                                                          
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Национальный исследовательский вуз
Кафедра экономики и финансов
У9(2).я7
В144
Е.Д. Вайсман, И.А. Соловьева
основы экономики и финансов
Минимум знаний, необходимых для сдачи вступительного
экзамена в магистратуру по направлению
080100.68 – «Экономика»
Учебное пособие для самостоятельной работы
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
2013 ББК У9(2).я7 + У9(2)262.я7
В144
Одобрено учебно-методической комиссией факультета экономики и управления
Рецензенты:
Л.А. Галкина, Т.Ю. Савченко
С603
| Вайсман, ЕД.
Основы экономики и финансов. Минимум знаний необходимых для сдачи вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100.68 – «Экономика»: учебное пособие для самостоятельной работы / Е.Д. Вайсман, И.А. Соловьева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 87 с.
|
| В учебном пособии представлены основные теоретические положения и расчетные формулы по темам: «Основные и оборотные средства предприятия», «Трудовые ресурсы предприятия», «Себестоимость готовой продукции», «Прибыль и рентабельность работы предприятия», «Финансовая отчетность предприятия и ее анализ». По каждой теме приведены примеры типовых задач с решениями, предложен ряд задач и тестовых вопросов для самостоятельной работы.
Предназначено для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению 080100.68 – «Экономика». ББК У9(2).я7 + У9(2)262.я7
| © Издательский центр ЮУрГУ, 2013
Содержание Введение………………………………………………………………………………...4
Предприятие как хозяйствующий субъект……………………………………….6
Производственная мощность. Производственная программа………………..…8
Основные средства предприятия: способы расчета
амортизационных отчислений…………………………………………………..........15
Основные средства предприятия: оценка эффективности
их использования…………………………………………...…………………..……..23
Оборотные средства предприятия………………………………………...……..31
Трудовые ресурсы предприятия…………………………………………….…....38
Себестоимость готовой продукции……………………………………………...47
Прибыль и рентабельность работы предприятия………………………….……58
Финансовая отчетность предприятия и ее анализ…………………………..…..64
Ответы на контрольные тестовые вопросы…………………………………………82 Минимум экономических понятий, знание которых необходимо для сдачи
вступительного экзамена в магистратуру по направлению
080100.68 – «Экономика»……………………………………………………………83 Рекомендуемая литература…………………………………………………………...85
Заключение…………………………………………………………………………….86
Введение Обучение в магистратуре дает возможность как углубления уже имеющихся знаний в рамках какой-либо специальности, так и получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате/специалитете. Этим и обусловлены цели настоящего учебного пособия.
Подготовка пособия преследовала две основных цели. Во-первых, дать системное представление об основах экономики и финансах предприятия. Во-вторых, оказать помощь специалистам и бакалаврам в подготовке к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 080100.68 – «Экономика». А учитывая, что вступительные экзамены по направлению 080200.68 – «Менеджмент» включают и экономические вопросы, пособие будет полезным и тем, кто выберет это направление.
Реализация поставленных целей способствует формированию у поступающих в магистратуру таких компетенций как: способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3); способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4); способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5).
Пособие относится к обучающему типу издания; авторы стремились достичь максимальной ясности и системности в изложении основных аспектов экономики и финансов предприятия, используя при этом наиболее устойчивые термины и категории. Его актуальность обусловлена настоятельной потребностью поступающих в магистратуру в подобном пособии, а специфика состоит в его структуре.
Пособие состоит из девяти разделов, каждый из которых посвящен определенной теме и построен по единому принципу: сначала кратко, с использованием схем, базовых формул и определений представлены основные теоретические положения темы. Далее показан пример решения задач по этой теме, затем даны задачи для самостоятельного решения. В конце каждого раздела – список тестовых вопросов для самоконтроля, ответы на которые можно проверить по таблице в конце пособия. Чтобы дать абитуриентам представление о вступительном экзамене, тестовые вопросы практически совпадают с рядом экзаменационных. Таким образом, дидактический аппарат учебного пособия воспроизведен заданиями, способствующими более эффективному восприятию учебного материала.
В разделах представлены базовые темы: характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта, механизм его функционирования, мощность и производственная программа; его основные ресурсы (основные и оборотные средства, труд), их понятие, методы оценки и определения эффективности использования; себестоимость производства и финансовые результаты предприятия; источники финансирования деятельности; анализ финансового состояния.
Пособие рекомендуется использовать для самостоятельной работы как при подготовке к поступлению в магистратуру, так и в процессе обучения магистров при необходимости систематизировать базовые знания экономики и финансов. Авторы искренне надеются, что пособие окажется полезным в обоих случаях.
В целом учебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом №080100.68 высшего профессионального образования по направлению Экономика (квалификационная степень «магистр»), утвержденного приказом № 142 от 24 февраля 2009 г.
1. Предприятие как хозяйствующий субъект Основные теоретические положения Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.
Предприятие – это организационная форма предпринимательской деятельности. Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность физических и юридических лиц, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение дохода, прибыли. Физическое лицо – гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности в качестве полноправного субъекта. Юридическое лицо – организация, учреждение, предприятие, выступающее в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет свое фирменное название, под которым оно вступает в экономические отношения с другими субъектами.
Механизм функционирования предприятия представлен на рис. 1.1. Результат
Предприятие
Потребитель
Выручка (Q*P)
Капитал: оборотные средства (3)
Труд: персонал (1)
Земля:
основные средства (2)
Себестоимость (Q*С)
(С=Зп+МЗ+А)
Прибыль = Выручка - - Себестоимость
Рис. 1.1. Механизм функционирования предприятия
Функционирование предприятия возможно лишь при наличии четырех факторов производства: земля, капитал, труд, предпринимательский талант. Этим факторам соответствуют следующие ресурсы предприятия: основные средства (или основные производственные фонды), оборотные средства, персонал.
С некоторой долей условности, это означает, что для функционирования предприятия необходимо здание (собственное или арендованное), разного рода оборудование, запасы сырья, материалов и готовой продукции и работники, своим трудом (понятие трудовых ресурсов рассмотрено в разделе 6) «соединяющие» средства труда (основные фонды – категория рассмотрена в разделах 3,4) и предметы труда (оборотные средства – рассмотрены в разделе 5). Величина требуемых для производства ресурсов зависит от производственной мощности предприятия. Результатом функционирования предприятия является определенная продукция (работы, услуги). Ограничением объемов производства этой продукции в натуральном выражении является производственная мощность предприятия (более подробно понятие мощности рассмотрено в разделе 2).
Стоимостной объем выпущенной предприятием продукции как результат взаимодействия факторов производства, может быть оценен двояко: через затраты (себестоимость – понятие рассмотрено в разделе 7) на производство этой продукции и через ее цену.
Себестоимость продукции формируется как плата за использование ресурсов предприятия: использование оборотных фондов выражается в материальных затратах на производство продукции, труда – в заработной плате, а использование основных средств в амортизации, т.е. части стоимости основных средств.
Оценка объема выпуска по цене продукции производится с помощью ряда показателей: реализованная продукция или выручка, товарная продукция, валовая продукция (более подробно эти показатели рассмотрены в разделе 3).
Разница между выручкой от реализации продукции и затратами (себестоимостью) показывает финансовый результат предприятия или прибыль – по сути, вознаграждение за предпринимательский талант.
Отношение финансового результата или прибыли к затратам на производство продукции – называется рентабельность продаж и характеризует эффективность функционирования предприятия (более подробно понятие прибыли и рентабельности – в разделе 8).
Таким образом, на рис. 1.1 представлен как механизм функционирования предприятия, так и основные темы настоящего учебного пособия. 2. Производственная мощность и производственная
программа предприятия Основные теоретические положения Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени (чаще всего за год) в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при условии полного использования производственного оборудования и площадей..
Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции в определенной номенклатуре и количественном соотношении за определенный период времени (чаще всего за год) при условии максимально возможной загрузки оборудования и мощностей.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущего цеха, в свою очередь, мощность ведущего цеха по мощности ведущего участка, мощность последнего – по мощности ведущей группы оборудования. Величина производственной мощности зависит от производительности, количества единиц производственного оборудования и времени работы их работы:
, (2.1)
где ПМ – производственная мощность; qi – производительность единицы производственного оборудования; – максимальное время работы единицы производственного оборудования в течение года; – среднегодовое количество единиц производственного оборудования. В течение года производственная мощность предприятия меняется в связи с вводом новых мощностей и выведением устаревших и/или ненужных. Поэтому принято оценивать: производственную мощность на начало года (ПМн.г.), производственную мощность на конец года (ПМк.г.) и среднегодовую производственную мощность (ПМср):
, (2.2)
где ПМввi – величина введенной в i-ый момент времени производственной мощности; ПМвыбi – величина выбывшей в i-ый момент времени производственной мощности; ti – количество месяцев с момента ввода/выбытия производственной мощности до конца года. Сравнение фактического объема выпуска продукции Qф с величиной производственной мощности ПМ (коэффициент использования производственной мощности Кпм ) позволяет определить уровень использования мощности предприятия. В зарубежной практике считается приемлемым уровень использования потенциальной мощности предприятия порядка 78–85 %. Производственная программа – план производства продукции определенного наименования, намеченный на плановый период и определяемый показателями: объем производства в натуральном выражении с указанием «в том числе продукция для экспорта», темпами роста производства товарной (валовой) продукции, показателями качества и т. д.
Производственная программа определяется в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам. Программа разрабатывается по всей развернутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др. Обобщающим стоимостным показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция (выручка от реализации продукции). Первый термин чаще применяется в мировой практике, второй – в отечественной. |