Скачать 475.68 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса” (ФГБОУ ВПО “ЮРГУЭС”) Кавминводский институт сервиса (филиал) (КМВИС ФГБОУ ВПО “ЮРГУЭС”) Чепукова А.Б. История экономических учений учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100.62"Экономика" Пятигорск 2012 УДК 330.1 ББК 65.02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины». Составитель: Ст.преподаватель кафедры ЕНиГД Чепукова А.Б. Рецензент: к.э.н., профессор кафедры ЕНиГД Липовая Т.Б. Ч 44 Чепукова А.Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100.62"Экономика" Пятигорск: КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012г. -27 с. Данное учебно-методическое пособие выполнено в полном соответствии с рабочей программой и учебным планом направления 080100.62 “Экономика”. Пособие включает планы семинарских занятий для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, темы для самостоятельной работы, тематику рефератов и методические указания по их выполнению. Для проверки освоения материала приводится итоговый тест по всему курсу и вопросы для подготовки к экзамену. Учебно-методическое пособие "История экономических учений" печатается по решению Научно-методического совета КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» для внутривузовского издания (протокол № 3 от10.12.12) © КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» © Чепукова А.Б. Содержание Введение Планы семинарских занятий Разделы и темы для самостоятельной работы студентов Тематика рефератов и методические указания по их выполнению Итоговый тест Вопросы к экзамену Основные термины и понятия Рекомендуемая литература ВВЕДЕНИЕ Свое начало история экономики и экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория. Целью изучения истории экономических учений является: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей и их основные идеи. Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у студентов необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят им свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач. Данное пособие призвано помочь студенту в ориентировке по усвоению вопросов, включаемых в изучение дисциплины, определенных рабочей программой и учебным планом направления 080100 “Экономика”. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Очное отделение Семинар 1. Общая характеристика и структура курса “История экономики и экономических учений”. Античная экономическая мысль. Вопросы для обсуждения:
Семинар 2. Экономическая мысль средневековья. Возникновение буржуазной экономической мысли. Меркантилизм. Вопросы для обсуждения:
Семинар 3. Зарождение классической политической экономии. Учение физиократов. Вопросы для обсуждения:
Семинар 4. Классическая школа в трудах Адама Смита и его последователей(экономические учения Д.Рикардо, Ж.Б.Сея, Т. Мальтуса, С.Сисмонди, Р.Оуэна). Вопросы для обсуждения:
Семинар 5. Завершение классической политической экономии. Экономические теории Дж. С.Милля и К.Маркса. Вопросы для обсуждения:
Семинар 6. “Маржинальная революция” в экономической науке. Вопросы для обсуждения:
Семинар 7. Зарождение институционалистского направления в экономической науке. Вопросы для обсуждения:
3. Историческая школа и институционализм в России. Семинар 8,9. Развитие экономической науки в XX веке. Вопросы для обсуждения:
Заочное отделение Семинар 1. Экономическая мысль средневековья. Возникновение буржуазной экономической мысли. Меркантилизм. Вопросы для обсуждения:
Семинар 2. Развитие экономической науки в XX веке. Вопросы для обсуждения: 1.Развитие экономической науки в 20-30-х гг XX в.:
2.Экономическая наука в конце 40-60-х гг XX в.:
3.Развитие экономической науки в 1970-х – начале 1990-х гг. :
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Раздел 1. Экономическая мысль до появления экономической теории Тема 1. Экономическая мысль Древнего Востока Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала. Основными источниками, из которых мы узнаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении Тема 2. Отличие раннего и позднего меркантилизма В развитии меркантилизма выделяют 2 этапа: 1 этап называется ранним меркантилизмом или монетаризмом(XIV-XVIвв). 2 этап – поздний меркантилизм(конец XVI-XVIIвв.). Ранние меркантилисты акцентировали внимание на накоплении драгоценных металлов в стране. Для меркантилистов позднего периода накопление денег перестало быть актуальной проблемой. Они продолжали придавать большое значение деньгам, но лишь как средствам, позволяющим получить прибыль. Основным путем накопления капитала поздние меркантилисты считали положительное сальдо внешней торговли. Поэтому главной задачей стал активный торговый баланс, т.е. превышение экспорта над импортом. Еще одним отличием раннего и позднего меркантилизма является смена ценовой политики. Если на раннем этапе общей рекомендацией было завышение цен на экспортные товары, то позднее, когда борьба за рынки стала более напряженной, главной задачей стало увеличение объемов продаж. Для этого рекомендовалась продажа по низким ценам. Тема 3. Учение физиократов Основателем школы физиократов был Франсуа Кенэ. Физиократы считали, что источник богатства – производство, хотя есть только одна его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. В теории Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте. Источники чистого продукта – земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности и других отраслях экономики - чистой прибавки к доходу не производится, происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Тема 4. Экономические учения Д.Рикардо, С.Сисмонди, Р.Оуэна Английский экономист Давид Рикардо, будучи крупным капиталистом и общественным деятелем, пришел в науку первоначально как публицист, участвуя в дискуссии об эмиссионной деятельности Английского банка. Далее он участвовал в дискуссии о введенных в 1815 г. высоких таможенных пошлинах на ввоз хлеба в Англию . По этому поводу Рикардо написал небольшую работу «Опыт о влиянии цены хлеба ни прибыль с капитала», где уже были заложены основы его теории распределения. И, наконец, развернутую экономическую теорию он представил в работе «Начала политической экономии» (1817). Как и все представители классической политэкономии, Рикардо изучал сферу производства, но в качестве главного предмета изучения сам он указывал на проблему распределения доходов между классами. «Определить законы, которые управляют этим распределением, — главная задача политической экономии», — писал он. Последователем Смита в Швейцарии был Симон Сисмонди (1773—1842), который в 1803 г. выпустил работу «О коммерческом богатстве». Однако негативные стороны раннего капитализма (тяжелые условия труда и низкие заработки рабочих; отсутствие законодательства, защищающего их права; разорение крестьян и ремесленников, не выдерживающих конкуренции с капиталистическим производством) все больше отвращали от него Сисмонди, отдаляя его теоретические позиции от позиций других последователей Смита — Сэя, Мальтуса и Рикардо, что получило окончательное оформление в его книге «Новые начала политической экономии» (1819), где Сисмонди уже противопоставляет «неестественному» капитализму «естественное» мелкотоварное производство. Таким образом, с Сисмонди начинается мелкобуржуазное направление в классической политэкономии. Как у всех представителей классической политэкономии, у Сисмонди присутствует примат в экономике сферы производства, но в то же время ему присущ и определенный интерес к сфере потребления (спроса), что проявляется в ряде теорий. Отличительной методологической чертой его подхода к экономике было дополнение основных принципов классической политэкономии морально-этическим элементом, который он всячески подчеркивал, утверждая, что политэкономия — «наука не простого расчета, а наука моральная», что она вводит в «заблуждение, когда оперирует голыми цифрами, и ведет к цели лишь тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей». Английский социалист-утопист Роберт Оуэн и его последователи получили также название «социалисты-рикардианцы» за попытку придать теории Ри-кардо социалистические выводы. Первая работа Оуэна «Образование человеческого характера (новый взгляд на общество)» вышла в 1813 г. Экономические проблемы рассматривались им в работах «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836). Предметом изучения и основой экономики у Оуэна, как у всех представителей классической политэкономии, считалась сфера производства, но в методологии были некоторые отличия. Во-первых, «естественным строем» он считал не капитализм и не мелкотоварное производство, а социализм, который Оуэн представлял как систему общин с аграрными и промышленными кооперативными предприятиями. Во-вторых, был еще больше, по сравнению с Сисмонди, усилен морально-этический подход к экономическим отношениям, и прежде всего использование критерия «справедливость». |
![]() | Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления... | ![]() | Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | ![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины Микроэкономика составлена в соответствии с требованиями гос впо РФ для студентов очно-заочной... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавра... | ![]() | Экономика по магистерской программе «Комплексное развитие городов» всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной и заочной с применением... |
![]() | Липатова О. А. Методическое пособие по курсу «Организация и экономика ветеринарного дела» для самостоятельной работы студентов очной... | ![]() | «Институциональная организация экономики» составлена в соответствии с требованиями фгос впо для ооп магистерской подготовки по направлениям... |