Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика»






НазваниеЭкономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика»
страница1/7
Дата публикации30.03.2015
Размер1.26 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»
П.А. Кислощаев

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Учебное пособие

для студентов специальности 080103.65 «Национальная экономика»

Чита, 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью изучения курса «Экономическая безопасность» является формирование понимания, что экономическая безопасность – часть современной экономической теории, которая имеет свой предмет и специфические методы исследования, взаимосвязи понятий «экономическая безопасность», «устойчивость», «развитие», «кризис», «конфликт». Обучающиеся должны знать виды угроз и уметь количественно обосновать пороговые значения экономической безопасности, методику разработки стратегии экономической безопасности, механизм выхода в безопасную зону развития.

Задача обучения состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умение анализировать модели воспроизводства, развития финансовой системы с учетом мирового финансового рынка, тенденции развития денежно-кредитной системы, причины теневизации экономики, приоритеты региональной и международной политики в стратегии экономической безопасности.

Курс «Экономическая безопасность» относится к числу дисциплин экономической специализации и основывается на ранее изученных студентами предметах - экономической теории, микроэкономике, макроэкономике, национальной экономике, мировой экономике и других.

Введение

Проблема экономической безопасности России остается одной из жизненно важных, как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в аспекте научных исследований новых междисциплинарных направлений и их преподавания в вузах.

Такое значение данной проблемы обусловлено, во-первых, универсальностью понятия «безопасность», которое является ключевым в связке «экономика и безопасность». В пособии сделан экскурс в историю исследования этой проблемы и показано, что она волновала умы многих философов, экономистов и политиков, среди которых Демокрит, Аристотель, Платон. Основу современных взглядов на безопасность общества в XX в. заложили труды В. Парето и выдающегося российского ученого А. Богданова. Можно без преувеличения утверждать, что, во-первых, все сферы жизнедеятельности человека в той или иной степени содержат своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые необходимо учитывать при определении выдвигаемых обществом, корпорациями и личностью целей при их осуществлении.

Во-вторых, значение понятия «безопасность» усиливается из-за возрастания многовариантности и альтернативности целеполагания и способов осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или иным вариантам прогнозирования развития экономики, осуществления инвестиций, формирования бюджета страны без оценки их социально-экономических последствий в виде критериев и индикаторов безопасности. Этот вывод относится также к оценке радикальных социально-экономических реформ. Без оценки безопасности таких реформ для существования человека, общества и государства они могут вести к разрушению государства и жизнеобеспечивающих систем общества (продовольствие, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.). В качестве примера может служить опыт саморазрушения такой великой страны, как СССР.

В-третьих, ведущее значение безопасности в системе ключевых понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах особенно четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах. Всем помнится, как валютно-финансовый кризис, зародившийся сначала в узкой сфере наиболее рискованных операций (например, форвардные контракты в Юго-Восточной Азии и государственные краткосрочные облигации в России), пронесся, как цунами, по многим странам мира и дошел до России, нанеся мощный удар по ее финансово-банковской системе и резко ухудшив материальное благополучие большинства ее граждан. О высокой цене взламывания систем безопасности свидетельствует террористический акт 11 сентября 2001 г. в США. Этот, казалось бы, единичный акт, продолжавшийся всего несколько минут, приобрел глобальный характер, показав всему миру, что даже развитая экономика с мощным силовым блоком и высокотехнологичной информационной, финансово-банковской и валютной системами не располагает надежными институтами безопасности и защиты граждан от случайных факторов.

Нам представляется, что назрела потребность в том, чтобы многие современные знания в экономике были дополнены или скорректированы с учетом понятия «безопасность». Проектируемые технические системы, контактирующие с человеком и основанные на автоматическом управлении, не могут считаться готовыми к практическому использованию без обеспечения безопасности их эксплуатации. Некоторые экономисты считают понятие «экономическая безопасность» устаревшим. Впервые оно получило признание при поиске выхода из экономического кризиса США в 30-х гг. XX столетия. В 1934 г. президентом США Ф. Рузвельтом был создан специальный Федеральный комитет по экономической безопасности (КЭБ), который возглавлял министр труда Ф. Перкинс. В состав КЭБа входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава службы по чрезвычайной помощи. Первостепенное значение в работе КЭБа было уделено вопросам нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных. В «новом курсе» экономической политики Ф. Рузвельта по выводу страны из кризиса упор был сделан на «экономической безопасности индивидуума как основе обеспечения экономической безопасности государства и общества в целом». О том, что это далеко не устаревшее понятие, свидетельствует международный опыт. Так, некоторыми специалистами по международным отношениям европейских стран ставится вопрос о создании специального органа Совета Безопасности ООН - Комитета по экономической безопасности. В качестве аргумента против понятия «экономическая безопасность» выдвигается точка зрения, что рыночная экономика сама по себе содержит достаточное число инструментов, которые обеспечивают экономическую безопасность личности и государства.

С этим можно согласиться лишь частично при условии, что рыночная экономика обеспечивает долговременный экономический рост, повышение конкурентоспособности производства и качества жизни. Но это происходит не во всех странах с рыночной экономикой. Более того, даже в развитых странах могут быть непредвиденные сбои и кризисы в работе жизнеобеспечивающих систем, как это произошло, например, в 2003 г. в энергосистеме США (Калифорния). Или другой пример: валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг., когда вся мировая финансовая система находилась в шоковом состоянии и появились проекты создания новой «мировой финансовой архитектуры».

Некоторые экономисты предлагают заменить термин «экономическая безопасность» другим - «национальная безопасность в сфере экономики» или «обеспечение национальных интересов в сфере экономики». По существу, попытка расправиться с понятием «экономическая безопасность» преследует цель ослабить его мобилизующее значение, чтобы никаких границ и препятствий не было на пути «рыночного фундаментализма». Вся логическая конструкция и архитектоника пособия исходит из предлагаемой автором трактовки национальных интересов, и поэтому экономическая безопасность рассматривается как основа национальной безопасности, при этом не умаляется значимость других видов и подвидов безопасности (информационной, продовольственной, энергетической, валютно-финансовой и т.д.).

В центре пособия новая, пожалуй, одна из самых насущных проблем российского общества, которая пока в практическом плане далека от разрешения. Поэтому и изложение ее отличается от уже принятых канонов и включает постановку тех или иных вопросов и путей их решения. В пособии уже устоявшиеся, признанные положения сочетаются с новыми трактовками, казалось бы, бесспорных истин. Автор приглашает студентов и аспирантов к дискуссии и совместному анализу путей обеспечения экономической безопасности России. Предлагаемое студентам, аспирантам и преподавателям пособие - одно из первых универсальных изданий на эту тему.
Глава 1. Теоретико-методологические основы обеспечения

экономической безопасности
1.1. Сущность и виды экономической безопасности

Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства. Необходимость поддержания баланса интересов разных наций с учетом опыта развития и саморазрушения СССР делает особо значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз. Требуются экономический, правовой и организационный механизмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Нужны еще многие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-политическая стабильность и широкая и надежная социальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбалансированный внутренне и с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная (оборонная), оборонно-промышленная и продовольственная безопасность. Рассмотрим наиболее общие характеристики этих видов экономической безопасности.

Финансовая безопасность - часть экономической и национальной безопасности. Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.

Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 2008 г., 46,5% всей промышленной продукции, создают более 37% всех доходов федерального бюджета и более 63,4% всего экспорта. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма. Энергия - такой универсальный, структурообразующий товар, отсутствие которого на общероссийском рынке нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их высокая доходность резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация, переход экономики от экстенсивного к интенсивному экономическому росту. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны. Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы добычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в 5-10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) среднегодовой прирост его продукции в долгосрочной перспективе может составить 2-3%. Прирост добычи нефти, в 2006 г. составивший почти 8%, скорее носит конъюнктурный характер и вряд ли сохранится на долгие годы.

Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.


    1. . Структура системы экономической безопасности

Система экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям (рис.1). Эти блоки состоят из соответствующих элементов. Вся система представлена в Таблице 1. В ней также отражены национальные интересы России в сфере экономики, которые содержатся в упомянутой Концепции. Они были актуализированы для условий 1996 г., но сохраняют значимость и в нынешней ситуации. В Концепции национальной безопасности фиксируются место и роль России в мировом сообществе, ее национальные интересы, внутренние и внешние угрозы.

По-прежнему приоритетны национальные интересы России, определяющие долгосрочные цели ее развития, способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни населения. Низкая эффективность финансово-банковской системы, проявившаяся в кризисе государственных финансов в 1998 г., показала, что Россия не может обеспечить реализацию ни одного значимого национального интереса без обеспечения устойчивого функционирования финансово-банковской системы. При определении национальных интересов России в процессе разработки Концепции, политики и экономисты исходили из драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе: над ними довлели неудачи экономических реформ, пессимизм по отношению к реальным возможностям рыночного хозяйства в России. Поэтому в Концепции намечен большой спектр национальных интересов и недостаточно представлены стержневая основа и взаимосвязь между частными целями.

Рис. 1. Структура системы экономической безопасности страны

Например, при всех издержках, крайностях и неудачах реформ одна из главных национальных целей, на наш взгляд - формирование социального рыночного хозяйства, опирающегося на современные формы акционерной и частной собственности, конкурентное ценообразование и эффективную государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. Если согласиться с такой постановкой вопроса, то в системе национальных интересов решающая роль должна быть отведена завоеванию товарных и денежных рынков, конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижению европейского уровня интенсивности инноваций в экономике. Переход от тактики обороны к активным наступательным действиям, создание моделей и примеров агрессивного завоевания товарных рынков (разумеется, в рамках достижения определенных долей) могли бы способствовать приданию России уверенности в своем будущем.



Концепция

национальной

безопасности



Национальные интересы России в сфере экономики


Угрозы экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности


Пороговые значения индикаторов экономической безопасности


Организационная структура экономической безопасности


Правовое обеспечение экономической безопасности

1. Россия в мировом сообществе, ее глобальная безопасность и

геополитическая

роль

2. Национальные

интересы России

3. Угрозы

национальной

безопасности

4. Обеспечение

национальной

безопасности

1. Способность экономики

функционировать в режиме рас-

ширенного воспроизводства

2. Конкурентоспособность государства, бизнеса, личности

3. Повышение благосостояния

и качества жизни населения

4. Устойчивость финансово-

банковской системы

5. Рациональная структура

внешней торговли, доступ отечественной продукции перерабатывающей

промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних

потребностей за счет импорта

6. Независимость России на

стратегически важных направлениях

научно-технического прогресса

7. Сохранение единого экономического пространства

8. Создание экономических и

правовых условий, исключающих

криминализацию общества

9. Обоснованная доля государственного регулирования, отвечающая критериям эффективности и социальной направленности развития экономики

1. Потеря производственного

потенциала из-за

высокого износа

основных фондов

2. Государственный

долг (внутренний

и внешний)

3. Корпоративный

долг

4. Высокий уровень

бедности населения

5. Утечка капитала

6. Низкая инновационная

и инвестиционная

активность

7. Низкая конкурентоспособность

продукции

8. Инфляция, включая скрытое и ожидаемое повышение цен (естественные монополии, страховой

бизнес, недвижимость,

зерновой рынок и т.д.)

150

показателей

1. Объем валового внутреннего продукта,млрд руб.

2. Валовый сбор зерна, млн т

3. Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, %

4. Доля в ВВП расходов на оборону, %

5. Доля затрат на фажданскую науку в ВВП, %

6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %

8. Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %

9. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения

10. Уровень безработицы, % к ЭАН в среднегодовом исчислении по методологии МОТ

11. Уровень монетизации, % ВВП

12. Внешний долг, % ВВП

13. Внутренний долг, % ВВП

14. Доля расходов на обслуживание госдолга, % общего объема расходов федерального бюджета15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП

16. Уровень инфляции, %

17. Объем золотовалютных резервов, млрд долл.

18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта,%


Совбез РФ

Управление

экономической

безопасности

Межведомственная

Комиссия по безопасности в области экономики

Секция Научного

совета Совбеза РФ по экономической и социальной безопасности

Федеральные

органы, отвечающие

за экономическую

безопасность

(Минэкономразвития

России) Региональные

органы исполнительной

власти (в ряде

субъектов Федерации

есть советы безопасности)

1. Закон О безопасности

2. Гос. стратегия

эконом. безопасности

(Указ Президента РФ1996 г.)

3. Закон о валютном

регулировании,о валютном контроле

4. Закон об отмывании

«грязных» денег

Таблица 1. Система экономической безопасности страны


Контрольные вопросы


  1. Каким образом безопасность выступает источником развития общества?

  2. Какова сущность экономической безопасности? Обсудите обоснование этого термина, приведите аргументы за и против его использования.

  3. Какова структура системы экономической безопасности?

  4. Какова роль национальных интересов в системе экономической безопасности?

Рекомендуемая литература


  1. Богданов, И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. / И.Я. Богданов. - М., 2002. – 352с.

  2. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. / В.К. Сенчагов. - М.: Финстатинформ, 2002. – 657с.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconРабочая программа дисциплины специальности 080103 «Национальная экономика»
...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Программа преддипломной практики составлена на основании гос впо по специальности 080103. 65 – «Национальная экономика» и Учебного...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconЭкономика безопасности труда
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 280102. 65 «Безопасность технологических процессов и производств» очной...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconМетодические указания по выполнению дипломных работ для студентов...
«Национальная экономика» и разработанным на его основе рабочим учебным планом студенты пятого курса должны пройти преддипломную практику,...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика»,...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
«Национальная экономика», утвержденным Ученым советом тгпу, государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconУчебное пособие разработано в соответствии с государственным стандартом...
Казаченко Л. Д. Институциональная экономика: учеб пособие / Л. Д. Казаченко. – Чита. ЗабГУ, 2012. – 228 с

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconМетодические указания по изучению дисциплины опд (Ф) 06. 09 «Экономика общественного сектора»
Методические указания предназначены для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика» и060100 «Экономическая теория»

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconВопросы к зачету по дисциплине «Деловой иностранный язык» для студентов...

Экономическая безопасность учебное пособие для студентов специальности 080103. 65 «Национальная экономика» iconМетодические указания по изучению дисциплины опд (Ф) 06. 05 «Основы национальной экономики»
Методические указания предназначены для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика» и060100 «Экономическая теория»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную