Предмет правового регулирования экономической безопасности






Скачать 122.21 Kb.
НазваниеПредмет правового регулирования экономической безопасности
Дата публикации01.04.2015
Размер122.21 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Д. ПАВЛОВ,

доктор юридических наук, профессор

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Предмет правового регулирования экономической безопасности должен быть ограничен возможностями системы безопасности. Если же мы вдруг откажемся от идеи ограничения предмета безопасности и воспользуемся регулятивным применением норм права, то наши теоретические обоснования вольно или невольно превратятся в заблуждения, покинут почву реальных угроз, а система экономической безопасности выйдет за пределы разумной достаточности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, механизм разделения властей, правовые системы, противодействие угрозам.

D. PAVLOV,

doctor of legal sciences, professor

THE OBJECT OF LEGAL REGULATION

ECONOMIC SECURITY


The object of legal regulation of economic security should be limited to the capabilities of the security system. If we suddenly refuse from the idea of limits of the subject of security and take advantage of regulatory application of norms of the right, then our theoretical justification wittingly or unwittingly turned into delusion, leaving the soil of real threats, and the system of economic security goes beyond reasonable sufficiency.

Key words: economic security, the mechanism of separation of powers, legal systems, countering the threats.

В отношении посягательств на экономическую безопасность важность определяется вероятным объемом причиняемого вреда. Здесь действует принцип, известный со времен римского права: «Demonisms non curate praetor»1. Поэтому ограничение предмета правового регулирования в области экономической безопасности призвано ответить на вопрос: из каких элементов складывается экономическая безопасность?

Не следует удивляться тому, что правовое регулирование как на национальном, так и международном уровнях удовлетворяется частичной или фрагментарной регламентацией обеспечения безопасности, порождая локальные и разрозненные массивы норм о радиационной (ядерной), экологической, информационной, экономической безопасности. Тем самым право стремится как бы механистически разделить и сузить безопасность. Механистическое восприятие безопасности главенствует в теории права, более того, оно оправдывает себя. На протяжении трех веков абстрактную идею Ш. Монтескье о разделении властей воплощают в деятельности органов государственной и межгосударственной демократии, построенных по образу уравновешивающих друг друга механизмов. Механистическая картина права работала и работает, однако не всегда эффективно.

Например, в ходе современных российских рыночных реформ несовершенство механистического подхода в праве весьма скоро обнаружило себя, прежде всего, в сфере обеспечения безопасно­сти. Российское общество с очевидностью утрачивает интерес к механизмам разделения властей, форм собственности, избирательной системе. Механическое разделение силовых структур государства породило их ничем не оправданную конкуренцию и как итог – неспособность к слаженному взаимодействию. Эта обеспокоенность прозвучала в послании Федеральному Собранию Президента России, который в 1995 году поставил задачу обеспечения «действенного функционирования системы национальной безопасности. Прежде всего, это касается создания механизма принятия решений в сфере национальной безопасности, особенно в тех случаях, когда необходимо задействовать силовые структуры. Не менее важна и система координации выполнения принятых решений всеми государственными структурами»1.

Таким образом, представление о безопасности как простой смене конфигураций угроз и опасностей сегодня перестает удовлетворять общественность. Такая правовая механика реагирования на социальные и экономические процессы не достигла своего совершенства. Разумеется, механистическое искажение природы безопасности в праве связано с историческими особенностями ее интеллектуального постижения. В сфере безопасности традиционно происходила некая изоляция права в зависимости от конкретных государственных обстоятельств, скрывающихся под видом абстрактных политических конструкций и установок2. Видимо, путь к антирационалистическим преобразованиям в правовых системах не будет простым и быстрым, поскольку преимущества изолированного внимания к определенной (изведанной) группе угроз безопасности состоят в том, что субъекты безопасности ограничивают свои усилия четко очерченными вещами, включенными в строго определенные отношения. В результате возникает абстракция некоей укомплектованности арсенала средств противодействия угрозам. На самом деле это может быть далеко не так.

Что касается несовершенства правового регулирования экономической безопасности, то оно связано с тем, что отдельные нормы права содержат упрощенные (механистические) образы, истинность которых на практике не может быть удостоверена. Они закрепляются в правовых нормах лишь в качестве разработанных логических конструкций высокой степени абстракции, которые, по сути, сводятся лишь к арифметическим подсчетам соотношений чисто технических сведений. Механистический разум опасающихся политиков в правовом регулировании зачастую допускает ошибки и подмену идеологией конкретного качества экономической безопасности. Чрезмерное влияние механицизма движет право за пределы его достоверности и общезначимости, навязывает ему свойство постоянно пересматривать все, начиная с основ.

В правовом регулировании безопасности имеется такая особенность – подчиняя систему норм только частному случаю, она может упустить вопросы единства безопасности. Так, идеологизированная правовая регламентация «государственной безопасности» в СССР привела к дезинтеграции экономических связей внутри страны. За очень короткий исторический промежуток времени государства, возникшие на территории бывшего СССР, столкнулись с множеством новых угроз экономической безопасности.

Новые вызовы и опасности привели к пониманию того, что предмет правового регулирования экономической безопасности должен представлять собой не только понятые и принятые политико-правовые и материалистические объекты, но и морально-психологические, нравственные и другие еще непознанные типы отношений, например, национально-психологические. Обеспечение экономической безопасности предполагает постоянно развивающийся процесс, распространяющийся от одного объемлемого ею ареала к другому. Все, что достигнуто в безопасности, в конце концов, утрачивается и входит в новые взаимодействия, возникающие из прежних.

Состояние экономической безопасности меняется во времени и пространстве. При смене состояний экономической безопасности для государственных органов, ее обеспечивающих, всегда будет существовать напряжение между нерешительностью колеблющегося противодействия и действительностью решительного поведения в опасной ситуации.

Ограничение предмета правового регулирования экономической безопасности применительно к уже отмеченным общим характеристикам этого понятия дополняет и конкретизирует изменение состояния безопасности во времени и пространстве. Если экономическая безопасность существует в течение некоторого периода, это означает, что она существует в каждый из моментов этого периода. При этом делимость времени не означает делимости безопасности. Делимость территориальной сферы применения норм об экономической безопасности также не делает делимым ее предмет. Государство стремится обеспечивать экономическую безопасность на всей своей территории и в каждой ее точке. Исходя из этого, можно говорить о плотности обеспечения экономической безопасности применительно к территории или региону. Таким образом, делимость времени и делимость пространства имеют разное значение для понимания и применения действия норм права в области обеспечения экономической безопасности.

Опасность возникает и исчезает в определенный момент времени. Развитие опасности во времени проходит ряд фаз: подъем, спад или их чередование. Опасность может фиксироваться как правовая форма. Единожды возникнув, она должна оставаться в праве как некий параметр для реагирования, и тогда государство или иной субъект безопасности может пользоваться повторяемостью мер по прогнозированию, пресечению и ликвидации последствий опасности.

Действие норм в области экономической безопасности может быть сложным и иметь обратную силу. Так, все юридические отношения, которые имели место до появления реальной угрозы, не могут быть нормированы особым законодательством. Равно как все юридические отношения, действия и события, возникшие после факта угрозы, не могут регулироваться только особыми источниками права.

Идея необратимости действия права питается двумя основными соображениями – гарантией прав личности и необходимостью стабильного общественного порядка. Норма права как мера личной свободы, определяющая приобретение или утрату личностью прав и обязанностей, пределы дозволенного и недозволенного личности к обществу, государству или к другой личности, может иметь обязательную силу в момент юридического факта угрозы. Норма права, являющаяся установлением общественного порядка, утрачивает свое значение, когда власть принимает решение об изменении общественных правоотношений.

В области экономической безопасности действуют нормы, которые сами по себе не являются мерой личной свободы, а только упорядочивают государственные и общественные правоотношения.

Суммируя теоретические воззрения на действие норм и их практику, можно выделить следующие:

  • к угрозе экономической безопасности применяется право, действующее на момент посягательства на безопасность;

  • к угрозе экономической безопасности применяется право, действующее на момент посягательства на безопасность, но нормы, облегчающие положение личности, имеют обратную силу;

  • новая, более жесткая для личности, норма не распространяется на прежние деяния, возникшие до угрозы безопасности;

  • новая норма применяется ко всем деяниям, признаваемым угрозой, до ее принятия, но подлежит применению после ее вступления в силу в связи с констатацией угрозы.

Таким образом, угроза экономической безопасности и ее источники не могут иметь по отношению к обществу и государству какие-либо преиму­щества, основывающиеся на обратной силе права.

Правовое регулирование обеспечения экономической безопасности как одной из ключевых сфер деятельности государства должно охватывать весь комплекс связанных с ней вопросов: основные понятия, применяемые в рассматриваемой сфере («экономическая безопасность», «национальные интересы», «система обеспечения экономической безопасности» и ряд других), объекты экономической безопасности и субъекты ее обеспечения, принципы обеспечения экономической безопасности, основные функции отдельных органов обеспечения экономической безопасности и системы в целом, разграничения полномочий органов власти на всех уровнях, права и обязанности должностных лиц. Необходимость такой детальной регламентации диктуется сложностью указанной сферы деятельности государства, наличием большого числа органов, ответственных за принятие и выполнение решений по обеспечению экономической безопасности, высокой «ценой» последствий принимаемых решений и действий как для отдельных людей, так и для страны в целом1.

Одним из сложных вопросов правового регулирования экономической безопасности, а следовательно, и организации ее эффективной деятельности, является разграничение компетенции органов государственной власти и управления. Компетенция того или иного органа государственного управления непосредственно связана с той функцией государства, в сфере реализации которой действует этот орган. Выработка «практической» компетенции любой управленческой структуры требует всестороннего учета объективных (а подчас и субъективных) факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на процесс формирования компетенции, ее содержание и объем.

Обеспечение экономической безопасности как функции государства зависит от особенностей переживаемого им исторического периода, конкретной политической обстановки внутри страны и на международной арене. Этой зависимостью определяется изменчивость, подвижность функции обеспечения экономической безопасности, появления в ней новых качественных характеристик.

В компетенции органов, обеспечивающих экономическую безопасность, проявляются два основополагающих начала: с одной стороны, выражение главного, стержневого в их назначении; с другой – ситуационное (временное) дополнение компетенции, диктуемое появлением негативных факторов в системе общей безопасности. В компетенции любого органа государственного управления есть функции и полномочия, в которых выражается главное его назначение и которые придают ему качественную определенность (изъятие их из компетенции органа приводит к его преобразованию или даже ликвидации). В то же время круг полномочий в зависимости от вполне определенных факторов или их комбинации может изме­няться, но при этом качественная характеристика органа остается неизменной. Подобные «побочные» функции, естественно, не должны мешать органу выполнять главное его назначение. Однако нельзя полагать, что всякое сужение компетенции того или иного органа означает ущемление его роли, а всякое расширение – ее возрастание. В то же время чрезмерное расширение компетенции органов, обеспечивающих экономическую безо­пасность, распыляет их силы, уводит от главного, не позволяет эффективно решать основную стратегическую задачу, ради которой они и созданы.

Научный подход к обеспечению экономической безопасности, в том числе к проблеме компетенции органов, для этого предназначенных, предполагает глубокое и всестороннее изучение процессов, протекающих в обществе и государстве, тенденции их развития, роли различных объективных факторов, установление внутренних связей между ними. Политические кризисы и конфликты в Российской Федерации и на территории республик бывшего СССР связаны с воздействием многообразных и, как правило, разноплановых факторов экономического, военного, социального, демографического, культурного, национального, религиозного, соци­ально-психологического и иного порядка. Кроме того, даже одни и те же факторы в разные исторические периоды могут вызывать неодинаковые последствия.

В настоящее время Российская Федерация вступила в качественно новый этап своего развития. Ситуация в стране остается сложной и противоречивой. Процессы реформирования общества и государства протекают болезненно и трудно, порой они блокируются различного рода оппозиционными политическими движениями, экстремистскими группировками, представителями криминального мира и др. Но сегодня можно с уверенностью сказать, что Россия твердо встала на путь формирования принципиально иной, чем раньше, политической системы.

Для органов, обеспечивающих безопасность, важной стратегической задачей является надежная защита российских граждан, их прав и свобод, обеспечение безопасности конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее экономической безопасности. Состояние общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена, потребления материальных и духовных благ должно надежно обеспечивать существование и прогрессивное развитие личности, общества и государ­ства. Это необходимое условие обеспечения экономической безопасности.

Особое внимание хочется обратить на развитие, поскольку именно оно представляется главной осознаваемой целью функционирования личности, общества и государства. Безопасность с необходимостью подразумевает развитие, так как без него любое общество рано или поздно истощит ресурсы своего существования либо отстанет от своих конкурентов. Другими словами, когда все развиваются, нельзя не следовать всеобщему примеру, если мы хотим хотя бы сохранить свое положение по отношению к окружающему миру, поэтому в предмет правового регулирования экономической безопасности должен быть включен и такой признак, как возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в предмет правового регулирования экономической безопасности должны входить следующие ключевые моменты:

- во-первых, все общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потреб­ления материальных и духовных благ с точки зрения их позитивного функционирования и развития;

- во-вторых, при исследовании всех проблем экономической безопасности как основополагающая встает проблема угрозы безопасности. Анализ нормативно-правовых актов, посвященных экономической безопасности, научных и научно-прикладных работ по этой проблеме показывает, везде «угроза» – отправная точка всех рассуждений и определений. Опасность – угроза как внешний признак опасности, безопасность – как отсутствие опасности и ее внешнего признака: такова в упрощенном виде логическая цепочка рассуждений. Поэтому в предмет правового регулирования экономической безопасности должны входить отношения, связанные с выявлением угроз и защитой от них в данной сфере. Результатом такой защиты должно явиться определенное, качественное, благоприятное состояние экономических отношений, которое должно характеризоваться качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями)1, закрепленными законодательно;

- в-третьих, обеспечение экономической безопасности должно осуществляться путем совместной целенаправленной деятель­ности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении и противодействии различным угрозам экономической безопасности. Эта деятельность должна строго регламентироваться правом и основываться на принципе законности.
Библиографический список:

  1. Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Нью-Йорк: Деп. инф. ООН, 1992. С. 10, 31–32.

  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М.: Юрид. лит., 1995. С. 104.

  3. Рубанов В.А. Безопасность России в переходный период (методологический и по­литический анализ): Дисс. … докт. юрид. наук. М.: ИСПИ РАН, 1994.



1 «Мелочами претор не занимается» (лат.).

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М.: Юрид. лит., 1995. С. 104.

2 Гали Б.Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Нью-Йорк: Деп. инф. ООН, 1992. С. 10, 31–32.

1 Рубанов В.А. Безопасность России в переходный период (методологический и по­литический анализ): Дисс. … докт. юрид. наук. М.: ИСПИ РАН, 1994.


1 См.: Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569) // Рос­сийская газета. 1996. 15 января.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconКонцепция национальной безопасности
«О борьбе с коррупцией». Все это говорит о необходимости продолжения исследований в данной сфере. Для более глубокого исследования...

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconМировое соглашение как предмет и средство правового регулирования экономических отношений
Международной научной конференции ниу вшэ по проблемам развития экономики и общества (Москва, 1-3 апреля 2014 года)

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconЭкономическая безопасность региона
В статье исследована сущность экономической безопасности региона, определены угрозы экономической безопасности; изучены методики...

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconПрограмма международной научно-практической конференции «Европейская...
«Европейская и Евразийская миграционная системы: сходства и различия правового регулирования»

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconРабочая учебная программа дисциплины «Согласовано»
Цель дисциплины состоит в углублении знаний студентов в области правового обеспечения экономической безопасности в РФ

Предмет правового регулирования экономической безопасности icon«Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности:...
Международной научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы,...

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconПроблемы правового регулирования деятельности сельхозпроизводителей...
В статье автор исследует вопросы регулирования отношений, связанных с поддержкой российского сельскохозяйственного товаропроизводителя...

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconУсловия обеспечения экономической безопасности россии
России рассматривается как условие реализации экономических интересов. Также выделены важные аспекты экономической безопасности России...

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconТема Предмет экономической теории и ее методологические основы
Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической...

Предмет правового регулирования экономической безопасности iconРабочая программа дисциплины Экономическая безопасность Специальность 036401 «Таможенное дело»
Концепций и Стратегией экономической безопасности РФ и программами, задачами и практикой обеспечения экономической безопасности






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную