Скачать 135.03 Kb.
|
Андрей ЯковлевЯ ПОЛУЧИЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛКраткая биографическая информация: родился в 1966 году в Москве, женат, двое детей, окончил МГУ им. Ломоносова в 1988 году, кандидат экономических наук, с 1993 года по настоящее время проректор Государственного университета – Высшая школа экономики (www.hse.ru). Место стажировки в Германии – Bremen, Forschungsstelle Osteuropa (www.forschungsstelle.uni-bremen.de). Тема проекта: «Who does and who does not need reforms in Russia? (interest groups and their political influence in the process of market reform)» Зачем мне был нужен этот проект? В группе российских стипендиатов я был самым старшим по возрасту и, наверное, в силу этого мои интересы несколько отличались от интересов моих коллег. Для меня стажировка в Германии представляла собой определенное подведение итогов. В 1990е годы я активно занимался прикладными экономическими исследованиями и при этом постепенно переходил от относительно частных вопросов (концентрация и монополизация в отраслях промышленности СССР, оптовая торговля и инфраструктура товарных рынков, товарные биржи и производные финансовые инструменты) к анализу более общих проблем, связанных с мотивацией и поведением предприятий, промышленной политикой, институциональными реформами в переходной экономике. Именно эта логика привела меня к политэкономическому по своей сути проекту о взаимодействии групп интересов и их влиянии на экономические реформы. Кроме написания развернутой статьи на эту тему во время пребывания в Германии я хотел обобщить собственные предшествующие работы и по итогам проведенного исследования написать книгу, которая могла бы стать основой для моей докторской диссертации (Habilitation). В целом, мне важно было лучше понять и осмыслить происходящее в России. По моему собственному опыту, сделать это в повседневной суете московской жизни очень сложно и поэтому я хотел на какое-то время уехать из России. Почему Германия? Выбор Германии в какой-то мере был предопределен моим предшествующим опытом. Немецкий язык был моим первым иностранным языком. Я активно использовал немецкие работы (в частности, Hauptgutachten der Monopolkommission) еще в университете при написании диплома и диссертации. Моей первой зарубежной поездкой стала поездка в Германию в 1993 году. Тогда на летней школе, организованной Internationales Zentrum при университете Тюбигнена, я познакомился с Prof. Rainer Schöbel. Тесные рабочие и человеческие контакты с ним в последующие четыре года не только стали для меня своего рода введением в современную экономическую науку, но и дали представление о стране. Это была возможность взглянуть на Германию изнутри. Позже в рамках различных проектов у меня сложились дружеские отношения с Dr. Katrin Friedrich из Statistisches Bundesamt, Dr. Rainer Feuerstack из Monopolkommission, Dr. Harald Sondhof из Arbeitsgruppe GTZ/BMF в Москве и общества dialog e.V. в Тюбингене. Исторический опыт Германии был интересен для меня в научном плане. В частности, по моим представлениям, в конце 1940-х начале 1950-х годов Германия прошла путь, в чем-то похожий на тот, по которому сейчас идет Россия. Это путь от закрытой авторитарной системы к открытому демократическому обществу, от краха тоталитарной идеологии – к выстраиванию новой системы общественных ценностей и идеалов. И я полагал, что учет этого опыта, а также анализ эволюции социальной структуры в б. ГДР после воссоединения Германии может быть полезен для лучшего понимания трансформационных процессов в России. Наконец, существенным фактором была возможность получения гранта на длительную стажировку в Германии. Я уже давно знал о фонде Гумбольдта. (Dr. Stefan Melich проводил презентацию программ фонда в моем университете еще в 1999 или 2000 году.) И в принципе я планировал подавать заявку на научную стипендию. Однако программа стипендий федерального канцлера, объявленная фондом для России в конце 2001 года, оказалась мне ближе по ее декларированным целям – поскольку я всегда занимался прикладными исследованиями и, кроме того, мне как проректору пришлось делать много сугубо практических вещей для становления и развития ВШЭ как организации и как нового университета. Впечатления от программы От вводного семинара в Бонне-Берлине в сентябре 2002 года поначалу возникало ощущение некоторой избыточности и пестроты – наверное, отчасти потому, что я был настроен на работу и семинар казался «вычетом» из того времени, которое было отпущено для реализации моего проекта. Более интересной для меня стала ознакомительная поездка по Германии весной 2003 года – когда я уже сделал значительную часть того, что планировал. Несколько иное отношение к весенней поездке, возможно, было связано с тем, что при формировании ее программы учитывались мнения стипендиатов, и на каждой встрече было, по крайней мере, несколько заинтересованных в ней участников. Для моего проекта в профессиональном плане очень полезным стал семинар в Институте современной истории (Institut der Zeitgeschichte) в Мюнхене. В человеческом плане запомнились рассказы об истории Фрайбурга и Баден-Бадена. Очень интересными и информационно насыщенными были встречи в НАТО с представителями немецкой миссии, а также обед с сотрудниками миссий других стран. Наконец, глубокое впечатление оставила заключительная беседа в канцелярии федерального канцлера в июле 2003 года с государственным министром, Beauftragte der Bundesregierung für Kultur und Medien Dr. Christina Weiss. В целом по итогам всей программы я могу сказать, что встречи и семинары, организованные фондом, были очень полезны. При том, что я много раз был в Германии до того и считал, что в целом уже знаю эту страну, вводный семинар и ознакомительная поездка дали мне много новой информации. Это был другой, более широкий и разносторонний взгляд на страну. Важной частью программы также стали контакты со стипендиатами из США. Они начались еще на языковых курсах в Бонне и затем продолжались в течение всей программы. Для меня это была отнюдь не первая встреча с американцами. Еще с начала 1990х годов у меня сложились рабочие отношения с рядом американских коллег, занимающихся Россией, но это скорее были профессиональные контакты. Здесь же речь шла скорее о личных взаимоотношениях. Причем это были не просто отдельные люди, а две группы, для которых немецкий язык выступал языком межнационального общения (не все российские стипендиаты говорили по-английски). При этом внутри этих двух групп, естественным образом, общение велось, соответственно, на русском или на английском. Данная ситуация, наверное, могла бы стать неплохим «кейсом» для анализа межкультурных взаимодействий – с учетом коллективизма и индивидуализма как элементов национальной культуры, а также выявившихся определенных различий в восприятии истории. Этой теме, кстати, был посвящен проект Зульфии Таштабановой из Самары и, наверное, небольшой тренинг, поясняющий базовые принципы межкультурных взаимодействий, был бы полезен в рамках вводного семинара для следующих групп стипендиатов. Тем не менее, на мой взгляд, мы сами смогли преодолеть недопонимание, возникшее в конце вводного семинара, и я надеюсь, что в дальнейшем мы будем поддерживать дружеские отношения с нашими американскими коллегами. Принимающий институт, быт и повседневная жизнь Основным местом моего пребывания в Германии был Бремен – очень симпатичный город на севере Германии. Он отличался как от мегаполисов типа Берлина или Мюнхена, так и от маленьких университетских городов, в которых мне приходилось бывать раньше. Я жил в университетском Gasthaus и не испытывал никаких бытовых проблем – отчасти, возможно, потому, что моя семья осталась в Москве (жена не могла оставить работу). Правда, я сам достаточно часто ездил домой, а дети и жена дважды приезжали в Германию. До своей стажировки я не был лично знаком с коллегами из Forschungsstelle Osteuropa (я знал их отдельные работы, кроме того, у нас было много общих знакомых в России и в Германии). И хотя Forschungsstelle Osteuropa больше специализируется на историко-культурных, нежели на экономических исследованиях, меня очень понравились в Бремене условия для спокойной работы, наличие хорошей библиотеки, а также возможность содержательных дискуссий с коллегами – прежде всего, с Dr. Heiko Pleines и Prof. Hans Henning Schröder. В течение года, проведенного в Германии, в человеческом плане для меня важными были контакты с Gabriel Superfin, человеком с энциклопедическими знаниями, бывшим советским диссидентом и политзаключенным, а ныне главным архивариусом российского архива Forschungsstelle Osteuropa. Мой проект: идея, неподтвердившиеся гипотезы и основные результатыПредметом моего проекта был анализ изменений в мотивации хозяйствующих субъектов, типичных для российской переходной экономики, а также анализ эволюции интересов влиятельных социальных групп в современном российском обществе. В рамках проекта на основе обобщения предшествующих теоретических и эмпирических работ я хотел смоделировать институциональные условия, при которых взаимодействие и реализация интересов участников экономической и политической жизни в России способствовали бы реальному продвижению страны к конкурентному рынку и к построению гражданского общества. Я не уверен, что мне в полной мере удалось реализовать свой изначальный замысел. Тем не менее при желании то, что получилось в итоге, в начале 2004 года можно будет посмотреть в английской версии в разделе «публикации» на сайте http://www.forschungsstelle.uni-bremen.de/, а в русской версии – на сайте http://www.hse.ru/science/preprint/default.html#wp4. Как я уже говорил выше, в своей заявке я выдвигал гипотезу о возможных аналогиях между Германий конца 1940х – начала 1950х и Россией 1990х. По факту эта гипотеза не подтвердилась. Как показали изучение немецких работ по осмыслению истории, а также плодотворное общение с профессорами Horst Möller и Udo Wengst из Института современной истории, несмотря на отдельные схожие черты, ситуация в послевоенной Германии и в пореформенной России существенно различалась:
Последнее различие, возможно, является наиболее существенным. Анализ развития бывших социалистических стран в 1980-1990-е годы показывает, что глубина «переходного» кризиса и их дальнейшее экономическое развитие предопределялись сохранением дееспособных институтов в одних странах и катастрофической несостоятельностью государства в других. Очевидно, что такие работающие институты в значительной мере должны были наследоваться от предшествующего режима. И, на наш взгляд, не столь важно, какими были характер и содержание этих институтов (в этом отношении характерен пример Китая). Существенно то, в какой мере они поддерживали процессы трансформации, обеспечивая текущую деятельность экономических агентов и выполнение государством своих повседневных функций. Печальная особенность России заключалась в радикальном разрушении старых институтов уже в 1991-1992 годах – в то время как система новых институтов фактически стала выстраиваться и начала функционировать лишь к концу 1990х годов. При этом элитные группы в целом были заинтересованы в подобном институциональном вакууме, так как в отсутствие правил им проще было провести раздел бывшей государственной собственности. Суммируя общие результаты проекта, можно сказать, что для России еще с XIX века традиционным оставался вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Однако на сегодняшний день практически все возможные рецепты уже сформулированы. И ключевыми для экономической политики в России являются ответы на вопрос, КТО может поддержать реформы и способен обеспечить устойчивый экономический рост, а также КАК, с помощью каких механизмов можно консолидировать и мотивировать эти социальные группы. На основе критического анализа широкого спектра предшествующих исследований я постарался показать, что экономические и социально-политические деформации, накопленные в советский период, в значительной мере предопределили характер трансформации элит и выбор траектории реформ в 1990е годы. Валютно-финансовый кризис 1998 года оказал отрезвляющее влияние на российскую элиту и на определенное время создал предпосылки для развития и экономического роста. Однако воспроизводство неконкурентных структур, типичных для сочетания «несовершенный рынок – слабое государство» и гасящих стимулы к инновациям, скорее всего, будет и впредь тормозить социально-экономическое развитие. При этом наблюдаемая в последнее время тенденция к все большей централизации в экономической и политической жизни, с большой вероятностью, будет способствовать не экономическому росту, а укреплению и укоренению подобных неконкурентных структур. Тем не менее, в силу различий в уровне эффективности и в доступе к ресурсам как на стороне бизнеса, так и на стороне государства есть игроки, обладающие потенциалом инноваций и при определенных условиях способные эффективно использовать этот потенциал для развития. Задействовать этот потенциал и консолидировать интересы соответствующих игроков можно с помощью нестандартного набора инструментов и механизмов, поддерживающих инновации в неконкурентной экономической и политической среде. Такой подход, однако, требует смены акцентов в экономической политики, отказа от устоявшихся стереотипов и готовности к институциональным инновациям. Планы на будущее: немецкая линия. Год работы в Германии оказался очень плодотворным для меня в плане новых идей. Они возникали в самых разных областях – от выработки стратегии развития ВШЭ до структурной политики и проектирования институтов развития в России в условиях несовершенного рынка и слабого государства. Эти идеи касались также новых проектов, в той или иной мере связанных с Германией. Развитие академических контактов с немецкими коллегами уже выразилось в том, что в октябре 2003 года в Высшую школу экономики как стипендиат DAAD приехал Jens Brammen, который пишет диссертацию о банковской системе в России в университете Тюбингена. В 2004 году в ВШЭ, возможно, приедет Andreas Heinrich из Свободного университета в Берлине – если его заявка будет поддержана фондом Гумбольдта в рамках Feodor Lynen-Programm. В ноябре 2003 года в ВШЭ прошла презентация Russian Corporate Governance Scorecard, разработанной российской Гильдией инвестиционных и финансовых аналитиков совместно с DVFA. Эта презентация стала одним из результатов взаимодействия с членом Государственной комиссии по корпоративному управлению при канцлере ФРГ г-ном Christian Strenger, с которым мы познакомились на втором Humboldt-Forum on Corporate Governance в июле 2003 года в Берлине. Из обсуждений с другими российскими стипендиатами и Dr. Stefan Melich летом 2003 года в Берлине возникла идея создания российской Ассоциации стипендиатов программы федерального канцлера ФРГ. Первой акцией ассоциации стала серия презентаций программы в сентябре 2003 года в тех университетах и организациях в Москве, Хабаровске, Самаре, Ярославле, Екатеринбурге, где учились или работали до своего отъезда в Германию стипендиаты 2002-2003 года. Целью презентаций было более широкое распространение информации о программе среди ее потенциальных участников в преддверии очередного конкурса. На мой взгляд, возможность прямых неформальных контактов с бывшими стипендиатами стала хорошим дополнением к тем официальным презентациям программы, которые проводились представителями фонда Гумбольдта. Во всяком случае, на моей презентации в ВШЭ было свыше 30 человек, и потом я получил около 20 электронных писем с конкретными вопросами о том, как подготовить заявку, как найти принимающего профессора с немецкой стороны. Я знаю, что в ряде случаев это привело к появлению заявок на программу, и на одну из них я даже написал рекомендательное письмо для фонда. В целом мой опыт также показал, что весьма эффективным является размещение информации о программе на сайтах организаций, которые по своей деятельности тесно связаны с Россией и Германией. В частности, наибольшее число запросов о программе, пришедших ко мне по электронной почте, были связаны с объявлением, которое по моей просьбе было размещено на сайте Президентской программы по переподготовке управленческих кадров (http://skpk.hse.ru/russian/Main.htm). Эта инициатива, ориентированная на повышение квалификации и стажировки российских менеджеров за рубежом, была активно поддержана немецкими компаниями. И интерес выпускников этой программы к новой «лидерской» программе фонда Гумбольдта был вполне естественным. Возможно, в будущем Фонду Гумбольдта стоит установить прямые контакты с секретариатом Президентской программы по переподготовке управленческих кадров. Еще один пример – Ассоциация российских и немецких экономистов dialog e.V., созданная в Тюбингене в 1998 году (www.dialog-ev.de). Ее основная цель – развитие прямых связей между студентами и молодыми профессионалами из России и Германии. Сейчас в разных городах России и Германии действуют уже восемь региональных групп. В ежегодном симпозиуме dialog e.V. в 2003 году приняли участие три российских стипендиата программы федерального канцлера и, на мой взгляд, члены dialog e.V. являются потенциальной аудиторией не только для программы федерального канцлера, но и для других программ фонда Гумбольдта (например, для Feodor Lynen-Programm). Из других идей, появившихся в обсуждениях с коллегами и Dr. Stefan Melich, я хотел бы отметить возможный проект по анализу влияния деятельности зарубежных научных фондов на процесс «утечки мозгов» из России. В российской прессе (особенно левой) периодически можно встретить спекуляции на сей счет. При этом речь идет о миллионах уехавших из России ученых. Представляется, что анализ последующей карьеры бывших российских стипендиатов фонда Гумбольдта мог бы прояснить этот вопрос на конкретном примере конкретного фонда. При этом, как показало обсуждение с коллегами по Московскому гумбольдтовскому клубу, такой проект также позволил бы обновить и дополнить базу данных о бывших стипендиатах фонда. Я надеюсь, что для реализации этого проекта можно будет найти финансирование по линии одного из российских ведомств или российских грантовых программ. Еще одна идея касалась возможностей создания в России своего рода аналога фонда Гумбольдта с условным названием «фонд им. Ломоносова». Эта идея появилась в контексте 50-летнего юбилея возобновления деятельности фонда Гумбольдта, которое отмечалось в 2003 году. За эти годы в Германии со стипендией фонда побывали 23 тысячи человек из самых разных стран. Несколько десятков среди них стали потом нобелевскими лауреатами, некоторые стали премьер-министрами и президентами в своих странах. Это, безусловно, повлияло на изменение отношения к стране по имени Германия. Но не менее важным был другой эффект, связанный с трансфером знаний, когда в страну приезжал конкретный человек, уже обладающий научной квалификацией, он работал в Германии, он эти знания привозил в Германию. И на этой базе происходило развитие контактов в научной элите. И, возможно, в России сегодня имело бы смысл инициировать – по аналогии с фондом Гумбольдта – создание фонда им. Ломоносова, который тоже выдавал бы гранты и стипендии ученым. Наверное не исключительно иностранным, как это сделано в Германии (это была бы не совсем корректная для России ситуация), а коллективам, включающим российских ученых и западных ученых. И такие гранты, наряду со стипендиями для российских исследователей, предусматривали бы приезд в Россию иностранного ученого с созданием ему условий с тем, чтобы он мог здесь работать. С точки зрения перспектив развития страны это было бы очень значимо для закрепления здесь, с одной стороны, российских ученых, с другой стороны, для трансфера знаний в Россию, для развития международной кооперации – это как раз то, чего часто не хватает российским университетам. Естественно, все сказанное выше – это лишь часть моей текущей и будущей активности. Тем не менее, Германия уже вошла в мою жизнь. Германия, мои немецкие коллеги и друзья уже многое дали мне (может быть даже больше, чем я ожидал) – и я надеюсь, что смогу реально способствовать дальнейшему развитию отношений между нашими двумя странами. |
![]() | Белорусский государственный университет информатизации и радиоэлектроники (Беларусь) | ![]() | |
![]() | Данный проект является продолжением проекта «Trend of the Banking Sector in Russia and Bank Ratings» | ![]() | |
![]() | «Expo-Russia Armenia 2009». Организаторы: ОАО «Зарубеж-Экспо», Концерн «Мульти Груп» при участии Международной Ассоциации Фондов... | ![]() | |
![]() | ... | ![]() | Ввп, предложены рекомендации по усовершенствованию организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности украинской... |
![]() | Пресс-конференция с участием руководителей Оргкомитета, Посольства, Торгпредства, представителей других ведомств для российских,... | ![]() | В статье рассматривается рынок и факторы, способствующие развитию делового туризма в Приморском крае и в частности Владивостока |