Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение)






Скачать 294.17 Kb.
НазваниеЭкономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение)
страница1/3
Дата публикации08.04.2015
Размер294.17 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3

Глава 3 Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение)


Теория перспектив Д. Канемана и А.Тверски

Бихевиористская экономика сложилась как научное направление вокруг идеи об ограниченной рациональности экономических агентов. Критикуя неоклассическую модель экономического поведения индивидов, ее исследовательская программа, подобно экономической психологии, заключалась в обнаружении устойчивых отклонений реального поведения экономических агентов (индивидов, фирм или домохозяйств) от действий, предсказываемых неоклассическими стандартными моделями, и объяснение их поведенческими (психологическими) факторами. Сравнивая экономико-психологическую и бихевиористскую исследовательские программы, легко увидеть сходство подходов, хотя и не самих концепций как таковых. В психологической экономике Катоны психологические переменные добавляются к существующем экономическим моделям с целью улучшения предсказательной силы этих моделей, в бихевиористской экономике трансформируются сами модели. Дистанцирование между ними в настоящее время, в основном, обусловлено географической дислокацией исследователей: несмотря на то, что обе дисциплины появились на североамериканском континенте, современная экономическая психология все же в большей мере является достижением европейской мысли, тогда как бихевиористская экономика развивается в основном в США.

Основы последней были разработаны такими известными психологами, как А. Тверски и Д. Канеман1, работы которых имеют один из наиболее высоких индексов цитирования в публикациях ведущих экономических журналов2. В результате своих экспериментальных исследований Тверски и Канеман пришли к выводу о том, что нерациональное поведение, считающееся экономистами девиантным и случайным, на самом деле намного более распространено, особенно, когда речь заходит о принятии решений в условиях неопределённости. Более того, люди ошибаются неслучайным образом, и с помощью психологических методов нерациональное поведение может быть идентифицировано и предсказано.

Люди часто полагаются на эвристические выводы, которые могут совпадать с формально-логическими, но при некоторых обстоятельствах приводят к ошибочным суждениям. В статье "Суждения в условиях неопределённости: эвристики и предубеждения" 1974 года авторы показали, что когда люди сталкиваются с неопределённостью, они используют несколько эвристических принципов, упрощающих задачу оценивания вероятности наступления события. И хотя эти принципы в целом справедливы, в некоторых случаях они приводят к серьёзным систематическим ошибкам. Это касается ошибок репрезентативности, доступности и закрепления.

«Ошибки репрезентативности» (representativeness) допускаются в том случае, если выводам, полученным на основе аналогии, приписываются свойства вероятностных оценок. Например, если поставить эксперимент и дать задание группе испытуемых оценить вероятность того, что человек, случайным образом отобранный из некоторой группы людей, окажется библиотекарем, если про него известно, что он мягкий и застенчивый человек, всегда готовый прийти на помощь, что он не интересуется реальным миром и любит аккуратность и порядок, то испытуемые в своих ответах будут склонны завысить вероятность того, что он библиотекарь, просто потому, что, с их точки зрения, он очень похож на библиотекаря. Более того, даже в том случае, когда респонденты будут изначально проинформированы о том, что данный человек был случайным образом отобран из группы, состоящей на 70% из физиков, и лишь на 30% из библиотекарей, эта информация будет проигнорирована.

«Ошибка репрезентативности» возникает также в тех случаях, когда распределения вероятностей, полученных при опытах с большим количеством наблюдений, по аналогии распространяются на множества с малым числом объектов. Например, люди считают, что малые выборки не уступают по своей репрезентативности большим и, подбрасывая монету, люди склонны увеличивать вероятность следующего выпадения решки, после того, как им несколько раз выпал орёл, хотя объективно она не изменяется. Ошибки подобного рода характерны также для распространения выводов, сделанных на малочисленных выборках на характеристики генеральной совокупности в целом без учета доверительного интервала. Список ошибок репрезентативности может быть продолжен и далее.

«Эвристика доступности» (availability), приводит к ошибочным выводам тогда, когда вероятность наступления события выводится из приходящей на ум совокупности похожих событий. Например, оценка вероятности погибнуть при авиакатастрофе увеличивается, если человек может вспомнить достаточно большое количество случаев таких авиапроисшествий. Похожая ситуация складывается, если человеку предлагается оценить долю мужчин в списке, зачитываемом поимённо, в котором все мужчины – известные актёры, писатели, художники, а женщины гораздо менее известны. Статистика свидетельствует о том, что доля мужчин в таких случаях всегда переоценивается. Пожар, увиденный своими глазами, увеличивает субъективную оценку вероятности данного события по сравнению с информацией из газеты, также как и происшествия, случившиеся недавно, в сравнении с более далекими событиями. Богатое воображение, способное представить все возможные и невозможные трудности, с которыми может столкнуться путешественник, повышает субъективное восприятие опасности путешествия, независимо от действительной вероятности наступления этих трудностей.

«Эффект закрепления» (anchoring) проявляется в том, что на решение человека влияет случайная и несодержательная догадка, которая первой приходит на ум при постановке задачи. В своих опытах исследователи предлагали респондентам дать ответ на вопрос о том, какова доля стран с африканского континента среди членов ООН. Перед тем как ответить респондентов сначала просили посмотреть на некоторое полученное случайным образом число и оценить, будет ли правильный ответ больше или меньше этого числа, а затем ответить точно. В результате была выявлена высокая зависимость между величиной этого числа и окончательным ответом.

В следующей своей знаменитой статье "Теория перспективы: исследование принятия решений в условиях риска"3 авторы развили свои идеи, анализируя потребительский выбор с учетом всех выявленных ранее особенностей принятия решений в условиях риска, и обнаружили множество отклонений от предпосылок теории рациональных ожиданий.

Людям свойственно недооценивать шансы наступления очень вероятного события, если есть хотя бы один шанс из ста против. Так, респонденты в ходе эксперимента отказывались от более выгодного предложения, даже при минимальной вероятности получения нулевого результата, соглашаясь на менее выгодное, но достоверное предложение. Другое подтверждение непоследовательности выбора в условиях неопределенности было получено, когда испытуемым было предложено сделать выбор сначала между двумя очень вероятными событиями, где более вероятный вариант был менее выгодным, а затем между двумя маловероятными событиями, с соблюдением того же принципа. Оказалось, что в первом случае люди предпочитали менее выгодный, но более вероятный вариант, тогда как во втором, наоборот, более выгодный, но менее вероятный. Это отклонение от предпосылок теории рационального выбора было названо «эффектом достоверности» (certainty effect).

Выбор в условиях риска подвержен и другим аномалиям. Оказалось, что предпочтения людей не постоянны, а меняются в результате изменения всего лишь формулировки условия выбора. Это отклонение было названо «зеркальным эффектом» (reflection effect), поскольку в зависимости от формулировки условий выбора респонденты зеркально изменяли свое отношение к риску, предпочитая рисковать в формулировке выигрыша и избегать риска в редакции потерь.

Интересный вывод был получен также при анализе отношения к страхованию рисков. Так, респондентам наряду с обычной была предложена форма вероятностной страховки, которая была вдвое дешевле, поскольку возмещала возможный ущерб полностью (аналогично правилам обычной страховки) только в том случае, если страховой случай наступал в четный день месяца, таким образом, не покрывались риски в нечетные дни. Необычным было то обстоятельство, что респонденты оценивали данный вид страхования как более рискованный и избегали его, хотя, с точки зрения теории рациональных ожиданий, вероятностная страховка была предпочтительнее обычной.

Для того чтобы упростить выбор между альтернативами, люди часто абстрагируются от их общих компонент, концентрируя внимание на различиях. Подобный «эффект изоляции» часто приводит к непоследовательности в их предпочтениях. В ставшем классическим примере выбора между двумя лотереями одной группе испытуемых, которые уже получили гипотетический выигрыш, величиной 1000 долл., предлагали сделать выбор между возможностью получить 500 долл. наверняка и 50% вероятностью выиграть ещё 1000 долл. или не получить ничего. Испытуемые в подавляющем большинстве предпочитали избегать риска и соглашались на первый вариант. Другим респондентам, также гипотетически выигравшим 2000 долл., предлагали на выбор либо потерять 500 долл. наверняка, либо рискнуть и с 50% вероятностью потерять 1000 долл. или не потерять ничего. В этом случае подавляющее большинство испытуемых предпочитало рискнуть. Хотя, по существу, в обоих случаях людям предлагался одинаковый выбор: либо получить наверняка 1500 долл., либо рискнуть и с равными шансами выиграть ещё 500 долл. или потерять 500 долл. из имеющихся 1500 долл., предпочтения испытуемых оказались различными.

Все эти устойчивые отклонения от идеальной модели рационального выбора привели Д. Канемана и А. Тверски к выводу о том, что теория перспектив (prospect theory), вбирающая в себя индуктивно найденные в ходе психологических экспериментов закономерности принятия решений людьми, намного лучше подходит для моделирования экономического поведения индивидов, по сравнению с теорией рациональных ожиданий. Основная мысль, которую проводят исследователи, состоит в том, что при принятии решений человек руководствуется не абстрактными принципами максимизации удовольствий и минимизации потерь, а сначала кодирует возможные последствия его действий как пользу или вред в зависимости от выбранного ориентира, оперируя относительными, а не абсолютными величинами. Так, например, если удовольствие индивида, получаемое от приобретений, обычно оказывается гораздо слабее, нежели его расстройство в случае потерь, его поведение будет отклоняться от того, которое предсказывается теорией рациональных ожиданий. Причем в этом случае оно не будет связано со стремлением избежать риска.

Примером может служить практика нью-йоркских таксистов4, которые ставят себе в качестве ежедневной задачи выполнение некоторой нормы выработки. Эта норма постоянна и не зависит от ситуации на дорогах, поэтому в хорошие дни таксистам требуется меньше времени на ее выполнение, и они заканчивают рабочий день несколько раньше, а в плохие дни работают дольше обычного, что, в конечном счете, снижает их среднечасовой заработок, поскольку более рациональным было бы работать дольше в более удачные дни, и меньше – в менее удачные. С точки зрения теории перспектив, это нерациональное поведение становится более понятным.

Классификация современных исследовательских программ изучения финансового поведения в экономической психологии

Программы экономической психологии и бихевиористской экономики, сформированные в 1950-70 годах, получили свое дальнейшее развитие в приложении к вопросам финансового поведения индивидов. Современные исследования в этих направлениях следуют традиции выстраивания теоретических схем на основе наблюдений и нацелены на поиск эмпирически наблюдаемых закономерностей. Какие новые концептуальные выводы были сделаны в ходе подобных исследований в течение последних десятилетий?

Обзор современных исследовательских программ в области экономической психологии, включающих как эмпирические результаты, так и концептуальные схемы можно найти в монографиях А.Фёрнхэма и М.Арджайла "Психология денег"5 и К. Уорнерида "Психология сбережений"6. Не ставя перед собой цели объять необъятное, остановимся на наиболее важных и интересных исследованиях в этой области.

К.Уорнерид указывает четыре основных метода в современных эмпирических исследованиях сберегательного поведения, используемых в экономической психологии7:

  • изучение привычек, мнений и мотивов сбережений опросными методами;

  • типологический анализ групп сберегателей, на основе данных опросов населения;

  • контролируемые лабораторные эксперименты;

  • качественные исследования процесса сбережения.

Впрочем, данная классификация помогает понять, скорее, техническую сторону дела - методы сбора данных. В книге А.Фёрнхэма и М.Арджайла "Психология денег" больше внимания уделяется вопросам выявления последних тенденций в теоретическом осмыслении вопросов, связанных с финансовым поведением населения. Авторы подчёркивают символическую природу современных денег и существование различий в обращении людей с деньгами в зависимости от их символической ценности, не сводимой к стоимостным расчётам. Поскольку символы конструируются во взаимодействии людей и изменяются во времени, реальное поведение часто отклоняется от тех абстрактных схем, которые выводятся из предпосылок об оптимизирующем поведении индивидов. В психологии не раз обращали внимание на распространённость нерациональных с экономической точки зрения действий обычных людей со своими деньгами. Однако вопрос состоит в том, как следует изучать это отклоняющееся поведение? В противопоставлении рациональному действию, нерациональное экономическое действие обычно характеризуется как импульсивное, эксцентричное, непредсказуемое. В такой постановке экономическая психология выглядит как наука, занимающаяся анализом того, что, с точки зрения экономистов, рассматривается как не важное, вторичное, девиантное.

Выполнение неоплачиваемой работы, благотворительность или участие в лотерее могут быть представлены как «нерациональные» действия в том случае, если рациональность понимается достаточно узко - только как максимизирующее поведение. Однако сегодня подобное противопоставление выглядит излишне упрощённым. Фёрнхэм и Арджайл полагают, что исследования реального процесса принятия решений показывает неадекватность разделения на узко понимаемое рациональное и прочее нерациональное поведение. При подобной постановке вопроса можно легко потерять содержание и смысл изучаемых явлений. Если оптимизирующее поведение является лишь описанием должного, а не тем, как люди себя ведут в реальной жизни, то в результате её применения, скорее, продуцируются артефакты, нежели достигается понимание реального поведения.

Рациональны ли решения и поведение людей по поводу денег, если их реальные поступки часто обусловливаются привычками, мнениями, социо-культурными нормами и групповой принадлежностью индивидов? Следуя логике поведения, принятой в группе, к которой он принадлежит, индивид может значительно отклоняться от оптимизационной модели, но это не означает, что его поведение нерационально или девиантно. Задача выявления и понимания того, как люди действительно ведут себя в повседневной жизни, концептульно меняет постановку вопроса. Речь в этом случае идёт не об определении факторов, которые отклоняют реальное поведение от оптимизирующего поведения, полагаемого в модели как типичное, а о выведении самой типологии из эмпирических данных индуктивным путем.

Сонуга-Барк и Уебли8 указали на существование двух более или менее равноправных классов типологизаций в экономической психологии. Подходы различаются тем, какая роль отводится исследователями экономическим функциям сбережений. В одном классе типологизации приоритет обычно отдается экономическим мотивам, используемым при моделировании функций сбережений: для потребления в будущем периоде, для получения дохода в виде процентов и т.п. В другом - речь идёт о том, чтобы построить типологии, основанные на идее сбережений как социально одобряемой цели или результате мотивации, заложенной в детстве.

С нашей точки зрения, современные исследования в основном развиваются по трём основным направлениям:

  1. анализ отдельных предпосылок, принятых в экономической теории, и проверка их валидности

  2. моделирование сберегательного поведения с учётом психологических факторов, ответственных за отклонение реального поведения от предпосылок экономических моделей

  3. построение типологий, включающих как экономические, так и психологические переменные, эмпирическим индуктивным путём.

Рассмотрим указанные направления более подробно.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconЭкономико-психологические теории финансового поведения населения
Термин «экономическая психология» используется в данном контексте в его наиболее широком смысле для обозначения совокупности различных...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconСоциальные установки в отношении денег как фактор финансового поведения населения

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconФакультет социологии Лаборатория экономико-социологических исследований
«Анализ социально-экономического поведения населения на основе базы данных Российского мониторинга экономики и здоровья»

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconГендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству
Продолжающееся становление научных исследований в этой области определяет то, что многие психологические аспекты гендерного поведения...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconИмитационное моделирование поведения трейдеров фондового рынка
Д. Канеман и А. Тверски). Для настройки агента и проверки его поведения был выбран фондовый рынок. Показано, что психологические...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconФормы контроля: промежуточный контроль
В теории отраслевых рынков рассматриваются закономерности формирования и функционирования отраслевых рынков, основные мотивы поведения...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconПеревод с английского
Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру мим линк по экономической теории Жуковский, 2012
Позитивная и нормативная стороны экономической теории. Метод экономической теории. Системный подход, индукция и дедукция, допущения...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconС. С. Спановский Кандидат социологических наук, профессор, заведующий...
В статье рассматриваются классические концепции, характеризующие биологические, психологические и социологические аспекты теоретического...

Экономико-психологические теории финансового поведения населения (продолжение) iconЛекция 2 Основные направления экономической социологии
О месте и роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Становление экономико-социологического подхода в...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную