МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет финансово-экономический Кафедра экономической теории и мировой экономики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________Л.И. Задорожная
«_____»__________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине В.1.2.Экономика и прогнозирование промышленного природопользования. по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность
По профилю подготовки Безопасность жизнедеятельности в техносфере; Охрана природной среды и ресурсосбережение. Квалификация
выпускника бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 280700.62 Техносферная безопасность Составитель рабочей программы:
доцент, кандидат экономических наук
|
|
| Асеев А.Ю.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
экономической теории и мировой экономики
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
Тхакушинов Э.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией
экологического факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан технологического
факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины
В период принятия во всем мире концепции устойчивого развития общества курс «Экономика и прогнозирование промышленного природопользования», рассматривающий основные экономические механизмы рационального природопользования, является одним из важнейших в комплексе изучаемых экономических дисциплин. Экологизация экономики предъявляет к специалистам, работающим в различных сферах экономической деятельности, требования свободного владения методами и подходами к принятию решений, опирающимися на результаты глубокого эколого-экономического анализа возникающих проблем и прогнозирования возможных эколого-экономических результатов их решения.
Цель изучения дисциплины - рассмотрение эколого-экономических проблем, возникающих на различных этапах инвестиционного проектирования, строительства, функционирования и ликвидации промышленных объектов, а также экономических, правовых, нормативно-методических, организационных, информационных и экономико-математических аспектов и методов их решения. Предметом изучения являются современные методы прогнозирования, планирования и анализа эколого-экономических результатов ресурсопользования, функционирования различных производственных объектов, внедрения малоотходной технологии, осуществления природоохранных мероприятий.
К основным задачам изучения дисциплины следует отнести приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых будущим специалистам для принятия экологически и экономически обоснованных решений:
при проведении исследований, связанных с разработкой и внедрением средозащитных и ресурсосберегающих мероприятий, различных видов новой средозащитной техники, экологически чистых и малоотходных технологий, производств и производственных комплексов;
в процессе разработки инвестиционных проектов и проектов строительства промышленных предприятий, отдельных производств, производственных комплексов и других объектов, оказывающих влияние на уровень ресурсопотребления и качество окружающей среды, а также при подготовке разделов "Охрана окружающей среды" в соответствующих проектах;
при эксплуатации средозащитной техники на промышленных предприятиях, городских и региональных средозащитных объектах, комплексах по уничтожению, обезвреживанию, хранению и переработке (утилизации) отходов;
в сфере управления средозащитной деятельностью (экологического менеджмента) на уровне предприятия, фирмы, отрасли, региона, народного хозяйства.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Студенты должны ознакомиться с нормативными, методическими и информационными основами решения задач эколого-экономического развития и структурной перестройки народного хозяйства, эколого-экономических аспектов планирования инвестиций, эколого - экономического анализа и обоснования эффективности проектов. Будущим инженерам - экологам следует освоить методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и определения антропогенных нагрузок на территории, процедуры исчисления экологических платежей, экономической оценки природных ресурсов, использования различных экономических и правовых механизмов стимулирования ресурсосбережения и снижения уровня загрязнения окружающей среды. Предметом изучения являются также основы подхода к экологическому страхованию гражданской ответственности экологически опасных производств. В задачи курса входит и обучение методам анализа эффективности и совершенствования управления природопользованием на предприятии, в отраслевом, региональном разрезе и в стране в целом, рассматриваются возможности применения ряда экономико- математических моделей и информационных технологий для решения задач управления промышленным природопользованием.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основы экологического законодательства, имеющие прямое или косвенное отношение к вопросам экономики природопользования;
методы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями;
методы экономической оценки основных видов природных ресурсов;
методы исчисления платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов;
методы проведения технико-экономических расчетов и определения эколого- экономической эффективности исследований, разработок, проектов реконструкции и нового строительства производственно-хозяйственных объектов;
порядок осуществления экологического страхования;
методы эколого-экономического анализа, прогнозирования и управления в сфере промышленного природопользования;
существующие сертифицированные программные продукты и информационные системы, применяемые в системах управления средозащитной деятельностью.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения на основе эколого-экономических знаний следующих профессиональных задач:
выполнение работ по организации, управлению и экологическому контролю и информационному обеспечению в сфере, связанной с промышленным природопользованием на уровне предприятия, фирмы, региона, отрасли, народного хозяйства в целом;
обеспечение рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
обеспечение снижения уровня загрязнения окружающей среды и поддержание его на нормативном уровне;
разработка проектов и программ, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды, проведение комплексного технико-экономического и эколого- экономического анализа и обоснования принимаемых и реализуемых решений;
разработка методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по эффективной реализации разработанных проектов и программ, направленных на улучшение состояния окружающей природной среды;
проведение экспертиз технической документации, надзора и контроля состояния средозащитного оборудования, выявление резервов, установление причин существующих недостатков и неисправностей в его работе, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования;
разработка разделов "Охрана окружающей среды" в инвестиционных проектах и проектах строительства производственно-хозяйственных объектов;
выполнение работ по обоснованию границ санитарно-защитной зоны производственно-хозяйственных объектов;
разработка проектов нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов размещения отходов, а также наиболее эффективных мероприятий по достижению этих нормативов и лимитов;
экологическая паспортизация производственных объектов;
определение уровня воздействия производственно-хозяйственных объектов на окружающую среду, оценка экономических ущербов, исчисление платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, расчет размеров платы за использование природных ресурсов;
изучение и анализ текущей и нормативной технико-экономической и эколого- экономической информации, показателей и результатов функционирования предприятия, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных технических средств, выработка рекомендаций;
составление и анализ установленной экологической отчетности по утвержденным формам и в установленные сроки;
в контроль соблюдения установленных требований, действующих норм, правил и стандартов. Владеть:
Выпускники по направлению подготовки дипломированного специалиста 280700.62 «Техносферная безопасность» должны обладать уровнем знаний, умений и навыков в области экологической экономики, достаточный для квалифицированного выполнения научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической, организационно -управленческой видов профессиональной деятельности, связанных с указанным направлением подготовки. 3.1.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих компетенций:
Общекультурных:
компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);
способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);
способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).
Профессиональных:
- способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9);
- готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12);
- способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13);
- способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых
негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);
- способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20);
- способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно- исследовательского коллектива (ПК-21).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 51/1,4
| 51/1,4
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 34/1
| 34/1
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 17/0,4
| 17/0,4
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 21/0,6
| 21/0,6
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| -
| -
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
18/0.5 3/0,08
|
18/0.5 3/0,08
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
|
36/1
|
36/1
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,17
| 6/0,17
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 36/1,0
| 36/1,0-
|
|
|
| Реферат
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
8/0,22
18/0,50
|
8/0,22
18/0,50
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Процессы промышлен-ного природопользова-ния как объекты эколо-го -экономического прогнозирования
| 1-2
| 4
| 2
|
|
| Блиц-опрос
| 2.
| Методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью
| 3-4
| 4
| 2
|
|
| Блиц-опрос
| 3.
| Системный анализ и прогнозирование социально - эколого- экономических систем
| 5
| 2
| 2
|
|
| Модуль
| 4.
| Экологическая регла-ментация хозяйствен-ной деятельности
| 6-7
| 4
| 2
|
|
| Блиц-опрос
| 5.
| Природоохранительное законодательство
| 8-9
| 2
| 2
|
| 9
| Блиц-опрос
| 6.
| Экологические издерж-ки и оценка экологи-ческого ущерба.
| 10-11
| 4
| -
|
| 9
| Блиц-опрос
| 7.
| Экономика и управле-ние использованием возобновимых и нево- зобновимых ресурсов.
| 12
| 2
| 2
|
|
| Модуль
| 8.
| Экономическая оценка природных ресурсов с учетом экологического фактора
| 13-14
| 4
| 2
|
|
| Блиц-опрос
| 9.
| Экологический риск и экологическое страхование
| 15-16
| 4
| 2
|
|
| Блиц-опрос
| 10.
| Экологическая паспор-тизация промышленно-го предприятия
| 17-18
| 4
| 1
|
|
| Модуль
| 11.
| Промежуточная аттестация – экзамен.
| 18
|
|
|
| 36
| Экзамен в устной форме.
|
| ИТОГО:
|
| 34
| 17
|
| 54
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Процессы промышленного природопользования как объекты анализа и прогнозирования
|
|
|
| 6
| 2.
| Методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью
|
|
|
| 8
| 3.
| Системный анализ и прогнозирование социально – эколого- экономических систем
| 2
|
|
| 8
| 4.
| Экологическая регламентация хозяйственной деятельности
|
| 2
|
| 8
| 5.
| Природоохранительное законодательство
|
|
|
| 8
| 6.
| Экологические издержки и оценка экологического ущерба.
| 2
|
|
| 8
| 7.
| Экономика и управление использованием возобновимых и невозобновимых ресурсов
| 2
| 2
|
| 8
| 8.
| Экономическая оценка важнейших видов природных ресурсов с учетом экологического фактора
|
|
|
| 8
| 9.
| Экологическая паспортизация промышленного предприятия
| -
| -
|
| 36
| 10.
| Промежуточная аттестация – экзамен.
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 6
| 4
|
| 98
|
|