Скачать 129.33 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии Отделение деловой и политической журналистики Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600.62 – «Журналистика» подготовки бакалавра Автор программы: к.э.н., доцент Кочугуева М.Н. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Конкретная экономика» экономики и финансов фирмы Председатель Смирнов С.Н. Зав. кафедрой, профессор ________________________ Ивашковская И.В. _________________________ «__»______________2006 г. «__»____________________2006 г. Утверждена УС факультета прикладной политологии Ученый секретарь «__»______________2006 г. Москва, 2006 I.Тематический план учебной дисциплины
*Контрольная работа проводится на лекции. II. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
III. Базовый учебник
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ Тема 1. Фирма - основное звено экономики. Фирма как основная предпринимательская структура. Ресурсный потенциал фирмы. Способы обеспечения фирмы ресурсами: сделка на месте, контракт, вертикальная интеграция. Классификация фирм по: отраслевой принадлежности, размерам, формам собственности, принадлежности капитала, организационно-правовым формам, способам объединения. Формы организационного оформления объединений: холдинги, финансово-промышленные группы. Микросреда фирмы: основные и поддерживающие виды деятельности. Мезосреда: поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории. Макросреда фирмы: экономическая, политическая, международная, технологическая, правовая, социальная, экологическая. Динамическая модель фирмы: движение товарно-денежных потоков. Цели фирмы: экономические( предметные, результативные, финансовые), социальные, экологические. Взаимосвязь между целями: индифферентность, комплементарность, противоречивость. Основная литература
РАЗДЕЛ 2.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИРМЫ Тема 2. Финансовые ресурсы фирмы. Финансовые ресурсы: определение, назначение финансовых ресурсов. Задачи, стоящие перед финансовой службой предприятия. Источники получения финансовой информации. Пользователи финансовой информации. Определение потребности фирмы в финансовых ресурсах. Пути сокращения позитивной потребности в капитале: лизинг, факторинг, форфейтинг. Источники обеспечения фирмы финансовыми ресурсами. Классификация внутренних (обратный приток денежных средств и прибыль) и внешних (паевое и кредитное финансирование) источников финансирования. Классификация собственных и заемных средств. Условие эффективного использования заемных средств: leverage effect. Показатели, позволяющие оценить эффективность использования финансовых ресурсов. Основная литература:
Дополнительная литература: 1. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. М.: Дело, 1998 2. Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии, М.: ГУ-ВШЭ 1999. Интернет-источники: http://www.crin.ru/management/introcash.shtml http://www.cfin.ru/management/introcash.pdf http://www.cfin.ru/management/finance/index.shtml Тема 3. Оборотный капитал фирмы Соотношение понятий «оборотный капитал», «оборотные активы», «оборотные средства». Оборотные средства - как обобщающий показатель, используемый в хозяйственной практике. Экономическое назначение, экономическое содержание оборотных средств. Структура оборотных средств: оборотные производственные фонды и фонды обращения. Классификация оборотных производственных фондов и фондов обращения по характеру участия в производственно-хозяйственной деятельности. Факторы, определяющие потребность предприятия в оборотных средствах: нормы и нормативы оборотных средств. Анализ использования оборотных средств предприятием: показатели эффективности использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, средний период аккумулирования оборотных средств, расчет суммы оборотных средств, высвобождаемых из оборота в результате ускорения оборачиваемости или дополнительного привлечения оборотных средств в случае ее замедления. Основная литература
Интернет-источники http://www.cfin.ru/management/intro_workcap.shtml http://www.cfin.ru/management/intro_workcap.pdf Тема 4. Основной капитал фирмы Соотношение понятий «основной капитал» и «основные производственные фонды». Основные производственные фонды как обобщающий показатель, используемый в хозяйственной практике. Место основных производственных фондов в структуре внеоборотных активов. Экономическое назначение и классификация основных производственных фондов: видовая, по характеру участия в производственном процессе, по сферам деятельности. Виды оценки основных производственных фондов: первоначальная, ликвидационная, амортизируемая, остаточная стоимость. Виды износа и амортизации основных производственных фондов. Методы амортизации: линейный, единиц продукции, суммы чисел, двойной остаточный. Показатели использования основных производственных фондов: фондоотдача, фондоемкость. Нематериальные активы предприятия как элемент внеоборотных активов: определение, специфика функционирования, состав. Оценка нематериальных активов. Особенности износа и начисления амортизации. Основная литература
Интернет-источники http://www.cfin.ru/press/afa/95_4_032-045.pdf http://www.cfin.ru/ias/handbook-4-06.shtml http://www.consulting.ru/main/iasrus/texts/m4/042ag.htm Тема 5. Маркетинговая деятельность фирмы Концепция маркетинга. Функции маркетинга: получение информации о рынке, покупки, продажи, транспортировка, хранение, стандартизация, сортировка, финансирование маркетинга, принятие маркетингового риска. Логика маркетинга: знание рынков (промышленные и потребительские), изучение поведения потребителей, проведение маркетинговых исследований (техника и направленность), сегментация рынка (демографическая, географическая, психографическая), выбор маркетингового подхода (концентрированный, дифференцированный, недифференцированный), выбор целевого рынка. Реализация маркетинговой стратегии в отношении: продукта, цены, местоположения, продвижения. Характеристика составляющих стратегии маркетинга. Основная литература
Дополнительная литература Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии. М.: ГУ-ВШЭ, 1999. Интернет-источники http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/index.shtml http://www.apteka.ua/apteka/contribution/s_257_36_180900_009.asp http://lib.wsu.ru/books/Bakalavr02/page0240.asp РАЗДЕЛ 3 .ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ Тема 6. Себестоимость продукции, доходы и прибыль предприятия Затраты, расходы, издержки: общие черты и различия. Критерии классификации затрат по способу отнесения на себестоимость ( прямые материалы, прямая рабочая сила, общепроизводственные расходы) и в зависимости от уровня деловой активности ( постоянные и переменные). Определение объема производства, обеспечивающего безубыточность и получение целевой прибыли. Понятие операционного рычага и степени операционного рычага. Степень операционного рычага как фактор риска. Особенности отражения классификационных критериев деления затрат в отчете о финансовых результатах: традиционный формат и формат маржинальной прибыли. Доходы фирмы: состав, структура. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия. Факторы её определяющие. Распределение и использование прибыли. Особенности отражения финансовых результатов в отчёте о прибылях и убытках. Доходность фирмы и методы её определения. Основная литература
Дополнительная литература 1. Шишкова Т.В. Николаева О.В. Управленческий учет. М.: УРСС, 2001. 2. Апчерч А. Управленческий учет. М.: Финансы и статистика, 2002. Интернет-источники http://www.cfin.ru/management/intro_costs.shtml http://www.cfin.ru/management/finance/cost/index.shtml http://www.dis.ru/fm/arhiv/2001/4/4.html РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ. Тема 7. Процесс управления фирмой и его составляющие. Определение менеджмента. Уровни менеджмента. Процесс управления компанией и его составляющие: планирование, организация, руководство, контроль. I Процесс планирования: миссия(цель) фирмы, осведомлённость о возможностях анализ среды (внешней и внутренней), определение стратегических задач, бюджетирование, контроль. Организация: формулировка целей, развитие координации, делегирование власти, очертания структуры. Департментализация. Типы оргструктур. Мотивация. Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Техники мотивации. Контроль: критерий эффективного контроля (сопоставление планируемых и фактических результатов), методы эффективного контроля (принцип ожидания и MBWA). Основная литература
Дополнительная литература Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии, М.: ГУ ВШЭ 1999. Интернет-источники http://www.strategy-business.com/ http://www.cfin.ru/management/strategy/index.shtml http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0217.asp#xex356 IV. Вопросы для оценки освоения качества дисциплины К теме 1.
К теме 2.
К теме 3 1. Дайте определения понятиям: «оборотные средства», «оборотные фонды», «фондообращение» 2. Как группируются элементы оборотных средств. 3. Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств. 4. В чем состоит специфика нормирования материалов, незавершенного производства, готовой 5. Каковы способы повышения экономической эффективности оборотных средств. К теме 4
4. Назовите методы начисления амортизации основных производственных фондов и нематериальных активов. 5. Назовите показатели использования основных производственных фондов К теме 5.
К теме 6.
К теме 7.
5. Назовите основные системы ( виды) мотивации 6. Перечислите техники эффективного контроля Автор программы Кочугуева М.Н. |
![]() | Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»... | ![]() | Данный курс представляется актуальным в современной ситуации, когда знания о рынках, их структуре и динамике, закономерностях развития... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 Информатика... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 Информатика... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов... | ![]() | Автор программы: Нестерова Д. В., д э н., профессор; hyperlink "mailto:" |