Скачать 144.08 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ по направлению 38.06.01 – Экономика профиль Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами) (08.00.05) ПРОГРАММА Тема 1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности. Этапы развития донаучного и научного менеджмента. Становление классических школ менеджмента: школа научного менеджмента, школа административного управления, школа человеческих отношений, бихевиоризм. Процесс менеджмента. Функции управления: содержание, разнообразие и взаимосвязь. Механизм управления. Методы управления, их классификация и сочетание. Организация как социально-экономическая система. Законы развития и функционирования организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, законы дополнения, закон информированности. Сущность организационного развития и его основные формы. Модели организационного развития. Организационная культура: сущность, элементы, типы. Формирование и управление организационной культурой. Принципы организационного проектирования предприятий. Типы организационных структур. Современные тенденции построения систем управления в организациях. Принципы и методы проектирования организационных структур управления. Содержание процесса проектирования организационных структур управления. Организационные процессы в менеджменте. Основные подходы и принципы принятия управленческих решений в организациях. Виды управленческих решений и методы их принятия. Экспертные методы принятия решений. Информационные системы управления. Виды коммуникаций. Процесс коммуникаций. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Современные формы и методы контроля. Управление качеством в современных организациях. Литература
Тема 2. Маркетинг Сущность и эволюция маркетинга. Внутренняя маркетинговая среда предприятия: поставщики, потребители, посредники, конкуренты. Контактные аудитории. Внешняя маркетинговая среда деятельности предприятия: демографическая, экономическая, политическая, экологическая, культурная. Рыночная конъюнктура. Спрос (понятие, характеристики и виды спроса). Методы расчета и прогнозирования емкости рынка и рыночной доли. Система корпоративных стратегий компании: портфельные, конкурентные стратегии и стратегии роста. Базовые стратегии маркетинга (сегментирования и позиционирования) и их выбор. Процесс разработки стратегии. SWOT-анализ. Формирование и выбор стратегий на основе портфельных моделей BKG.Mc Kinsey. General Electric.Матрица конкуренции М. Портера. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Маркетинговые исследования - цель, виды (классификация). Методы исследования. Инструменты первичных маркетинговых исследований. Кабинетные (вторичные) маркетинговые исследования. Товар и его коммерческие характеристики. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Сущность и компоненты товарной политики. Позиционирование товара на рынке. Марочные обозначения и товарные знаки. Понятие цены в маркетинге. Факторы, влияющие на формирование рыночных цен. Виды цен и особенности их применения Методы расчета цен. Сущность сбытовой политики маркетинга. Торговые посредники и их классификация. Каналы распределения: уровни и типы организации. Товародвижении. Компоненты коммуникационной политики. Виды и средства рекламы. Процесс планирования рекламной кампании. Методы формирования рекламного бюджета. Эффективность рекламы. Паблик рилейшнз и товарная пропаганда. Стимулирование сбыта. Современные концепции управления бизнесом и маркетинговой деятельностью: бренд-менеджмент, бенчмаркинг, Интернет-маркетинг, глобальный маркетинг, СRM-маркетинг, аутсорсинг, кастомизированный маркетинг и др. Литература
Тема 3. Стратегический менеджмент Сущность и принципы стратегического управления. Составляющие стратегии. Методы стратегического управления. Модель стратегического управления. Определение миссии и целей организации. Системный анализ и SWOT – анализ среды фирмы. Разработка и реализация стратегии фирмы. Типы стратегий. Анализ альтернатив. Оценка и выбор стратегии развития фирмы. Стратегический проект и стратегический контроль. Последовательность стратегических изменений. Литература
Тема 4. Инновационный менеджмент Понятие инновации и новшества. Инновационный процесс, его жизненный цикл. Инновационная деятельность: понятие, субъекты, принципы осуществления. Государственное регулирование инновационной деятельности: государственная инновационная и научно-техническая политика. Формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Понятие и содержание инновационного менеджмента. Организационные структуры в инновационной деятельности. Инновационный проект: понятие, классификация. Интеллектуальная собственность: понятие, объекты интеллектуальной собственности. Лицензирование интеллектуальной собственности, виды лицензий Трансфер технологий. Коммерциализация технологий. Направления коммерциализации интеллектуальной продукции. Объекты коммерческого трансфера технологий. Формы коммерческой передачи информации. Некоммерческий трансфер технологий и его объекты. Структура и основные компоненты национальной инновационной системы. Литература
Тема 5. Управление человеческими ресурсами Классические и современные концепции управления персоналом в организации. Сфера кадровой политики и ее особенности на современном этапе. Виды кадровой политики. Система управления персоналом, ее основные подсистемы и функции. Основные принципы и методы управления персоналом. Составляющие стратегии управления персоналом. Компетенция персонала как объект стратегического управления. Управление компетенции. Планирование потребности в персонале. Набор персонала. Внешние и внутренние источники набора. Средства привлечения персонала и их эффективность. Принципы подбора кадров. Отбор: понятие, цели, критерии. Анализ содержания работы: назначение и методы анализа. Процесс отбора: этапы и методы. Понятие и цели развития персонала. Обучение кадров: цели, формы, методы. Подготовка и повышение квалификации рабочих кадров. Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала организации. Оценка персонала: цели, принципы, виды. Методы оценки (анкетирование, экспертный опрос, тестирование, метод заданного выбора, графический рейтинг, описательный метод, метод комитетов, независимых судей и др.). Аттестация персонала: сущность, цели, процедура проведения. Планирование карьеры как часть развития персонала предприятия. Понятие, виды, этапы карьеры. Выбор типа карьеры. Система двойной лестницы. Формирование резерва на выдвижение. Управление мобильностью персонала на предприятии: формы, текучесть, воздействие на текучесть. Структура, профессиональный состав и направленность деятельности службы управления персонала. Основные понятия организационного поведения: групповая динамика, мотивация, лидерство, конфликт. Руководство и лидерство. Влияние и власть. Формы власти и влияния. Теории лидерства. Стиль лидерства и руководства. Основные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Управление мотивацией трудовой деятельности персонала. Системы стимулирования труда и их организация. Системы участия, управления производительностью на основе мотивации. Социальные выплаты и льготы. Типичные причины, виды конфликтов, их классификация. Пути развития конфликтов. Сущность и природа стресса, способы обнаружения и методы нейтрализации. Литература
Тема 6. Экономика организации (фирмы) Предприятие как основное звено экономики. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде, типы предприятий. Производственная и организационная структура предприятий. Организация производственного процесса. Инфраструктура предприятий. Уставной капитал и имущество предприятий. Основной капитал, его оценка. Оборотные средства, их состав. Организация, нормирование и оплата труда. Производственная программа и мощность. Издержки производства и себестоимость продукции. Счета и калькуляция затрат. Ценовая политика. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса. Формирование и использование прибыли. Виды прибыли. Маржинальная прибыль. График рентабельности и точка безубыточности. Инвестиционная политика организации. Потребность в инвестициях. Виды инвестиций. Эффективность инвестиций. Дисконтирование. Литература
Тема 7. Логистика Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками. Актуальность логистики в современных экономических условиях. Концептуальные положения логистики. Функции логистики. Уровни развития логистики и структура логистической службы предприятия Задача выбора поставщика. Критерии выбора поставщика. Методы выбора поставщика. Методы расчета оптимального размера заказываемой партии сырья или комплектующих. Основные концепции (RP и JIT) и системы управления материальными потоками в производственной логистике (MRP-2 и KANBAN). Микрологистическая концепция «Lean production». Определение оптимального количества складов в системе распределения. Оптимизации расположения распределительного цента на обслуживаемой территории. Микрологистические системы DRP-1 и DRP-2. Выбор вида транспортного средства и способа транспортировки. Понятие и классификация запасов, причины их создания. Управление запасами. Уровень логистического обслуживания. Оценка качества сервиса в логистике. Критерии качества логистического обслуживания. Литература
Вопросы для подготовки к экзамену
|
![]() | Понятие и особенности менеджмента качества и процессов в образовательном учреждении | ![]() | Рассмотрены следующие разделы лекционного курса: «Общие функции менеджмента и связующие процессы», «Социально-психологические основы... |
![]() | Причины возникновения стратегического менеджмента (СМ). Преимущества и недостатки стратегического управления. Сущность см. Различия... | ![]() | Исследование предназначено для научных работников и специалистов в сфере муниципального управления и менеджмента, а также может быть... |
![]() | Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск, 2010. – 303 с | ![]() | Понятие дисциплины «менеджмент». Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция менеджмента. Школы менеджмента. Менеджмент... |
![]() | Понятие дисциплины «менеджмент». Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция менеджмента. Школы менеджмента. Менеджмент... | ![]() | Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития |
![]() | Вы взялись читать эту мою работу, которую я назвал "Введением в кту". С большой долей вероятности Вас можно отнести к тем людям,... | ![]() | Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, мировоззрение, инструментарий, вид профессиональной... |