Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации»






НазваниеФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации»
страница1/5
Дата публикации15.04.2015
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Кафедра гуманитарных и социально-политических наук

Н.А. Суворов

ЭКОНОМИКА
Пособие

по изучению раздела дисциплины

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ»
для студентов

всех специальностей

всех форм обучения


Москва - 2007



ББК 33

С89
Рецензент д-р филос. наук, проф. К.Н. Панферов

Суворов Н.А.
С89 Экономика: Пособие по изучению раздела дисциплины «Экономический рост». -М.: МГТУ ГА, 2007. - 36 с.
Данное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ГСЭ.02 «Экономика» по Учебному плану для студентов всех специальностей всех форм обучения, утвержденному в 2001г.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 13.02.07г.

Редактор И.В. Вилкова

Подписано в печать 27.09.07 г.

Печать офсетная Формат 60х84/16 2,3 уч.-изд. л.

2,09 усл.печ.л. Заказ № 387/ Тираж 300 экз.

Московский государственный технический университет ГА

125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20

Редакционно-издательский отдел

125493 Москва, ул. Пулковская, д.6а
© Московский государственный

технический университет ГА, 2007

Введение
Осмысление и анализ сложной взаимосвязи факторов, определяющих понятие экономического роста, являются одной из сложных проблем, стоящих перед экономической наукой в настоящее время.

Особую сложность этой проблемы можно подчеркнуть сравнением количественных и качественных показателей экономического развития разных стран, положительных и отрицательных последствий технического прогресса, соотношением темпов роста населения с истощением природных ресурсов и ухудшением состояния окружающей среды.

Наиболее простое представление об экономическом росте состоит в том, что через определенные периоды времени в обществе выпускается все больше и больше продукции. Объемы выпускаемой продукции, к примеру, можно сравнить с помощью цен на эту продукцию с поправкой на инфляцию. А вот сравнить затраты, которые были необходимы в каждый из периодов, для обеспечения соответствующего выпуска продукции значительно сложнее. За счет каких дополнительных затрат обеспечивается рост выпуска продукции? Простой ответ в том, что источником роста являются средства, накопленные или сэкономленные на протяжении предыдущего периода экономического развития. Но возникает вопрос – только ли за счет экономии или чего-то еще???

Так источником дополнительных затрат, капитальных стоимостей, необходимых для роста выпуска продукции, являются накопления, создаваемые крупным машинным производством. Значительно сложнее раскрыть динамику накоплений интеллектуального капитала, затраты которого в наши дни определяют победителей в соревновании за темпы экономического роста.

Эти и другие вопросы, связанные с экономическим ростом, освещаются в данном пособии.



  1. Экономический рост, экономическое развитие

и экономический прогресс

Понятие экономического прогресса, роста и развития

Объект, на который влияет экономическая политика, должен быть определен и заданы направления или факторы, которые требуют воздействия со стороны государства.

Экономический рост. На протяжении очень длительного времени развитие экономической деятельности сопровождалось неуклонным ростом возможностей общества. Становилось возможным все более полное удовлетворение потребностей людей, вследствие роста производства, происходящего на основе технического и технологического прогресса, и все более эффективного использования человеческих и природных ресурсов при одновременном уменьшении приложения людских усилий и сопровождающих их тягот.

Определим экономический рост как устойчивое повышение совокупного производства товаров и услуг в конкретной экономике. А измерение объема этого совокупного производства обычно принято производить в терминах национального дохода либо валового внутреннего продукта (ВВП).

Рост валового производства может быть следствием либо увеличения затрат факторов производства, либо более эффективного использования имеющихся факторов. В первом случае это подразумевает увеличение двух компонентов – численности населения и объема наличных ресурсов. Увеличение численности населения является одной из важнейших реалий современного мира - мировое население в ХХI веке составляет более 6 млрд. человек, а в 1650 году оно равнялось 500 млн. человек, в 1900 году только 1,5 млрд. человек. А рост наличных ресурсов движется параллельно увеличению численности населения. За этот же период наблюдалось значительное увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства. Во втором случае имеется в виду непрерывно происходящее повышение производительности труда и развитие технологий. Так в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности объем производства на душу населения непрерывно возрастал. Кроме того, рост производительности труда сопровождается уменьшением продолжительности рабочего времени. Здесь же необходимо отметить и другую важнейшую составляющую повышения эффективности использования факторов производства - существеннейшее увеличение сроков обучения людей.

Обычно в любой данный момент (период) времени объем совокупного производства определяется количеством используемых факторов производства. Однако при этом подразумевается, что предпочтения людей, технология и общественные институты (формы экономической, социальной и политической организации, законодательство и многое другое) не меняются, хотя они также существенно влияют на экономическую деятельность. Ведь, как известно, именно изменения институтов и особенно технологий задают особо динамичные изменения в экономике.

Экономическое развитие. Под экономическим развитием будем понимать экономический рост, сопровождающийся значительными структурными или организационными изменениями (сдвигами) в экономике. Эти изменения отражают соотношение между различными секторами экономики, например, рост доли промышленности и сферы услуг в совокупном объеме производства. Эти структурные или организационные изменения могут быть причиной экономического роста, но это вовсе не обязательно.

Экономический прогресс в самых общих чертах определяют как рост наличных ресурсов, обгоняющий рост населения. Однако суть данного феномена значительно глубже. Данное определение требует использования средних показателей: реальный национальный доход на душу населения – отношение между совокупным доходом и численностью всего населения; реальный продукт на душу населения – отношение между валовым внутренним продуктом и численностью всего населения; реальное потребление на душу населения. Эти величины могут приблизительно отражать состояние экономического прогресса. Поэтому необходимо принимать во внимание и учитывать происходящие при этом изменения, характеризующие структуру потребления и производства. Экономическому прогрессу свойственно вызывать в сфере потребления определенные структурные изменения. Так рост доходов меняет структуру потребительских расходов, при росте доходов в пределах каждого вида расходов увеличивается доля «благ для богатых» по сравнению с «благами для бедных». Для сферы производства при этом характерны: 1) рост производства товаров и услуг, являющихся определяющими для прогресса (цемент, сталь, транспорт и др.); 2) перемены в распределении активного населения между различными секторами экономики.

Но, кроме того (и это чрезвычайно важно!), экономический прогресс зависит от созидательной способности людей и от распространения инноваций, которое происходит быстро и с меньшими социальными и человеческими издержками, если имеется в наличии сеть экономических институтов, занятых все более разносторонней деятельностью. Всякие количественные приращения недостаточны для того, чтобы сделать общество прогрессивным, если они не сопровождаются качественными переменами, благоприятствующими развитию и процветанию всех людей, составляющих это общество.

Положительные стороны экономического роста. Экономический рост - ключевой фактор повышения уровня благосостояния общества. Именно экономический рост позволяет увеличивать потребление благ, сокращать рабочую неделю и т.д. И даже, если такие улучшения в течение года происходят почти незаметно, небольшие различия в темпах ежегодного прироста приводят к заметной разнице в скорости роста. Если, например, экономика растет на 2,5% в год, реальный ВВП будет удваиваться каждые 28 лет; если же темпы роста повысятся до 3% в год, то удвоение ВВП будет происходить раз в 24 года.

Помимо этого, экономический рост облегчает правительству решение ряда задач экономической политики. Возрастающие доходы от налогообложения по текущим ставкам позволяют государству развивать свои услуги (те же здравоохранение и образование), не повышая налоги. Так важно отметить и то, что перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения становится возможным при одновременном повышении благосостояния тех, чьи доходы выше.
2. Факторы, влияющие на экономический рост

Говоря об экономическом росте, необходимо учитывать влияющие на него факторы. Правда, при этом необходимо учитывать динамику изменения численности населения. Так при возрастании численности населения возможен рост ВВП при неменяющемся производстве на душу населения. А если темп роста населения обгоняет темп роста производства, то показатель ВВП на душу населения может и снизиться.

Принято выделять пять основных факторов, определяющих темпы экономического роста.

1. Рост производительности существующих факторов производства.

В краткосрочном периоде производительность может быть повышена за счет усовершенствования экономической организации, что позволяет углубить разделение труда, реализовать экономию на крупных масштабах производства или интенсивнее использовать капитальное оборудование, работая в несколько смен. Производительность может повыситься и при улучшении качества рабочей силы, например, при улучшении специального образования рабочей силы, и условий труда.

Развитие общего уровня образования и на его базе высокой профессиональной подготовки в долгосрочном периоде позволяет добиваться более существенных сдвигов в производительности. Впрочем, подобные сдвиги скорее следует относить на счет роста капитальных инвестиций в людские ресурсы.

2. Рост наличных запасов факторов производства:

а) рост использования труда. Использование труда увеличи­вается либо вследствие роста продолжительности рабочего дня, либо при повышении доли занятых в общественном производстве, в обшей численности населения. В нормальных условиях первый из этих факторов не способен послужить причиной роста, так как повышение уровня благосостояния людей скорее увеличит их "спрос" на свободное время. Напротив, второй фактор вполне в состоянии способствовать экономическому росту, если увеличивается доля населения трудоспособного возраста или изменяется отношение людей к труду;

б) разработка природных ресурсов. Если нефть и природный газ имеются в значительных количествах и доступ к ним не затруднен, то это обеспечивает экономику топливом при уменьшении затрат, что позволяет перекинуть часть ресурсов на производство других благ и ускоряет экономический рост;

в) дополнительное капитальное оборудование. Рост капитала "вширь" необходим для поддержания постоянного соотношения капитала и труда и существующего уровня выпуска на каждого работающего по мере роста занятости. Рост капитала "вширь" не увеличивает производительности: он лишь поддерживает на неизменном уровне убывающую отдачу от труда. Рост капитала "вглубь" выражается в росте отношения капитала к труду.

3. Развитие технологий.

Технологические изменения со временем могут заметно увеличить производительность. На практике производительность обычно растет по всем трем причинам (рост капитала "вширь" и "вглубь" и развитие технологий). Рост использования труда или природных ресурсов увеличивает и потребности в капитале, что создает прямые стимулы для развития технологий.

Скорость внедрения технических изобретений и обновления капитала зависит и от цены капитального оборудования по сравнению с заработной платой рабочих, труд которых замещает этот капитал. На протяжении последних 50 лет в развитых странах заработная плата, как правило, росла сравнительно быстрее издержек приобретения оборудования. Предприятия за­мещали труд капиталом, и темпы технического прогресса заметно ускорились во многих отраслях, что на своих рабочих местах почувствовали и сельскохозяйственный рабочий, и грузчик, и транспортный рабочий, и докер, и шахтер.

Кроме того, на экономический рост влияет следующее.

4. Фундаментальные изменения структуры выпуска.

По мере роста уровня благосостояния населения страны изменяется структура их расходов. Основной объем расходов постепенно перемещается с сельскохозяйственной продукции на промышленную продукцию, а затем и на сферу услуг. Поскольку возможности интенсивного использования капитала и технологических инноваций шире всего в промышленности, темпы роста любой экономики уве­личиваются при ее индустриализации. Однако по мере увели­чения доли затрат на покупку частных и государственных услуг темпы роста снова замедляются.

  1. Постоянное улучшение условий торговли.

В настоящее время является общепризнанным то, что одним из главных источников экономического роста является производство знаний. Для обозначения этого нового явления появился и получил широкое распространение даже специальный термин - «экономика знаний».

Экономика знаний – основные понятия. В развитых странах в конце XX века в сфере науки и высоких технологий были заняты уже более 25% рабочей силы. В современном мире конкуренция государств – это конкуренция в уровне знаний. К 2010 году объединенная Европа планирует создать мощную экономику знаний на основе концентрации и интеграции европейской науки и попытается достичь в этой области уровня США и Японии. В Северной Америке Канада планирует (в соответствии со своей Общенациональной программой построения в Канаде инновационного общества) добиться к 2010 году вхождения страны в пятерку научных держав мира.

Экономика знаний (иногда употребляют термин инновационная экономика)экономика, основанная на науке, это означает, что значительные средства вкладываются в научно-техническое развитие и эти средства очень быстро дают отдачу в виде самой современной техники, приборов, технологий, различных методов производства товаров и услуг. Самое главное при этом, что все это открытое и разработанное немедленно внедряется в производство, и на этой основе происходит выпуск новейших товаров и услуг, продажа которых дает прибыль! Ориентация на прибыль означает, что производство и сбыт, как и раньше, должны продолжать ориентироваться на потребительский спрос и функционировать эффективно. Особенностью современной человеческой деятельности является наличие в каждом продукте и услуге такой составляющей как знание! Фактически экономика знаний - это новая организация народного хозяйства, в котором значительное место по сравнению с предшествующим периодом занимает наука, внедренческая деятельность и главное восприимчивость экономики к инновациям! Это означает изменение ценностных ориентиров общества, изменение социально-экономической структуры общества. Сейчас знания не только создаются, но и эффективно используются. Знания воздействуют на все сферы жизни общества и экономической деятельности, их уже сложно отделить от товара или услуги. Причем, говоря «наука» надо понимать, что речь идет и о фундаментальной науке, и о прикладной науке. Так уже примерно с середины 50-х годов ХХ века на современной научной и технической основе стал складываться единый научно-производственный комплекс, основа которого - синтез, комплексное взаимопроникновение науки, техники и производства. Наука постепенно, но все более полно превращается в непосредственную производительную силу. Так уже в 60-70-е гг. ХХ столетия в развитых странах путь «новинки» от кабинета ученого до массового потребителя составлял 5-7 лет. Сейчас же эти сроки внедрения значительно сократились. При этом изменился характер конкурентной борьбы - в ее основе теперь борьба за новизну продукции, технический уровень, ее качество. А «интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организаций». Считается, что экономика знаний (knowledge-based economy) станет наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Инновационное развитие экономики (а инновации – это люди, действующие инновационно, и условия, способствующие таким их действиям и, что очень важно, поощряющие их действовать новаторски!) основано на непосредственных прямых и обратных связях между наукой, производством и подготовкой кадров. Без этого невозможен непрерывный процесс разработки высоких технологий и продвижения на рынок новых видов продукции. Приоритетными направлениями инвестиций становятся человеческий потенциал, новые управленческие технологии, фундаментальные и прикладные исследования, информационные технологии.

Предпринимательская способность в науке - это умение продвигать научные разработки в производство. Знания могут применяться и непосредственно на производстве, и как научные консультации, и как чтение популярных и специальных лекций.

Появление требований к предпринимательским способностям ученых - это ответ на вызовы современных реалий. Считается, что ученый должен быть способен создать компанию по передаче своих технологий в производство, ему также должны быть свойственны кроме высокого уровня знаний и понимание экономической ситуации, и навыки в консалтинге и маркетинге. Неслучайно в одном из лучших вузов России, в Физтехе, создается факультет, где будут готовить ученых-предпринимателей.

Главным направлением развития нового общества, как считается, должно стать развитие человеческого потенциала.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconНаименование учебного заведения гражданской авиации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconУчебные заведения гражданской авиации и их филиалы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Объявляю приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 04 февраля 2013 г. №190/н-фа

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconМосковский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации (мгту га)
Государственный Технический Университет Гражданской Авиации (мгту га) имеет честь сообщить, что приглашает юношей и девушек Вашей...

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный технический университет гражданской авиации» iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную