Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)»






Скачать 135.03 Kb.
НазваниеПроекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)»
Дата публикации19.03.2015
Размер135.03 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
Андрей Яковлев

Я ПОЛУЧИЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛ



Краткая биографическая информация: родился в 1966 году в Москве, женат, двое детей, окончил МГУ им. Ломоносова в 1988 году, кандидат экономических наук, с 1993 года по настоящее время проректор Государственного университета – Высшая школа экономики (www.hse.ru). Место стажировки в Германии – Bremen, Forschungsstelle Osteuropa (www.forschungsstelle.uni-bremen.de). Тема проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)»
Зачем мне был нужен этот проект?
В группе российских стипендиатов я был самым старшим по возрасту и, наверное, в силу этого мои интересы несколько отличались от интересов моих коллег. Для меня стажировка в Германии представляла собой определенное подведение итогов. В 1990е годы я активно занимался прикладными экономическими исследованиями и при этом постепенно переходил от относительно частных вопросов (концентрация и монополизация в отраслях промышленности СССР, оптовая торговля и инфраструктура товарных рынков, товарные биржи и производные финансовые инструменты) к анализу более общих проблем, связанных с мотивацией и поведением предприятий, промышленной политикой, институциональными реформами в переходной экономике. Именно эта логика привела меня к политэкономическому по своей сути проекту о взаимодействии групп интересов и их влиянии на экономические реформы. Кроме написания развернутой статьи на эту тему во время пребывания в Германии я хотел обобщить собственные предшествующие работы и по итогам проведенного исследования написать книгу, которая могла бы стать основой для моей докторской диссертации (Habilitation). В целом, мне важно было лучше понять и осмыслить происходящее в России. По моему собственному опыту, сделать это в повседневной суете московской жизни очень сложно и поэтому я хотел на какое-то время уехать из России.
Почему Германия?
Выбор Германии в какой-то мере был предопределен моим предшествующим опытом. Немецкий язык был моим первым иностранным языком. Я активно использовал немецкие работы (в частности, Hauptgutachten der Monopolkommission) еще в университете при написании диплома и диссертации. Моей первой зарубежной поездкой стала поездка в Германию в 1993 году. Тогда на летней школе, организованной Internationales Zentrum при университете Тюбигнена, я познакомился с Prof. Rainer Schöbel. Тесные рабочие и человеческие контакты с ним в последующие четыре года не только стали для меня своего рода введением в современную экономическую науку, но и дали представление о стране. Это была возможность взглянуть на Германию изнутри. Позже в рамках различных проектов у меня сложились дружеские отношения с Dr. Katrin Friedrich из Statistisches Bundesamt, Dr. Rainer Feuerstack из Monopolkommission, Dr. Harald Sondhof из Arbeitsgruppe GTZ/BMF в Москве и общества dialog e.V. в Тюбингене.

Исторический опыт Германии был интересен для меня в научном плане. В частности, по моим представлениям, в конце 1940-х начале 1950-х годов Германия прошла путь, в чем-то похожий на тот, по которому сейчас идет Россия. Это путь от закрытой авторитарной системы к открытому демократическому обществу, от краха тоталитарной идеологии – к выстраиванию новой системы общественных ценностей и идеалов. И я полагал, что учет этого опыта, а также анализ эволюции социальной структуры в б. ГДР после воссоединения Германии может быть полезен для лучшего понимания трансформационных процессов в России.

Наконец, существенным фактором была возможность получения гранта на длительную стажировку в Германии. Я уже давно знал о фонде Гумбольдта. (Dr. Stefan Melich проводил презентацию программ фонда в моем университете еще в 1999 или 2000 году.) И в принципе я планировал подавать заявку на научную стипендию. Однако программа стипендий федерального канцлера, объявленная фондом для России в конце 2001 года, оказалась мне ближе по ее декларированным целям – поскольку я всегда занимался прикладными исследованиями и, кроме того, мне как проректору пришлось делать много сугубо практических вещей для становления и развития ВШЭ как организации и как нового университета.
Впечатления от программы
От вводного семинара в Бонне-Берлине в сентябре 2002 года поначалу возникало ощущение некоторой избыточности и пестроты – наверное, отчасти потому, что я был настроен на работу и семинар казался «вычетом» из того времени, которое было отпущено для реализации моего проекта. Более интересной для меня стала ознакомительная поездка по Германии весной 2003 года – когда я уже сделал значительную часть того, что планировал. Несколько иное отношение к весенней поездке, возможно, было связано с тем, что при формировании ее программы учитывались мнения стипендиатов, и на каждой встрече было, по крайней мере, несколько заинтересованных в ней участников.

Для моего проекта в профессиональном плане очень полезным стал семинар в Институте современной истории (Institut der Zeitgeschichte) в Мюнхене. В человеческом плане запомнились рассказы об истории Фрайбурга и Баден-Бадена. Очень интересными и информационно насыщенными были встречи в НАТО с представителями немецкой миссии, а также обед с сотрудниками миссий других стран. Наконец, глубокое впечатление оставила заключительная беседа в канцелярии федерального канцлера в июле 2003 года с государственным министром, Beauftragte der Bundesregierung für Kultur und Medien Dr. Christina Weiss.

В целом по итогам всей программы я могу сказать, что встречи и семинары, организованные фондом, были очень полезны. При том, что я много раз был в Германии до того и считал, что в целом уже знаю эту страну, вводный семинар и ознакомительная поездка дали мне много новой информации. Это был другой, более широкий и разносторонний взгляд на страну.

Важной частью программы также стали контакты со стипендиатами из США. Они начались еще на языковых курсах в Бонне и затем продолжались в течение всей программы. Для меня это была отнюдь не первая встреча с американцами. Еще с начала 1990х годов у меня сложились рабочие отношения с рядом американских коллег, занимающихся Россией, но это скорее были профессиональные контакты. Здесь же речь шла скорее о личных взаимоотношениях. Причем это были не просто отдельные люди, а две группы, для которых немецкий язык выступал языком межнационального общения (не все российские стипендиаты говорили по-английски). При этом внутри этих двух групп, естественным образом, общение велось, соответственно, на русском или на английском.

Данная ситуация, наверное, могла бы стать неплохим «кейсом» для анализа межкультурных взаимодействий – с учетом коллективизма и индивидуализма как элементов национальной культуры, а также выявившихся определенных различий в восприятии истории. Этой теме, кстати, был посвящен проект Зульфии Таштабановой из Самары и, наверное, небольшой тренинг, поясняющий базовые принципы межкультурных взаимодействий, был бы полезен в рамках вводного семинара для следующих групп стипендиатов. Тем не менее, на мой взгляд, мы сами смогли преодолеть недопонимание, возникшее в конце вводного семинара, и я надеюсь, что в дальнейшем мы будем поддерживать дружеские отношения с нашими американскими коллегами.
Принимающий институт, быт и повседневная жизнь

Основным местом моего пребывания в Германии был Бремен – очень симпатичный город на севере Германии. Он отличался как от мегаполисов типа Берлина или Мюнхена, так и от маленьких университетских городов, в которых мне приходилось бывать раньше. Я жил в университетском Gasthaus и не испытывал никаких бытовых проблем – отчасти, возможно, потому, что моя семья осталась в Москве (жена не могла оставить работу). Правда, я сам достаточно часто ездил домой, а дети и жена дважды приезжали в Германию.

До своей стажировки я не был лично знаком с коллегами из Forschungsstelle Osteuropa (я знал их отдельные работы, кроме того, у нас было много общих знакомых в России и в Германии). И хотя Forschungsstelle Osteuropa больше специализируется на историко-культурных, нежели на экономических исследованиях, меня очень понравились в Бремене условия для спокойной работы, наличие хорошей библиотеки, а также возможность содержательных дискуссий с коллегами – прежде всего, с Dr. Heiko Pleines и Prof. Hans Henning Schröder. В течение года, проведенного в Германии, в человеческом плане для меня важными были контакты с Gabriel Superfin, человеком с энциклопедическими знаниями, бывшим советским диссидентом и политзаключенным, а ныне главным архивариусом российского архива Forschungsstelle Osteuropa.

Мой проект: идея, неподтвердившиеся гипотезы и основные результаты



Предметом моего проекта был анализ изменений в мотивации хозяйствующих субъектов, типичных для российской переходной экономики, а также анализ эволюции интересов влиятельных социальных групп в современном российском обществе. В рамках проекта на основе обобщения предшествующих теоретических и эмпирических работ я хотел смоделировать институциональные условия, при которых взаимодействие и реализация интересов участников экономической и политической жизни в России способствовали бы реальному продвижению страны к конкурентному рынку и к построению гражданского общества. Я не уверен, что мне в полной мере удалось реализовать свой изначальный замысел. Тем не менее при желании то, что получилось в итоге, в начале 2004 года можно будет посмотреть в английской версии в разделе «публикации» на сайте http://www.forschungsstelle.uni-bremen.de/, а в русской версии – на сайте http://www.hse.ru/science/preprint/default.html#wp4.

Как я уже говорил выше, в своей заявке я выдвигал гипотезу о возможных аналогиях между Германий конца 1940х – начала 1950х и Россией 1990х. По факту эта гипотеза не подтвердилась. Как показали изучение немецких работ по осмыслению истории, а также плодотворное общение с профессорами Horst Möller и Udo Wengst из Института современной истории, несмотря на отдельные схожие черты, ситуация в послевоенной Германии и в пореформенной России существенно различалась:

  • Фактор времени и характер режима. Нацистский режим в Германии просуществовал всего 12 лет и ему предшествовал период демократического развития. Соответственно, большинство граждан имело опыт жизни в условиях демократии, при этом значительная их часть голосовала в 1933 году против Гитлера. Кроме того, в Германии речь шла о переходе от тоталитарного к демократическому режиму. И «негатив» тоталитарного режима в этом случае был существенно более явным. Напротив, в СССР уже в 1950-1960е годы на смену тоталитарной системе пришел автократический режим, который причинял существенно меньшие страдания людям. Поэтому в 1990е годы в России контраст был не столь резким и преимущества демократической системы – особенно на фоне падения уровня жизни – для многих рядовых граждан были не очевидны.

  • Политические преобразования и экономический кризис. Нацистский режим не смог серьезно трансформировать экономические отношения. При этом война привела народное хозяйство Германии к банкротству, и политические преобразования начались на фоне глубочайшего экономического кризиса, уже достигшего своей нижней точки. Последовавший за этим в известном смысле неизбежный экономический рост стимулировал доверие к возрождаемым демократическим институтам. В странах же Восточной Европы и, особенно, в СССР, где экономические диспропорции были гораздо глубже, внедрение демократических институтов началось вместе с вхождением в экономический кризис. И это отнюдь не способствовало доверию к новым институтам.

  • Институциональная среда. В Германии речь не шла о радикальном преобразовании всех институтов. Демократические институты были разрушены, но они сохранялись в памяти большей части населения. Остальные же институты (прежде всего – правовые) существовали. В период нацизма они функционировали на основе нацистских законов, и была проблема наполнения их иным содержанием, но сами институты не нужны было воссоздавать и выстраивать. То же самое касается рыночных институтов – государство в период нацизма оказывало на них заметное воздействие, но они существовали и не были разрушены.

Последнее различие, возможно, является наиболее существенным. Анализ развития бывших социалистических стран в 1980-1990-е годы показывает, что глубина «переходного» кризиса и их дальнейшее экономическое развитие предопределялись сохранением дееспособных институтов в одних странах и катастрофической несостоятельностью государства в других. Очевидно, что такие работающие институты в значительной мере должны были наследоваться от предшествующего режима. И, на наш взгляд, не столь важно, какими были характер и содержание этих институтов (в этом отношении характерен пример Китая). Существенно то, в какой мере они поддерживали процессы трансформации, обеспечивая текущую деятельность экономических агентов и выполнение государством своих повседневных функций.

Печальная особенность России заключалась в радикальном разрушении старых институтов уже в 1991-1992 годах – в то время как система новых институтов фактически стала выстраиваться и начала функционировать лишь к концу 1990х годов. При этом элитные группы в целом были заинтересованы в подобном институциональном вакууме, так как в отсутствие правил им проще было провести раздел бывшей государственной собственности.

Суммируя общие результаты проекта, можно сказать, что для России еще с XIX века традиционным оставался вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Однако на сегодняшний день практически все возможные рецепты уже сформулированы. И ключевыми для экономической политики в России являются ответы на вопрос, КТО может поддержать реформы и способен обеспечить устойчивый экономический рост, а также КАК, с помощью каких механизмов можно консолидировать и мотивировать эти социальные группы.

На основе критического анализа широкого спектра предшествующих исследований я постарался показать, что экономические и социально-политические деформации, накопленные в советский период, в значительной мере предопределили характер трансформации элит и выбор траектории реформ в 1990е годы. Валютно-финансовый кризис 1998 года оказал отрезвляющее влияние на российскую элиту и на определенное время создал предпосылки для развития и экономического роста. Однако воспроизводство неконкурентных структур, типичных для сочетания «несовершенный рынок – слабое государство» и гасящих стимулы к инновациям, скорее всего, будет и впредь тормозить социально-экономическое развитие. При этом наблюдаемая в последнее время тенденция к все большей централизации в экономической и политической жизни, с большой вероятностью, будет способствовать не экономическому росту, а укреплению и укоренению подобных неконкурентных структур.

Тем не менее, в силу различий в уровне эффективности и в доступе к ресурсам как на стороне бизнеса, так и на стороне государства есть игроки, обладающие потенциалом инноваций и при определенных условиях способные эффективно использовать этот потенциал для развития. Задействовать этот потенциал и консолидировать интересы соответствующих игроков можно с помощью нестандартного набора инструментов и механизмов, поддерживающих инновации в неконкурентной экономической и политической среде. Такой подход, однако, требует смены акцентов в экономической политики, отказа от устоявшихся стереотипов и готовности к институциональным инновациям.
Планы на будущее: немецкая линия.
Год работы в Германии оказался очень плодотворным для меня в плане новых идей. Они возникали в самых разных областях – от выработки стратегии развития ВШЭ до структурной политики и проектирования институтов развития в России в условиях несовершенного рынка и слабого государства. Эти идеи касались также новых проектов, в той или иной мере связанных с Германией.

Развитие академических контактов с немецкими коллегами уже выразилось в том, что в октябре 2003 года в Высшую школу экономики как стипендиат DAAD приехал Jens Brammen, который пишет диссертацию о банковской системе в России в университете Тюбингена. В 2004 году в ВШЭ, возможно, приедет Andreas Heinrich из Свободного университета в Берлине – если его заявка будет поддержана фондом Гумбольдта в рамках Feodor Lynen-Programm. В ноябре 2003 года в ВШЭ прошла презентация Russian Corporate Governance Scorecard, разработанной российской Гильдией инвестиционных и финансовых аналитиков совместно с DVFA. Эта презентация стала одним из результатов взаимодействия с членом Государственной комиссии по корпоративному управлению при канцлере ФРГ г-ном Christian Strenger, с которым мы познакомились на втором Humboldt-Forum on Corporate Governance в июле 2003 года в Берлине.

Из обсуждений с другими российскими стипендиатами и Dr. Stefan Melich летом 2003 года в Берлине возникла идея создания российской Ассоциации стипендиатов программы федерального канцлера ФРГ. Первой акцией ассоциации стала серия презентаций программы в сентябре 2003 года в тех университетах и организациях в Москве, Хабаровске, Самаре, Ярославле, Екатеринбурге, где учились или работали до своего отъезда в Германию стипендиаты 2002-2003 года. Целью презентаций было более широкое распространение информации о программе среди ее потенциальных участников в преддверии очередного конкурса.

На мой взгляд, возможность прямых неформальных контактов с бывшими стипендиатами стала хорошим дополнением к тем официальным презентациям программы, которые проводились представителями фонда Гумбольдта. Во всяком случае, на моей презентации в ВШЭ было свыше 30 человек, и потом я получил около 20 электронных писем с конкретными вопросами о том, как подготовить заявку, как найти принимающего профессора с немецкой стороны. Я знаю, что в ряде случаев это привело к появлению заявок на программу, и на одну из них я даже написал рекомендательное письмо для фонда.

В целом мой опыт также показал, что весьма эффективным является размещение информации о программе на сайтах организаций, которые по своей деятельности тесно связаны с Россией и Германией. В частности, наибольшее число запросов о программе, пришедших ко мне по электронной почте, были связаны с объявлением, которое по моей просьбе было размещено на сайте Президентской программы по переподготовке управленческих кадров (http://skpk.hse.ru/russian/Main.htm). Эта инициатива, ориентированная на повышение квалификации и стажировки российских менеджеров за рубежом, была активно поддержана немецкими компаниями. И интерес выпускников этой программы к новой «лидерской» программе фонда Гумбольдта был вполне естественным. Возможно, в будущем Фонду Гумбольдта стоит установить прямые контакты с секретариатом Президентской программы по переподготовке управленческих кадров.

Еще один пример – Ассоциация российских и немецких экономистов dialog e.V., созданная в Тюбингене в 1998 году (www.dialog-ev.de). Ее основная цель – развитие прямых связей между студентами и молодыми профессионалами из России и Германии. Сейчас в разных городах России и Германии действуют уже восемь региональных групп. В ежегодном симпозиуме dialog e.V. в 2003 году приняли участие три российских стипендиата программы федерального канцлера и, на мой взгляд, члены dialog e.V. являются потенциальной аудиторией не только для программы федерального канцлера, но и для других программ фонда Гумбольдта (например, для Feodor Lynen-Programm).

Из других идей, появившихся в обсуждениях с коллегами и Dr. Stefan Melich, я хотел бы отметить возможный проект по анализу влияния деятельности зарубежных научных фондов на процесс «утечки мозгов» из России. В российской прессе (особенно левой) периодически можно встретить спекуляции на сей счет. При этом речь идет о миллионах уехавших из России ученых. Представляется, что анализ последующей карьеры бывших российских стипендиатов фонда Гумбольдта мог бы прояснить этот вопрос на конкретном примере конкретного фонда. При этом, как показало обсуждение с коллегами по Московскому гумбольдтовскому клубу, такой проект также позволил бы обновить и дополнить базу данных о бывших стипендиатах фонда. Я надеюсь, что для реализации этого проекта можно будет найти финансирование по линии одного из российских ведомств или российских грантовых программ.

Еще одна идея касалась возможностей создания в России своего рода аналога фонда Гумбольдта с условным названием «фонд им. Ломоносова». Эта идея появилась в контексте 50-летнего юбилея возобновления деятельности фонда Гумбольдта, которое отмечалось в 2003 году. За эти годы в Германии со стипендией фонда побывали 23 тысячи человек из самых разных стран. Несколько десятков среди них стали потом нобелевскими лауреатами, некоторые стали премьер-министрами и президентами в своих странах. Это, безусловно, повлияло на изменение отношения к стране по имени Германия. Но не менее важным был другой эффект, связанный с трансфером знаний, когда в страну приезжал конкретный человек, уже обладающий научной квалификацией, он работал в Германии, он эти знания привозил в Германию. И на этой базе происходило развитие контактов в научной элите.

И, возможно, в России сегодня имело бы смысл инициировать – по аналогии с фондом Гумбольдта – создание фонда им. Ломоносова, который тоже выдавал бы гранты и стипендии ученым. Наверное не исключительно иностранным, как это сделано в Германии (это была бы не совсем корректная для России ситуация), а коллективам, включающим российских ученых и западных ученых. И такие гранты, наряду со стипендиями для российских исследователей, предусматривали бы приезд в Россию иностранного ученого с созданием ему условий с тем, чтобы он мог здесь работать. С точки зрения перспектив развития страны это было бы очень значимо для закрепления здесь, с одной стороны, российских ученых, с другой стороны, для трансфера знаний в Россию, для развития международной кооперации – это как раз то, чего часто не хватает российским университетам.

Естественно, все сказанное выше – это лишь часть моей текущей и будущей активности. Тем не менее, Германия уже вошла в мою жизнь. Германия, мои немецкие коллеги и друзья уже многое дали мне (может быть даже больше, чем я ожидал) – и я надеюсь, что смогу реально способствовать дальнейшему развитию отношений между нашими двумя странами.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconПрограмма V международной научно-практической конференции запад россия...
Белорусский государственный университет информатизации и радиоэлектроники (Беларусь)

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconAmerican Political Sience Review : журнал. 101 : ежеквартально /...

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconКарминский, профессор мгту, Газпромбанк
Данный проект является продолжением проекта «Trend of the Banking Sector in Russia and Bank Ratings»

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconНа Russia Power 2014 и HydroVision Russia 2014 рассмотрят ключевые...

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconВ армении прошла выставка «Expo-Russia»
«Expo-Russia Armenia 2009». Организаторы: ОАО «Зарубеж-Экспо», Концерн «Мульти Груп» при участии Международной Ассоциации Фондов...

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconHas a moderate free market and export-oriented economy. Measured nominally, its

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconThe concept, characteristics and mechanism of implementation of the...
...

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconMutual influence of direct foreign investments and economic growth (ukrain ian variant )
Ввп, предложены рекомендации по усовершенствованию организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности украинской...

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconДеловая программа шестой российско-армянской промышленной выставки...
Пресс-конференция с участием руководителей Оргкомитета, Посольства, Торгпредства, представителей других ведомств для российских,...

Проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» iconAnalysis and development of the market conditions of business tourism in Primorsky Krai
В статье рассматривается рынок и факторы, способствующие развитию делового туризма в Приморском крае и в частности Владивостока






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную