Практикум по экономической теории






НазваниеПрактикум по экономической теории
страница1/36
Дата публикации10.04.2015
Размер3.88 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36




Чернышева Н.И.

ПРАКТИКУМ

ПО

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ТЕОРИИ

Ростов-на-Дону

2011



Чернышева Н.И. Экономическая теория: практикум/ Ростов-на-Дону, изд-во, 2011 – 150 с. - ISBN

Цель практикума – повысить качество аудиторных и самостоятельных занятий по экономической теории. Материал систематизирован по разделам и предназначен для закрепления полученных на лекционных занятиях знаний.

Практикум адресован для учащихся экономических колледжей и студентов бакалавриата. Заключительные разделы практикума содержат необходимые справочные и эмпирические материалы – ключи для решения тестов, задач и кроссвордов.

Рецензенты:

Костоглодов Д.Д., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, декан факультета Коммерции и Маркетинга Ростовского Государственного Экономического Университета «РИНХ»

Панасенкова Т.В., д.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория» Ростовского Государственного Экономического Университета «РИНХ»

Симионов Р.Ю., д.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», декан Экономического факультета Южно-Российского Гуманитарного Института

© Чернышева Н.И., 2011

© ФИО, дизайн обложки, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА…………………………..4

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА………6

РАЗДЕЛ I. ТЕСТЫ……………………………………………………….……...8
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕМЫ, ЗАКОНЫ, ГИПОТЕЗЫ,

ЭФФЕКТЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ……….…38

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАФИКИ…………………………….47

РАЗДЕЛ IV. КРОССВОРДЫ…………………………………………………73

РАЗДЕЛ V. ЗАДАЧИ………………………………………………………….103

РАЗДЕЛ VI. КЛЮЧИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ…………………………….115

РАЗДЕЛ VII. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ.120

РАЗДЕЛ VIII. КЛЮЧИ К ТЕСТАМ И КРОССВОРДАМ………………128

РАЗДЕЛ IX. ГЛОССАРИЙ К ТЕСТАМ И КРОССВОРДАМ…………137

РАЗДЕЛ X. ПОЭТИЧЕСКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ЭССЕ………………144

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА

Современные мировые тенденции в реформе высшего образования нашли логическое отражение и в системе высшего образования в России.

Переход на Болонскую систему обучения обозначил новые ориентиры в развитии вузовской ступени образования.

Современные требования к образовательным стандартам нового поколения актуализируют практическую направленность при подготовке студентов, в учебных планах большее число часов отводится на аудиторную практику и значительный фонд времени планируется для самостоятельной работы студентов.

Студент, вступающий в новую эпоху вузовского образования, в большей степени, ориентирован на решение прикладных задач, формируемых современной системой рыночной экономики.

Настоящий практикум по экономической теории адресуется учащимся и студентам в целях системного закрепления полученных в рамках учебного курса теоретических знаний по основам экономики, истории экономических учений, микроэкономике и макроэкономике.

Структура практикума позволяет успешно освоить практические задания, используя необходимую информацию для обоснования графических интерпретаций в экономике, решения тестов, кроссвордов, экономических ситуаций, задач.

Практикум состоит из десяти разделов.

В первом разделе, решая тесты, студенты получают возможность проконтролировать понимание учебного материала и возможности его практического применения.

Во втором разделе, рассматривая разнообразные современные экономические ситуации, студенты на практике учатся использовать полученные теоретические знания.

Третий раздел предназначен для формирования умения графически отображать экономические зависимости и понимания их сущности.

В четвёртом разделе, решая кроссворды, студенты получают возможность закрепить знание основных понятий и категорий экономической теории, а также освоить основные концепции мировой экономической мысли и их представителей.

Решение задач, предусмотренное в пятом разделе практикума, позволит студенту умело использовать теоретические познания в решении современных экономических проблем.

В шестом разделе студентам предложены основные формулы, используемые для решения приведённых в практикуме задач.

Седьмой раздел являет собой современную эмпирическую базу, как для решения предложенных задач, так и для подготовки творческих заданий.

Восьмой раздел представляет собой «ключ» к решению тестовых заданий и кроссвордов.

В девятом разделе представлены толкования основных понятий, законов, графиков, эффектов, концепций, на основе которых составлены тесты и кроссворды.

Десятый раздел посвящён студенческому творчеству факультета лингвистики и журналистики, потенциал специальностей которого позволяет лекционный материал трансформировать в поэтические размышления.

Представленные задания практикума заимствованы автором из экономической действительности и направлены на формирование у молодёжи понимания экономической теории как динамичной, интересной, актуальной науки, важной для понимания современного курса экономического развития.

В целом данный практикум призван сформировать у учащихся и студентов чёткое понимание роли экономической теории в решении актуальных задач, стоящих перед современной экономикой в России.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА

Шифр компе-тенций

Содержание компетенций

Область реализации компетенций по дисциплинам учебного плана

Разделы практикума, отражающие реализацию компетенций

1

2

3

4

ОК 1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации

  • История экономических учений

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика

Раздел I. Тесты

Раздел III. Экономические графики

Раздел IV. Кроссворды

Раздел VIII. Ключи к тестам и кроссвордам

Раздел IX. Глоссарий к тестам и кроссвордам

ОК 4

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможные их сценарии развития в будущем

  • История экономических учений

  • Макроэкономика

Раздел V. Задачи

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 1

Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей

  • Экономическая теория

  • Макроэкономика

Раздел V. Задачи

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 2

Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели

  • Экономическая теория

  • Макроэкономика

Раздел V. Задачи

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 3

Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчёты и обосновывать их

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика

Раздел III. Экономические графики

Раздел V. Задачи

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

1

2

3

4

ПК 4

Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач

  • Экономическая теория

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика




Раздел V. Задачи

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 5

Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчётов и обосновать полученные выводы

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика




Раздел III. Экономические графики

Раздел V. Задачи, особенно, с буквенными подразделами

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 6

Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

  • Экономическая теория

  • Микроэкономика

  • Макроэкономика




Раздел III. Экономические графики

Раздел V. Задачи, особенно, с буквенными подразделами

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 7

Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в первичных источниках предприятий и организаций

Микроэкономика

Раздел V. Задачи, особенно, с буквенными подразделами

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

ПК 8

Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции

  • Экономическая теория

  • Микроэкономика




Раздел V. Задачи, особенно, с буквенными подразделами

Раздел VI. Ключи к решению задач

Раздел VII. Информационная база для решения задач

РАЗДЕЛ I

ТЕСТЫ

Вариант №1


  1. Школа маржинализма, продуктом которой являются концепции потребительского поведения:

а) Кембрижжская;

б) Лозанская;

в) Австрийская


  1. Полный пучок прав собственности носит название:

а) парадокс Смита;

б) перечень Оноре;

в) теорема Коуза


  1. Экономическая система, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования экономики:

а) командно-административная;

б) рыночная;

в) смешанная


  1. «Империя продуктов» относится:

а) драгонтёр;

б) магазин-дискаунт;

в) second-hand


  1. Назовите структуру несовершенной конкуренции: две фирмы, производящие однородную группу продукции:

а) монополия;

б) олигополия;

в) дуополия


  1. Назовите данный закон: при максимизации общей полезности предельная полезность должна быть одной и той же величины.

а) закон стоимости;

б) закон Шермана;

в) закон Госсена №2


  1. Какой вид воспроизводства отражает данное условие: I(C+v+m)=Ic+IIc

а) суженный,

б) простой,

в) расширенный


  1. Кредит на приобретение жилья носит название:

а) лизинг,

б) ипотека,

в) потребительский кредит


Вариант №2


  1. Экономическая школа, в основе которой лежала идея достижения экономического роста государства через развитие сельского хозяйства:

а) кейнсианство;

б) марксизм;

в) физиократизм


  1. Автор количественной теории денег:

а) А. Маршалл;

б) Дж.Локк;

в) Аристотель


  1. Определите понятие: обесценивание денег, сопровождаемое ростом цен:

а) безработица;

б) инфляция;

в) спецификация


  1. Метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления на неизвестное:

а) дедукция;

б) индукция;

в) аналогия


  1. Автор «Экономического человека»:

а) Кейнс;

б) Веблен;

в) Смит


  1. Т. Веблен-представитель школы:

а) маржинализма,

б) меркантилизма,

в) институционализма


  1. Это-продукт труда, предназначенный для реализации на рынке:

а) собственность,

б) капитал,

в) товар


  1. Достижение Адама Смита:

а) эффект мультипликатора;

б) эффект «сноба»

в) эффект «невидимой руки»


  1. Автор понятия «фиаско рынка»:

а) Кейнс,

б) Маршалл,

в) Пигу

Вариант №3


  1. Определите закон: товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда:

а) закон спроса,

б) закон конкуренции,

в) Закон стоимости


  1. К законам антимонопольного регулирования не относится:

а) закон Шермана,

б) закон Оукена,

в) закон Клейтона

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по экономической теории iconВопросы к кандидатскому экзамену по экономической теории
Предмет и объект исследования общей экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории

Практикум по экономической теории iconПрограмма по дисциплине «Экономика»
Предмет экономической теории: многообразие подходов к его определению. Возникновение и эволюция экономической теории как науки. Функции...

Практикум по экономической теории iconВопросы к экзамену по экономической теории на 1 курсе фпэк микроэкономика
Предмет экономической теории. Метод исследования в экономической теории. Основные принципы и допущения, экономическое моделирование,...

Практикум по экономической теории iconТема Предмет экономической теории и ее методологические основы
Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической...

Практикум по экономической теории iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине специальности для поступающих в аспирантуру
Предмет экономической теории. История развития предмета экономической теории различными научными школами и направлениями. Производство,...

Практикум по экономической теории iconМетодическое пособие для студентов магистратуры, изучающих дисциплину м б. 01 «Микроэкономика»
Экономика и структура экономической науки. Предмет экономической теории. Методы экономической теории

Практикум по экономической теории iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру мим линк по экономической теории Жуковский, 2012
Позитивная и нормативная стороны экономической теории. Метод экономической теории. Системный подход, индукция и дедукция, допущения...

Практикум по экономической теории iconПрограмма дополнительного кандидатского экзамена по экономическим...
Согласно паспортам экономических специальностей программа дополнительного кандидатского экзамена «Общие основы экономической теории»...

Практикум по экономической теории iconПрактикум Эволюция российской экономической науки
Какие главные черты были присущи русской экономической мысли, отличавшие ее от западной?

Практикум по экономической теории iconЖурнал экономической теории, 2013, №2 Аннотация статей / Abstract...
Ключевые слова: кризис экономической теории, политэкономия будущего, вызовы экономической практики






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную