Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера…






НазваниеПояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера…
страница1/5
Дата публикации11.04.2015
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”.

Не создавать — разрушать мастера…

Н.А.Некрасов “Железная дорога” (1864)

Преамбула.
Высшая школа превращена в нашей стране в тотально коррумпированную, до предела бюрократизированную, не соответствующую своему назначению систему, которая пришла к столь же бесславному концу, что и наш средний и малый бизнес и предпринимательство, благодаря знаменитой регуляторной политике власти. К сожалению, Верховная Рада в первом чтении легализовала очередной вариант Закона о высшей школе, который не предлагает путей решения основных задач, связанных с неоходимостью развития современной высшей школы.
Закон о высшей школе, принятый ВР в первом чтении, представляет собой объемистый документ, где делается попытка узаконить на необозримый период времени существующую уже около века порочную систему высшего образования за счет ее небольших косметических улучшений. Основные изменения в системе высшего образования, декларированные в Законе, не предполагают никаких существенных изменений, которые могут что-то изменить в работе до предела архаичной и запущенной СИСТЕМЫ высшего образования страны.
В основу предлагаемого альтернативного проекта Закона положена наиболее актуальная сегодня национальная идея - пока это, несомненно - обеспечение устойчивого развития страны, и сформулированы вытекающие из нее требования к подготавливаемым специалистам и к университетской науке, сформулированы основные задачи ВШ и основные стратегические принципы их реализации.
Основные предпосылки Закона о развитии высшего образования.

  • Основные задачи современной высшей школы:

- обеспечение страны кадрами высокой квалификации, способными решить задачи выхода Украины из глубокого системного кризиса, подъема экономики и дальнейшего ее устойчивого развития,

- возрождение науки в высшей школе с тем, чтобы на ее основе обеспечить высокое качество выпускаемых специалистов и технологическое преобразование экономики страны.

  • В стране рыночной экономики сфера высшего образования также является рынком образовательных услуг и должна подчиняться законам рынка. Субъектами маркетинговых отношений на этом являются, прежде всего, ученые, преподаватели, студенты, чиновники, работодатели. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет студент, слушателя. Это не только материальный носитель образовательных услуг, но также их пользователь в процессе труда, и основной конечный потребитель. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях с учетом специфики данного рынка.

  • Одной из проблем рыночных отношений является то, что чиновничество, являясь одним из субъектов рынка завоевало главенствующую роль, пытаясь монопольно (вот откуда произошла аббревиатура “МОН”) вершить судьбы основных субъектов и сделать их из субъектов объектами рынка. В законе необходимо вернуть их на свое место и провести деМОНополизацию рынка образовательных услуг.

  • Демонополизация МОН для усовершенствования высшего образования может быть проведена за счет изменения действующей ныне структуры системы высшего образования.

  • Для демонополизации власти и подавления ее коррупционных склонностей необходимо использовать расширение финансовых, административных и академических прав университетов, легитимное повышение самостоятельности университетов и, очень важно, их кафедр, дерегуляцию и децентрализацию, справедливую и демократическую конкуренцию на рынке, пробуждение активности других субъектов маркетинговых отношений на рынке образовательных услуг.

  • Эффективным средством демонополизации является синергетизация субъектов и объектов образовательного рынка. В вузе должны синергетично объединяться образование - наука – технологический бизнес, ибо именно такая интеграция является основой современного эффективного образования. Кроме того, необходимо синергетичное объединение университетов в качестве интеллектуальных инвесторов с финансовыми инвесторами и предприятиями в кластер технологического бизнеса, что позволит высшей школе вернуть себе роль производительной силы и стать не только инициатором, но и руководителем при реализации инновационных разработок. Роль власти тогда сводится к инициированию появления кластеров, оказанию помощи в подборе участников, законодательному сопровождению и их стимулированию.

  • Совершенствование системы высшего образования должно проводиться в соответствии с национальной идеей, императивом нации одновременно с реформированием науки в синергетическом согласовании с реформированием экономики страны за счет ее перехода от олигархически – мафиозного к народному капитализму и технологического преобразования.

  • Если принять КУР в качестве национальной идеи, на передний план выступает СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА технологического преобразования экономики страны. Это самая трудная задача для нищей, разрушенной, глобально коррумпированной страны. Без возрождения и преобразования высшей школы она не может быть решена, ибо для экономической революции (без нее никто не обошелся, и нам не удастся) нужны совсем другие кадры, которые сегодня ВШ не способна готовить.

  • Алгоритм решения основной стратегической задачи Украины - реализация концепции устойчивого развития страны и технологическое преобразование ее экономики путем комплексного решения экологических, экономических и социальных проблем за счет ориентации на развитие среднего и малого бизнеса, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе синергетических подходов, системного анализа, проектного менеджмента и современных информационных технологий.

  • Технологическое преобразование экономики Украины требует от высшей школы не только подготовки кадров соответствующей высокой квалификации, но и непосредственное участие в процессе реформирования своим интеллектуальным потенциалом в качестве производительной силы.

  • Качество образования должно соответствовать требованием рынка образования в стране, находящейся в стадии устойчивого развития, если серьезная теоретическая база, фундаментализация и гуманизация, которые дает высшая школа, будут сопровождаться развитием творческих способностей, креативности и пассионарности ее питомцев. При этом государство предоставляет гарантии для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу, предусматривает налоговые льготы и иные формы регулирования рынка с целью обеспечения развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом.

  • Качественные изменения высшей школы Украины не являются реформой, ибо меняют не ее форму, а содержание.

  • В основу предлагаемой концепции развития высшей школы в Украине положены: основные положения концепции устойчивого развития и системного анализа, современные информационные технологии, использование рыночных механизмов менеджмента и финансирования, синергетическое единство науки, учебного процесса и бизнеса, прежде всего, среднего и малого бизнеса, ведущая роль интеллектуального потенциала высшей школы в технологическом преобразовании экономики страны.


Обоснование проекта Закона о развитии высшего образования.
Национальная идея обеспечения устойчивого развития страны определяет стратегию развития высшего образования в Украине.
Право обратиться к Власти дал мне Майдан, который является не только дамокловым мечом, но и ОРГАНОМ НАРОДОВЛАСТИЯ. Написанию этого альтернативного принятому в первом чтении Закону предшествовали мои статьи, многократные обращения в высшие эшелоны власти с конкретными предложениями, но все заканчивалось формальными отписками либо вообще молчанием. Почему Власть упорно игнорировала все мои конструктивные предложения? Ведь я - не городской умалишенный, а д.т.н., профессор с некупленными дипломами и с полувековым опытом работы в высшей школе, эксперт ЕС, куда мы так стремимся, и представитель Украины в нескольких научных программах и проектах НАТО, изобретатель (более 400 патентов), автор многих книг и научных публикаций, в том числе и в зарубежных изданиях, но, главное, недавний победитель в самом престижном для любого преподавателя конкурсе на звание лучшего лектора университета. Последнее важно для дальнейшего содержания этого открытого письма, ибо сейчас многие депутаты и чиновники стали внезапно докторами и профессорами, не прочитав ни единой лекции молодым ребятам с еще незамутненными алчностью глазами. И, наконец, я Ваш работодатель, если больше нравится, наниматель, ибо сейчас после Майдана все власть имущие декларируют реализацию принципа народовластия в нашей стране. Обращаюсь к власти еще и потому, что являюсь независимым журналистом, членом Союза журналистов Украины, и мой журналистский опыт начинался задолго до начала эпохи “незалежности”. Пусть этот проект станет еще одной попыткой осуществить не только на словах, но и на деле, принцип власти над уже новой властью.
Сегодня майдан стал единственным, несколько неожиданно оказавшимся эффективным, органом народовластия, ибо перешел с площадей не только в наши сердца, но и в головы и души. Неудивительно, что появилось много лидеров, или претендующих на их роль, а, значит, в преддверии выборов, стало еще больше лозунгов, императивов, призывов, воззваний, обещаний и т.д. Голова пошла кругом от обилия часто противоречивых, непродуманных, а иногда и просто бессмысленных лозунгов. К сожалению, пока ни один из них не стал высшей ступенькой в этой системной иерархии. Разве что идея ”незалежности” надолго овладела страной. Но, будем откровенными, независимость – это не самоцель, не задача, а способ поведения в жизни, способ деятельности, способ мышления, наконец. В то же время, не может быть на маленькой, густо населенной планете, независимости в полном смысле этого слова и нельзя подменять какую-то, пусть даже высокую цель (стратегия), способом ее достижения (тактика). К тому же, хочется этого или нет, все мы зависимы друг от друга – и страны, и субъекты одной страны и даже члены одной семьи…
Мы до сих пор за два десятка лет так и не определились, какой государственный строй нам больше подходит. Может, к идеям социализма, или даже коммунизма, вернемся и таки начнем снова строить государство соответствующего уклада? А, может, все же придет парламентско – президентская или президентско – парламентская республика. А, может, вообще обойдемся без президента, тем более, теперь с ослабевшей властью у него. Большинство современных, в том числе, ведущих стран предпочитают сегодня идеи либерализма, а особый интерес в последнее время привлекает идеология неолиберализма.
Революционный Майдан свершился потому, что его не могло не быть из-за глубочайшего системного кризиса, пришедшего в страну. Его основная причина в том, что мы пытались перейти к рыночной экономики, ничего не изменив в системе плановой “совковой” экономики, и от того, что не произошел переворот в нашем сознании, связанный с этим. И, вот уже два десятка лет, мы переживаем повторяющиеся с удивительным прямо таки кондратьевским постоянством циклы « революция – эйфория – разочарование». И, затем - все сначала. Сейчас начинается новый цикл. Плохо, если он останется таким же безуспешным, как прежние. Это произойдет, если мы начнем, в стремлении в ЕС, принятый в большинстве стран мира, новый цикл – “революция – озадачивание (народа и выбранной им власти, власть над властью) - устойчивое развитие”, не выработав общую для всего народа национальную идею.
Основной стратегической задачей Украины, которую можно положить в основу национальной идеи, представляется реализация принципов устойчивого развития с решением экологических, экономических и социальных проблем за счет ориентации на развитие производственного среднего и малого бизнеса, использования высокого инновационного потенциала и рыночных механизмов хозяйствования на базе системного анализа и современных информационных технологий. Только таким образом удастся перейти от стратегии выживания к стратегии устойчивого развития страны. Кроме того, одна из ключевых тенденций развития мировой экономики состоит в том, что рост производительности в мире все больше опирается на накопление не физического, а человеческого капитала и повышение вклада в развитие экономики знаний. Уровень технологического развития является ключевым, критическим фактором, определяющим в долгосрочной перспективе уровень социально- экономического развития Украины и ее регионов. На основании всего этого, можно декларировать, что наиболее перспективным направлением оптимизации экономики Украины является ее технологическое развитие и превращение в инновационную путем использования технологического бизнеса (средний и малый бизнес с инновационным наполнением).
Крайне необходимо уже в начале пути определить, что является объединительной идеей для всех ищущих пути для выхода из глобального политического, экономического, идеологического, социального кризиса. Часто отмечают подмену цели методом ее достижения. Это касается отсутствия пока четкой национальной идеи, если хотите, императива, заметим, что не может никакой корабль приплыть к цели, если неизвестен капитану порт назначения! Не трогая болезненную идею единого государственного языка, можно отметить, что даже великолепная идея “незалежности” оказалась не очень успешной в качестве национальной идеи, так как относится не к цели или задаче, а к методу их достижения. К сожалению, не выработана пока интегрирующая национальная идея, которая объединила бы народ и была бы поддержана всем социумом, при этом проигнорирована концепция устойчивого развития (КУР), которая вот уже более 20 лет является основой национальных идей в большинстве развивающихся стран мира, в основу реформирования не положен системный анализ, включающий теорию приоритетов и современные методы поиска оптимальных решений, не выбрано ключевое направление реформирования, определяющее содержание и порядок проведения реформ, которые всегда связаны между собой.

В большинстве стран мира в качестве основного направления развития и ключевой реформы выбрано технологическое преобразование экономики страны, которое пока у нас еще фактически и не обсуждалось.

1. Высшая школа и технологический бизнес в технологическом преобразовании экономики страны.
Технологический бизнес является наиболее быстро развивающимся во всем мире эффективным видом бизнеса. Среди основных средств и методов реализации технологического бизнеса – синергетическое использование индустриального и индустриально – аграрного симбиозов, формирование и поддержка кластеров технологического бизнеса. Настойчиво внедряемый в нашей стране трансферт технологий является лишь одной из не самых успешных организационной и финансовой форм его реализации и привлечения инновационных инвесторов (ученых, изобретателей, проектировщиков и др.) к участию в нем. В менеджменте технологического бизнеса гораздо более успешным оказался кластерный подход.
Основой успешного инновационно - технологического развития экономики Украины является переход от сложившегося олигархически – мафиозного кланового, коррумпированного капитализма к, народному капитализму, ориентированному преимущественно на производственные предприятия среднего и малого бизнеса (СМБ) с инновационным наполнением. В то же время, и для коммерчески направленного СМБ, без которого рыночная экономика невозможна, следует обеспечить наиболее высокие темпы роста оборота торговли продукцией средней и особенно высокой техноёмкости. Это снизит риск отставания от нового этапа развития технологий и угрозу полного вытеснения нашей страны на периферию мировой экономики и консервации в роли поставщика сырья и продуктов незавершенного цикла производства.
Сейчас о необходимости технологического развития экономики страны говорят практически все нынешние лидеры. Да, вот, определение ”устойчивое” часто забывают. А без реализации именно этого принципа развитие просто невозможно. Попытки реализации в нашей стране китайских “больших скачков» или возврата к стагнационному сценарию развития сегодня стали просто нереальными. Таким образом, мы с опозданием в четверть века должны, как и подавляющее число стран мира, начать реализовывать концепцию устойчивого развития (КУР) и сделать именно ее национальной идеей, как давно решили практически все страны мира.
Майдан сегодня стал не только эффективнейшим оружием управления властью, вплоть до ее молниеносной замены, но и всенародной школой для подготовки будущих лидеров, а, значит, будущей власти. Ведь уже сегодня именно на Майдане появились десятки высокоинтеллектуальных, креативных, пассионарных молодых ребят, которые несомненно заменят и уже заменяют старую гвардию лидеров, не сумевших эффективно развивать страну. Так, может, пора уже хоть через 25 лет прислушаться и присмотреться к опыту более успешных, чем мы, стран и, вместо музицирования и освоения основ законодательства на Майдане, разобраться с этой самой КУР, с ее теоретическими основами и практическим опытом использования. Хорошо бы начать с повышения профессионального уровня и креативности лидеров Майдана и парламентской оппозиции тоже, обучив их (может быть, даже принудительно) не только азам КУР, но и системному анализу, методам принятия оптимальных решений, синергетике, инновационному и инвестиционному менеджменту, а также кластерному подходу при их использовании, современному технологическому бизнесу, прежде всего, среднему и малому, и, главное, методам технологического преобразования экономики (прежде всего, не спекулятивной, а производственной).
К сожалению, в последних решениях теперь уже новой власти, заметен общий прием - подмена серьезных проблем реанимации и последующего развития погибающей от непрерывного системного кризиса страны несущественными или важными, но принципиально нерешаемыми, проблемами (политическая, экономическая и бытовая коррупция, воровство, коллаборационизм, люстрация, сепаратизм, федерализм, олигархизм и т.п.). А еще - непрофессионализм и некомпетентность власти, совмещение работы чиновника с бизнесом и т.п. Иногда умело манипулируют, подменяя цели, задачи, перенося проблему с верхнего иерархического уровня власти на нижележащий. К примеру, борются (или делают вид) с коррупцией, но в тотально коррумпированной капиталистической стране, где коррупция является основой любого бизнеса, где без коррупционных договоренностей ни единой организации (неважно, ООО или АО, к примеру) без коррупционной сделки между учредителями не создашь, ни единого договора не заключишь, ни одного соглашения (неважно, какого – Харьковского или Сочинского) не подпишешь, ни одного нужного закона через Раду не продавишь, сводят все к коррупции мелких чиновников, обирающих несчастных бабуль, которых предлагают вооружить теперь для борьбы с ненавистными коррупционерами в судах диктофонами и фотоаппаратами, и преподавателей, берущих взятки с нищих студентов за сдачу экзаменов по анатомии. Можно убедиться, что и ВСЕ вопросы управления страной решаются путем политических коррупционных сделок, синергетически связанных со ставшей уже привычной экономической коррупцией власть имущих.
Итак, в результате уроков Майдана можно сделать следующие выводы:

  • Майдан требует народовластия не на словах, а на деле.

  • Все больше жителей Украины становятся приверженцами идеи использования Концепции обеспечения устойчивого развития страны в качестве национальной идеи.

  • Назрел переход от олигархически - мафиозного капитализма к народному капитализму и деолигархизации власти.

  • Необходимо технологическое преобразование экономики страны с переходом от коммерции к производству.

  • Секрет успеха современного университета - в опережении требований времени путем своевременной упреждающей реструктуризации, реформы, если так больше нравится.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах»
Проект федерального закона разработан в целях повышения эффективности управления городским хозяйством и социально-экономическим развитием...

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к курсовому проекту на тему «Расчёт календарно-плановых...
Дисциплина: «Организация производства и управление предприятием» пояснительная записка

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации
Проект постановления, подготовлен в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-фз «О контрактной...

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Экономика отрасли»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к проекту закона Ненецкого автономного округа...
Разработчик проекта: Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка в соответствии со ст. 59 Федерального закона...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка рабочая программа по экономике для 8 классов...
Закона РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32) (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О территориях...
Направлен на создание правовых основ государственной поддержки развития регионов Дальнего Востока

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к проекту федерального закона «Об экологическом...
Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений

Пояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования Украины”. Не создавать разрушать мастера… iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Москвы
«Об установлении в особом порядке ставки арендной платы на объекты водоснабжения и водоотведения»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную