Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему»






Скачать 50.37 Kb.
НазваниеЛекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему»
Дата публикации04.04.2015
Размер50.37 Kb.
ТипЛекция
e.120-bal.ru > Экономика > Лекция
http://www.rus-lib.ru/cgi/main.pl?id=books&level=30&px=221&py=240

http://vuzlib.net/13835/ два сайта с текстами Пиндайка и Рубинфельда
Лекция 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1

Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» рыночный механизм устроен так, а не иначе, почему теория отлилась в эту, а не иную форму, как и почему изменения в экономике отражаются на результатах работы рынка.
2.1. Рыночный механизм 38

2.2. Сдвиги кривых предложения и спроса 40
2.1. Рыночный механизм 38

  • Введение: на основе простого графика («крест Маршалла») вводятся понятия спроса и предложения.



  • Вводятся определения функция спроса и предложения

  • Подчеркивается роль ожиданий

  • Величины потока и запаса


Далее рассматривается почему экономисты так долго путались относительно этих понятий. Основная идея заключается в том, что спрос и предложения не наблюдаемы и представляют собой теоретическую модель, причем еще более сложную, чем модель рынка.


  • Спрос

  • Кто собственно наблюдает изменение объема спроса в связи с изменением цен? Потребитель? Продавец? Исследователь? Что они наблюдают?

  • Как перейти от наблюдаемых фактов к функции спроса?

  • Пусть вы поставили и перед собой задачу (пусть ваш отец – молочник, булочник и он попросил вас) определить функцию спроса на булку с тем, чтобы узнать нельзя ли увеличить прибыль. Вы попросили отца дать ему данные о ценах и объемах продаж. И он вам дал их за последний месяц по неделям. Они оказались таковы:

Неделя

Цена, руб.

Объем продаж, бул.

1

2

3

4

20

20

20

20

1400

1700

2000

1600

Итого




6700

  • Можно ли построить по этим данным функцию спроса? Давайте, посмотрим – график Q-P.

  • А какую точку мы найдем из этих данных?

  • Вы говорите: «папа, мне этих данных недостаточно, - надо охватить такой период в котором цена бы менялась». И папа предоставляет вам данные за год по месяцам. Они выглядят так:



    • Рядом с точками указаны цены в этот период. Можно ли по этим данным построить функцию спроса? Построим график Q-P, в переводе на срок в месяц

    • Что отражают эти данные отца с точки зрения графика спроса? Это в лучшем случае точки равновесия в указанные периоды.

    • А что представляет собой функция спроса с точки зрения возможности реального наблюдения? Какого рода надо провести эксперимент, например, в отдельно взятом универсаме?

    • С какими проблемами столкнется проведение такого рода эксперимента?

    • Иногда случаются естественные экономические «эксперименты»: многообъектные «эксперименты»: разные цены в разных универсамах. Какова степень чистоты такого «эксперимента»? «Эксперимент» с очками в Канаде: в разных провинциях действовали разные правила относительно рекламы очки. В одних она была запрещена в других – нет. Какова чистота эксперимента?

    • Представьте себе, что вы бы захотели построить функцию своего индивидуального и рыночного дневного спроса на самое рутинное благо: кусок хлеба: проводим эксперимент – предполагаем, что спрос у всех один кусок в день и вы либо покупаете, если цена приемлемая, либо не покупаете, если цена слишком высокая для вас (т.е., заменяете хлеб чем-то другим). Нарисовать на доске буханку и кусок хлеба.

      • Идем от низких цен к высоким и просим поднять руки тех, кто при данной цене отказывается от покупки.

      • Доходим до цены, когда объем спроса равен нулю

      • Обращаем внимание на форму функции

      • Теперь представьте себе, что мы стали бы строить функцию сразу после обеда




  • Почему экономическая наука так долго путала (смешивала) объем спроса и функцию спроса?

  • эти данные «о спросе» исходят от стороны предложения (вы забыли спросить у отца – сколько он не продал из того, что произвел)

  • распыленность информации о спросе, особенно на конкурентном рынке

  • ненаблюдаемость и отсутствие естественных границ рынка, сложность их выделения – мы уже говорили об этом

  • неизменность рыночных границ: это означает неизменность качества изделия!!!, неизменность прочих условий, неизменность геогр. границ – эти условия в реальности никогда не соблюдаются длительное время, да еще при изменяющихся ценах

  • ненаблюдаемость функции спроса, в отличие от объемов спроса

  • инфляция

  • необходимость множества данных, кроме цены и объема

  • невозможность практического получения точных данных в принципе

  • техническая сложность выделения функции спроса даже при наличии данных (математическая техника - опять эконометрика); сейчас уже проще - эта техника встроена в компьютерную программу

  • снижение точности данных по мере удаления от точки равновесия

  • в целом: функция спроса предполагает статику, - неизменность рынка, в то время как реальный рынок находится в постоянном изменении, динамике




  • Когда начали выполняться эти условия?

  • Начало современного экономического роста датируют только 16-17 веком, да и то лишь в Голландии и Англии (Гайдар Е. «Долгое время»)

  • относительно развитый рынок – город

  • «стандартность» качества по широкому кругу промтоварам – после первой промышленной революции

  • размышления о функции спроса неявно предполагают наличие относительного развитого рынка, на котором купля продажа являются регулярной, рутинной операцией

  • экономика длительное время входила в философию или право и не предполагала сильного математического образования

  • математическая техника появилась в 20 веке

  • первый график (как и «крест Маршалла», что подтверждает «правило Стиглера») приписывается Антуану Огюстену Курно (1801-77) – в его работе 1838 г. Humphrey T. M. Marshallian Cross Diagrams and Their Uses before Alfred Marshall: The Origins of Supply and Demand Geometry. Economic Review, 1992, March-April. (FEDERAL RESERVE BANK OF RICHMOND)




  • Предложение

  • Мы могли бы в известной степени повторить все сложности относительно функции спроса о функции предложения

  • Хотя теория затрат возникла раньше теории полезности (вспомним Катона и Варрона), функция предложения была ясно сформулирована в той же работе Курно, см. ссылку выше на Humphrey T. M.




  • Рыночное равновесие.

  • Отражает ли постоянство цен существование стабильного рыночного равновесия?

  • О каких ценах идет речь: номинальных или реальных? Речь идет о реальных ценах. Если инфляция в одинаковой мере коснется и спроса и предложения (объяснить что это означает), то реальная цена не изменится и не измениться равновесный объем.

  • Что важнее с точки зрения концепции равновесия: сколько ресурсов потрачено на производство товара или каковы рыночные цены (номинальные, реальные)?

  • Каков смысл концепции рыночного равновесия, если реальные рынки никогда не находятся в состоянии статического равновесия (мы даже о движении к нему можем говорить с большой натяжкой)?

  • Главное – это саморегулируемость конкурентного рынка. Из веры в него – экономический либерализм – необходимость ограничения (но не уничтожения) вмешательства государства в экономику

  • доминанта исторического изменения рыночного равновесия: технический прогресс, рост доходов, устранение торговых барьеров


2.2. Сдвиги кривых предложения и спроса 40


  • Изменения в рыночном равновесии.

  • Сравнительная статика




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconТверичанам начнут выдавать универсальные электронные карты
...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconПрограмма вступительных испытаний при приеме для обучения по направлению 38. 04. 01 «экономика»
Основы теории спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения в краткосрочной...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconРоссийский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина...
«Экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листке...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconРоссийский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина...
«Экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на одном листке...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconРаботы актуальна потому, что систематическое изучение теневых экономических...
«Теневая экономика России: сущность перспективы» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день в экономике России

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности...
Охватывает весь перечень тем, выносимых на государственный экзамен. В рамках эти тем составляются вопросы, включаемые в экзаменационные...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности...
Охватывает весь перечень тем, выносимых на государственный экзамен. В рамках эти тем составляются вопросы, включаемые в экзаменационные...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconЗадание №3 предполагает ответить на вопросы, письменнообоснуйте,...
Вам предстоит выполнить три вида заданий, которые отличаются по уровню сложности

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconНа Съезде Вы выскажете предложения, касающиеся развития бизнеса в...
С 16 по 20 марта в Москве Российский союз промышленников и предпринимателей (рспп) проводит Неделю российского бизнеса. В рамках...

Лекция 3 основы теории спроса и предложения 1 Три лекции, включая данную, в первую очередь будут полезны тем, кто не изучал экономику в школе. Тем не менее, у них более широкая цель: ответить на вопросы «почему» iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по...
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную