Скачать 390.26 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ / Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2013г. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ КУРС) Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов магистерских программы "Прикладная экономика" Направление 080100.68 "Экономика " заочной формы обучения "ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ": Автор работы _____________________/ Лейман Т.И / "______"___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры экономической теории и прикладной экономики, протокол №___ от ____________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем __ стр. Зав. кафедрой ______________________________/Лиман И.А./ Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института протокол №___ от ____________ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Корчемкина Е.С./ «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ________________________/ Ульянова Е.А. / «______»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Лейман Т.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА(ПРОДВИНУТЫЙ КУРС) Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов магистерских программы "Прикладная экономика" Направление 080100.68 "Экономика " заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2013 Лейман Т.И. Институциональная экономика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы "Прикладная экономика", заочная форма обучения. Направление 080100.68 "Экономика " Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 58 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по магистерским программам "Прикладная экономика" Направление 080100.68 "Экономика ". Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: "Институциональная экономика" [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию экономической теории и прикладной экономики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лиман И.А., заведующий кафедрой экономической теории и прикладной экономики, д.э.н. © Тюменский государственный университет, 2013. © Лейман Т.И. , 2013. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи дисциплины:Институциональная экономика как наука является сравнительно молодой отраслью знаний. Её появление связывают с именами и теориями таких ученых как Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл. Российские ученые осваивают институционализм, в основном знакомясь с переводами отдельных концептуальных работ зарубежных экономистов. Среди них следует назвать книги нобелевских лауреатов Гуннара Мюрдаля "Азиатская драма. Исследование нищеты народов", Джеймса Бьюкенена "Расчет согласия" и "Границы свободы", Рональда Коуза "Фирма, рынок и право", Дугласа Норта "Институты, институциональные изменения и функционирование экономики". Большим достижением следует считать публикацию таких принципиально важных исследований, как работы Торстейна Веблена "Теория праздного класса", Джона Кеннета Гэлбрейта "Новое индустриальное общество" и "Экономические теории и цели общества", Мансура Олсена "Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп" и "Возвышение и упадок народы. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз", Оливера Уильямсона "Экономические институты капитализма. Фирма, рынки, "отношенческая" контракция", Клода Менара "Экономика организаций", Эрнандо де Сото "Иной путь. Невидимая революция в третьем мире" и др. В отечественной теории известны учебники и учебные пособия авторов С. Авдашева, А. Азуян, Р. Капелюшников, Ю. Кочеврин, Я. Кузьминов, В. Маевский, С. Малахов, В. Найшуль, А. Нестеренко, А. Олейник, В. Радаев, В. Тамбовцев, А. Шаститко, А. Яковлев. Однако главным препятствием для утверждения данной парадигмы в России является отсутствие методического пособия, где бы систематизировано излагались основы институционального подхода. По мнению Л.И. Липатникова институциональный подход к экономике [institutional approach] – применительно к экономике такой подход к изучению функционирования экономической системы, при котором основное внимание уделяется роли социальных, политических и экономических институтов. Последние понимаются по-разному: например, лауреат Нобелевской премии Д. Норт рассматривает институты как набор правил поведения индивидуумов. Это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения (например, институт частной собственности, институты гражданского общества и т.д.). Институциональное развитие экономики, по Норту, происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют правила игры, а вторые являются игроками. В других случаях институтами называются собственно организации, т.е. государства, правительства, фирмы, так или иначе определяющие функционирование экономической системы, в том числе и юридическое закрепление традиций и норм экономического поведения, складывающихся исторически. При этом понимание институциональный подход рассматривается как "…тип экономического анализа, который делает упор на роль социальных, политических и экономических событий". Основатели этого направления – Т. Веблен и У. Митчелл. Институциональными зависимостями при этом называют такие экономические закономерности, которые устанавливаются нормативно, законодательным путем. Всё вышеперечисленное актуально для российской экономике, которая находиться на этапе трансформации и формирования экономических институтов. Цель изучения дисциплины: состоит в формировании у студентов системного мышления и умение структурировать экономические явления в контексте отечественного законодательства, норм, правил и традиций, расширение на базе полученных знаний кругозора и компетентности в области нормативно-правового регулирования экономической деятельности. Задачи курса:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина " Институциональная экономика" является дисциплиной раздела М. 2 Профессиональный цикл (дисциплины по выбору) магистерской программы " Экономическая и социальная политика" Направление 080100.68 "Экономика ", что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении таких учебных курсов как: "История мировой экономической мысли", "Мировая экономика", "Государственное регулирование экономики", "Основы системного анализа", "Финансы", "Бухгалтерский учет", "Безопасность жизнедеятельности", "Статистика" по ООП бакалавриата по направлению "Экономика". Программа ориентирована на подготовку квалифицированных руководителей и специалистов-экономистов по вопросам институционально-экономической политики и проектированию институционально-экономических изменений, экономистов-исследователей и преподавателей в области анализа Институциональных структур Институциональных изменений. Программа предполагает углубленное изучение на продвинутом уровне таких специальных дисциплин, как: экономическая теория организаций, экономическая теория информации, экономическая теория контрактов, экономика и право, история Институциональной и эволюционной экономики, теории общественного выбора, теории экономической политики, история экономических институтов, история российских модернизаций, Институционально-экономический анализ рынка труда, организация и государственное регулирование Малого бизнеса, теория отраслевых рынков, экономическая теория естественных монополий, организационно-правовые механизмы защиты прав потребителей, теории рациональности, основы Институционального проектирования, теоретико-игровые модели в Институциональной экономике, методы прикладных Институционально-экономических исследований. 1.3. Компетенции выпускника ОПП. Формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: -способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны и истории человечества в современном мире (ОК-3); - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-1); - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-5); -способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор или аналитический отчет (ПК-6); В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
владеть:
Таблица «Карта компетенций дисциплины»
2. структура и трудоемкость дисциплины Семестр 1. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часов. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1 |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение |