Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас






Скачать 340.37 Kb.
НазваниеЭкономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер340.37 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЗЕРКАЛЕ ПУБЛИЧНОГО ДИСКУРСА, ИЛИ ПОЧЕМУ ЗЕРКАЛО РИСУЕТ НАС

И.В. Николаев

студент,

Южный федеральный университет
В начале XXI века мировое сообщество в очередной раз столкнулось с явлением глобального экономического кризиса, угрожающего разрушить всю мировую экономическую систему. Экономический кризис затрагивает материальное состояние общества, ограничивая возможность индивидов удовлетворять свои потребности. Это могут быть, в соответствии с пирамидой потребностей А. Маслоу, базовые потребности у низших слоев населения, или потребности в уважении и самореализации у элит. Такая тенденция вызывает ответную реакцию, выражаемую в нарастании в обществе конфликтогенности, усилении негативного отношения к власти и бизнес-сообществам, от которых существенно зависит экономическая ситуация в стране. В первую очередь, настроения общества отображаются в публичном экономическом дискурсе, ассоциированными акторами которого являются все, кто говорит об экономическом кризисе, находясь в реальной или виртуальной группе. Эта работа раскрывает проблемы соотношения публичного экономического дискурса и реальности. Основным предметом является рассмотрение дискурса как индикатора экономического кризиса, а также то, какова роль дискурса в его конструировании.

В качестве объекта исследования предлагается подструктура публичного экономического дискурса – экономический интернет-дискурс. Учитывая сомнительную репрезентативность такого объекта, имеющего ограниченную (хоть и размытую, не обладающую четкими границами) аудиторию, отметим, что выводы, полученные в этом исследовании, не могут быть исключительно достоверными. Однако количество пользователей интернета позволяет нам предполагать возможность экстраполяции результатов на все российское общество1. Так, по данным ВЦИОМ, в России на ноябрь 2008 года ежедневно пользуются сетью 11 % населения, а в целом обращаются к интернету с разной частотой – 35 % [7].

Симптоматично, что интернет имеет двоякое предназначение. С одной стороны, он является средством массовой информации, с другой - площадкой для межличностной коммуникации. В итоге: в отличие от СМИ, Интернет не имеет четко определенных авторов, объединенных корпоративными целями; смещает поляризацию адресант/адресат. Важно так же, что масштаб сети не позволяет выработать эффективных методов контроля над ней. Однако интернет является источником информации, позволяет отслеживать события в реальном времени, а также может выступать в качестве средства манипуляции. Таким образом, Интернет – уникальное социальное явление, неоднороден по своему внутреннему содержанию, но выступает целостным феноменом информационного общества. Такие характеристики обусловливают актуальность и целесообразность анализа экономического и политического интернет-дискурса. При этом исследование может проходить в двух плоскостях, в основе которых взята либо доминанта СМИ, либо доминанта пространства межличностной коммуникации.

Приступая к работе, разъясним некоторые специфические черты публичного дискурса и уточним определение терминов. Словосочетание «экономический кризис» здесь не может быть употреблено в полном смысле экономического научного термина. Публичный дискурс – это дискурс профанов, в массе своей не разбирающихся в профессиональных темах. Интерпретация терминов значительно отличается от искомой трактовки экономистов. Кроме того, концепт «экономический кризис» не имеет конкретных эмпирических референтов. Максимально возможное отражение в объектах материального мира (в противоположность миру идей и слов) кризис получает в текстах документов, фиксирующих регрессионные тенденции экономики. Однако эти тексты практически недоступны большинству общества. Причинами тому является, во-первых, ограниченное распространение экономических документов, во-вторых, профессиональный экономический жаргон. Без его понимания не возможно восприятие экономической информации. В то же время освоение экономического языка для большинства населения сопряжено с высокими издержками. Поэтому по аналогии с дискурсом о власти, о котором писал К.Е. Петров [см 25], публичный экономический кризис наводнен некомпетентными объяснениями и в массе своей неадекватными мнениями, воспринятыми из журналистских публикаций. Для массового сознания граждан экономический кризис абстрактен и неосязаем. Экономический кризис остается вне пространства рефлексии акторов публичного дискурса. А.Б. Борисов определяет термин «экономический кризис» как «резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения» [6; с 895].

Необходимо пояснить значение термина «дискурс». В современной научной и публицистической сфере это модное слово употребляется во всех возможных смыслах, в уместном и неуместном контексте. Непосредственно в данной работе рассуждение основано на определении дискурса как видового понятия по отношению к языку, т.е. это часть языка, ориентированная на обсуждение данного участка коммуникации, включающего ситуативный и культурный контекст, создаваемые в данный момент и уже созданные тексты [см 33; с 16]. «Речь, «погруженная в жизнь» [2; с 137], - такой метафорой лаконично определила дискурс Н.Д. Арутюнова. Дискурс – это коммуникативное событие, обладающее исторической (ситуативной) уникальностью, он состоит из реальных, жизненных событий. Таким образом, язык состоит из множества дискурсов, следовательно, справедливо говорить о публичном дискурсе, отражающем экономические процессы.

Далее экономический интернет-дискурс будет рассмотрен с двух позиций. В соответствии с первой – интернет трактуется как пространство межличностной коммуникации. Вторая же видит интернет в качестве средства массовой информации. Соответственно, в первом случаем предметом исследования будут формы отражения экономического кризиса в интернет-дискурсе. Во втором исследовании предмет – дискурсивные способы конструирования экономического кризиса, используемые в интернете как СМИ.
Зеркало отражает…

Дискурс – это динамическая система, именно изменения в семантике, синтактике и прагматике публичного дискурса являются реакцией на события экономического кризиса. «То, как люди видят мир, определяет то, как они о нем говорят, а то, как люди видят мир, определяется их эмоциями. Осмысление любого события, факта начинается с чувствования» [32; с 523]. На психологическом уровне в публичном дискурсе появляется стихийное явление языковых игр - способ выражения недовольства через иронию и сарказм. Он проявляется во включении в коммуникативную сферу неологизмов, псевдопословиц и афоризмов.

Человеческое восприятие мира чрезвычайно избирательно. Повседневные события, повторяющиеся периодически, не становятся коммуникативным поводом. Прежде всего, человек «замечает аномальные явления, поскольку они всегда отделены от среды обитания. Непорядок информативен уже тем, что не сливается с фоном» [1]. Языковая игра – яркий пример аномалии в речи. Своей уникальностью она привлекает внимание, создавая живое коммуникативное событие, стимулируя обсуждение. В этом свойстве языковой игры кроется потенциал использования ее в манипулятивных технологиях.

Рассмотрим следующие примеры проявлений языковых игр, появившиеся в Интернете за последние несколько месяцев как реакция на экономический кризис. Так, американская валюта на Интернет-форумах получает такие имена, как «виртуальные бумажки» и «долляр» [24]. А в предложении афористического характера «Спекули прогнозно вкладываются в товары»[8] автор акцентирует внимание на необоснованном статусе доллара, и соответственно, выражает скептический взгляд на всю мировую экономическую систему, основанную на долларе. Средствами оценки сложившейся ситуации служат такие слова и выражения, как «стабилизец», «Запад краханул сам себя!» [24], «Штатам устроили темную» [8]. Характерным для феномена языковых игр является искажение имен и фамилий политических деятелей. Например, Зюганов, предложивший переход к модели социализма в качестве решения проблем мирового экономического кризиса, получил имя «Зюгавно» [13], то ли в результате опечатки, то ли злого умысла автора.

Отметим, что информацию, получаемую из Интернета, следует подвергать тщательной фильтрации. Так, использование в отношении власти и бизнеса нецензурной лексики, что не редкость в мировой сети, не может считаться проявлением языковых игр. Языковые игры – это латентное сопротивление, недовольство, никогда не институционализируемое, находится на границе нарушения формальных норм языка, однако не выходит за рамки речевой нормы, т.е. допустимой в обществе языковой практики. Нецензурная, нелитературная лексика, в свою очередь, подвергается критике и не допускается в качестве знаковой системы коммуникации. Языковые нормы могут быть внутренними правилами (грамматические) и нормами использования языка в обществе, т.е. этическими. Языковая игра, как правило, нарушает только внутренние нормы, не выходя за рамки этики.

В частности языковые игры находят свое выражение в анекдотах, по которым можно отслеживать реакцию общества на происходящие события. Рассмотрим некоторые из них. Например:

«Идет Мировой Финансовый кризис, большой такой в слегка помятом фраке, а навстречу ему маленький такой в лаптях русский финансовый кризис...» [28].

Анекдот – это результат индивидуального творчества, вышедший за границы частного дискурса и потерявший связь со своим искомым автором. По мнению одного из ведущих специалистов в политической психологии Ольшанского Д.В., «анекдот спонтанно складывается в массовом обыденном сознании, отражая соответствующее восприятие политики населением» [21; с 22]. Получая распространение, он de facto признается хотя бы частично соответствующим реальности. Известный афоризм гласит: «В каждой шутке есть только доля шутки!». Так и анекдот помещает действительное явление (экономическое или политическое) в нереальную, вымышленную ситуацию, и чем более смехотворна ситуация, тем опаснее анекдот для своего прототипа (власти или финансовых элит). Таким способом общество или отдельные его элементы выражают недовольство, выступая виртуальной оппозицией. Ирония в массовом масштабе – это наивысшая степень проявления обществом скепсиса в отношении к жизни.

Так, например, следующий анекдот семантически и символически нагружен и обращается ко многим явлениям российской политической ментальности:

«После доклада министра финансов Медведев долго сидит один, потом встает, подходит к древней иконе, еще из запасов Ивана Грозного, и говорит:

- Боже, у меня к тебе только одна просьба: сделай как можно быстрее так, чтобы в Америке с этим финансовым кризисом все утряслось!

Внезапно вся комната озаряется ярким светом и сверху раздается Голос:

- Сын мой, выражайся яснее - девять баллов по всей территории и контрольные десять в Вашингтоне тебя устроят?» [28].

Приведенный анекдот признает отсутствие у российских властей иных способов урегулирования кризиса, кроме как обращение к Всевышнему. Неслучайно здесь и упоминание Ивана Грозного, ассоциируемого в России с твердым, жестоким политическим курсом. Сюжетная линия и антитеза вариантов решения проблемы, предложенных «Медведевым» и «Голосом», отражает двойственность российской политики, находящейся в двойной привязке, ситуации double bind [см 26]. С одной стороны, она в экономическом плане заинтересована в завершении кризиса в США, а с другой – закрепощена мифом врага в лице Америки, который остался тяжелым наследием со времен «холодной войны» и до сих пор поддерживается властными кругами российского общества. Примечательно также, что Бог принимает сторону Медведева и готов нанести вред США. Таким приемом высмеивается мессианская идея богоизбранности, господствующая в российском общественном сознании и в формирующейся идеологии.

Политические анекдоты не могут рассматриваться в качестве абсолютно достоверных индикаторов общественного восприятия кризиса. Первоначальный источник анекдота неизвестен, им может быть сторона, заинтересованная в провокации или высмеивании оппонента. По тому же критерию можно усомниться в любом дискурсивном проявлении проблемы.

Одними из таких проявлений являются иронические стихи, которыми пестрит Интернет. Стих – это особый тип художественной речи, организованной в строгий ритмичный порядок. Процесс художественного творчества в самом общем виде есть перевод информации на язык образов и ассоциаций, что в свою очередь упрощает ее, облегчает восприятие и поиск адекватной реакции. Обратимся к примеру:

Снова кризис нас мучит ночами,

Колченогий, лохматый, босой,

С полотняным мешком за плечами

И наточенной остро косой. [3]

В данном отрывке прослеживаются следующие изобразительные средства: персонификация кризиса, который получает возможность действовать как одушевленное существо; наличие негативных эпитетов («колченогий, лохматый, босой»), возникают символы мешка и косы, отрицательно воспринимаемые в данном контексте. Таким образом, основная мысль данного отрывка – показать опасность кризиса. Упрощение сложного для восприятия явления - характерная особенность публичного дискурса. Такие стихи служат цели облегчения понимания экономического кризиса, сводя его до чувственно воспринимаемых элементов.

Такое социальное явление как слухи также может быть реакцией на экономический кризис, а именно на недостаточность информации о нем. Но здесь следует отметить специфику распространения слухов в интернете. Исходя из определения Д.В. Ольшанского, слухи – это «особая, обычно недостоверная информация (…), передающаяся исключительно в устной форме» [21; с 463]. Однако для информационного общества это определение устарело и не отражает существующей ситуации. Интернет-сообщество ограничено в возможности устной речевой деятельности. Пользователям доступен в основном только текстовый формат коммуникации, который, однако, не ограничивает их в процессе распространения слухов. Поэтому считаем правомерным говорить о слухах в интернете.

Слухи как одно из средств массовой коммуникации «служит ориентации в проблемной ситуации, когда нет других источников информации. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах» [18]. Интернет дает возможность общения (в том числе конфиденциального) между друзьями, коллегами, в семье, т.е. в малых группах (E-mail, ICQ, ВКонтакте, Одноклассники и др.), что является плодотворной почвой для распространения слухов. Основными причинами слухов являются преднамеренные действия политиков, недостаток точной информации, деятельность СМИ, активность людей по интерпретации событий, недоверие к политикам, напряженная обстановка в стране, неудовлетворенность жизнью [см 23]. Поэтому события экономического кризиса, получившие свое проявление в снижении уровня жизни населения, стали поводом для слухов.

В конце 2008 года были широко распространены общенациональные слухи о грядущем дефолте российской экономики. Бытовала идея о скорой девальвации рубля. Расхожим мнением была мысль о приближающейся деноминации российской национальной валюты, некоторые сайты даже предоставляли варианты внешнего вида будущих российских денег [см 20].

Рассматривая интернет как средство массовой коммуникации, можно наблюдать, что пользователи активно реагируют на события экономического кризиса. При этом их деятельность основывается скорее на психологических аспектах восприятия окружающей информации, чем на рациональных. Так слухи опираются на самые яркие человеческие чувства радости и страха, которые могут затронуть каждого человека, тем самым стимулируя его на распространение этого слуха. Анекдоты, языковые игры, иронические стихи рождаются из психической сферы ассоциаций и образов. Таким образом, экономический кризис в российском обществе – во многом из-за недостатка точной верифицируемой информации – получает свое проявление в публичном экономическом интернет-дискурсе.
Зеркало рисует…

Рассмотренные до этого явления отображают только одну сторону проблемы взаимосвязи реалий мирового экономического кризиса и публичного дискурса и сводятся к влиянию личности или группы на дискурс путем человеческой познавательной и объяснительной деятельности. Эта плоскость взаимоотношения дискурса и факта находится на поверхности и не заслуживает пристального внимания. Другой аспект проблемы – сфера влияния публичного дискурса на наше понимание фактов. В этом разделе мы рассмотрим противоположные процессы, а именно то, как публичный дискурс конструирует реальность, какими способами и с помощью каких механизмов осуществляется такое влияние. Закономерно, что рассматривать эту проблему нельзя, не касаясь средств массовой информации, которые в современном информационном обществе приобрели значительное влияние на картину мира обывателей. Вначале рассмотрим общие принципы взаимоотношения дискурса и представления людей о реальности.

Использованная в названии метафора зеркала очень удачно символизирует взаимоотношения дискурс/реальность. Зеркало – это не только стеклянная отражающая поверхность, но и важный элемент для самоутверждения и самокритики человека. Смотря на свое отражение, человек соотносит его со стереотипическими представлениями, по принципу: человеку с такой внешностью подходит такой-то тип характера. Впоследствии, исходя из этого суждения, он корректирует свое поведение. Зеркало не только отражает, но и рисует нас, добавляя новые и стирая старые элементы. Таким же образом действует и дискурс. Мы являемся его источником (так же как и изображения в зеркале), но и он, получив собственную жизнь в текстах, поведенческих фреймах, устоявшихся выражениях, неологизмах, ставших нормой, влияет на наши когнитивные способности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconПривалов Н. Г. доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Ургэу
Первый структурный кризис в послецарское время Россия пережила в 1998 году. Этот финансовый региональный кризис, имевший в основном...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconКонференция №8. «Что первично кризис экономический или кризис духовный?» [00: 00: 00]
К сожалению великому, потеря изначального корня, из которого все растет на планете Земля, духовности, она как раз и привел к событиям,...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconМировой экономический кризис 1929 1933 гг. Пути выхода
Образовательная цель: рассмотреть Мировой экономический кризис, его причинами и проявлениями в разных странах мира

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconРеферат Математические модели, описывающие механизмы, влияющие на стоимость денег
В современном мире люди ежедневно пользуются деньгами, при этом не задумываясь, отчего те или иные валюты падают или резко растут...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconФинансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа
Финансово-экономический кризис на Украине – один из самых глубоких как на фоне стран снг, так и государств Центральной и Восточной...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconФинансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа
Финансово-экономический кризис на Украине – один из самых глубоких как на фоне стран снг, так и государств Центральной и Восточной...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconВ. В. Дубовицкий россия в Среднеазиатском регионе: три века в зеркале геополитики
Средней Азии («русские нас завоевали»), так и российских западников-модернистов («собрали их на свою голову, столько средств потратили...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconЛитература Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов
Статус дисциплины: курс по выбору, читается в магистратуре на 2 году обучения в 4 триместре или для студентов естественнонаучных...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconГ. В. Плеханова экономический кризис. Двигатель или балласт?
Происходит движение, стремление к идеалу, основой чего является чёткая и активная позиция участников экономической жизни, модернизация...

Экономический кризис в зеркале публичного дискурса, или почему зеркало рисует нас iconПерерастет ли экономический кризис в Португалии в политический?
Заголовок = Перерастет ли экономический кризис в Португалии в политический? часть 2






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную