«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич!






Скачать 165.53 Kb.
Название«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич!
Дата публикации31.03.2015
Размер165.53 Kb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > Экономика > Доклад
ДОКЛАД

министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова

на совместной итоговой коллегии

Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан и Министерства энергетики Республики Татарстан
Тема доклада: «Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики»
Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемый Минтимер Шарипович!

Уважаемые коллеги!
В 2011 году мир вновь столкнулся с угрозой кризиса. Нестабильность в глобальной экономике приобретает длительный характер: наблюдается замедление роста в странах еврозоны и в США, усиливаются геополитические риски.

В подобных обстоятельствах, учитывая степень интегрированности Татарстана в мировую экономику, важно было обеспечить выполнение тех задач, которые мы ставили на 2011 год. Сегодня можно говорить о том, что в целом год для нас прошел успешно.

Достигнуты практически все прогнозные показатели. Валовой региональный продукт вырос на 4,6%. Объем ВРП за год увеличился почти на 250 млрд. рублей. Чтобы понять, что значат эти цифры, приведу пример: 250 млрд. рублей – это суммарная годовая выручка двух таких наших крупнейших предприятий, как ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «ТАИФ-НК».

В основном, рост ВРП был обеспечен динамичным развитием обрабатывающих производств и восстановлением сельского хозяйства после двухлетней засухи.

В структуре экономики доля промышленности выросла на 2,4%, сельского хозяйства – на 1,8%.

Темпы роста в промышленности составили 105,7%. По объему промышленного производства мы стабильно занимаем 5 место среди регионов России.

Благодаря опережающему росту обрабатывающих производств увеличилась их доля в структуре промышленности. Сегодня более 30% промышленной продукции производят предприятия нефтепереработки и нефтехимии, 23% – машиностроения.

В других секторах экономики также наблюдались положительные тенденции, что в целом способствовало росту финансовых результатов.

Крупными и средними предприятиями республики только за 11 месяцев получена прибыль в сумме более 220 млрд. рублей. При этом значительная ее часть обеспечена добывающим сектором благодаря благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков.

Более 90% всей прибыли формируется в Альметьевском, Нижнекамском районах, Казани и Набережных Челнах.

Следует отметить, что в отдельных районах зафиксирован отрицательный сальдированный финансовый результат. Иными словами, убытки одних предприятий перекрыли прибыль других. В этих районах необходимо усилить работу в рамках территориальных межведомственных комиссий по повышению уровня жизни.

В целом по республике за год доля убыточных предприятий сократилась до 22% от их общего количества. Однако величина убытка остается значительной. При этом накопленная сумма убытков всех предприятий республики достигла 90 млрд. рублей.

Часть убытков связана с реализацией предприятиями инвестиционных проектов. Вместе с тем, значительное количество убыточных предприятий отмечается в таких сферах, как торговля гостиничный и ресторанный бизнес операции с недвижимостью строительство. Министерствам и ведомствам необходимо усилить работу по таким организациям в рамках работы отраслевых балансовых комиссий.

Наличие убыточных предприятий негативно сказывается на наполняемости бюджета. Каждый 1 млрд. рублей убытков – это возможные потери 180 млн. рублей в виде налоговых поступлений в бюджет республики, на которые можно было бы дополнительно построить, например, в Казани 2 детских сада на 220 мест.

Кроме того, отрицательный финансовый результат сокращает инвестиционные возможности предприятий.

Тем не менее, в 2011 году в целом по республике инвестиции в основной капитал выросли на 7,8% и превысили 386 млрд. рублей.

Основная их часть была вложена в реальный сектор экономики. Наряду с этим, значительный объем средств – порядка 30% – был направлен на развитие социальной, транспортной и спортивной инфраструктуры.

При этом более 56% всех инвестиций было профинансировано за счет привлеченных источников.

Следует отметить, что риск наступления рецессии в странах еврозоны значительно усложняет доступ к зарубежным заемным средствам. В этой связи возрастает значимость внутренних источников финансирования. Огромные резервы здесь скрыты в привлечении для инвестиций накоплений населения – через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. Определенная работа в этом направлении в республике ведется, и, учитывая тенденции на глобальных рынках капитала, необходимо уделять особое внимание поиску внутренних резервов роста инвестиций.
Уважаемые коллеги!

Экономический рост – это основа для достижения важнейшей цели, стоящей перед нами, – повышения качества жизни наших граждан.

Одним из основных индикаторов уровня жизни является средний доход на душу населения, который по итогам 2011 года составил 19,8 тыс. рублей. Средняя зарплата в обрабатывающей промышленности, где работает каждый пятый работник в республике, достигла 21 тыс. рублей.

В социальной сфере, к сожалению, уровень оплаты труда еще относительно низкий. Однако по ряду категорий работников мы добились неплохих результатов. Средняя зарплата врачей превысила 22 тыс. руб. У учителей зарплата за год выросла на 29% и составила порядка 18 тыс. рублей.

В целом по республике в реальном выражении заработная плата возросла на 7,5%, что кроме роста номинальной суммы связано также и с замедлением инфляционных процессов. Инфляция в декабре составила 5,9%, это минимальный уровень за 20 лет.

Снижается напряженность на рынке труда. Численность зарегистрированных безработных уменьшилась за год на 24% до 28,6 тыс. человек. Уровень безработицы составил 1,4% общей численности экономически активного населения. Тем не менее, безработица еще не снизилась до докризисного уровня. Поскольку проблема безработицы носит не только конъюнктурный, но и структурный характер, для ее решения потребуется дальнейшая реализация мероприятий, направленных на создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

Этому способствует, в том числе, и работа по комплексным инвестиционным планам моногородов. Только за первый год реализации КИПов создано 560 постоянных и 2,4 тысячи временных рабочих мест. Соответствующим муниципалитетам и инвесторам необходимо обеспечить завершение реализуемых в рамках КИПов инвестиционных проектов.

Значительный вклад в рост социальных показателей внесла реализация в республике ряда государственных программ, проектов и мероприятий. В 2011 году Татарстан принял участие в 26 федеральных целевых программах из 57. В текущем году планируется 55 ФЦП, и мы должны поставить себе задачу увеличения объема федеральных средств, привлекаемых в республику. В этой работе важная роль отводится депутатам Государственной Думы от Республики Татарстан.
Уважаемые коллеги!

Таковы основные итоги 2011 года. Экономика республики показала признаки стабильности, которая очень важна сейчас, в условиях возрастания системных рисков на глобальных рынках.

Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на международные позиции Татарстана по ряду направлений, которые во многом определяют вектор дальнейшего развития. Здесь важны не столько абсолютные показатели, сколько относительные значения, характеризующие эффективность использования ресурсов.

Сегодня доля инвестиций в ВРП республики составляет более 30%, что превышает среднемировой уровень. Однако в быстро развивающихся странах этот показатель еще выше, и если мы хотим обеспечить высокие темпы роста, то необходимо повышать норму накопления. Этого можно добиться только кардинально улучшив инвестиционный климат.

Наша республика по результатам исследований авторитетных международных компаний является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов в стране. Однако сама Россия по реальному состоянию инвестклимата находится во второй «сотне», занимая лишь 120 место в мире.

В республике сохраняются проблемы, препятствующие дальнейшему улучшению инвестиционного климата, связанные с административными барьерами, отсутствием четкого регламента сопровождения проектов в режиме «одного окна».

Эти проблемы снижают потенциальную инвестиционную емкость экономики республики. Так, например, по объему инвестиций на душу населения мы отстаем от лидирующих регионов России. При этом наблюдается высокая дифференциация инвестиционной активности в разрезе районов республики. Также следует отметить отставание республики от лидеров по показателю прямых иностранных инвестиций на душу населения, который отражает привлекательность региона для зарубежных инвесторов.

В целом, пока мы находимся в начале пути по формированию конкурентного инвестиционного климата, являющегося необходимым условием для массового прихода в республику инвесторов мирового масштаба.

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность важна не только для крупных игроков, но, в первую очередь, для малых и средних предприятий, которые являются базой для формирования среднего класса. За последние два года доля малого и среднего бизнеса в экономике республики выросла всего на 1 процент и сегодня составляет около четверти. Наша цель – довести этот показатель до 34% к 2016 году, что потребует реализации комплекса мер по развитию конкурентной среды и вовлечению малого бизнеса в инновационный процесс.

Пока же инновационная активность предприятий остается невысокой. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в республике не превышает 15%, что хотя и выше среднероссийского уровня, значительно отстает от показателей не только развитых, но и некоторых развивающихся стран.

Важнейшим фактором конкурентоспособности является производительность труда. Несмотря на то, что за прошедший год производительность увеличилась на 4,2% в сопоставимых ценах, она все еще ниже, чем в среднем по России, и в три-четыре раза ниже, чем в ведущих странах.
Уважаемые коллеги!

От решения данных системных проблем во многом будет зависеть развитие республики в текущем году и в среднесрочной перспективе.

По всем признакам, 2012 год обещает быть гораздо более сложным, чем предыдущий. В первую очередь, это связано с возможными рисками рецессии в странах еврозоны, на которые приходится основной объем республиканского экспорта нефти и нефтепродуктов.

В таких условиях необходимо повышать качество прогнозно-аналитической работы, чему должно способствовать внедрение информационно-аналитической системы «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан», позволяющей осуществлять многовариантное сценарное прогнозирование на основе имитационных моделей. Предложения по внедрению этой системы подготовлены Министерством экономики совместно с Министерством информатизации и связи и другими заинтересованными министерствами.

Объективно мы не можем быть оторваны от общих экономических трендов, которые складываются в мире, но нам нужно сосредоточить усилия на том, чтобы тот сценарий, по которому мы можем расти на 5-6% в год, был реализован.

Кроме того, для ряда наших отраслей возникнут новые вызовы в связи со вступлением в ВТО.

Сегодня внешнеторговый оборот республики превышает 25 млрд. долларов. Экспорт составляет более 22 млрд. долларов – то есть почти половину всей произведенной продукции. 90% продукции экспортируется в страны-члены ВТО. В свою очередь, 90% импортируемых товаров также поступает от наших торговых партнеров, входящих в ВТО.

Очевидно, что оценить на макроэкономическом уровне все последствия присоединения к ВТО возможно будет только по истечении определенного времени. Однако, на микроуровне, на уровне конкретного предприятия оценить возможные экономические и социальные последствия от изменения таможенных пошлин как на внутреннем, так и на внешнем рынках не только возможно, но и необходимо уже сейчас.

Татарстанские предприятия имеют уникальную возможность занять на мировом рынке собственную нишу между низкокачественной, но дешевой китайской продукцией и высококачественной, но очень дорогой европейской.

По имеющейся договоренности, в феврале Министерство экономики организует серию семинаров с экспертами из Минэкономразвития России, что позволит нашим предприятиям получить исчерпывающие консультации по всем интересующим их вопросам.

Хочу привести слова В.В.Путина: «… время национальных рынков прошло. Уютных ниш больше не будет. В высокотехнологичном производстве существует только один – глобальный – рынок. Наше место в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои возможности».

Поэтому основной стратегической задачей для нас должно стать повышение конкурентоспособности экономики республики.

Прежде всего, в условиях роста конкуренции за инвесторов, нам необходимо сосредоточить усилия на повышении инвестиционной привлекательности.

Приоритет должен отдаваться инвестициям, направленным на внедрение инноваций и формирование новых точек роста. Наша задача – создать такие производства, которые будут производить востребованную на мировом уровне высокотехнологичную продукцию.

Конкурентоспособность продукции должна обеспечиваться, в том числе, и высокой производительностью труда, без повышения которой мы не сможем выйти на новые глобальные рынки.

При этом очевидно, что успешная конкуренция в глобальном масштабе невозможна без дальнейшего развития конкурентной среды в самой республике.

И, наконец, эффективное использование всех факторов конкурентоспособности требует постоянного совершенствования системы управления.

Остановлюсь на основных направлениях решения данных задач.

Комплексный подход к решению проблем повышения инвестиционной привлекательности нашел отражение в Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанном Агентством стратегических инициатив совместно с Республикой Татарстан.

Министерством экономики разработана дорожная карта, в которой уже содержатся конкретные практические шаги, направленные на улучшение деловой среды региона в соответствии со Стандартом. В целях достижения наилучшего результата, данная работа должна проводиться при непосредственной поддержке профильных министерств и ведомств, а также предприятий республики и муниципалитетов.

В текущем году необходимо повысить эффективность использования существующих инструментов стимулирования инвестиционной активности. В частности, в полной мере должен заработать принятый в середине прошлого года закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан». Механизм ГЧП должен быть направлен на повышение инвестиционной привлекательности тех секторов, которые традиционно считаются низкорентабельными.

Повысить эффективность предоставляемых налоговых преференций позволит реализация принятого в прошлом году закона «Об инвестиционном налоговом кредите».

Огромная роль в повышении инвестиционной привлекательности принадлежит муниципалитетам республики.

В настоящее время нами начата разработка программ развития малых городов и сельских населенных пунктов, которые будут содержать мероприятия по созданию инфраструктуры, привлечению инвесторов, развитию малого бизнеса. Продолжится работа по привлечению средств на реализацию комплексных инвестиционных планов моногородов республики, по развитию производственных мощностей действующих Индустриальных парков в моногородах и привлечению новых инвесторов на созданные площадки.

Вместе с тем, многое здесь зависит от активности руководителей муниципальных образований. Поэтому я хочу призвать глав муниципалитетов к более тесной совместной работе.
Уважаемые коллеги!

Задача по формированию благоприятного инвестиционного климата – это партнерский проект государства, бизнеса и общества. Крайне важно, чтобы сами предприниматели принимали участие в установлении «правил игры». В связи с этим необходимо расширять практику использования механизма оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. В текущем году нами будет разработан регламент проведения данной процедуры.

Также в целях формирования конкурентной среды должны быть значительно упрощены процедуры предоставления государственных услуг. Уже в первом полугодии 2012 года в рамках Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» необходимо осуществить переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении республиканских и муниципальных услуг, при котором запрещается требовать от заявителя сведения и документы, находящиеся в распоряжении органов власти. Соответствующая методологическая работа в республике проведена, разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия. Именно на неукоснительную и оперативную реализацию данных технологических карт совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан должны быть нацелены руководители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Также планируется ряд мероприятий по повышению конкурентности государственных и муниципальных закупок.

Сегодня доля неконкурентных закупок превышает 90% от общей стоимости размещенного государственного заказа. Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство в 2012 году будет применять новые подходы к решению проблемы так называемых «заточенных» под определенного поставщика технических заданий. Информация обо всех фактах нарушений будет оперативно доводиться до высшего руководства республики. Кроме того, с 2012 года Министерство в ежеквартальном режиме будет публиковать рейтинг конкурентности государственных и муниципальных закупок.

Развитие конкурентной среды и высокая инвестиционная активность – это основа для дальнейшего повышения производительности труда, которая определяет международную конкурентоспособность.

Роль государства здесь заключается в создании благоприятных условий для технического перевооружения и совершенствования производственных процессов на предприятиях.

В 2012 году должна быть завершена разработка Программы повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2012-2015 годы.

Предполагается, что итогом совместной работы, кроме самой Программы, станет типовой пакет рекомендаций по разработке программ увеличения производительности труда на конкретных предприятиях, а также комплекс стратегических инициатив по повышению конкурентоспособности экономики республики на основе роста производительности труда.

Кроме того, в рамках поставленной задачи будут проработаны предложения по специальным финансовым продуктам для привлечения ресурсов ключевых российских финансовых институтов, включая предложения для конкретных предприятий.

Повышение производительности труда должно осуществляться за счет развития современных производств, которые создадут высокооплачиваемые рабочие места и обеспечат формирование инновационной экономики.

Прежде всего, необходимо создавать условия для повышения востребованности инноваций предприятиями республики.

В связи с этим требуется пересмотр системы государственного заказа на НИОКР, которая должна предусматривать участие предприятий и организаций в софинансировании НИОКР на паритетной основе. Таким образом, будет создан действенный механизм стимулирования взаимодействия науки и бизнеса. Соответствующие предложения подготовлены Министерством экономики совместно с Академией наук и Ассоциацией промышленных предприятий и представлены на рассмотрение руководству республики.

При этом результаты инновационной деятельности должны быть адекватно оценены, что невозможно без формирования развитого рынка интеллектуальной собственности.

В текущем году должна быть завершена разработка программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы», направленной на создание условий для свободного оборота результатов интеллектуальной деятельности, превращения их в востребованный на рынке товар, что в конечном итоге должно привести к росту инновационной активности как научных кругов, так и промышленных предприятий.

Важное место в развитии системы поддержки инновационной деятельности занимает взаимодействие с федеральными институтами развития. Одним из таких институтов является Инновационный центр «Сколково», который предоставляет своим резидентам ряд уникальных возможностей.

Вместе с тем, на сегодняшний день от Республики Татарстан статус участника проекта «Сколково» получили только 7 проектов, и еще 1 проект одобрен экспертами. На фоне Москвы и Санкт-Петербурга, где число участников исчисляется несколькими десятками, эти цифры выглядят незначительными.

Необходимо активизировать совместную работу органов власти, предприятий, вузов и научно-исследовательских организаций по поиску прорывных инновационных проектов и их подготовке в соответствии с требованиями институтов развития.

Еще одним перспективным направлением формирования инновационной экономики является развитие нанотехнологий, где нашим стратегическим партнером является ОАО «РОСНАНО».

В 2012 году в сотрудничестве с ОАО «РОСНАНО» будет реализован ряд мероприятий, в числе которых – разработка проекта целевой программы по развитию наноиндустрии в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и реализация «пилотных» проектов по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию на территории муниципальных районов.

Еще один крупный блок нашего сотрудничества – это взаимодействие с проектными компаниями ОАО «РОСНАНО». Ряд проектных компаний готов инвестировать в размещение производств на территории республики при выполнении определенных условий по гарантиям обеспечения спроса на их продукцию, требованиям к производственным площадям, предоставлению налоговых льгот и софинансированию. Необходимо обеспечить поддержку этих инициатив как на уровне республики в целом, так и на уровне отдельных муниципалитетов.

Все перечисленные направления работы имеют своей целью создание в Татарстане реально функционирующего нанотехнологического кластера, который должен стать одной из основных точек инновационного развития республики.
Уважаемые коллеги!

В свете развития новых технологий и усложнения кооперационных связей точки роста инновационной экономики выходят за рамки отдельных территорий, приобретают комплексный интегральный характер, что предъявляет новые требования к моделям управления их развитием.

Управление «совместными силами» дает возможность в полной мере использовать синергетический эффект слаженной работы государства и бизнеса.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина принято решение о создании на территории страны территориальных кластеров.

С этой целью в республике разработан проект развития Камского инновационного территориально-производственного кластера.

На данной территории сосредоточен основной образовательный, научно-технический и инновационный потенциал республики.

Ведущие образовательные учреждения, осуществляющие деятельность на территории кластера, активно взаимодействуют с предприятиями нефтехимической и автомобилестроительной отрасли.

На территории кластера производится каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая третья шина, более 50% синтетических каучуков России. Отдельные виды продукции предприятий региона широко представлены на российских и международных рынках.

Доля инновационной продукции в Камском инновационном территориально-производственном кластере составляет 26,2%, что значительно выше среднереспубликанского и среднероссийского показателей.

Однако несмотря на то, что предприятия кластера имеют высокий потенциал развития, темпы роста основных производственных параметров, характеризующих их деятельность, сдерживаются отставанием развития инфраструктуры. Крупнейшие предприятия республики обозначили данную проблему как приоритетную, поскольку она в наибольшей степени влияет на перспективы развития и инвестиционную привлекательность территории.

Осуществление комплекса мер, направленных на устранение существующих ограничений развития, позволит создать новую точку инновационного роста страны, которая в среднесрочной перспективе будет ежегодно давать более 1 трлн. рублей промышленной продукции.
Уважаемые коллеги!

Таким образом, в 2012 году нам предстоит большая работа, которая должна быть направлена на один конечный результат – создание условий для повышения конкурентоспособности экономики республики в глобальном масштабе. Это не просто красивая фраза, а насущная необходимость, наш единственный способ достичь важнейшей цели – обеспечить высокое качество жизни населения.
Благодарю за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconЗаключение Общественной Палаты рт на проект закона Республики Татарстан...
Общественная палата Республики Татарстан, рассмотрев проект закона Республики Татарстан «Об утверждении Программы социально-экономического...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconМониторинг сми 23. 09. 2013
Рустам Минниханов обсудил со специалистами «Леонтьевского центра» вопросы разработки Стратегии социально-экономического развития...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconРеспублика бурятия закон о программе социально-экономического развития республики
Настоящий Закон определяет сценарные варианты и приоритетные направления долгосрочного социально-экономического развития Республики...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconДоклад Первого заместителя Премьер-министра рт министра экономики...
Республики Татарстан с участием Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева «Итоги производственно-хозяйственной деятельности...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconИтоги работы Республиканского агентства по туризму по реализации...
Республики Бурятия по направлениям, которые определены Законом рб «О туризме» и Программой социально-экономического развития Республики...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconИтоги основных показателей социально-экономического развития муниципальных...
В 2009 году объем отгруженной промышленной продукции в целом по Республике Татарстан составил 859,02 млрд рублей, что на 49 млрд...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconТезисы выступления заместителя министра экономики Республики Татарстан...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconВанинский район
Итоги социально-экономического развития Ванинского муниципального района Хабаровского края в 2011 году свидетельствуют о продолжающейся...

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconУважаемый Василий Николаевич!
Сегодня мы подводим итоги социального и экономического развития Пушкинского района в 2012 году

«Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2011 году. Приоритетные направления повышения конкурентоспособности экономики» Уважаемый Рустам Нургалиевич! iconТезисы выступления
Министра экономики М. Р. Шагиахметова на сессии Государственного Совета Республики Татарстан по прогнозу социально-экономического...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную