Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года






НазваниеОб утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года
страница1/28
Дата публикации22.01.2015
Размер3.25 Mb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2008 г. N 604
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
В целях обеспечения условий для стабильного экономического роста Брянской области, повышения уровня жизни населения на основе реализации природного, географического, промышленного и транзитного потенциала области постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.

2. Заместителям Губернатора Брянской области, руководителям органов исполнительной власти Брянской области в срок до 15 июля 2008 года внести предложения в краткосрочный план действий по реализации приоритетных проектов развития.

3. Комитету по экономической политике Брянской области на основании поступивших предложений сформировать до 15 августа 2008 года краткосрочный план действий органов исполнительной власти Брянской области по реализации приоритетных проектов развития, определенных Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.

4. Комитету по экономической политике Брянской области совместно с Институтом социально-экономического развития Центрального федерального округа в трехмесячный срок после утверждения Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года внести уточнения в Стратегию социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Губернатор

Н.В.ДЕНИН
Утверждена

Постановлением

администрации

Брянской области

от 20 июня 2008 г. N 604
СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Брянской области до 2025 года
I. Определение приоритетных направлений развития

региона в рамках выбранного целевого сценария
1.1. Основные факторы, влияющие на выбор

стратегического целевого сценария
На этапе стратегического анализа Брянской области были предложены концептуальные схемы трех сценариев - инерционного, оптимального и максимального, разработанные на основе оценки экономического потенциала региона. Реализация каждого из предложенных сценариев возможна в случае определенного сочетания внешних и внутренних факторов, "ограничителей роста", способных повлиять на выбранную траекторию развития Брянской области, при этом внутренние и внешние факторы могут иметь неравное значение.

Особое пограничное геоэкономическое положение Брянской области предполагает активное межрегиональное и международное взаимодействие, что влечет за собой преобладание внешних факторов (рисков) над внутренними. При этом стратегическая ориентация региона на развитие транспортно-логистического комплекса требует учета горизонта влияния глобальных международных макроэкономических процессов на Российскую Федерацию и, в частности, на регионы, выделяющие обслуживание транзитных потоков ключевым направлением развития экономики. Кроме этого, мировая тенденция к повышению наукоемкости производственной сферы экономики требует перехода к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а увеличение энергоемкости производств - к опережающему развитию энергетики Брянской области.

Однако, кроме внешних факторов, на выбор пути стратегического развития региона будет оказывать влияние социальная составляющая, которую также можно назвать внутренним ограничителем роста, и ее влияние на экономику региона в перспективе будет только возрастать. Исходя из этого, определим глобальные внешние факторы, или основные долгосрочные тенденции развития мировой экономики <1>, способные повлиять на развитие экономики Брянской области и страны в целом в долгосрочной перспективе:

--------------------------------

<1> Материалы периодических изданий Всемирного банка (The World Bank) "World Development Indicators", "World Development Report" за 2006 - 2007 гг.
1) усиление глобальной конкуренции со стороны стран ЕС, США и Азии, которая включает в себя не только конкуренцию рынков товаров, но и рынков услуг, капиталов и технологий. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время большинство регионов Российской Федерации находится в состоянии неготовности к данному переходу, качественные же характеристики экономики Брянской области не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции.

Экономика Брянской области остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой по отношению к колебаниям товарной конъюнктуры, а в масштабе России - зависимой от колебаний цен на нефть, природные ресурсы, от мировых финансовых рынков. Характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов в промышленности и сельском хозяйстве, высокой степенью износа основного оборудования, стремительным устареванием номенклатуры выпускаемой продукции. Кроме этого, после вступления России в ВТО конкуренция только усилится, и не только со стороны стран мировой экономики и ЕС, но и со стороны соседних стран СНГ - Белоруссии и Украины;

2) другим внешним фактором - ограничителем роста можно назвать инфраструктурные ограничения, связанные с устаревшим оборудованием в энергетике, низким техническим уровнем дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимостью обновления инженерной инфраструктуры, что в перспективе сужает возможности развития и транспортно-логистического кластера, и промышленности, и социальной сферы. Инфраструктурным ограничением можно признать недоиспользование существующих природных ресурсов;

3) внутренним фактором можно назвать возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Возрастание технологической и инновационной составляющих в экономике региона в перспективе будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающую образование, здравоохранение, жилищный сектор. Отметим, что нехватка квалифицированных кадров, особенно инженерных и рабочих, в перспективе будет являться значительным ограничителем роста производственного и инновационного сектора экономики Брянской области. Кроме этого, фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, можно назвать значительное социальное неравенство, сравнительно низкий уровень доходов населения области, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в соседние регионы;

4) кроме того, внутренним сдерживающим фактором следует признать сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста, что является следствием повышения смертности и снижения рождаемости, характерного для всех регионов России с коренным русским населением. Возможные риски усиления данного фактора могут быть серьезным ограничением роста промышленного производства, сельского хозяйства, вызовут увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население и необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов;

5) в отдельную группу факторов следует отнести риски, связанные с регулированием рыночных отношений и инвестиционной политики исполнительной властью Брянской областью. Медленное совершенствование инвестиционной инфраструктуры, недостаточно быстрые темпы создания механизмов законодательного регулирования инвестиционной деятельности, отсутствие необходимого уровня стратегического партнерства власти и бизнеса в целом могут не позволить сформировать достаточный "пакет" инвестиционных проектов, который может стать основой экономики нового типа, способной быстро реагировать на изменение конъюнктуры, производить конкурентоспособную продукцию. На сегодняшний день складывается ситуация, которая характеризуется "перехватом" крупных инвестиционных проектов соседними регионами, активным развитием экономики соседних регионов, усилением конкуренции со стороны соседних государств (Белоруссии и Украины). Из этого следует, что при сохранении существующей тенденции существует риск снижения инвестиционной привлекательности региона, что в совокупности не позволит реализовать основные конкурентные преимущества Брянской области в области промышленного производства, создания транспортно-логистического кластера, восстановления АПК.
1.2. Мировые и общероссийские тенденции, влияющие

на выбор стратегического целевого сценария
Учитывая обозначенные выше факторы - ограничители роста и существующий потенциал экономики Брянской области, определим условия и предопределим выбор стратегического целевого сценария, основываясь на концептуальных схемах сценариев и результатах моделирования развития региона. Кроме этого, критерием выбора целевого сценария является соотнесение стратегических целей и задач Брянской области со стратегическими целями и задачами России в долгосрочной перспективе, их совместная корреляция и совпадение приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы. Также следует учитывать основные тенденции мировой экономики в долгосрочной перспективе, которые могут повлиять на процессы, происходящие в России и в том числе в Брянской области <2>.

--------------------------------

<2> Проект МЭРиТ "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации". - Москва, июль, 2007.
Развитие России до 2020 года предполагает переход экономики страны от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Это предполагает, что при усилении глобальной конкуренции невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности управления экономикой, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации конкурентных преимуществ в сфере транспорта и энергетики, в сфере научной деятельности и наукоемких технологиях, в развитии инвестиционной инфраструктуры и росте капитализации предприятий, повышении уровня благосостояния населения.

Обоснованность сформулированных долгосрочных стратегических целей Брянской области подтверждается их "созвучием" со стратегическим целями России:

развитие высокотехнологичного производственного сектора экономики и инновационных технологий на основе перспективных направлений научных исследований;

улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата, создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний;

развитие транспорта, предполагающее использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры;

обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения, повышение доступности жилья, создание условий для высокого уровня жизни населения.

На развитие экономики России будут оказывать влияние несколько составляющих, которые можно выделить как глобальные тенденции мировой экономики, способные влиять на все страны и экономики отдельных регионов этих стран:

1. Усиление глобализации мировой экономики, которая будет характеризоваться дальнейшим развитием внешнеэкономического обмена на основе многосторонних международных инициатив и действий транснациональных компаний.

2. Противоположная тенденция - усиление регионализации предполагает развитие региональных центров специализации производства, в том числе и в России. Активизация торговли промежуточными товарами будет связана с усилением межгосударственных и межрегиональных транспортных коммуникаций и, соответственно, со снижением транспортно-логистических издержек и усилением тенденции специализации стран на отдельных производственных процессах в рамках трансграничных производственных цепочек.

3. Другая ожидаемая тенденция предполагает активное развитие перспективных технологий, материалов, усиление диффузии современных высоких технологий в средне- и низкотехнологические секторы производственной сферы. Прежде всего, предполагается интеграция информационных и производственных технологий, как, например, развитие систем контроля качества, ориентация продукции на требования конкретного потребителя, поддержка продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора. При этом ожидается возникновение качественно новых эффектов в различных сферах применения этих технологий, включая как традиционные сферы их использования (промышленность, транспорт, связь, оборона), так и новые - здравоохранение и образование.

Первая тенденция предполагает смещение движения капиталов в сторону прямых стратегических инвестиций в экономику отдельных регионов, что требует усиленного развития прозрачных схем работы с крупными инвесторами, создания благоприятного инвестиционного климата.

Вторая тенденция опережающего роста торговых потоков между Европой и Азией позволит использовать их для транзита через территорию России и субъектов, занимающих ключевые позиции на этих транзитных потоках, что также относится к Брянской области.

Третья тенденция предполагает рост инновационных наукоемких продуктов в соответствии с выявленной региональной специализацией (транспортное машиностроение, электротехника, оборонная продукция), а также внедрение соответствующих производственных технологий в систему по обслуживанию транзитных потоков, информационных логистических систем, снижающих затраты транспортно-логистического кластера. Наукоемкие технологии также могут существенно изменить социальную сферу регионов (внедрение новых методов защиты здоровья населения, способов профилактики и лечения заболеваний, новых стандартов обучения всех уровней позволит удовлетворить потребности в кадрах в производственной и иных сферах экономики региона).
1.3. Сценарии долгосрочного развития России,

влияющие на выбор стратегического целевого сценария
Долгосрочное развитие России предполагает возможность развития в Брянской области нескольких возможных вариантов, определяющихся ключевыми факторами:

степенью развития и реализации конкурентных преимуществ экономики России в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях;

внедрением инновационных технологий в производственной сфере и ростом производительности труда;

интенсивностью развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

подготовкой квалифицированного персонала, отвечающего нуждам перспективного развития страны;

интеграцией страны в мировые экономические структуры.

В зависимости от реализации этих факторов следует выделить три качественных сценария социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе - инерционный, энергосырьевой и инновационный. В основе инерционного сценария развития лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением конкурентоспособности перерабатывающих производств, снижением общего уровня жизни населения, что в целом предполагает значительное снижение существующих темпов развития страны. Пространственная составляющая сценария предполагает развитие Московского экономического региона, в состав которого входят все регионы Центрального федерального округа, по основным направлениям: транспорт и логистика, инновационная деятельность, финансовое управление - с сохранением центра в г. Москве. Это сценарий наиболее неблагоприятный и "нежелательный" с точки зрения его возможной реализации.

Сценарий энергосырьевого развития предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энергосырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, низким уровнем инновационной активности, недостаточно высоким темпом повышения уровня жизни населения. В составе Московского макрорегиона значительно возрастет роль регионов Центрального федерального округа, занимающихся обслуживанием транзитных транспортных потоков. Базовыми проектами инфраструктурного развития станут мультимодальные транспортные узлы и сети обслуживающих их логистических центров. Одной из основных задач макрорегиона будет обеспечение стыковки российских транспортно-коммуникационных систем с формирующейся новой транспортной системой Европы. При существующих в настоящее время внешних и внутренних условиях развития отечественной экономики следует определить данный сценарий как наиболее вероятный и возможный для реализации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconОб утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года
В целях обеспечения условий для стабильного экономического роста Брянской области, повышения уровня жизни населения на основе реализации...

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconРешение г. Среднеуральск >31. 10. 2013 г. № Об утверждении «Стратегии...
Правительства РФ от 06. 10. 2011 n 1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа...

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconПостановление от 13 июля 2012 г. N 380 об утверждении стратегии социально-экономического...
Амурской области" и постановлением Правительства Амурской области от 9 марта 2011 г. N 122 "Об утверждении Порядка разработки стратегии...

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconПостановление от 3 декабря 2007 г. N 474 о стратегии социально-экономического...
Новосибирского областного Совета депутатов от 26. 10. 2007 n 192 "О проекте стратегии социально-экономического развития Новосибирской...

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconПравительства белгородской области
Белгородской области до 2025 года, утвержденной постановлением правительства области от 25 января 2010 года n 27-пп "Об утверждении...

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconСтратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconПостановление от 06. 03. 2014 №188-п г. Ярославль Об утверждении...
В соответствии с постановлением Правительства области от 16. 12. 2011 №1020-п «о перечне актов в сфере стратегического управления...

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconЗакон Алтайского края от 21 ноября 2012 г. N 86-зс "Об утверждении...
Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconРеспублика дагестан закон об утверждении стратегии социально-экономического развития
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года (прилагается)

Об утверждении стратегии социально-экономического развития брянской области до 2025 года iconЗакон волгоградской области о стратегии социально-экономического развития
Статья Утвердить Стратегию социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее Стратегия) (прилагается)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную