условиях с 81,2% в 2012 году до 91% в 2016 году.

В соответствии с государственной программой «Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы» продолжится работа по обеспечению подготовки кадров на основе прогноза потребности региона в кадровых ресурсах, заключения соглашении между Правительством области и хозяйствующими субъектами по организации дуального обучения с использованием современной технологической базы предприятий.

Дальнейшее развитие культуры в 2014-2016 годах будет проводиться в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы». Цель программы – создание условий для комплексного развития культурного потенциала, сохранения культурного наследия и гармонизации культурной жизни Белгородской области. Среди основных направлений: развитие библиотечного и музейного дела, культурно-досуговой деятельности и народного творчества, государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия, развитие профессионального искусства.

Продолжится развитие физической культуры и спорта среди широких слоев населения, укрепление материально-спортивной базы, совершенствование работы с физкультурными кадрами, внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, формирование здорового образа жизни населения. В области будет проводится реализация государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 годы», которая направлена на привлечение всех возрастных категорий населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, преодоление алкоголизма, наркомании и табакокурения, рост спортивного мастерства белгородских спортсменов. В результате удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения области возрастет с 23,5% в 2012 году до 32% в 2016 году.

Природоохранная деятельность в области будет направлена на поддержание благоприятной для здоровья населения экологической обстановки, пресечение нарушений природоохранного законодательства, сохранение естественного ландшафта, совершенствование методов управления природными ресурсами и их рациональное использование.

В среднесрочном периоде в рамках государственной программы «Развитие водного и лесного хозяйства Белгородской области, охрана окружающей среды на 2014-2020 годы» будут реализовываться мероприятия, направленные на сохранение и преобразование биосферы, восстановление благоприятной окружающей среды за счет строительства или реконструкции природоохранных объектов, обеспечения экологически чистой переработки отходов в промышленном масштабе с использованием наукоемких технологий, внедрения инновационных разработок и методик, позволяющих улучшить состояние компонентов природной среды.

В среднесрочном периоде снизится отношение к валовому региональному продукту сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и составит 0,08 тыс. куб м/млн рублей в 2016 году против 0,13 тыс. куб м/млн рублей в 2012 году, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников соответственно 0,16 тонн/млн рублей против 0,24 тонн/млн рублей, образующихся отходов производства и потребления 166,2 тонн/млн рублей против 236,5 тонн/млн рублей.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к прогнозу социально экономического развития...
Прогноз социально-экономического развития района на 2014 год и на период до 2016 года, разработан с учетом предлагаемых сценарных...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. При формировании...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к уточнённому прогнозу социально-экономического...
Новоалександровского муниципального района Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Российской Федерации от 11 июня 2014 года №13319-ее/Д14и и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к основным показателям прогноза социально-экономического...
Правительства Ярославской области от 09. 06. 2010 г. №410-п «о порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ярославской...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка по основным параметрам прогноза социально-экономического...
Ской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – Прогноз) разработан с учетом норм Бюджетного кодекса Российской...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития...
Основные варианты прогноза – вариант 1 (консервативный) и вариант 2 (умеренно-оптимистичный) разработаны на основе единых внешних...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа
Показатели прогноза баланса трудовых ресурсов увязаны с соответствующими показателям раздела «Труд и занятость» прогноза социально-экономического...

Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Белгородской области на 2014 год и на период до 2016 года iconПояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Рязанской...
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 февраля 2012 года №178н, постановления Министерства труда и занятости...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную