Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику»






Скачать 199.86 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Введение в мировую экономику»
Дата публикации11.04.2015
Размер199.86 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа


Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета финансов

_____________ А.И. Васильев

Кафедра «Международных экономических отношений»

Учебная программа

по дисциплине

«Введение в мировую экономику»

Направление подготовки: Экономика

Профиль подготовки: Финансы

Квалификация выпускника: бакалавр

Программа одобрена на заседании кафедры

«__»______________________ 201_ г.

Протокол № __

Москва

2011

СОДЕРЖАНИЕ

I. Аннотация к дисциплине 2

Цели и задачи дисциплины 2

II. Структура учебной дисциплины 3

III. Содержание программы 4

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение 7

V. Материально-техническое обеспечение 8

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 9

Контрольные вопросы 9

Типовые задания 9

VII. Автор(ы) учебной программы 11

I. Аннотация к дисциплине




Цели и задачи дисциплины



Целями изучения дисциплины «Введение в мировую экономику» являются:

  • приобретение студентами знаний о мировой экономике как системе;

  • усвоение принципов, форм и методов взаимодействия хозяйственных субъектов, правительств различных стран, деятельности международных экономических организаций;

  • понимание современных интеграционных процессов в мировой экономике.


Задачи изучения дисциплины «Введение в мировую экономику»:

  • дать студентам знания о сущности международного разделения труда и современных тенденциях его развития;

  • помочь студентам познать действия рыночных законов в сфере мировой экономики;

  • обеспечить освоение студентами показателей социально-экономического развития стран мира, определения групп стран и их роли в мировой экономике;

  • помочь студентам понять тесную связь успешного экономического развития страны и степени ее включения в мировое хозяйство;

  • выявить причины возникновения, цели и результаты деятельности международных экономических организаций;


Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для успешного освоения настоящей дисциплины необходимо предварительно завершить изучение следующих дисциплин:

  • Основы бизнеса;

  • История экономических учений;

  • Микроэкономика;

  • Макроэкономика.


Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • основные группы стран в мировой экономике, показатели, используемые для классификации стран;

  • сущность и формы международной экономической интеграции;

  • причины возникновения, цели и результаты деятельности международных экономических организаций;

  • место и роль России в мировом хозяйстве.

уметь:

  • пользоваться различными классификациями стран для определения их места и роли в мировой экономике;

  • давать сравнительную характеристику стран, находящихся на различных ступенях социально-экономического развития;

  • определять с помощью различных показателей степень открытости экономики стран;

  • пользоваться классификациями природных ресурсов мировой экономики и давать им сравнительную характеристику;

  • анализировать проблемы международной экономической интеграции.

приобрести навыки:

  • оценки выгод и недостатков участия стран в международном разделении труда;

  • оценки роли и места России в мировой экономике.


Образовательные технологии

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:

  • практикум по решению задач



II. Структура учебной дисциплины





Наименование тем

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)

Форма ТКУ1

Форма ПА2

Лекции

Самостоятельная работа

Активные и интерактивные занятия

Семинары

Мастер-класс

Ситуационный (кейс-стадии)

Практикум по решению задач

Лабораторный практикум

тренинг

Дидактическая игра

Очная форма

1. Мировая экономика и мировое хозяйство

2

2

2

 

 

 

 

 

 

-

2. Международный воспроизводственный процесс

2

2

2

 




 

 

 

 




3. Развитые страны в мировой экономике

4

2

2

 




 

 

 

 




4. Общая характеристика развивающихся стран

4

2

2







2













5. Основные группы развивающихся стран в мировой экономике

4

4

2







2













6. Страны переходной экономики в мировом хозяйстве

2

2










2













7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве

4

4

4






















Всего:

22

18

14







6










60

Общая трудоемкость дисциплины (в часах)




Экзамен

Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)






III. Содержание программы




Тема 1. Мировая экономика и мировое хозяйство.


Предмет курса. Современное мировое хозяйство: понятие; структура, субъекты и тенденции развития. Субъекты мировой экономики. Система современных международных экономических отношений. Основные формы и современных международных экономических отношений.

Этапы и особенности формирования и развития мировой экономики. Основные тенденции современного этапа развития мировой экономики.

Открытая экономика. Показатели степени открытости экономики. Факторы, влияющие на степень открытости экономики. Россия и проблема открытой экономики.

Классификация стран в мировой экономике. Показатели уровня экономического развития, их значение и недостатки. Классификация стран по уровню экономического развития. Стандартная классификация ООН. Отраслевая структура ВВП как показатель уровня социально-экономического развития страны.

Важнейшие тенденции развития мирового хозяйства в начале XXI в. Процессы интернационализации и глобализации. Основные показатели участия страны в мировой экономике. Последствия глобализации. Регионализация и интеграция в современном мире. Транснационализация и роль ТНК в мировом хозяйстве.

Тема 2. Международный воспроизводственный процесс.


Международное разделение труда: сущность, причины возникновения и этапы развития международного разделения труда (МРТ). Экономические и неэкономические факторы, оказывающие влияние на МРТ. Современный этап развития МРТ, трансформация роли различных групп стран в МРТ. Межотраслевая и внутриотраслевая специализация. Формы международной внутриотраслевой специализации: предметная, подетальная, технологическая. Особенности и формы международной кооперации. Основные экономические ресурсы мировой экономики. Структура и динамика развития мировых трудовых ресурсов.
Тема 3. Развитые страны в мировой экономике
Место развитых стран в современном мировом хозяйстве. Основные общие характерные черты этой группы государств, количественные и качественные показатели их развития. Смешанная экономика и особенности соотношения рыночных механизмов и государственного регулирования. Общая характеристика основных социально-экономических моделей развитых стран. Роль крупных корпораций в экономике и современные формы транснационализации капитала. Значение мелкого и среднего бизнеса в хозяйстве развитых стран. Основные тенденции и современная динамика хозяйственного развития этой группы государств. Важнейшие направления эволюции социальной политики. Неравномерность социально-экономического развития и современное соотношение между тремя центрами развитых стран.

Тема 4 . Общая характеристика развивающихся стран
Развивающиеся страны в современной мировой экономике. Важнейшие общие характерные черты и проблемы их экономики. Причины низкого экономического уровня развивающихся стран. Сущность, причины и последствия социально-экономической отсталости. Многоукладность экономики развивающихся стран. Особенности важнейших структур хозяйства. Проблема накопления. Место и роль иностранного капитала в экономическом развитии. Специфика и значение государственного регулирования хозяйственных и социальных отношений.

Основные тенденции социально-экономического развития развивающихся стран в последние десятилетия. Индустриализация. Импортозамещающая и экспортоориентированная модели индустриализации: особенности, положительные и отрицательные стороны. Аграрный вопрос и продовольственная проблема. Основные трудности социального развития.

Рост дифференциации развивающихся стран по уровню экономического развития, их социально-экономическая неоднородность. Важнейшие группы развивающихся стран по уровню и характеру экономического развития. Основные социально-экономические модели развивающихся стран. Современные тенденции экономических интеграционных процессов с участием развивающихся стран.
Тема 5. Основные группы развивающихся стран в мировой экономике
Основные этапы формирования группы НИС среди развивающихся стран. Основные общие характерные черты, отличающих их от прочих развивающихся государств и место в современной мировой экономике. Специфика и динамика процесса индустриализации НИС и превращение их в главных экспортеров готовой продукции. Повышение общего уровня экономического развития и его причины. Особенности экономических, социальных и политических структур. Эволюция роли национального и иностранного капитала на различных этапах развития НИС. Характерные черты государственного регулирования социально-экономических отношений в этой группе стран. Особенности современного экономического развития НИС. Специфика важнейших пропорций экономики. Участие в интеграционных группировках. Процессы либерализации экономик, их направления и формы.

Понятие «страны-экспортеры нефти» и государства, входящие в эту группу. Основные факторы и специфика их развития. Современные макроэкономические показатели и место среди развивающихся стран. Неравномерность социально-экономического развития большинства стран группы. Важнейшие специфические хозяйственные, общественные и политические особенности этих стран. Значение местного и иностранного капиталов в экономическом развитии. Своеобразие роли государства в социально-экономическом развитии. Традиционное и современное в экономике и обществе. Особенности внешнеэкономических связей. Роль ОПЕК в выработке и проведении общей нефтяной политики развивающихся стран-экспортеров нефти. ОПЕК в мировой экономике.

Неспособность к саморазвитию как основная общая характерная черта наименее развитых стран. Критерии включения в эту группу новых государств. Основные причины увеличения количества наименее развитых стран. Отсталость отраслевой, воспроизводственной, социальной и политической структур их общества. Преобладание традиционных укладов. Институциональная неразвитость и ее экономические последствия. Социально-политическая нестабильность как характерная черта большинства этих стран. Диспропорции в территориальном развитии. Место и роль иностранных инвестиций в экономике наименее развитых стран. Проблема высокой степени зависимости этой группы государств от бывших метрополий.


Тема 6. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве
Состав группы стран с переходной экономикой и ее место в современном мире. Характерные черты социалистической (центрально-административной) хозяйственно-политической модели. Ее принципиальные отличия от рыночной системы. Причины и основные этапы кризиса и краха социалистической системы. Суть и специфика системных реформ. Основные теоретические концепции переходной экономики и методология проведения системных реформ. Приоритетные сферы системных преобразований: либерализация хозяйственной жизни, институциональная трансформация, формирование новой отраслевой структуры, социальные реформы.

Возможные варианты проведения системных реформ. «Шоковая терапия» и градуалистские преобразования. Отличия в исходных условиях перед началом реформ. Их положительные и отрицательные стороны. Общие черты и различия в проведении системных реформ в странах ЦВЕ и Азии (кроме Китая). Трансформационный спад, его страновые масштабы и методы преодоления. Факторы экономического роста. Промежуточные итоги и уроки системных преобразований. Ближайшие перспективы стран с переходной экономикой.

Тема 7. Процессы интеграции и глобализации в мировом хозяйстве.


Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения и развития. Последствия международной экономической интеграции.

Основные формы интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютн.

Виды интеграционных объединений: Европейский Союз, НАФТА, Меркосур, АСЕАН и др.

Европейский союз (ЕС) – наиболее развитая интеграционная группировка в мире. Особенности современного этапа развития.

Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья.

Глобализация мировой экономики: сущность, причины, формы проявления

Сущность и экономические аспекты глобальных проблем. Понятие глобальных проблем.

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:


  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008.

  2. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Market DS, 2008.



Дополнительная:


  1. Глобализация мирового хозяйства. / Под ред. Осьмовой М.Н. – М.: Инфра-М, 2011

  2. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. – М.: Вече, 2008.

  3. Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов. – Т. 1- 2. – М.: 2005-2006.

  4. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.

  5. Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития. - М.: Магистр, 2009.

  6. Кудров В.М. Экономика России в мировом контексте, СПб.: Алетейя, 2007.

  7. Кругман П. Великая ложь (Сбиваясь с пути на рубеже нового века). – М.: АСТ, 2004.

  8. Мантусов В.Б. Международная экономическая интеграция в современных мировозяйственных отношениях. – М.: Юнити-Дана, 2011

  9. Миклашевская Н.А. Международная экономика. – М.: Дело и сервис, 2008.

  10. Мировая экономика и международные экономические отношения. / Под ред. Булатова А.С и Ливенцева Н.Н. – М.: Магистр, 2011.

  11. Смитиенко Б.М. Мировая экономика. – М.: Юрайт, 2010.

  12. Обстфельд М., Кругман П. Международная экономика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

  13. Суэтин А. С. Международные экономические отношения. Глобалистика. - М.: Кнорус, 2008.

  14. Фаминский И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки. – М.: Магистр, 2010.

  15. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2009.

  16. Черников Г.Н. Очень крупные транснациональные корпорации и современный мир. – М.: Экономика , 2008.

  17. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, 2009.

  18. Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 2.

  19. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2-х частях. – М.: Гардарики, 2006.

  20. Хэлд Д, Гольдблатт Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. – М.: Праксис, 2004.

Адреса Интернет

Всемирная торговая организация (ВТО)

http://www.wto.org

ВТО (Россия)

http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

Всемирный банк

http://www.worldbank.org

Европейский Союз

http://www.europa.eu.int

Международный валютный фонд (МВФ)

http://www.imf.org

Центр новостей ООН

http://www.un.org/russian/news/index.asp

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)

http://www.unido.org

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

http://www.oecd.org/

Западные СМИ о мировой экономике

http://www.worldeconomy.ru/

V. Материально-техническое обеспечение


Требования к аудиториям (помещениям) для проведения занятий:

  • лекционные аудитории с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет, средствами звуковоспроизведения.

Требования к программному обеспечению.

Специализированное оборудование и специализированное программное обеспечение при изучении дисциплины не используется.

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Контрольные вопросы


  1. Понятие мировой экономики, история ее возникновения и основные современные особенности.

  2. Охарактеризуйте современный экономический потенциал мирового хозяйства.

  3. В чем заключаются основные признаки зрелой рыночной экономики?

  4. Основные признаки экономики развивающихся стран.

  5. Охарактеризуйте основные воспроизводственные пропорции в мировой экономике.

  6. Дайте характеристику основным историческим этапам в развитии западноевропейской экономической интеграции.

  7. Основные принципы и механизмы западноевропейской экономической интеграции.

  8. Общие характерные черты развивающихся стран.

  9. Основные общие характерные черты «новых индустриальных стран» и их место в современной мировой экономике.

  10. Факторы и специфика их развития «стран-экспортеров нефти».

  11. Дайте общую характеристику наименее развитых стран в мировой экономике.

  12. Сопоставьте основные современные макроэкономические показатели России и главных стран мира.

  13. Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения.

  14. Формы международной экономической интеграции.

  15. Главные интеграционные объединения мира.

  16. Сущность и экономические аспекты глобальных проблем на современном этапе.

  17. Глобализация мирового хозяйства: сущность, причины и последствия.



Типовые задания


Задание №1.

На основании каких показателей Кувейт, имеющий ВВП на душу населения выше, чем в Греции, относят к развивающимся странам, а Грецию — к промышленно развитым?
Задание №2.

Можно ли считать верным утверждение, что в международной статистике уровень развития страны измеряется таким показателем, как ВВП и почему?
Задание № 3. Заполните таблицу:

Положительные и отрицательные последствия

открытости экономики для России

Сравнительные признаки

Положительные последствия

Отрицательные последствия





























Задание №4. Установите соответствие между формой интеграции и названием интеграционной группировки

1. Зона свободной торговли

А ООН

2. Таможенный союз

Б ЕС

3. Общий рынок

В Андский пакт

4. Экономический союз

Г МЕРКОСУР

5. Политический союз

Д Европейская ассоциация свободной торговли

А=____5_Б=_4_____В=__3____Г=_2____Д=_1______
Задание № 5. Для современного мирового хозяйства характерна высокая степень взаимопроникновения экономик разных стран (глобализация). Какие положительные и отрицательные последствия имеет вовлечение страны в глобализационные процессы? Какие коррективы внес (и внес ли) текущий мировой экономический кризис в понимание этой проблемы?


Примеры тестовых заданий

1. Открытость национальной экономики выражается показателем:

  1. Объемом национальных инвестиций в национальную экономику

  2. Величиной импортной квоты

  3. Числом занятых в экспортном производстве

  4. Производительностью труда на экспортнориентированных предприятиях


2. Какое из перечисленных определений соответствует понятию "мировая экономика"?

а) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда

б) система кредитных отношений между странами

в) совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства

г) объединение стран в международные экономические отношения.



  1. Более высокая ступень международной экономической интеграции возможна между:

  1. аграрно-сырьевым странами

  2. странами, производящими традиционные промышленные товары

  3. странами, производящими традиционные сельскохозяйственные товары

  4. странами, производственная структура которых дифференцирована



  1. Высшее место в субординации права ЕС, которые подлежат единообразному толкованию и попадают под юрисдикцию Суда ЕС, занимают:

  1. Межгосударственные соглашения о создании ЕС

  2. Регламенты

  3. Директивы

  4. Мнения




  1. Критериями отнесения страны к той или иной группе по уровню социально-экономического развития выступают:

  1. тип экономики страны

  2. уровень и качество жизни ее населения

  3. развитие военно-промышленного комплекса

  4. объем валового внутреннего продукта

  5. объем валового национального дохода



VII. Автор(ы) учебной программы





Фамилия, имя, отчество автора(-ов)

Учёная
степень


Учёное
звание


Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)


Пашковская Маргарита Васильевна

кэн

 

доцент




Господарик Юрий Петрович

кин







Ismo05.56@mail.ru




1 ТКУ – текущий контроль успеваемости

2 ПА – промежуточная аттестация


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику» для направления 38. 03. 01. «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса, обучающихся по...

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Введение в экономику» разработана...
Введение в экономику [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconАзимов Л. Б. Преподавание курса «Введение в экономику»
Данная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconПрограмма дисциплины «Введение в финансовую экономику» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата по направлению...

Программа по дисциплине «Введение в мировую экономику» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 “Экономика”...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную