1. Цели и задачи дисциплины






Название1. Цели и задачи дисциплины
страница1/8
Дата публикации24.01.2015
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8








1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

Цель изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» состоит в комплексном изучении причин, механизмов и последствий участия государства в экономической жизни в условиях рыночных отношений.

В качестве объекта изучения выступает общественный (государственный) сектор экономики, понимаемый как совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства.


Предметом изучения данной учебной дисциплины является система методов исследования экономики общественного сектора, финансовые механизмы экономической активности государства, а также проблемы соотношения частного и общественного секторов экономик.

Задачи курса в соответствии с поставленной целью состоят в:

- приобретении новых и углубленных знаний в области микроэкономических подходов к объяснению функций и деятельности государства, его влияние на выбор экономических агентов и рыночное равновесие;

- ознакомлении с различными концептуальными трактовками государства, преследуемых им целей, его места и роли в рыночной экономике;

- формировании и закреплении навыков экономического анализа природы и последствий государственных решений, возможностей и границ использования экономической политики в сферах общественных доходов и расходов;

- освоении методов анализа эффективности общественного сектора и отдельных его составляющих;

- получении информации об особенностях организации и функционирования общественного сектора в странах с развитой рыночной экономикой и России.




    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Обучающийся должен знать теоретические основы участия государства в экономической жизни в условиях рыночных отношений.


Обучающийся должен уметь оценивать различные варианты политических решений и прогнозировать последствия государственных воздействий на экономику, анализировать состояние и тенденции развития экономики государственного сектора в России, отвечать на контрольные вопросы, решать практические задания и тесты, предложенные в соответствии с темами курса

Обучающийся должен владеть закономерностями формирования и спецификой развития общественного (государственного) сектора экономики страны, понимаемого как совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства.

У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);




    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Экономическая оценка хозяйственных процессов в регионе

Экономическая теория

Экономическая безопасность





  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- очная форма обучения

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции










Очная форма обучения
















Лекции







1-4

4




Модуль 1 «Институциональные основы общественного сектора»







1-2

2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8

3-4

2




Тема «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.) »

Д

ОК-4 ПК-8

5-12

8




Модуль 2 «Основы функционирования общественного сектора»







5-6

2




Тема «Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага»: понятие общественного блага и его основные свойства, виды, характеристика, порядок формирования предложения и классификация общественных и социально значимых благ, основы ценообразования в общественном секторе, проблема «безбилетника» и цены Линдаля, разгосударствление и границы рынка в общественном секторе»

Д

ОК-4 ПК-8

7-8

2




Тема «Равновесие в общественном секторе»: отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия, две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы, Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов, Правило Калдора-Хикса, общее и частичные равновесия в общественном секторе, два подхода к формированию бюджетной политики»

Д

ОК-4 ПК-8

9-10

2




Тема «Экономика благосостояния»: основы экономики благосостояния и модели распределения доходов (дистрибутивная функция), экономическая природа социальной защиты и социального страхования, дифференциация доходов: показатели, причины, состояние

ПБ

ОК-4 ПК-8

11-12

2




Тема «Роль общественного сектора в регулировании провалов рынка»: роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов, корректирующая роль субсидий производителям и потребителям, меры государственного регулирования монополий, информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации».

П

ОК-4 ПК-8

13-18

6




Модуль 3 «Теория общественного выбора»







13-14

2




Тема «Экономические основы политического механизма»: теория общественного выбора в современной рыночной экономике, основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке, механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством и парадокс голосования, приоритет избирателя-центриста, порядок и процедура учета интересов меньшинства в парламенте»

П

ОК-4 ПК-8

15-16

2




Тема «Основные субъекты политического рынка»: принцип профессионализма и высокой информированности политиков, общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии, механизм лоббирования, специфика принятия решений исполнительной властью в системе государственной службы, проблемы бюрократии.

Д

ОК-4 ПК-8

17-18

2




Тема «Роль общественного сектора в распределении доходов»: виды доходов, маркированные и немаркированные налоги, проблема справедливого распределения в рыночной экономике, проблемы выбора времени, проблема измерения неравенства в распределении доходов, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение, государственная политика перераспределения доходов, дилемма эффективности и справедливости, модели распределения доходов»

П

ОК-4 ПК-8










Практические занятия /семинары







1-4

4

4

Модуль 1 «Институциональные основы общественного сектора»







1-2

2

2

Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8

3-4

2

2

Тема «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.) »

Д

ОК-4 ПК-8

5-12

8

4

Модуль 2 «Основы функционирования общественного сектора»







5-6

2




Тема «Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага»: понятие общественного блага и его основные свойства, виды, характеристика, порядок формирования предложения и классификация общественных и социально значимых благ, основы ценообразования в общественном секторе, проблема «безбилетника» и цены Линдаля, разгосударствление и границы рынка в общественном секторе»

Д

ОК-4 ПК-8

7-8

2




Тема «Равновесие в общественном секторе»: отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия, две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы, Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов, Правило Калдора-Хикса, общее и частичные равновесия в общественном секторе, два подхода к формированию бюджетной политики»

Д

ОК-4 ПК-8

9-10

2

2

Тема «Экономика благосостояния»: основы экономики благосостояния и модели распределения доходов (дистрибутивная функция), экономическая природа социальной защиты и социального страхования, дифференциация доходов: показатели, причины, состояние

ПБ

ОК-4 ПК-8

11-12

2

2

Тема «Роль общественного сектора в регулировании провалов рынка»: роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффектов, корректирующая роль субсидий производителям и потребителям, меры государственного регулирования монополий, информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации».

П

ОК-4 ПК-8

13-18

6

4

Модуль 3 «Теория общественного выбора»







13-14

2




Тема «Экономические основы политического механизма»: теория общественного выбора в современной рыночной экономике, основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке, механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством и парадокс голосования, приоритет избирателя-центриста, порядок и процедура учета интересов меньшинства в парламенте»

П

ОК-4 ПК-8

15-16

2

2

Тема «Основные субъекты политического рынка»: принцип профессионализма и высокой информированности политиков, общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии, механизм лоббирования, специфика принятия решений исполнительной властью в системе государственной службы, проблемы бюрократии.

Д

ОК-4 ПК-8

17-18

2

2

Тема «Роль общественного сектора в распределении доходов»: виды доходов, маркированные и немаркированные налоги, проблема справедливого распределения в рыночной экономике, проблемы выбора времени, проблема измерения неравенства в распределении доходов, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение, государственная политика перераспределения доходов, дилемма эффективности и справедливости, модели распределения доходов»

П

ОК-4 ПК-8

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции




4




Лекции










2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8




2




Тема «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.) »

Д

ОК-4 ПК-8




4




Практические занятия /семинары










2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8




2




Тема «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.) »

Д

ОК-4 ПК-8



Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (с)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции




2




Лекции










2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8




4




Практические занятия /семинары










2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8




2




Тема «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.) »

Д

ОК-4 ПК-8



Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)- заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (в)

Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции




2




Лекции










2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8




4




Практические занятия /семинары










2




Тема «Научные основы анализа сочетания рынка и государства в смешанной экономике»: понятие и история формирования экономики общественного сектора, модели смешанной экономики, сочетание рынка и государства в современной рыночной экономике, структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора, порядок распределения ресурсов в экономике общественного сектора, функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, услуг и ресурсов, провалы рынка и государства, контрактация и квазирынки.»

Д

ОК-4 ПК-8




2




Тема «Институциональные формы организации общественного сектора»: институциональные основы экономики общественного сектора, особенности частно-государственного предпринимательства, организационно-правовые формы государственных предприятий, понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций, благотворительная деятельность, роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.) »

Д

ОК-4 ПК-8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи дисциплины iconУчебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению 38....
Цели и задачи дисциплины соответствуют общим целям гос впо по направлению подготовки 38. 03. 02 «Менеджмент» с учетом специфики образовательной...

1. Цели и задачи дисциплины iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)

1. Цели и задачи дисциплины iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля)
Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины решаются следующие задачи

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)

1. Цели и задачи дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований фгос)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную