Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп






Скачать 87.61 Kb.
НазваниеРазвитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп
Дата публикации19.03.2015
Размер87.61 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Финансовая инфраструктура бизнеса – статья
К.Р. Болотова

(студентка)

Сибирско-американский факультет менеджмента

Байкальской международной бизнес-школы

Иркутского государственного университета
Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов ГЧП
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты развития аэропортового комплекса за счет реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: «инфраструктурные проекты, аэропортовые комплексы, государственно-частное партнерство».
Современная экономика различными экспертами классифицируется как глобальная, сетевая, инфраструктурная экономика. На наш взгляд, корректно именно последнее определение – так как инфраструктура является совокупностью отраслей и видов деятельности, обеспечивающих производство, социальные аспекты жизни, инновационное развитие, правовую поддержку и многое другое. Инфраструктурная экономика включается в себя все, что упрощает и делает более эффективными потоки товаров и услуг, функционирование органов власти и управление, обеспечивает развитие бизнеса. Качество инфраструктуры во многом определяет качество жизни, а так же качественные и количественные аспекты экономики в целом. Следует отметить, что сегодня Российская Федерация во многих отраслях по базовым параметрам отстает от других развитых стран, и вопросы развития инфраструктуры являются крайне актуальными. Однако, в условиях дефицита консолидированного бюджета, необходим поиск новых механизмов финансирования инфраструктурных проектов.

Инфраструктурные проекты являются приоритетными для развития экономики любой страны. На сегодняшний день есть проблемы в их реализации во многих странах мира, в том числе и в России. Вместе с тем, в нашей стране активно развиваются проекты в данном направлении. К инфраструктурным проектам относятся проекты в сфере ЖКХ, здравоохранения, строительства и транспортные проекты. При этом многие авторы утверждают, что развитие транспортной инфраструктуру является наиболее важным аспектом развития экономики.

Вопросы развития дорожной инфраструктуры в данной работе не исследуются, и основной объект – развитие аэропортовой инфраструктуры. Сегодня в России число действующих аэропортов постоянно уменьшается, а их износ увеличивается: так, в полной мере в РФ функционирует 351 аэропорт, только 69 портов имеет статус международных. Но и их качество не соответствует международным стандартам: только 58% аэропортов имеет искусственное покрытие на взлетно-посадочной полосе, остальные же порты имеют грунтовое покрытие; 70% ВПП с искусственным покрытием были построены более 20 лет назад. Срочного проведения реконструкции требует как минимум 12% взлетно-посадочных полос, 18% требует капитального ремонта; только 48% аэропортов обеспечены системой светосигнального оборудования. Так же стоит отметить, что не все аэропорты приспособлены для посадки дальнемагистральных самолетов и обработки большого количества грузов. [1]



Рис. 1. Процентное соотношение покрытия взлётно-посадочных полос

Интерес государства в реализации таких проектов очевиден – это развитие экономики, вливание частных денежных средств, создание новых рабочих мест, эскалация, реализация проектов, на которые у самого государства не хватает ресурсов. Эта заинтересованность государства в частных инвесторах подчеркивается, в том числе, в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 г.г.)», согласно которой на реализацию проектов транспортной инфраструктуры будут привлечено порядка 11,4 трлн. Рублей, из них средств бюджетов различных уровней – 5,5 трлн. Рублей, а остальные средства – 5,9 трлн. рублей ( 52%) частных инвесторов. [5] Наиболее очевидным механизмом привлечения частных инвесторов является государственно-частное партнерство (ГЧП), привлекательность которого доказана реализацией за последние годы десятков проектов в мировой практике.

Наиболее общее определение партнерства дано В. Г. Варнавским: «Государственно-частное партнерство – это институциональный̆ и организационный̆ альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей̆ промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг». [4]

Как правило, ГЧП создается по причинам:

• недостатка средств государственного (муниципального) бюджета для реализации социально значимых проектов, или содержания объектов, находящихся в государственной̆ (муниципальной̆) собственности;

• стремления частных лиц получить экономическую выгоду от участия в ГЧП в виде налоговых льгот предпринимательской̆ деятельности, дохода от использования объектов государственной̆ и муниципальной̆ собственности.

Масштабный опыт перераспределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом имеется в так называемых секторах общественных услуг (в частности, в инфраструктурных отраслях). Именно там исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых полномочий частному сектору. Государство несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами, чем и объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей̆ и производств в государственной̆ собственности. В то же время частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Задействовать преимущества обеих видов собственности без глубоких социальных перемен и потрясений можно в рамках государственно-частного партнерства. Проекты, связанные с транспортной инфраструктурой являются наиболее интересными и приоритетными для инвесторов в силу более понятной схемы окупаемости.

Государство при всех условиях остается субъектом публично-правовых отношений. Это обстоятельство оказывается ключевым и для гражданско-правовых отношений, в которые государство как суверен не может вступать в качестве рядового субъекта гражданского права. Именно поэтому нельзя ставить вопрос об изначальном равноправии государственного и частного партнеров в данных проектах. Такое равноправие наступает только тогда, когда на основе суверенных прав государства в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации гражданско-правовых отношений.

Иными словами, государство как суверен становится особым субъектом гражданского права. Это выражается, во-первых, в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданско-правовых отношений; во-вторых, оно сохраняет властные функции, даже вступив на началах равенства сторон в указанные отношения, так как может принимать административные акты. Предполагается, что государство участвует в гражданском обороте не в своих специфических интересах, а в целях наиболее эффективной реализации публичной̆ власти. Но при реализации особенно крупных проектов, к которым следует отнести развитие аэропортовой сети, участие государства как полноправного инвестора практически не возможно.

Участие частного сектора понимается как «участие частного субъекта во владении определенными средствами и службами или причастность к нему на правах держателя неконтрольного пакета акций. Причастность частного сектора может осуществляться так же в форме договора на управление или аренды». [2]

Участие частного партнера в сфере предоставления аэропортового обслуживания в основном осуществляется в следующих формах:

  • Договор на управление;

  • Концессия;

  • Передача неконтрольного пакета акций;

Государственно – частное партнерство.

Концессия – это право осуществлять определенную коммерческую деятельность в аэропорту, как правило, на исключительной основе и в установленном месте.[3] Во всех случаях ответственность за развитие аэропортового комплекса лежит на концессионере. Как правило, все детали по предстоящей работе оговорены заранее в концессионном соглашении, которое позволяет разделить риски и выгоды от функционирования аэропорта между частным партнером и государством. Концессионер, участвующий в модернизации значимого объекта, получает его на длительный срок управления с цель возврата вложенных им инвестиций. Концессионная схема позволяет извлечь максимально возможный доход из имеющегося рыночного потенциала при сохранении государственного контроля.

Концессия удобна тем, что государство сохраняет право собственности и контроль над имуществом. Конкурсная процедура регулируется федеральным законодательством. Кроме того, концессионеры получают гарантию на случай изменения законодательства, а так же изменения тарифов, по которым концессионер оказывает услуги.

Вместе с тем, имеется и ряд недостатков. Например, законодательно ограничен состав и размер выплат при досрочном прекращении отношений. Отсутствует положение о множественности участников на стороне проекта.

Согласно законодательству Российской Федерации, аэропорт не может принадлежать частному партнеру. Основным нормативным документом, регулирующим деятельность аэропортов, является Воздушный кодекс РФ.[6]Данный кодекс регулирует всю деятельность аэропортов. Согласно ему, аэропорты обязаны оказывать ряд обязательных услуг, не имеющих доходности. Тарифы на такие услуги регулирует государство. К ним относятся:

  • Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

  • Предоставление аэровокзального комплекса;

  • Обеспечение авиационной безопасности;

  • Обслуживание пассажиров;

  • Обеспечение заправки воздушных судов.

Кроме того, аэропорт так же оказывает услуги, тарифы на которые государство не устанавливает. Например:

  • Обработка грузов;

  • Посадка-высадка пассажиров;

  • Обеспечение бортпитанием;

  • Временная стоянка самолета на аэродроме;

  • Медицинский осмотр экипажа;

  • Доставка членов экипажа к/от воздушного средства;

  • Техническое обслуживание.

Первым успешным примером государственно-частного партнерства является аэропорт Пулково. Пулково – третий аэропорт по пассажирообороту в России. Санкт-Петербург и ОАО «Аэропорт «Пулково» передали имущественный комплекс аэропорта в долгосрочную аренду ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» на срок 30 лет для осуществления масштабной реконструкции существующих и строительства новых объектов аэропортовой инфраструктуры. В течение всего этого периода ВВСС будет управлять аэропортом Пулково, оказывать аэропортовые услуги и инвестировать в развитие аэропорта в соответствии с Соглашением о ГЧП. ВВСС предоставлено эксклюзивное право оказания аэропортовых услуг на территории аэропорта Пулково.[7]

В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач все множество существующих и постоянно вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные модели. Очевидно, что любое такое деление в значительной̆ степени условно, и во многих случаях партнерства используют и развивают формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей̆ и их сочетании. Тем не менее, различаются организационные модели, модели финансирования и модели кооперации. В мировой̆ практике сложилось множество разнообразных моделей̆, форм, типов и конкретных вариантов реализации, партнерских отношений между государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы: контракты, аренда, концессия, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.

Очевидно, что развитие аэропортового комплекса является актуальным, поскольку на сегодняшний день в России это является одним из самых слабых мест транспортной инфраструктуры. Поскольку государство не может финансировать все проекты, то наиболее приемлемым и выгодным в данной ситуации будет государственно – частное партнерство. Наиболее распространенным и применяемым является концессионное соглашение, поскольку является нормативно регулируемым и простым. Примером успешной концессии государства и частного партнера можно назвать аэропорт Пулково. При этом, для успешного развития данного направления необходимы новые разработки в законодательстве, так как полномасштабного федерального закона о ГЧП в настоящее время нет.
Литература

  1. Аралов Г. Состояние и будущее аэродромной сети России, Москва – 2007. - 2с.

  2. Руководство по приватизации в сфере аэропортового и аэронавигационного обслуживания / Международная организация гражданской авиации // Издание первое — 2012.- 19с

  3. Руководство по экономике аэропортов /Международная организация гражданской авиации // Издание третье — 2013. -16с.

  4. Варнавский В.Г. Частно-государственное партнерство // Сайт «Экспертный канал “Открытая экономика”» [электронный ресурс] - Режим доступа http://www.opec.ru/article_doc.asp?d_no=50578.

  5. Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" от 5 декабря 2001 года (с изменениями на 30 сентября 2014 года) - N 848.- 22с.

  6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ.- 1c.

  7. Соглашение о государственно – частном партнёрстве // Сайт «Аэропорт Пулково» [электронный ресурс] – Режим доступа “http://www.pulkovoairport.ru/about/agreement/”.



(с) Болотова К.Р.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconПроекты государственно-частного партнерства как инструмент привлечения...
Рассматривается правовой аспект принятия федерального закона о гчп в России. Особое внимание уделяется опыту успешных и неудачных...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconСтенограмма круглого стола «Применение механизмов гчп при реализации...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconМеханизм государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры гостиниц
Аннотация: в статье рассматриваются основные перспективы применения механизма государственно-частного партнерства при создании инфраструктуры...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconКонцепция развития аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры в ленинградской...
Развития аэропортовой (аэродромной) инфраструктуры в ленинградской области и государственного управления имуществом аэропортов (аэродромов),...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconРоль государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры...
Гчп, определена важность и необходимость мер по государственной поддержке отрасли связи и инфраструктуры связи, обоснованы направления...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconГосударственно-частное партнерство в коммунальном секторе
Гчп в коммунальном секторе России и сравнить его с лучшими международными практиками. В настоящем обзоре представлен анализ работы...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconВопросы для кандидатского минимума
Инновационные процессы в регионе. Инновационный потенциал региона и реализация инновационных проектов. Развитие инновационной инфраструктуры...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconПредварительная программа форума по развитию инфраструктуры гражданской...
Приветственное слово Первого заместителя Председателя Государственной Думы Жукова Александра Дмитриевича

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconПострелиз андрей Чибис: "жкх мощнейший сегмент российской экономики"....
Ноября 2014 года в Москве состоялся первый Общероссийский форум «Частные операторы коммунальной инфраструктуры». Организатором мероприятия...

Развитие инфраструктуры аэропортов за счет реализации проектов гчп iconКак импортеру отстоять заявленную таможенную стоимость?
Охватывает в настоящий момент 206 товарных позиций, его дополнение осуществляется исходя из реализации инвестиционных проектов, позволяющих...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную