Скачать 199.19 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины «Бизнес-планирование в международных компаниях» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор программы: Медведев Денис Анатольевич, старший преподаватель, dmedvedev@hse.ru Одобрена на заседании кафедры международного бизнеса «14» января 2014 г. Зав. кафедрой С.Н. Лавров ____________________ Рекомендована профессиональной коллегией «Экономика» «____»____________ 2014 г. Председатель ____________________ Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________2014 г. Ученый секретарь Т.Б. Коваль ____________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Бизнес-планирование в международных компаниях». Программа разработана в соответствии с:
Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г. 2Цели освоения дисциплиныБизнес-планирование как интегрирующая функция управления, обеспечивающая последовательную ориентацию всех функций компании на укрепление рыночных позиций и достижение коммерческих результатов, приобретает особое значение в деятельности отечественных и зарубежных компаний. Цель дисциплины – сформировать у слушателей понимание предпосылок, сущности, принципов и инструментов бизнес-планирования как целенаправленной системной работы, нацеленной на достижение компанией устойчивых позиций и запланированных рыночных результатов. Данная дисциплина предполагает изучение объективных процессов, происходящих в международном экономическом пространстве, наиболее динамичной и конкурентной частью, которой являются национальные и мировые рынки. Важно понимать, что с позиции современных концепций стратегического управления можно системно представить все многообразие вопросов, которые необходимо решать менеджеру в процессе бизнес-планирования, показать используемые методы, процедуры и технологию бизнес-планирования, а также их практическое применение на конкретных российских и зарубежных примерах. Сложность и одновременно высокая значимость достижения поставленной цели обусловлены междисциплинарным характером бизнес-планирования. У студентов формируется системный подход к пониманию эффективного бизнес-планирования с учетом передового опыта и лучших мировых практик. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Экономика». Дисциплина читается на четвертом курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - базовый блок экономических дисциплин (Микроэкономика - 2, Макроэкономика - 2); - Мировая экономика и международные экономические отношения; - Основы международного бизнеса; - Маркетинг; - Регулирование внешнеэкономических отношений. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыковРеферат должен отражать умение студента находит и корректно использовать актуальные научные и информационные источники для раскрытия выбранной темы. По согласованию с преподавателем реферат может быть заменен на исследовательский проект, сочетающий теоретические и прикладные аспекты анализа. Письменный зачет представляет собой развернутый ответ (4000-5000 знаков) на один из вопросов из списка Контрольных вопросов по дисциплине «Бизнес-планирование в международных компаниях». Проведение зачета возможно с использованием LSM с регламентацией времени подготовки ответов по решению преподавателя. Регламент сообщается студентам за 3 дня до проведения зачета. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Выдача заданий, проверка работ и прочие формы взаимодействия (консультации, предварительная оценка и т.п.) могут проводиться с использованием LSM.
Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях: посещаемость (70%), активность в дискуссиях по итогам лекции (30%). Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на занятиях - Оаудиторная. Оаудиторная= 0.7·Опосещаемость +0.3·Оактивность Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов – написание реферата (Ореф) и оценку за зачет (Озачет) также по 10-ти балльной шкале . Результирующая оценка по дисциплине выставляется по следующей формуле: Оитоговый = 0.3·Озачет +0.4·Ореферат + 0,3·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический, в пользу студента. ∑ki = 1, при этом, 0,2 ≤ k1 ≤ 0,8 (согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному УС НИУ ВШЭ от 24. 06.2011,протокол №26)] На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Оитоговый = 0.3·Озачет +0.4·Ореферат + 0,3·Оаудиторная+ Одоп.вопрос В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Оитоговый = 0.3·Озачет +0.4·Ореферат + 0,3·Оаудиторная В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 7Содержание дисциплиныРаздел 1. Введение в бизнес-планирование. Количество часов аудиторной работы по теме – 4 часа. Подготовка к занятию – 6 часов. Литература по разделу: 8Образовательные технологииВ рамках преподавания дисциплины «Бизнес-планирование в международных компаниях» предусмотрен разбор кейсов, проведение встреч со специалистами по бизнес-планированию российских и зарубежных компаний. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
В рамках осуществления текущего контроля студенты проводят самостоятельное исследование в формате реферата, эссе или исследовательского проекта. Формат и тема согласуются с преподавателем в индивидуальном порядке. Тематика рефератов/эссе: Тема исследовательского проекта выбирается на основе списка 9.а., но с уточнением предмета исследования на примере конкретной компании, рынка, товара или товарного бренда.
Примерный перечень тестов по курсу «Бизнес-планирование в международных компаниях» Вопрос 1: Бизнес-планирование обеспечивает для компании получение целого ряда полезных результатов, исключая:
Вопрос 2. При составлении плана прибылей и убытков расходы по заработной плате руководителей производственных подразделений учитываются в составе: A) прямых затрат, включаемых в себестоимость продукции B) управленческих расходов C) коммерческих расходов D) прочих операционных расходов Вопрос 3. Укажите метод, который может быть использован для экспресс-оценки емкости рынка: A) метод безубыточности B) балансовый метод C) метод косвенных оценок D) метод сегментации Е) нормативный метод Вопрос 4. Укажите, что включает в себя операционный денежный поток бизнес-проекта (на t-ом шаге расчета): 1) внереализационные доходы 2) проценты по кредитам 3) себестоимость продукции 4) амортизационные отчисления 5) прибыль до вычета налогов 6) налог на прибыль Вопрос 5. Для определения расчетного периода продолжительности проекта, используемого при оценке его эффективности, учитывается ряд параметров, исключая продолжительность:
D)ликвидации объекта Вопрос 6. Для сравнения инвестиционных проектов и выбора лучшего из них используются следующие показатели, исключая показатель: A) индекса прибыльности B) чистой текущей стоимости C) рентабельности производства D) срока окупаемости E) внутренней нормы доходности Вопрос 7. К числу основных методов, используемых для прогнозирования продаж, относятся все методы, исключая: А) статистический метод; В) метод экспертных оценок; С) метод безубыточности; D) балансовый метод; Вопрос 8.Укажите последовательность, в которой приведенные ниже разделы должны быть представлены в бизнес-плане:
Вопрос 9. Укажите два утверждения, соответствующие разделу «Описание бизнеса» из числа приведенных ниже:
Вопрос 10. Выберите два утверждения, соответствующие разделу «План маркетинга» из числа приведенных ниже:
Вопрос 11. Укажите два утверждения, соответствующие разделу «Резюме» из числа приведенных ниже:
Вопрос 12. Выберите два утверждения, соответствующие разделу «План производства» из числа приведенных ниже:
Вопрос 13. Укажите два утверждения, соответствующие разделу «Финансовый план» из числа приведенных ниже:
Вопрос 14. Выберите два утверждения, соответствующие разделу «Приложение» из числа приведенных ниже:
Вопрос 15. Укажите два утверждения, соответствующие разделу «Организационный план» из числа приведенных ниже:
Вопрос 16. Выберите два утверждения, соответствующие разделу «Анализ рынка» из числа приведенных ниже:
Вопрос 17. Что определяет точка безубыточности в бизнес-плане для нового предприятия ?
Вопрос 18. Что представляет собой показатель «бухгалтерская норма доходности» ?
Вопрос 19. Что представляет собой показатель «чистая приведенная стоимость» ?
Вопрос 20. Что представляет собой показатель «индекс прибыльности» ?
Вопрос 21. Назовите три главных элемента, которые определяют успех создания нового предприятия: Ответ: 1)___________________________________________________________________ 2) __________________________________________________________________ 3)____________________________________________________________________ Вопрос 22. Всегда ли получение значительной прибыли (за период) означает увеличение денежных средств предприятия? Объясните, почему? Ответ: _________________________________________________________ Вопрос 23. Некоторые денежные выплаты не проходят как статьи расходов в плане прибылей и убытков. Приведите примеры, иллюстрирующие это утверждение. Ответ: _________________________________________________________ Вопрос 24. Некоторые расходы предприятия не принимают форму денежных выплат. Приведите примеры, иллюстрирующие это утверждение. Ответ: _________________________________________________________ Вопрос 25. Как влияют амортизационные отчисления на налоги? Ответ: _________________________________________________________ 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10.4 Полезные сайты
Дистанционная поддержка курса средствами LMS. Курс может быть полностью переведен в систему дистанционного обучения (web-лекции, online-дискуссии, online-зачет, загрузка и оценка реферата в системе LMS).
Преподаватель готовит лекционный материал – тематические презентации в форматах ppt/pdf. В качестве иллюстративного материала могут использоваться видеоматериалы. Презентации и видеоматериалы по решению преподавателя размещаются в системе LMS. |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080100. 68 Экономика, обучающихся... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 080100. 68 Экономика, обучающихся... |
![]() | ... | ![]() | Изучение дисциплины базируется на знании экономических и математических научных дисциплин и дисциплин базовой части профессионального... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 “Экономика”... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... |