1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента






Скачать 144.08 Kb.
Название1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента
Дата публикации09.04.2015
Размер144.08 Kb.
ТипЛитература
e.120-bal.ru > Экономика > Литература
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
по направлению 38.06.01 – Экономика

профиль Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч. экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами) (08.00.05)

ПРОГРАММА
Тема 1. Основы управления организацией (теория менеджмента)
Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности.

Этапы развития донаучного и научного менеджмента. Становление классических школ менеджмента: школа научного менеджмента, школа административного управления, школа человеческих отношений, бихевиоризм.

Процесс менеджмента. Функции управления: содержание, разнообразие и взаимосвязь.

Механизм управления. Методы управления, их классификация и сочетание.

Организация как социально-экономическая система. Законы развития и функционирования организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, законы дополнения, закон информированности.

Сущность организационного развития и его основные формы. Модели организационного развития.

Организационная культура: сущность, элементы, типы. Формирование и управление организационной культурой.

Принципы организационного проектирования предприятий. Типы организационных структур. Современные тенденции построения систем управления в организациях.

Принципы и методы проектирования организационных структур управления. Содержание процесса проектирования организационных структур управления.

Организационные процессы в менеджменте. Основные подходы и принципы принятия управленческих решений в организациях. Виды управленческих решений и методы их принятия. Экспертные методы принятия решений.

Информационные системы управления. Виды коммуникаций. Процесс коммуникаций.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Современные формы и методы контроля. Управление качеством в современных организациях.

Литература


  1. Латфуллин Г.Р. Теория организации / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – М.: Юрайт, 2013. – 448 с.

  2. Теория менеджмента: учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения / под ред. А.М. Лялина - СПб.: Питер, 2010. -464 с.

  3. Шапиро С.А. Организационное поведение (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 352 с.

  4. Шеметов, П. В.Теория организации: Учебное пособие. 7-е изд. / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2012. - 282 с.

  5. Прохоров Ю.К., Фролов В. В. Управленческие решения: Учебное пособие. –2-е изд., испр. и доп. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 138 с.

  6. Иванова, Т.Ю. Теория организации / Иванова Т.Ю., Приходько В.И. – М.: КноРус, 2010. – 432 с.

  7. Семенов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров – М.:Дашков и К , 2012. – 492 с.

  8. Третьякова Е.П. Теория организации (для бакалавров). Учебное пособие (изд:3). – М.: КноРус, 2013. – 224с.



Тема 2. Маркетинг

Сущность и эволюция маркетинга.

Внутренняя маркетинговая среда предприятия: поставщики, потребители, посредники, конкуренты. Контактные аудитории.

Внешняя маркетинговая среда деятельности предприятия: демографическая, экономическая, политическая, экологическая, культурная.

Рыночная конъюнктура. Спрос (понятие, характеристики и виды спроса). Методы расчета и прогнозирования емкости рынка и рыночной доли.

Система корпоративных стратегий компании: портфельные, конкурентные стратегии и стратегии роста. Базовые стратегии маркетинга (сегментирования и позиционирования) и их выбор.

Процесс разработки стратегии. SWOT-анализ. Формирование и выбор стратегий на основе портфельных моделей BKG.Mc Kinsey. General Electric.Матрица конкуренции М. Портера.

Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Маркетинговые исследования - цель, виды (классификация). Методы исследования. Инструменты первичных маркетинговых исследований. Кабинетные (вторичные) маркетинговые исследования.

Товар и его коммерческие характеристики. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий.

Сущность и компоненты товарной политики. Позиционирование товара на рынке. Марочные обозначения и товарные знаки.

Понятие цены в маркетинге. Факторы, влияющие на формирование рыночных цен. Виды цен и особенности их применения Методы расчета цен.

Сущность сбытовой политики маркетинга. Торговые посредники и их классификация. Каналы распределения: уровни и типы организации. Товародвижении.

Компоненты коммуникационной политики. Виды и средства рекламы. Процесс планирования рекламной кампании. Методы формирования рекламного бюджета. Эффективность рекламы. Паблик рилейшнз и товарная пропаганда. Стимулирование сбыта.

Современные концепции управления бизнесом и маркетинговой деятельностью: бренд-менеджмент, бенчмаркинг, Интернет-маркетинг, глобальный маркетинг, СRM-маркетинг, аутсорсинг, кастомизированный маркетинг и др.

Литература


  1. Лашкова, Е.Г. Маркетинг : практика проведения исследований. - М. : Академия, 2008. - 240 с.

  2. Маркетинг : учеб. для вузов по направлению 080500 "Менеджмент" / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак. ; под ред. В. В. Герасименко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 416 с.

  3. Захарова, И. В. Маркетинг в вопросах и решениях : учеб. пособие. - М. : Кнорус, 2011. - 303 с.

  4. Котлер Ф., Келлер К.Л.: Маркетинг менеджмент – СПб.: Питер, 2014. – 800 с.

  5. Джоан М. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.- 272 с.

  6. Кондратенко Н. Маркетинг. Учебник для бакалавров – М.: Юрайт-Издат, 2012 г. – 542 с.


Тема 3. Стратегический менеджмент

Сущность и принципы стратегического управления. Составляющие стратегии. Методы стратегического управления.

Модель стратегического управления.

Определение миссии и целей организации. Системный анализ и SWOT – анализ среды фирмы.

Разработка и реализация стратегии фирмы. Типы стратегий. Анализ альтернатив. Оценка и выбор стратегии развития фирмы.

Стратегический проект и стратегический контроль. Последовательность стратегических изменений.

Литература


  1. Глумаков, В. Н. Стратегический менеджмент. Практикум : учеб. пособие для вузов по специальности 080507 "Менеджмент организации". - М. : Вуз. учеб., 2010. - 186 с.

  2. Долгов А.И., Прокопенко Е.А.Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА; МПСИ, 2011.

  3. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического менеджмента. 2 издание.- СПб.: Высшая школа менеджмента. 2008.

  4. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Ю.Д. Стратегический менеджмент: учебное пособие.- М. : Эксмо, 2010.- 428с.

  5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3 издание.- М: Альпина, 2011. – 456 с.

  6. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12 изд.– Киев: Вильямс, 2007.– 928 с.


Тема 4. Инновационный менеджмент
Понятие инновации и новшества.

Инновационный процесс, его жизненный цикл. Инновационная деятельность: понятие, субъекты, принципы осуществления.

Государственное регулирование инновационной деятельности: государственная инновационная и научно-техническая политика. Формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Понятие и содержание инновационного менеджмента. Организационные структуры в инновационной деятельности.

Инновационный проект: понятие, классификация.

Интеллектуальная собственность: понятие, объекты интеллектуальной собственности.

Лицензирование интеллектуальной собственности, виды лицензий

Трансфер технологий. Коммерциализация технологий. Направления коммерциализации интеллектуальной продукции. Объекты коммерческого трансфера технологий. Формы коммерческой передачи информации. Некоммерческий трансфер технологий и его объекты.

Структура и основные компоненты национальной инновационной системы.

Литература


  1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации. – М.: ОМЕГА-Л, 2008. – 415 с..

  2. Васильев В.П. Управление инновациями. – М.: ДиС, 2010. – 400 с.

  3. Гончаренко Л. П. Менеджмент инвестиций и инноваций : учеб. пособие для вузов по направлению 080500 " Менеджмент" - М.: Кнорус, 2009. - 157 с.

  4. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент. Учебное пособие., - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2008. – 168 с.

  5. Симоненко Е., Вертакова Ю. Управление инновациями: теория и практика. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.


Тема 5. Управление человеческими ресурсами
Классические и современные концепции управления персоналом в организации. Сфера кадровой политики и ее особенности на современном этапе. Виды кадровой политики.

Система управления персоналом, ее основные подсистемы и функции.

Основные принципы и методы управления персоналом.

Составляющие стратегии управления персоналом.

Компетенция персонала как объект стратегического управления. Управление компетенции.

Планирование потребности в персонале.

Набор персонала. Внешние и внутренние источники набора. Средства привлечения персонала и их эффективность.

Принципы подбора кадров.

Отбор: понятие, цели, критерии. Анализ содержания работы: назначение и методы анализа. Процесс отбора: этапы и методы.

Понятие и цели развития персонала. Обучение кадров: цели, формы, методы. Подготовка и повышение квалификации рабочих кадров. Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала организации.

Оценка персонала: цели, принципы, виды. Методы оценки (анкетирование, экспертный опрос, тестирование, метод заданного выбора, графический рейтинг, описательный метод, метод комитетов, независимых судей и др.). Аттестация персонала: сущность, цели, процедура проведения.

Планирование карьеры как часть развития персонала предприятия. Понятие, виды, этапы карьеры. Выбор типа карьеры. Система двойной лестницы. Формирование резерва на выдвижение.

Управление мобильностью персонала на предприятии: формы, текучесть, воздействие на текучесть.

Структура, профессиональный состав и направленность деятельности службы управления персонала.

Основные понятия организационного поведения: групповая динамика, мотивация, лидерство, конфликт.

Руководство и лидерство. Влияние и власть. Формы власти и влияния.

Теории лидерства. Стиль лидерства и руководства.

Основные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Управление мотивацией трудовой деятельности персонала. Системы стимулирования труда и их организация. Системы участия, управления производительностью на основе мотивации. Социальные выплаты и льготы.

Типичные причины, виды конфликтов, их классификация. Пути развития конфликтов.

Сущность и природа стресса, способы обнаружения и методы нейтрализации.

Литература





  1. Веснин, В. Р. Управление персоналом: теория и практика : [учебник] / В. Р. Веснин. - М. : Проспект, 2010. - 688 с.

  2. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами : учеб. для образоват. учреждений обучающихся по программе МВА и др. программам подготовки управлен. кадров / Ин-т экономики и финансов "Синергия". - М. : ИНФРА-М, 2012. - 235 с.

  3. Хачатурян, А. А. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации. Стратегические основы / предисл. С. В. Емельянова и А. П. Кулешова ; Междунар. науч.-исслед. ин-т проблем управления. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 272 с. 

  4. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

  5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011. – 488 с.



Тема 6. Экономика организации (фирмы)
Предприятие как основное звено экономики.

Предприятие и предпринимательство в рыночной среде, типы предприятий. Производственная и организационная структура предприятий.

Организация производственного процесса. Инфраструктура предприятий. Уставной капитал и имущество предприятий. Основной капитал, его оценка. Оборотные средства, их состав.

Организация, нормирование и оплата труда. Производственная программа и мощность. Издержки производства и себестоимость продукции. Счета и калькуляция затрат. Ценовая политика.

Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

Формирование и использование прибыли. Виды прибыли. Маржинальная прибыль. График рентабельности и точка безубыточности.

Инвестиционная политика организации. Потребность в инвестициях. Виды инвестиций. Эффективность инвестиций. Дисконтирование.

Литература


  1. Любушин, Н. П. Экономика организации : учеб. пособие для студ. по спец."Бухгалтерский учет, анализ и аудит","Налоги и налогообложение", "Финансы и кредит", "Мировая экономика". - М. : Кнорус, 2010. - 318 с.

  2. Самарина, В. П. Экономика организации : учеб. пособие для студ. по спец."Бухгалтерский учет, анализ и аудит","Финансы и кредит". - М. : Кнорус, 2010. - 318 с.

  3. Фокина, О. М. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений по направлению " Экономика". - М. : Кнорус, 2009. - 228 с.


Тема 7. Логистика
Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками. Актуальность логистики в современных экономических условиях.

Концептуальные положения логистики. Функции логистики. Уровни развития логистики и структура логистической службы предприятия

Задача выбора поставщика. Критерии выбора поставщика. Методы выбора поставщика. Методы расчета оптимального размера заказываемой партии сырья или комплектующих.

Основные концепции (RP и JIT) и системы управления материальными потоками в производственной логистике (MRP-2 и KANBAN). Микрологистическая концепция «Lean production».

Определение оптимального количества складов в системе распределения. Оптимизации расположения распределительного цента на обслуживаемой территории. Микрологистические системы DRP-1 и DRP-2.

Выбор вида транспортного средства и способа транспортировки.

Понятие и классификация запасов, причины их создания. Управление запасами.

Уровень логистического обслуживания. Оценка качества сервиса в логистике. Критерии качества логистического обслуживания.

Литература


  1. Гаджинский А.М. Логистика. Издательство: ИТК Дашков и К, 2012,484 с.

  2. Аникина Б.А., Родкиной Т.А. Логистика. Издательство: Проспект, 2010. 408 с.

  3. Дыбская В.В. Логистика. Серия: Полный курс MBA. Издательство: Эксмо, 2011. 940 с.

  4. Федоров, Л. С. Логистика : учеб. пособие по спец. " Менеджмент организации". - М. : КНОРУС, 2010. - 219 с. : ил. - Библиогр. : с. 218-219.

  5. Логистика в химической промышленности: Учебное пособие/ В.Ю. Волынский, В.А. Зайцев. ГОУ ВПО «Иван. гос. хим.-технол. ун.»  Иваново, 2010.  132 с.



Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Понятие и концепция менеджмента.

  2. Менеджмент как вид профессиональной деятельности.

  3. Этапы развития донаучного и научного менеджмента.

  4. Процесс менеджмента

  5. Функции управления

  6. Механизм управления

  7. Методы управления

  8. Организация как социально-экономическая система

  9. Законы развития и функционирования организации

  10. Сущность организационного развития и его основные формы

  11. Модели организационного развития

  12. Организационная культура: сущность, элементы, типы

  13. Типы организационных структур

  14. Принципы и методы проектирования организационных структур управления

  15. Содержание процесса проектирования организационных структур управления

  16. Основные подходы и принципы принятия управленческих решений в организациях

  17. Виды управленческих решений и методы их принятия

  18. Управление качеством в современных организациях

  19. Информационное обеспечение управления.

  20. Сущность и эволюция маркетинга

  21. Внутренняя маркетинговая среда предприятия

  22. Внешняя маркетинговая среда деятельности предприятия

  23. Рыночная конъюнктура

  24. Система корпоративных стратегий компании

  25. Процесс разработки стратегии

  26. Система маркетинговой информации и методы ее сбора

  27. Товар и его коммерческие характеристики

  28. Современные концепции управления бизнесом и маркетинговой деятельностью

  29. Управление политикой ценообразования на предприятии в современных российских условиях.

  30. Хозяйственные средства предприятия, их формирование и использование.

  31. Современные концепции управления человеческими ресурсами в организации.

  32. Формирование кадрового состава фирмы.

  33. Современные системы оплаты и стимулирования труда персонала в российских организациях.

  34. Развитие персонала в современных организациях.

  35. Понятие инновации и новшества.

  36. Инновационный процесс, его жизненный цикл.

  37. Инновационная деятельность: понятие, субъекты, принципы осуществления.

  38. Государственное регулирование инновационной деятельности.

  39. Формы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

  40. Понятие и содержание инновационного менеджмента.

  41. Организационные структуры в инновационной деятельности.

  42. Инновационный проект: понятие, классификация.

  43. Интеллектуальная собственность: понятие, объекты интеллектуальной собственности.

  44. Лицензирование интеллектуальной собственности, виды лицензий

  45. Трансфер технологий и коммерциализация технологий.

  46. Структура и основные компоненты национальной инновационной системы.

  47. Оценка и выбор стратегии развития фирмы.

  48. Виды стратегий бизнеса: их характеристики и отличия.

  49. Системный анализ и SWOT – анализ среды фирмы.

  50. Сущность стратегического менеджмента.

  51. Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия.

  52. Производительность: управление и анализ.

  53. Оценка безубыточности фирмы.

  54. Оценка инвестиционной привлекательности фирмы.

  55. Ресурсы фирмы и анализ эффективности их использования.

  56. Значение нематериальных активов для фирмы.

  57. Финансовые результаты деятельности фирмы и методы их анализа.

  58. Показатели рентабельности и их роль в оценке хозяйственной деятельности.

  59. Эффективность использования оборотных средств и пути ускорения их оборачиваемости.

  60. Способы формирования фонда оплаты труда.

  61. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками.

  62. Уровни развития логистики и структура логистической службы предприятия.

  63. Современные подходы к исследованию рынка закупаемой продукции и выбора поставщика.

  64. Определения оптимального количества складов и их место положения в системе распределения.

  65. Основные концепции и микрологистические системы управления материальными потоками в производстве.

  66. Микрологистические системы управления материальными потоками в процессе распределения готовой продукции.

  67. Системы контроля за состоянием запасов.

  68. Логистический сервис: понятие, алгоритм формирования системы логистического сервиса и уровень сервиса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconИнтеграция системы менеджмента качества в единую систему управления вузом
Понятие и особенности менеджмента качества и процессов в образовательном учреждении

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconУчебно-методическое пособие Для студентов всех форм обучения по направлению...
Рассмотрены следующие разделы лекционного курса: «Общие функции менеджмента и связующие процессы», «Социально-психологические основы...

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconПрограмма и задания для контрольных работ студентам заочного отделения, специальность
Причины возникновения стратегического менеджмента (СМ). Преимущества и недостатки стратегического управления. Сущность см. Различия...

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconГенезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления
Исследование предназначено для научных работников и специалистов в сфере муниципального управления и менеджмента, а также может быть...

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconТематический план по дисциплине «история и теория менеджмента»
Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Минск, 2010. – 303 с

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconХарактеристика дисциплины «менеджмент» Понятие дисциплины «менеджмент»....
Понятие дисциплины «менеджмент». Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция менеджмента. Школы менеджмента. Менеджмент...

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconХарактеристика дисциплины «менеджмент» Понятие дисциплины «менеджмент»....
Понятие дисциплины «менеджмент». Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция менеджмента. Школы менеджмента. Менеджмент...

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconЛекция №13: Становление менеджмента и развитие теории управления...
Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconКонцептуальная Теория Управления Цикл 2 Общее описание введение в...
Вы взялись читать эту мою работу, которую я назвал "Введением в кту". С большой долей вероятности Вас можно отнести к тем людям,...

1. Основы управления организацией (теория менеджмента) Типологическое разнообразие управления. Понятие и концепция менеджмента iconРуководство и власть. Стили управления, лидерство. Практика применения...
Понятие, сущность, цели и задачи менеджмента. Менеджмент как наука, искусство, мировоззрение, инструментарий, вид профессиональной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную