С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии






НазваниеС. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии
страница1/10
Дата публикации10.04.2015
Размер1.63 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова

Кафедра информационных систем в экономике

С.С. Васильев

М.В. Краснова

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Учебное пособие

Изд-во АлтГТУ

Барнаул 2012

ББК 65.9(2) 29 я73
Васильев С.С. Основы экономики, организации и управления на предприятии. Учебное пособие/ С.С. Васильев, М.В. Краснова. Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. - __ с.


Раскрываются основные теоретические положения и практические методы организации экономической работы на промышленных предприятиях различных организационно-правовых форм. Предназначено для студентов специальности «Информатика (по областям), область экономика», всех форм обучения.

Учебное пособие разработано преподавателями кафедры ИСЭ: профессором, к.э.н. Васильевым С.С., доцентом, к.т.н. Красновой М.В.

При разработке учебного пособия использованы исследования, проведенные студентами специальности ПИЭ Гулько Ю. и Тулиной Н. факультета информационных технологий АлтГТУ.

Рецензенты:

профессор кафедры «Экономика и производственный менеджмент» АлтГТУ, д.э.н., профессор Э.Ф. Аунапу

директор института экономики и управления АлтГТУ, д.э.н., профессор И.Н. Сычева
СОДЕРЖАНИЕ

Введение




Основные понятия экономики предприятия




Производственные ресурсы, природа и последствия ограниченности ресурсов




Организация производства товаров на предприятии




Технологический процесс – основа производства продукции




Экономические показатели деятельности предприятия




Система экономического управления предприятием




Информационно-логическая модель управления производством на малом предприятии




Литература




ВВЕДЕНИЕ

Эффективность функционирования промышленного предприятия в условиях модернизации рыночной экономики в значительной мере зависит от перспективности организации экономической работы, охватывающей решение задач экономического управления процессами.

Учебное пособие разработано в целях:

сокращения времени аудиторных занятий на выполнение графических работ (схемы, таблицы) и конспектирование содержания лекций;

ориентации студентов в последовательности и содержании изучаемых тем дисциплины;

оказания помощи студентам в выборе соответствующих материалов (глав, разделов и т.п.) при работе с учебной литературой по дисциплине;

информирования преподавателей по другим дисциплинам специальности в знаниях положений и понятий, полученных студентами при изучении данной дисциплины.

Задачами учебного пособия являются:

- закрепление основных понятий экономической теории рыночных отношений;

- изучение основ организации экономики и управления промышленным предприятием;

- ознакомление с основными положениями технической подготовки производства;

- изучение основ проектирования информационных систем.

Содержание учебного пособия не является исчерпывающим и постоянно пополняется преподавателем в процессе чтения лекций.

ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ(1.3, 1.5, 2.1)

Основы хозяйственной деятельности людей. Участники хозяйственных процессов в обществе. Факторы производства жизненных благ. Экономические блага и их отличие от даровых благ. Экономические методы организации производства жизненных благ в обществе.

Экономика - способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления.

Экономика - это все виды деятельности людей, которые позволяют им обеспечить себе материальные условия для жизни.


Потребление








Экономика (как производство потребительских стоимостей)





Рис. 1. Схема взаимодействия сфер производства и потребления в обществе

Распределение - связующее звено между производством и потреблением.

Различают:

операции первичного распределения, разделения доходов, непосредственно связан­ных с производственной деятельностью (заработная плата, прибыль, косвенные налоги, взносы в фонд социального страхования);

операции вторичного распределения, связанные с механизмом распределении первич­ных доходов (прямые налоги, дивиденды, субсидии, социальные выплаты).

За всю историю человечеством использованы следующие принципы распределения:

1. Право сильного - лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;

2. Принцип уравнительности - каждый получает примерно поровну, дабы никому не было обидно;

3. Принцип очереди - благо достается тому, кто раньше занял место в очереди же­лающих это благо получить (квартирный вопрос);

4. Денежный принцип распределения - благо достается тому, кто способен за него уп­латить цену, устраивающую продавца.

Общим основополагающим элементом рыночной экономики является мотивация дея­тельности.

Мотивация - вся совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Мотивационный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении мак­симальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности.

Мотивационный механизм производственно-хозяйственной деятельности можно представить в составе трех взаимодействующих мотивационных комплексов:

мотивационного механизма научно-технического развития производства, в том числе инженерного творчества;

мотивационного механизма высококачественного производительного труда;

мотивационного механизма предпринимательства и хозяйствования.

Эти механизмы имеют ряд общих элементов и взаимно дополняют один другого.

Множество элементов мотивационного механизма должно охватывать все цели про­изводственного процесса предприятия предпринимательского типа, средством достижения которых в этом случае он является.

Мотивационный механизм развития производства направлен, в первую очередь, на повышение научно-технического уровня производства, создание и освоение новых видов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производство, генери­руемые внутренними элементами производственного процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений производственной системой, мотивы инженерно-технического творчества как непосредственных участников процесса технического развития, так и участ­ников производственного процесса.

Мотивационный механизм высококачественного производительного труда имеет це­левую направленность на рациональное использование производственных ресурсов, повы­шение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сро­ков освоения производства новой конкурентоспособной продукции. В его основе лежат внутренние мотивы, определяемые предрасположением личности к труду, внешние положи­тельные мотивы, вызывающие у работников положительную реакцию и побуждающие к труду, и внешние отрицательные мотивы, вызывающие отрицательную реакцию и как бы принуждающие к труду.

Мотивационный механизм хозяйствования направлен на максимизацию дохода, его оптимальное распределение и наиболее выгодное использование на основе трансформации форм собственности и демократизации управления предприятием. Основу этого механизма составляют мотивы ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятель­ности и за развитие предприятия, мотивы активного участия в управлении производством и делами акционерного общества, мотивы профессионального роста, мотивы рационализации организационной структуры предприятия и системы управления.

Мотивационный механизм предпринимательства направлен на достижение успеха и выживание в конкуренции в ближайшей и отдаленной перспективе на основе гибких дивер­сифицированных реакций на изменения внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в продукцию и технологию. Действенность этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой продукции и технологии, предпри­нимательские стратегии, мотивы предпринимательского риска, мотивы предприниматель­ских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутрифирменного предпринимательст­ва, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.
Основные участники хозяйственных процессов в обществе (экономические субъек­ты, экономические агенты) (табл. 1):

1) домашние хозяйства1;

2) предприятия (фирмы);

3) государство (органы государственного управления, государственные учреждения в области управления, финансов, регулирования экономики, обороны, государственные внебюджетные фонды);

4) финансовые учреждения.

Потребность — это выражение нужды в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Потребности побуждают лю­дей к производству, к экономической деятельности. Удовлетворение потребностей - стимул развития производства.

Таблица 1

Характеристика основных участников хозяйственных процессов

Наименование

Домашние хозяйства

Предприятия (фирмы)

Органы государственного управления

Финансовые учреждения (коммерче­ские кредит-













ные учрежде-













ния и страхо-













вые учрежде­ния)

Основная функция

Формирование потребностей и потребление ре­зультатов дея­тельности всех

Производство потребительных стоимостей (то­варов и услуг) для реализации

Разработка пра­вил производства и распределения потребительных стоимостей в об-

Финансовые операции на коммерческой основе и опе­рации по




секторов эконо-

по ценам, воз-

ществе и кон-

страхованию




мики, а также индивидуальное предпринима­тельство без соз­дания юридиче-

мещающим из­держки произ­водства и обес­печивающие по­лучение прибы-

троль за их со­блюдением.







ского лица

ли.







Источники доходов

Оплата труда, трансфертные платежи2, пред­принимательский

Поступления от реализации про­изведенных то­варов и услуг.

Средства госу­дарственного бюджета, обяза­тельные платежи

Поступления от процентов, страховые премии




доход, доходы от собственности




домашних хо­зяйств и предпри-













ятий




Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Потребности определяются: биологической природой человека; природно-климатической средой; социально-экономическими условиями жизни; величиной доходов потребителя; уровнем развития производства; научно-техническим прогрессом; ду­ховным миром человека; нравственными, религиозными представлениями и др.

Различают: материальные (пища, одежда, жилье), духовные (книги, кино, образова­ние) и социальные потребности (общение и др.).

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потреб­ности. Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, делятся на:

безграничные - даровые блага природы (воздух, солнечный свет, дождь). Эти блага по отношению к потребностям находятся в избытке и не являются продуктом экономической деятельности;

ограниченные (экономические) блага - блага, большая часть которых (но не все) соз­дается в процессе производства и создание которых требует определенных затрат.

Экономические блага ограничены. Это означает, что:

их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей,

объем их может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства,

блага приходится тем или иным образом распределять.

Экономические блага всегда ограничены (возможности их получения превышают по­требности в них). Это связано с ограниченностью экономических ресурсов. Вместе с тем экономические потребности безграничны. Эти обстоятельства лежат в основе экономиче­ской теории «цены выбора»

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд, спе­циальные приспособления - факторы производства (рис. 2).

Труд - деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических, умственных возможностей, навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы, психических, эмоциональных затрат.

Земля - все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для про­изводства экономических благ (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы).

Капитал - производственно-технический аппарат: здания, сооружения производст­венного назначения, оборудование, железные дороги, порты, склады, трубопроводы. Объем капитала измеряется его стоимостью.

Предпринимательство выделяют из труда. Услуги, которые оказываются людьми, на­деленными такими способностями как: умение правильно оценить, какие товары можно предложить покупателям или какие технологии производства имеющихся товаров стоит вне­дрить для достижения наибольшей выгоды, готовность принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных в коммерческих проект и неокупаемости усилий в и времени на его реализацию, умение координировать использование других факторов производства для про­изводства благ. Функции предпринимателя в производстве:

соединение факторов производства в одном производственном процессе;

нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;

принятие на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авто­ритетом и т.п.).

Объем предпринимательского ресурса измерить невозможно, но косвенное представ­ление дает данные о численности владельцев фирм (не надо путать с наемными руководителями, которые могут потерять только должность и заработную плату).

Информация, прежде всего, экономическая - знания, сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в экономике.


Рис. 2. Структура факторов производства потребительных стоимостей

Вопросы для контроля знаний

1. Для чего люди создали экономику?

2. Структура основных факторов производства жизненных благ.

3. Люди (семьи), фирмы и государство как основные действующие субъекты экономи­ческой деятельности. Способы координации их деятельности и взаимодействия.

4. Предпринимательство - как фактор производства. Задачи, решаемые предпринима­тельской деятельностью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Специальность: 080502. 02 Экономика и управления на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconАннотация рабочей программы дисциплины
Освоение данного курса обеспечит успешное изучение дисциплин: «Государственное регулирование экономики», «Основы маркетинга», «Статистика»,...

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconДоклад о состоянии и использовании земель в российской федерации...
С. В. Васильев, В. В. Андропов, Н. Н. Антипина, Г. Ю. Елизарова, В. С. Кислов, В. М. Фомин, Е. А. Бородкина, В. П. Боярский, Д. А....

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Экономика и управление на предприятии транспорта. Целью дисциплины является изучение процесса организации и управления техническим...

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconПрограмма вступительного испытания (собеседование) по дисциплине «Основы экономики»
...

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Виды и структура органов местного самоуправления типы структур муниципального управления

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconРабочая программа по дисциплине «Инженерно-экономические основы градостоительства»...
«Инженерно-экономические основы градостроительства» являются одной из дисциплин специализации в системе подготовки экономиста-менеджера...

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии icon«Система организации труда на предприятии»
Система организации труда на предприятии объединяет в единую систему следующие процедуры

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconПрограмма учебной дисциплины «планирование на предприятии»
Изучение планирования на предприятии представляет важнейший фундамент системы экономических знаний, закладывает основы необходимых...

С. С. Васильев М. В. Краснова основы экономики, организации и управления на предприятии iconТеоретические основы организации финансового менеджмента на предприятии 6
Анализ и планирование – важнейшие функции финансового менеджмента






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную