Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика»






Скачать 129.33 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Дата публикации30.03.2015
Размер129.33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
e.120-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины
«Экономика фирмы»

для направления 030600.62 – «Журналистика»

подготовки бакалавра
Автор программы: к.э.н., доцент Кочугуева М.Н.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Конкретная экономика» экономики и финансов фирмы

Председатель Смирнов С.Н. Зав. кафедрой, профессор

________________________ Ивашковская И.В.

_________________________

«__»______________2006 г. «__»____________________2006 г.

Утверждена УС факультета

прикладной политологии

Ученый секретарь

«__»______________2006 г.


Москва, 2006

I.Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции*

Сем. и практ. занятия

1

Фирма – основное звено экономики

12

2




10

2

Финансовые ресурсы

17

4

2

11

3

Оборотные средства предприятия

17

4

2

11

4

Основные производственные фонды предприятия. Нематериальные активы предприятия

17

4

2

11

5

Маркетинговая деятельность фирмы

15

2

2

11

6

Себестоимость продукции, доходы и прибыль предприятия

15

4




11

7

Процесс управления фирмой и его составляющие

15

4




11




Всего

108

24

8

76

*Контрольная работа проводится на лекции.
II. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.)

  • Письменный экзамен (120 мин.)


III. Базовый учебник


  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А.Поршнева. - М: Финансы и статистика, 1996.

  1. Беа Ф.К., Дихтла М, Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999

  2. Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  3. Сафронов Н.А. и др. Экономика предприятия, М.: Юристъ, 2000.


IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЫ
Тема 1. Фирма - основное звено экономики.
Фирма как основная предпринимательская структура. Ресурсный потенциал фирмы. Способы обес­печения фирмы ресурсами: сделка на месте, контракт, вертикальная интеграция. Классификация фирм по: отраслевой принадлежности, размерам, формам собственности, принадлежности капитала, организацион­но-правовым формам, способам объединения. Формы организационного оформления объединений: хол­динги, финансово-промышленные группы.

Микросреда фирмы: основные и поддерживающие виды деятельности.

Мезосреда: поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда фирмы: экономическая, политическая, международная, технологическая, правовая, со­циальная, экологическая.

Динамическая модель фирмы: движение товарно-денежных потоков.

Цели фирмы: экономические( предметные, результативные, финансовые), социальные, экологиче­ские. Взаимосвязь между целями: индифферентность, комплементарность, противоречивость.

Основная литература

  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А.Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М, Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов Н.А. и др. Экономика предприятия, М.: Юристь, 2000.

  5. Гражданский кодекс РФ.


РАЗДЕЛ 2.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИРМЫ

Тема 2. Финансовые ресурсы фирмы.
Финансовые ресурсы: определение, назначение финансовых ресурсов. Задачи, стоящие перед фи­нансовой службой предприятия. Источники получения финансовой информации. Пользователи финансо­вой информации. Определение потребности фирмы в финансовых ресурсах. Пути сокращения позитивной потребности в капитале: лизинг, факторинг, форфейтинг. Источники обеспечения фирмы финансовыми ресурсами. Классификация внутренних (обратный приток денежных средств и прибыль) и внешних (пае­вое и кредитное финансирование) источников финансирования. Классификация собственных и заемных средств. Условие эффективного использования заемных средств: leverage effect. Показатели, позволяющие оценить эффективность использования финансовых ресурсов.
Основная литература:

  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер, с нем. /Под ред. А.Лоршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М, Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П.. Экономика предприятия. М: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов Н.А. и др. Экономика предприятия, М.: Юристь, 2000.

  5. Luthans Fred , Hodgetts Richard M.. Business. The Dryden Press, 1989.


Дополнительная литература:

1. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. М.: Дело, 1998

2. Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии, М.: ГУ-ВШЭ 1999.
Интернет-источники:
http://www.crin.ru/management/introcash.shtml

http://www.cfin.ru/management/introcash.pdf

http://www.cfin.ru/management/finance/index.shtml
Тема 3. Оборотный капитал фирмы
Соотношение понятий «оборотный капитал», «оборотные активы», «оборотные средства». Оборот­ные средства - как обобщающий показатель, используемый в хозяйственной практике. Экономическое на­значение, экономическое содержание оборотных средств. Структура оборотных средств: оборотные произ­водственные фонды и фонды обращения. Классификация оборотных производственных фондов и фондов обращения по характеру участия в производственно-хозяйственной деятельности. Факторы, определяющие потребность предприятия в оборотных средствах: нормы и нормативы оборотных средств. Анализ исполь­зования оборотных средств предприятием: показатели эффективности использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, средний период аккумулирования оборотных средств, расчет суммы оборотных средств, высвобождаемых из оборота в результате ускорения оборачиваемости или дополнительно­го привлечения оборотных средств в случае ее замедления.
Основная литература


  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А .Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М., Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П.. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов и др. Экономика предприятия. М.: Юристъ, 2000.

  5. Luthans Fred , Hodgetts Richard M.. Business. The Dryden Press, 1989.


Интернет-источники
http://www.cfin.ru/management/intro_workcap.shtml http://www.cfin.ru/management/intro_workcap.pdf
Тема 4. Основной капитал фирмы
Соотношение понятий «основной капитал» и «основные производственные фонды». Основные про­изводственные фонды как обобщающий показатель, используемый в хозяйственной практике. Место основных производственных фондов в структуре внеоборотных активов. Экономическое назначение и клас­сификация основных производственных фондов: видовая, по характеру участия в производственном про­цессе, по сферам деятельности. Виды оценки основных производственных фондов: первоначальная, ликви­дационная, амортизируемая, остаточная стоимость. Виды износа и амортизации основных производствен­ных фондов. Методы амортизации: линейный, единиц продукции, суммы чисел, двойной остаточный. По­казатели использования основных производственных фондов: фондоотдача, фондоемкость.

Нематериальные активы предприятия как элемент внеоборотных активов: определение, специфика функционирования, состав. Оценка нематериальных активов. Особенности износа и начисления амортиза­ции.
Основная литература


  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А .Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М., Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П.. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов и др. Экономика предприятия, М.: Юристъ, 2000.

  5. Luthans Fred , Hodgetts Richard M.. Business. The Dryden Press, 1989.


Интернет-источники
http://www.cfin.ru/press/afa/95_4_032-045.pdf

http://www.cfin.ru/ias/handbook-4-06.shtml http://www.consulting.ru/main/iasrus/texts/m4/042ag.htm
Тема 5. Маркетинговая деятельность фирмы
Концепция маркетинга. Функции маркетинга: получение информации о рынке, покупки, продажи, транспортировка, хранение, стандартизация, сортировка, финансирование маркетинга, принятие марке­тингового риска. Логика маркетинга: знание рынков (промышленные и потребительские), изучение пове­дения потребителей, проведение маркетинговых исследований (техника и направленность), сегментация рынка (демографическая, географическая, психографическая), выбор маркетингового подхода (концен­трированный, дифференцированный, недифференцированный), выбор целевого рынка. Реализация марке­тинговой стратегии в отношении: продукта, цены, местоположения, продвижения. Характеристика состав­ляющих стратегии маркетинга.

Основная литература

  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М., Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П.. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов и др. Экономика предприятия, М.: Юристъ, 2000.

  5. Luthans Fred , Hodgetts Richard M.. Business. The Dryden Press, 1989.

  6. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. С-Петербург: Питер, 1999.


Дополнительная литература

Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии. М.: ГУ-ВШЭ, 1999.
Интернет-источники
http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/index.shtml

http://www.apteka.ua/apteka/contribution/s_257_36_180900_009.asp

http://lib.wsu.ru/books/Bakalavr02/page0240.asp
РАЗДЕЛ 3 .ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Тема 6. Себестоимость продукции, доходы и прибыль предприятия
Затраты, расходы, издержки: общие черты и различия.

Критерии классификации затрат по способу отнесения на себестоимость ( прямые материалы, пря­мая рабочая сила, общепроизводственные расходы) и в зависимости от уровня деловой активности ( посто­янные и переменные). Определение объема производства, обеспечивающего безубыточность и получение целевой прибыли. Понятие операционного рычага и степени операционного рычага. Степень операционно­го рычага как фактор риска. Особенности отражения классификационных критериев деления затрат в отче­те о финансовых результатах: традиционный формат и формат маржинальной прибыли.

Доходы фирмы: состав, структура.

Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия. Факторы её определяющие. Рас­пределение и использование прибыли. Особенности отражения финансовых результатов в отчёте о прибы­лях и убытках.

Доходность фирмы и методы её определения.

Основная литература

  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М., Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П.. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов и др. Экономика предприятия, М.: Юристъ, 2000.

  5. Luthans Fred , Hodgetts Richard M.. Business. The Dryden Press, 1989.


Дополнительная литература

1. Шишкова Т.В. Николаева О.В. Управленческий учет. М.: УРСС, 2001.

2. Апчерч А. Управленческий учет. М.: Финансы и статистика, 2002.
Интернет-источники
http://www.cfin.ru/management/intro_costs.shtml

http://www.cfin.ru/management/finance/cost/index.shtml

http://www.dis.ru/fm/arhiv/2001/4/4.html

РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ.

Тема 7. Процесс управления фирмой и его составляющие.
Определение менеджмента. Уровни менеджмента. Процесс управления компанией и его состав­ляющие: планирование, организация, руководство, контроль.

I

Процесс планирования: миссия(цель) фирмы, осведомлённость о возможностях анализ среды (внешней и внутренней), определение стратегических задач, бюджетирование, контроль.

Организация: формулировка целей, развитие координации, делегирование власти, очертания струк­туры. Департментализация. Типы оргструктур.

Мотивация. Двухфакторная теория мотивации Херцберга. Техники мотивации.

Контроль: критерий эффективного контроля (сопоставление планируемых и фактических результа­тов), методы эффективного контроля (принцип ожидания и MBWA).
Основная литература


  1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. /Под ред. А. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  2. Беа Ф.К., Дихтла М., Швайтцер М. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.

  3. Грузинов В.П.. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

  4. Сафронов и др. Экономика предприятия, М.: Юристъ, 2000.

  5. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1999

  6. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент, С-Петербург: Питер, 1999.


Дополнительная литература
Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии, М.: ГУ ВШЭ 1999.
Интернет-источники
http://www.strategy-business.com/

http://www.cfin.ru/management/strategy/index.shtml

http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0217.asp#xex356

IV. Вопросы для оценки освоения качества дисциплины
К теме 1.


  1. Какие классификационные признаки фирмы являются наиболее важными.

  2. Что такое микро, мезо и макросреда фирмы.

  3. Каковы цели фирмы? Какие образом взаимосвязаны между собой различные цели

  4. Каковы организационно-правовые формы предприятий, принятые в Российской Федерации. Какие классификационные признаки являются наиболее важными.

  5. В чем состоит особенность акционерной формы хозяйствования.

  6. Назовите основные виды акций и чем они отличаются друг от друга.

  7. Каковы, по вашему мнению, основные проблемы развития акционерной формы хозяйствования в России.


К теме 2.


  1. Дайте определения понятию «финансовые ресурсы». Каковы источники их формирования?

  2. В чем состоит отличие собственных и заемных средств предприятия, внешних и внутренних источников финансирования?

  3. Каковы основные источники краткосрочного финансирования?

  4. Раскройте преимущества и недостатки привлечения финансовых ресурсов за счет эмиссии акций и облигаций.


К теме 3
1. Дайте определения понятиям: «оборотные средства», «оборотные фонды», «фондообращение»

2. Как группируются элементы оборотных средств.

3. Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств.

4. В чем состоит специфика нормирования материалов, незавершенного производства, готовой

5. Каковы способы повышения экономической эффективности оборотных средств.
К теме 4


  1. Дайте определения понятиям «основной капитал» и «основные производственные фонды»

  2. Как характеризуются состав и структура основных производственных фондов.

  3. Какие существуют виды оценок основных производственных фондов.

4. Назовите методы начисления амортизации основных производственных фондов и нематериальных активов.

5. Назовите показатели использования основных производственных фондов
К теме 5.


  1. Какова история развития маркетинга.

  2. Что такое SWOT-анализ? Какова его значимость и логика проведения

  3. Назовите составляющие маркетинговой стратегии и дайте подробную характеристику каждой из них.


К теме 6.


  1. Назовите классификационные критерии деления затрат и особенности их последующего их отражения в отчетности фирмы.

  2. Каков состав затрат, включаемый в производственную себестоимость.

  3. Как и с какой целью рассчитывается точка безубыточности фирмы

  4. Какова связь между высоким показателем DOL и риском.


К теме 7.


  1. Перечислите основные функции управления

  2. Какова роль стратегического планирования в системе управления. Что означает термин «иерархичность» в стратегическом планировании

  3. Какова логика стратегического планирования

  4. Каковы виды департментализации и оргструктур предприятия

5. Назовите основные системы ( виды) мотивации

6. Перечислите техники эффективного контроля
Автор программы Кочугуева М.Н.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины Экономика фирмы  для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины «Анализ медиа-рынков» для направления 030600....
Данный курс представляется актуальным в современной ситуации, когда знания о рынках, их структуре и динамике, закономерностях развития...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 Информатика...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 Информатика...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины История науки и техники для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины Глобальная и сравнительная история для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов...

Программа дисциплины «Экономика фирмы» для направления 030600. 62 «Журналистика» iconПрограмма дисциплины Экономика для направления fillin \* mergeformat...
Автор программы: Нестерова Д. В., д э н., профессор;  hyperlink "mailto:" 






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную