Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал






Скачать 111.9 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Дата публикации18.03.2015
Размер111.9 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа


Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Экономики

Программа научно-исследовательского семинара



для направления 08100.62 «Экономика», специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра, 2 курс

Автор программы:

Креховец Е.В.

Ekrekhovets@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Экономической теории и эконометрики «___»________ 2012 г.

Зав. кафедрой Польдин О. В._______________________
Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2012 г.

Председатель Штефан М.А.______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012 г.

Председатель Петрухин Н.С. ________________________

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа НИС устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов второго курса направления подготовки 08100.62 «Экономика» профилю специальных дисциплин «Мировая экономика», посещающих научно-исследовательский семинар.

Программа разработана в соответствии с:

Образовательный стандарт НИУ ВШЭ по направлению «Экономика», профиль «Мировая экономика».

Образовательной программой для направления 080100.62 «Экономика» специализация «Мировая экономика» ;

Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра специализация «Мировая экономика», утвержденным в 2012г.

2Цели освоения НИС


Основная задача научно-исследовательского семинара «Международная экономика» состоит в ознакомлении студентов с современным состоянием экономических исследований в области международной экономики, тенденциями и подходами, используемыми в исследовательской деятельности, с современным состоянием мировых товарных рынков. Данный семинар позволяет студентам развивать навыки самостоятельного проведения исследований и анализа в области мировой торговли и международной экономики.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения НИС


В результате освоения дисциплины студент должен:

навыки анализа и прогнозирования экономических процессов мировой экономики;

умение работать с современными зарубежными и отечественными источниками информации;

знание специфических проблем внешнеэкономической деятельности российской экономики;

проведение самостоятельных исследований в области международной экономики;

навыки презентации собственных исследований;

навыки критической оценки чужих исследований, участия в научной дискуссии и оппонирования.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в экономике


ОНК-1


Использует основы теоретических знаний для проведения собственного исследования

Семинарские занятия

Самостоятельная работа



готов работать с информацией из различных источников


ИК- 4

Использует современную научную литературу – книги, периодические издания на русском и иностранных языках в своем исследовании

Работа с электронной библиотекой НИУ - ВШЭ



владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



СЛК–1


Грамотно формулирует тему, цели и задачи научного исследования

Семинарские занятия

Самостоятельная работа



способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6

Владеет навыками презентации своего исследования

Самостоятельная подготовка презентаций на заданную тему



способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-4

Использует современную научную литературу при подготовке, использует компьютерные программы для обработки данных

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Работа с электронной библиотекой НИУ ВШЭ


способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

ПК-9

Интерпретирует результаты, оценивает их достоверность, использует при выполнении заданий различные источники информации

Семинарские занятия

Самостоятельная работа



4Тематический план НИС




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.1

Современное состояние международной торговли

20




10




10

1.2

Актуальные научные исследования в рамках теории международной экономики

20




10




10

1.3

Представление результатов студентов по работе с современными исследованиями по теории международной экономики

32




11




21




Всего часов

72




31




41

5Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

3 модуль

Итоговый

Зачет

*


5.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль предусматривает контроль посещаемости и активности студентов в рамках семинаров, выступления с докладами, участие в дискуссиях. Зачетная оценка выставляется по накопительной системе.

Итоговая оценка проставляется на основе результатов текущего контроля, который учитывает посещаемость семинаров и активность на семинарах, а также выступление с презентациями.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Требования к отчетности соотносятся с компетенциями.

6Содержание НИС


Тема 1. Современное состояние международной торговли

Рассматриваются такие вопросы как: история и география международной торговли, мировые торговые потоки в период кризиса, внешняя торговля России и других стран – лидеров международной торговли. Также приводятся основные источники данных по международной торговле.

Литература

  1. Rose A. (2004) Do we really know that the WTO increase trade? American Economic Review 94 (1), 98-114

  2. Helpman E., Melitz M., Rubinstein Y. (2008) Estimating trade flows: trading partners and trading volumes, Quarterly Journal of Economics 123 (2), 423-451

  3. Волчкова Н. (2009) Новая теория международной торговли и новая экономическая география, Вопросы экономики 1, 68-83

  4. Гурова И., Ефремова М. (2012) Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации, Вопросы экономики 6, 110-126

  5. www.gks.ru – официальный сайт Российской Федеральной службы государственной статистики

  6. www.imf.org/external/data.htm - официальный сайт Международного Валютного Фонда

  7. comtrade.un.org/db/ - статистическая база ООН


Формы и методы проведения занятий

Семинарские занятия, в рамках которых проходит дискуссия по обсуждаемым вопросам
Тема 2. Актуальные научные исследования в рамках теории международной экономики

В данной теме анализируются наиболее значимые и актуальные статьи по международной экономике. Рассматривается методология, используемая авторами в своих исследованиях, базы данных и экономические модели. Обсуждаются эмпирические статьи, доказывающие некоторые теоретические модели международной торговли.

Литература

  1. Granville B., Mallick S. (2010) Monetary policy in Russia: identifying exchange rate shocks, Economic Modelling 27, 432-444

  2. Glaeser L., Shleifer L. (2004) Do institutions cause growth? Journal of Economic Growth

  3. Caselli F. Accounting for Cross-Country Income Differences, Handbook of Economic Growth, Ch.9

  4. Perotti Fiscal Policy in Developing Countries: A Framework and Some Questions (Working paper)

  5. Акиндинова Н., Миронов В., Петроневич М., Смирнов С., Пухов С. (2009) Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития, Вопросы экономики 9, 71-92

  6. Dutt P., Mitra D., Ranjan P. (2009) International trade and unemployment: theory and cross-national evidence, Journal of International Economics 78, 32-44

  7. Pavlinek P., Zenka J. (2010) The 2008-2009 automotive industry crisis and regional unemployment in Central Europe, Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 3, 349-365


Формы и методы проведения занятий

Семинарские занятия, в рамках которых проходит дискуссия по обсуждаемым вопросам. Презентации работ студентов
Тема 3. Представление результатов студентов по работе с современными исследованиями по теории международной экономики.

Студенты представляют результаты подробного анализа одной из научных статей, используемой в курсовой работе. Также обсуждаются предварительные результаты курсовой работы (план, обзор). Презентация сопровождается дискуссией в группе.

Литература

  1. Lau M., Akhmedjonov (2011) Trade barriers and market integration in textile sector: evidence from post-reform Russia, The Journal of The Textile Institute 5, 532-540

  2. Wegren S. (2012) The impact of WTO accession on Russia`s agriculture, Post-Soviet affairs 3, 296-318

  3. Corden M., (2009) China`s exchange rate policy, its current account surplus and the global imbalances The Economic Journal 113, 430-441

  4. Busse, Matthias and Carsten Hefeker (2006), Political risk, institutions and foreign direct investment, European Journal of Political Economy, Vol. 23, p. 397 – 415

  5. Braude J., Menashe Y. (2008) The Asian miracle: Was it a capital-intensive structural change? The Journal of International Trade & Economic Development 20, 31-51

  6. Granville B., Mallick S. (2010) Monetary policy in Russia: identifying exchange rate shocks, Economic Modelling 27, 432-444

  7. Glaeser L., Shleifer L. (2004) Do institutions cause growth? Journal of Economic Growth

  8. Caselli F. Accounting for Cross-Country Income Differences, Handbook of Economic Growth, Ch.9

  9. Perotti Fiscal Policy in Developing Countries: A Framework and Some Questions (Working paper)


Формы и методы проведения занятий

Презентации работ студентов и последующая дискуссия

7Образовательные технологии


На семинарских занятиях проходит обсуждение теоретических и эмпирических вопросов в рамках теории международной экономики, подробно изучаются информационные возможности российских и зарубежных баз данных. Самостоятельная работа студентов предполагает использование конкретных статистических источников информации для нахождения и анализа показателей международной экономики, формирование соответствующих выводов.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Текущий контроль предусматривает контроль посещаемости и активности студентов в ходе проведения семинаров, выступления с презентациями, участие в дискуссиях. Зачетная оценка выставляется по накопительной системе.

9 Порядок формирования оценок по НИС


Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем. Накопленная оценка состоит из оценки за посещаемость семинаров и активность (дискуссии, оппонирование).

Накопленная оценка определяется по формуле:

Онакопленная = 0,8·Оактивность + 0,2·Опосещение

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачетная – оценка за итоговую презентацию по научной статье:

Оитоговый = 0,8·Озачет + 0,2·Онакопленная

Округления накопленной оценки итогового контроля (зачета) производится по арифметическим правилам округления.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС


Предполагается проводить реферирование статей из ведущих российских и зарубежных периодических изданий, научных сборников, монографий, доступных в разделе «Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ» портала НИУ ВШЭ, а также свободно распространяемых учебными и исследовательскими организациями, посвященных актуальным вопросам развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности России.

Примеры статей:

  1. Lau M., Akhmedjonov (2011) Trade barriers and market integration in textile sector: evidence from post-reform Russia, The Journal of The Textile Institute 5, 532-540

  2. Wegren S. (2012) The impact of WTO accession on Russia`s agriculture, Post-Soviet affairs 3, 296-318

  3. Corden M., (2009) China`s exchange rate policy, its current account surplus and the global imbalances The Economic Journal 113, 430-441

  4. Busse, Matthias and Carsten Hefeker (2006), Political risk, institutions and foreign direct investment, European Journal of Political Economy, Vol. 23, p. 397 – 415

  5. Braude J., Menashe Y. (2008) The Asian miracle: Was it a capital-intensive structural change? The Journal of International Trade & Economic Development 20, 31-51

  6. Granville B., Mallick S. (2010) Monetary policy in Russia: identifying exchange rate shocks, Economic Modelling 27, 432-444

  7. Glaeser L., Shleifer L. (2004) Do institutions cause growth? Journal of Economic Growth

  8. Caselli F. Accounting for Cross-Country Income Differences, Handbook of Economic Growth, Ch.9

  9. Perotti Fiscal Policy in Developing Countries: A Framework and Some Questions (Working paper)

  10. Акиндинова Н., Миронов В., Петроневич М., Смирнов С., Пухов С. (2009) Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития, Вопросы экономики 9, 71-92

  11. Dutt P., Mitra D., Ranjan P. (2009) International trade and unemployment: theory and cross-national evidence, Journal of International Economics 78, 32-44

  12. Pavlinek P., Zenka J. (2010) The 2008-2009 automotive industry crisis and regional unemployment in Central Europe, Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 3, 349-365

  13. Bernard B., Eaton J., Jensen J., Kortum S. (2003) Plants and productivity in international trade, American Economic Review 93, 1268-1290

  14. Rose A. (2004) Do we really know that the WTO increase trade? American Economic Review 94 (1), 98-114

  15. Helpman E., Melitz M., Rubinstein Y. (2008) Estimating trade flows: trading partners and trading volumes, Quarterly Journal of Economics 123 (2), 423-451

  16. Волчкова Н. (2009) Новая теория международной торговли и новая экономическая география, Вопросы экономики 1, 68-83

  17. Гурова И., Ефремова М. (2012) Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации, Вопросы экономики 6, 110-126


Интернет-ресурсы.

www.gks.ru – официальный сайт Российской Федеральной службы государственной статистики

www.imf.org/external/data.htm - официальный сайт Международного Валютного Фонда

comtrade.un.org/db/ - статистическая база ООН


11.Материально-техническое обеспечение НИС


Чтение лекций сопровождается презентациями Microsoft Office PowerPoint, демонстрируемыми с помощью проектора. Также подразумевается использование on-line материалов, при этом используется доступ в интернет (WI FI). Предусмотрено снабжение студентов текущими материалами в форме электронных презентаций и документов с заданиями по курсу.


Автор программы Е.В. Креховец


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 01 “Экономика”...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 08100....

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению 38. 04....

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 80100. 62 «Экономика»...

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....

Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную