1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае






Название1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае
страница1/11
Дата публикации10.04.2015
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае.

2. Экономическая Наука России на рубеже XX-XXI вв.

4. Теория современной переходной экономики.

6. Теория индустриального и постиндустриального общества.

7. Возникновение и основные черты экономической мысли феодальной эпохи.

8. Теорема Коуза.

9. Экономические воззрения Фомы Аквинского.

10. Монетаризм.

11. Экономическая мысль в Средневековой России.

12. Структура «человеческой деятельности» Л. фон Мизеса.

13. Переход к капитализму и эволюция экономической мысли.

14. Структура истории экономического анализа Йозефа Шумпетера.

15. Основные идеи и этапы развития меркантилизма.

16. Неокейнсианство и посткейнсианство.

17. Особенности меркантилизма в России.

18. Джон Мейнард Кейнс «Склонность к потреблению и сбережениям».

19. Экономическая мысль России в 18 веке.

20. Кейнсианство.

21. Возникновение и осн. Черты классической школы экономии.

22. Основные направления исследований Николая Дмитриевича Кондратьева.

23. Экономическая мысль физиократов.

24. Физиократы.

25. Экономические воззрения Кенэ.

26. Экономические взгляды Туган–Барановского.

27. Теоретическая система Адама Смита.

28. Особенности развития российской экономической науки в 20 веке.

29. Теория капитала Адама Смита.

30. Соц.-экон. проблемы России в начале 20 века, их отражения в экон. науке.

31. Теоретическая система Давида Рикардо.

32. Ранний институционализм.

33. Теория земельной ренты Давида Рикардо.

34. Причины возникновения институционализма.

35. Теория международной торговли Давида Рикардо.

36. Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

37. Национальная экономия Милля.

38. Математическая школа в экономической науке.

39. Национальная экономия Фридриха Листа.

40. Экономическая теория благосостояния Пигу.

41. Историческая школа.

42. «Крест» Маршалла.

43. Экономическая теория марксизма.

44. Структура «принципов экономики» Альфреда Маршалла.

45. Структура «Капитала» Маркса.

46. Неоклассическое направление.

47. Экономическая мысль России в 19 веке.

48. «Юная» историческая школа.

49. Маржиналистская революция.

50. Новая историческая школа.

51. Австрийская школа маржинализма.

52. Кембриджская школа маржинализма.

53. Теория процента Евгения Бём-Баверка.

54. Лозаннская школа маржинализма.



1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДР. ГРЕЦИИ И ДР. КИТАЕ

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до нашей эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт. Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения: — разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; — природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; — всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); — деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение. Платон. Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы». В первом сочинении речь идет об особо важной роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан. Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т. е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Аристотель. Разработал оригинальнейший по тем временам проект идеального государства. Согласно проекту естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере — экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике. Экономика представлена прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хремастику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами». В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческого государственного устройства, он как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми». Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, возникли не стихийно, а как результат соглашения между людьми и «в нашей власти», чтобы они стали «неупотребительными». К «издержкам» аристотелевской концепции об экономике и хрематистике следует отнести также двойственную характеристику обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребности и позволяет трактовать потребительскую стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае — наоборот: обмен символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость товара считать категорией сферы хрематистики. Неприятие крупной торговли и ссудных операций, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, — к сфере хрематистики. Ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег». Древний Китай. Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала и рост и укрепление позиций рабовладения определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция и его сборником «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы». Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней — почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Своеобразие экономической мысли древнекитайского общества этого периода наиболее полно отразилось в коллективном трактате "Гуань-цзы". Рассматривались в трактате и вопросы налогообложения и денежного обращения. В целом, трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.


2. Экономическая Наука России на рубеже XX-XXI вв.

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития — стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики — инновационной экономики.

Анализ результатов исследовании отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме убедили нас в том, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века. В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.

Инновационная экономика — это экономика общества, основанная на научных знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально автоматизируют интеллектуальную деятельность.




4. Теория современной переходной экономики

Цель переходной экономики — создание рыночной экономической системы. Задачи обусловлены чертами централизованно управляемой экономики:

Сверхмонополизм — сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения — стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.

Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК, — основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность.

Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное введение ресурсов, а не на рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.

Низкий жизненный уровень: в РФ — 4% богатых, 62% малообеспеченных и 34% бедных; в США — 6% богатых, 80% — средний класс.

Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.

Экономической основой ЦУЭ выступает государственная собственность, способом ее движения является планомерность, банковская система ограничивается единым государственным банком, ценообразование осуществляется единым экономическим центром.

Вывод: переходный период от централизованно управляемой к рыночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после войны.

Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования переходной экономики, и создавать ее на основе теории совершенного рынка или теории рыночного равновесия невозможно. Обычно модель национальной экономики начинается с построения годовой модели роста, потом — квартальной. Они строятся на регрессионных методах с учетом сложившихся тенденций в технологических факторах и экономическом поведении базового периода. Но для переходной экономики этот процесс осуществляется в обратном направлении. Построение модели основывается на решении обратных задач — учете будущих технологических и поведенческих изменений. Этим подтверждается неприменимость (прямая) как марксистских моделей, так и положений теории рыночной экономики — необходимы коррективы. Следовательно, осуществляется регулируемый государством (его роль в современной экономике очень высока, тем более для экономики переходного периода) переход к рыночной экономике.

В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Горбачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с 30-х годов, т. е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее разрушению.

С позиций второй точки зрения командная экономика нежизнеспособна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее недостатки системны.

К числу внешних причин падения централизованно управляемой экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и поражение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах. В целом считается, что социалистическая система могла просуществовать до 2000 г. при росте НД около 2% в год.

Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими чертами:

экономическая основа — частная собственность в ее многообразных формах,

форма движения — регулируемый рынок,

банковская система — коммерческие банки во главе и Центральным банком,

ценообразование — свободное с рядом фиксированных цен.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае icon1. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия
Что касается самого термина «экономика» («домовод­ство»), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos – дом, хозяйст­во; nomos...

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconВопросы к зачету по дисциплине
Экономическая мысль Древнего мира. Экономические взгляды философов Древней Греции и древнего Рима: Аристотель, Платон, Ксенофонт....

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconКонтрольная работа по дисциплине: История экономических учений. Экономическая...
Почему изучение курса "История экономических учений" начинается с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них...

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconПлан семинара №1 По дисциплине «История экономики и экономических...
Экономическая мысль Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции и Древнего Рима

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconКнига А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические взгляды Аристотеля. Учение...

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconКнига А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономи­ческие взгляды Аристотеля. Учение...

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconТематика контрольных работ
Экономическая мысль в древнем экономическом обществе (Ксенофонт, Платон, Аристотель)

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconКосмачева Евгения Экономическое и социальное развитие Древней Греции
Поскольку Древняя Греция не представляла собой единого государства, то для данного курса не вполне приемлема общепринятая периодизация...

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае iconС. Г. Карпюк история древней греции
Рггу (Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории), Государственном акад гуманитарном университете (исторический,...

1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае icon1. Экономическая мысль древней Греции и древнего Рима “Экономика”...
Экономика” — слово древнегреческого происхождения, дословно означает “домоводство”. Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта,...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную