Скачать 44.41 Kb.
|
Лекция 3. “Укоренненость” экономического действия в социальных отношениях. Рынок как институт. Предмет ЭС – экономическое действие, укорененное в социальных отношениях. Термин “embeddedness” – введен К.Поланьи. Заимствован из геологического словаря и означает «вкрапленность» одной породы в другую. На русский язык его переводят как «укорененность». Социальная укорененность экономических действий Аргументация К.Поланьи (1944) Адам Смит: сначала люди производят так мало, что у них едва хватает удовлетворить свои потребности. Обмена нет, натуральное хозяйство. Производство растет - появляются излишки для обмена. Торговля. Больше излишков - шире торговля. Появляется рынок. В начале XX века антропологи выяснили, что эта рациональная картина не имеет никакого отношения к реальным культурам. Торговля известна во многих архаических обществах, но занимает весьма скромное место. Гораздо больше, чем обмен товарами, распространен обмен подарками. Малиновский: кула на Тробриандских островах - обмен украшениями, сделанными из раковин. В иерархии бытия обмен подарками стоял гораздо выше обмена товарами. Обменивающий товар приобретал товар же, а партнер по куле приобретал нечто более важное - славу и дружбу. Боас: потлач североамериканских индейцев - публичная раздача и истребление материальных вещей, устраиваемые вождями. Вождь доказывал, что он владеет большим богатством, раздавая его, и одновременно демонстрировал, что он владеет знанием и церемониями предков, так как богатство раздавалось участникам в строгом соответствии с рангами. Подробнее см. http://latynina.ru/publ/publ145.shtml Вывод Поланьи из антропологических исследований - экономическое поведение в дорыночных обществах всегда было укоренено в социальных отношениях. Экономика, торговля всегда была подчинена обществу. Абстрагирование от социальных отношений произошло в результате появления хозяйства, основанного на системе ценообразующих рынков. Вместо общества регулятором экономического поведения стал 'рынок'. Если история дорыночных обществ – это история хозяйства, укорененного в социальных институтах, и лишь в последние 100-150 лет общество подчинилось рынку, и то не везде, то - основной тезис Поланьи – это не может продолжаться долго. Причину этого Поланьи видел в главном противоречии рыночной системы: с одной стороны, данная система требует для ее эффективного функционирования наличия таких культурных нерыночных факторов как доверие, честность, усердие, трудолюбие, ответственность и т.д., с другой стороны, рыночная система разрушает эти культурные факторы, унаследованные от предшествующих социально-экономических систем, и способствует фрагментации общества и его нестабильности. Если ЭТ(«бизнес-идеология») не подходит, то как должна выглядеть теория? Формы интеграции: реципрокность, перераспределение и обмен
Важно – форма интеграции не является производной от индивидуального поведения акторов, а зависит от структурной организации общества (институциональной структуры). Реципрокность возможна только в симметричных группах. Перераспределение - при наличие распределительного центра. Обмен – при наличие рынка. То есть, институциональные условия делают возможным тот или иной тип индивидуального поведения, а не наоборот. Следовательно, введение свободных цен в обществе, с нерыночным типом институционального устройства не приведет к появлению рынка. Аргументация М.Грановеттера (1985) Критика экономического подхода. Рациональный и атомизированный актор не является центральной фигурой социальной жизни. Атомизированные конкурентные рынки – это редкость. На деле большая часть экономического поведения укоренено в сетях социальных взаимодействий. И хотя новая институциональная экономика (Уильямсон) вернула институты в экономический анализ, это не то. Спор с Поланьи - дорыночные экономики не так уж были подчинены обществу, как это виделось Поланьи. И рыночное общество не так уж сильно атомизировано, как это выглядит у экономистов. В истории всегда была и остается значительная укорененность. Пример – доверие. По Уильямсону, институты служат тому, чтобы искоренить обман и оппортунизм (иерархия вместо рынка). С точки зрения Грановеттера, они производят заменители доверия, но не доверие само по себе. Доверие производят социальные отношения. Бизнес как внутри, так и снаружи фирм полностью погружен в социальные связи. Как выбирается партнер? Сравнительный анализ цен и качества? Не обязательно – низкие цены могут обернуться халтурой – поэтому имеют дело с тем, кому доверяют. Основная идея автора заключается в том, что отношения между участниками экономической деятельности не исчерпываются дихотомией «рынок–иерархия». Сетевые структуры должны рассматриваться в качестве альтернативного посредника в экономической деятельности. Рынок как механизм и рынок как социальный институт Рынок у А.Смита – географическая определенность + анализ интересов, которые на рынке должны быть согласованы (включая политические). Естественная и рыночная цены. Маркс - товарный фетишизм и эксплуатация. Маржиналисткая революция – потеря интереса к исследованию конкретного рынка. Введение понятия абстрактного рынка. Рынок в неоклассической экономической теории обозначает универсальный принцип, а не место торговли, механизм распределения ресурсов в экономике, невидимую руку, которая движет и управляет поведением атомизированных, эгоистичных, информированных и рациональных индивидов. Рынок в экономической социологии – интерес к социальной стороне рынков. Вебер – влияние государства и политики на то, как организованы биржи. Новая экономическая социология рассматривает рынок как совокупность сетей, институтов и культур (В.В.Радаев Социология рынков)
|
![]() | ![]() | Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе | |
![]() | Потенциал перемен предполагает формирование и ускорение в международных отношениях новой реальности и миропорядка1 | ![]() | Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества |
![]() | Реквизиты лицензии (орган, выдавший лицензию; регистрационный номер; начало периода действия; окончание периода действия) | ![]() | Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества |
![]() | Д. Канеман и А. Тверски). Для настройки агента и проверки его поведения был выбран фондовый рынок. Показано, что психологические... | ![]() | О месте и роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Становление экономико-социологического подхода в... |
![]() | ![]() | Как результат работы автор заключает, что одним из немногих возможных способов конкуренции на таком строго регулируемом рынке, как... |