Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет
Программа дисциплины
Экономический рост
для направления/ специальности макроэкономика и макроэкономическая политика подготовки магистра
(например: для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра)
для магистерской программы Экономика
Автор программы:
Одобрена на заседании кафедры макроэкономического анализа «___»____________ 20 г
Зав. кафедрой Л.Л.Любимов Рекомендована секцией УМС Экономической теории «___»____________ 20 г
Председатель О.И.Ананьин Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Т.В.Коссова
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности макроэкономика и макроэкономическая политика, обучающихся по магистерской программе Экономика.
Программа разработана в соответствии с:
;
Образовательной программой .
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности , специализации , утвержденным в 201_г.
2Цели освоения дисциплины Знакомство с современной теорией экономического роста и обзор основных методов, использующихся в данной дисциплине
3Тематический план учебной дисциплины №
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Неоклассическая модель роста
| 48
| 12
| 12
|
| 24
| 2
| Модели эндогенного роста и основные вопросы роста
| 48
| 12
| 12
|
| 24
| 3
| Разное
| 48
| 12
| 12
|
| 24
|
| Всего
| 144
| 36
| 36
|
| 72
|
4Формы контроля знаний студентов Еженедельные тесты, 4 домашних задания в R, задания на работу с литературой (10 статей), контрольная работа, финальный экзамен
4.1Порядок формирования оценок по дисциплине Оценка формируется по результатам еженедельных тестов и домашних заданий. Студенты, не удовлетворенные полученной оценкой, имеют возможность написать контрольную работу в середине курса и письменный экзамен в конце. В этом случае результаты тестов и домашних заданий аннулируются. 5Содержание дисциплины 6Раздел 1 Неоклассическая модель роста
Эмпирические факты: взрывной характер мирового роста, различия в доходах между странами, демографические изменения и технологическая революция.
Неоклассическая производственная функция и разложение Солоу. «Грибной рост» в интерпретации Харбергера.
Модель Солоу и основные вопросы теории роста.
Неоклассическая модель роста.
Воспроизведение анализа данных Менкью-Ромера-Уэйла и Холла-Джонса в R. 7Раздел 2. Модели эндогенного роста и основные вопросы теории роста
Модели созидательного разрушения.
Различия в доходах между странами и различные парадигмы роста: неоклассика, АК, горизонтальные и вертикальные инновации.
Унифицированная теория роста и стадии роста: от мальтузианской стагнации к индустриальной революции и пост-индустриальному обществу.
Парадокс Джонса. Объяснение парадокса в рамках концепции технологии общего назначения.
Воспроизведение основных эмпирических результатов в пакете R. 8Раздел 3. Разное
Эффект размера рынка. Институты и рост. Конкуренция и рост. Инвестиции в образование. Либерализация торговли. Сохранение окружающей среды. Рост и демократия. Рост и неэффективное распределение ресурсов.
9Образовательные технологии Лекции, семинары, анализ данных в R
9.1Методические рекомендации преподавателю Любите Ваших студентов.
9.2Методические указания студентам Не пропускайте занятия, аккуратно выполняйте домашние задания, готовьтесь к тестам и контрольным.
10Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 10.1Примеры вопросов для оценки качества освоения дисциплины Пользуясь любыми свободно распространяемыми базами данных в сети интернет, постройте разложение Солоу для Американской и Российской экономики.
Пользуясь любыми свободно распространяемыми базами данных в сети интернет, воспроизведите результаты Мэнкью-Ромера-Уэйла и Холла-Донса.
Модель Солоу и факты Калдора
Скорость конвергенции в модели Солоу
Основной вывод из модели Солоу и его доказательство
Альтернативное доказательство выводов из модели Солоу, основанное на производственной функции Кобба-Дугласа
Графики импульс-распространение в модели Солоу
Задачи из главы 1 учебника Д. Ромера
Неоклассическая модель Роста: предпосылки и основные уравнения динамики
Анализ динамики экономики в рамках неоклассической модели роста на фазовой плоскости
Импульс-распространение для неоклассической модели роста
Скорость конвергенции в неоклассической модели роста
Неоклассическая модель роста и мультипликатор гос. закупок
Ставки процента и войны
Задачи гл. 2 учебника Д. Ромера (за исключением задач по перекрывающимся поколениям)
Равновесие в модели созидательного разрушения
Неравномерная динамика в модели созидательного разрушения
Социальный оптимум в модели созидательного разрушения
Развитие финансового сектора и экономический рост
Нерадикальные инновации в модели созидательного разрушения
Эндогенный размер инноваций в модели созидательного разрушения
Задачи гл. 2 учебника Агиона и Хоуита (1999)
Основные факты о различиях в доходах между странами
Клубы конвергенции и аутсайдеры: взгляд с точки зрения неоклассической теории роста
Клубы конвергенции и аутсайдеры: взгляд с точки зрения моделей АК
Клубы конвергенции и аутсайдеры: взгляд с точки зрения моделей горизонтальных и вертикальных инноваций
Используя доступные в интернете базы данных, с помощью пакета R сравните гипотезы горизонтальных и вертикальных инноваций
Модель мальтузианской стагнации
Модель перехода от стагнации к индустриализации
Демографические изменения в растущих экономиках и образовательный выбор
Модель деиндустриализации
Унифицированная модель роста
Парадокс Джонса
Технологии общего назначения и замедление роста производительности
Технологии общего назначения и Шупетерианские волны
Технологии общего назначения и премия за образование
Технологии общего назначения и различия в оплате труда
Технологии общего назначения и загадка Джонса
Технологии общего назначения: мельницы, паровые машины, электродвигатели, информационные технологии
Размер рынка и технический прогресс: приложение к рынку лекарств
Размер рынка и технический прогресс: загадка премии за образование
Институты и рост
Колониальная структура и институты
Институты и ловушки роста
Дистанция до мировой технологической границы и институты
Конкуренция и рост: анализ в R
Модель, объясняющая нелинейную зависимость темпов роста от уровня конкуренции
Вход новых фирм и рост: анализ в R
Модель, объясняющая зависимость между барьерами входа и темпами роста
Модель Лукаса
Инвестиции в образование и ловушки роста
Расстояние до мировой технологической границы и инвестиции в образование
Эффект открытости экономики на национальных доход и долгосрочный рост
Рост и окружающая среда
Рост и демократия
Рост и неэффективное распределение ресурсов
11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература: Philippe Aghion and Peter Howitt (1999). Endogenous Growth Theory. The MIT Press. Philippe Aghion and Peter Howitt (2009). The Economics of Growth. The MIT Press. David Romer (2011). Advanced Macroeconomics, 4th ed. McGraw-Hill
W. N. Venables, D. M. Smith and the R Core Team (2013). An Introduction to R. http://cran.r-project.org/doc/manuals/R-intro.pdf
11.1Программные средства R, RStudio
12Материально-техническое обеспечение дисциплины Проектор с поддержкой формата HDMI. |