Скачать 131.02 Kb.
|
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ Лекция Губернатора С.А. Вахрукова для студентов Краткий тезисный план I. Вступление II. Докризисный период. III. Антикризисный период. Отказ от стереотипов, фундамент развития. I. Вступление
Приоритет – креативная, умная экономика:
Регулирующая роль государства:
Деятельность власти (работа государственных органов власти) направлена на оказание качественных услуг гражданам, бизнесу, другим органам управления. Люди вправе требовать от власти защищенности, стабильности, гарантий уверенности в завтрашнем дне и хотят этого. Власть должна быть клиентоориентированной и отвечать запросам людей – заботиться о своих гражданах, создавать условия для их достойной жизни и развития – работы, учебы, отдыха. От того, насколько качественно государство справляется с этой задачей, зависит стабильность в обществе, в стране и, в целом, глобальная безопасность.
Имидж – основной инструмент конкурентной борьбы регионов:
В экономике Ярославская область – традиционно сильный экономически, привлекательный для инвесторов регион.
Ярославская область является площадкой для проведения крупных политических форумов международного уровня. В социальной сфере – стабильный регион с развитой социальной инфраструктурой:
История и культура:
Задача органов власти сводится фактически к эффективному управлению конкурентными факторами (использование существующих возможностей и условий, создание новых). Факторы конкуренции:
Конкурентные преимущества Ярославской области:
С другой стороны, главные проблемы области в конкурентном отношении:
Накануне кризиса началась реализация программ и инвестиционных проектов, которые имели особое значение с точки зрения завоевания Ярославской областью новых позиций на рынке регионов. Поэтому в короткий докризисный период (декабрь 2007 – сентябрь 2008) эти проекты нужно было продолжать. В докризисный период предстояло также решить ряд ключевых управленческих задач:
Отказ от стереотипов, фундамент будущего развития.
Кризис обострил проблемы, связанные с монопрофильностью экономики Ярославской области, с отсутствием (или их незначительностью) таких предприятий, которые производят конечный продукт (т.е. производств с высокой добавленной стоимостью). Кризис продемонстрировал низкий уровень менеджмента ряда предприятий, в том числе – неумелое управление издержками, неэффективность ряда собственников как антикризисных менеджеров. Отсюда – неконкурентоспособность рабочих мест, низкое качество и высокая себестоимость продукции. Впервые за многие годы мы столкнулись с ростом безработицы, угрозами отключения предприятий от источников энергии за неплатежи, недоступностью кредитов, снижением налоговых поступлений.
Ситуация требовала выполнения всех социальных обязательств, опережающих и дополнительных мер социальной поддержки пенсионеров, многодетных семей, инвалидов, ветеранов, помощи тем, кто остался без работы:
Кризис вынудил в срочном порядке искать новые формы заработка, инструменты сбережения ресурсов. Т.е. кризис стал своеобразным спусковым крючком ускоренной диверсификации и модернизации.
Строительство новой модели региональной экономики означает уход от экстенсивного развития, отказ от стереотипов прошлого. Остаются в истории понятия: «Ярославль – город машиностроителей, Тутаев – моторостроителей, Углич – часовщиков». Смена стереотипов – закономерный процесс развития, логика жизни. Ярославская губерния три века назад воспринималась как центр купечества. Двести лет назад это был регион мануфактур. В прошлом веке Ярославль стал индустриальным центром. Следующий этап – постиндустриальный (модернизированная, диверсифицированная конкурентоспособная экономика). Модель будущего Ярославской области - развитый, современный регион, территория инновационного развития с большими возможностями, в т.ч. для выхода на мировую арену.
Если год-два назад на рынке труда наблюдался дефицит рабочей силы, то теперь свободные работники есть, но их квалификация не удовлетворяет требованиям новых технологичных производств. С созданием новой экономики нужны качественно новые люди – с новыми привычками, навыками, знаниями. Такие, которые могут реализовать свой потенциал, применить свои знания и навыки на конкретных рабочих местах или, может быть, могут организовать собственное дело. Поэтому мы должны работать над обучением, профессиональной переподготовкой и совершенствованием человеческого капитала. В этой связи в областную Программу «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области» включены меры по профессиональному росту работников, повышению квалификации соискателей (по договорам с потенциальными работодателями такие работники автоматически получают гарантию трудоустройства).
Во время кризиса доходная часть областного бюджета сильно пострадала от снижения поступлений от предприятий главной отрасли экономики – машиностроения. Снизились темпы роста доходов населения. Но, в целом, Ярославская область выстояла. «Старые запасы» позволили относительно безболезненно справиться с кризисными явлениями, сохранить свои позиции. Кризис не закончился. Его последствия особенно остро ощущаются в моногородах области. Рынок труда восстановится в последнюю очередь. Нам нужна новая экономика, которая позволит обеспечить экономический рост на основе конкурентоспособных рабочих мест.
Программа антикризисных мер, кроме собственно мер по преодолению кризисных явлений в экономике области, выполнения стандартов социальной защиты, предусматривает и движение вперед по пути инновационного развития:
Ресурсы для ускоренной модернизации и диверсификации:
Инвестиционная политика области – создание комфортных условий для инвестирования. Направление государственно-частного партнерства (ГЧП) – проект Закона о ГЧП, сотрудничество с федеральным центром ГЧП.
Ярославские кластерные цепочки это – фармацевтика, био- и нанотехнологии, дизелестроение, газотурбинное двигателестроение, производство автокомпонентов и полиграфических машин, теплоэнергетические энергосберегающие проекты. Это IT-индустрия, выпуск кабельной продукции, производство резинотехнических изделий, пул лакокрасочных предприятий, кластер технических тканей, льняной кластер, сыроделие, молокопереработка, туристско-рекреационная деятельность (всего 13 кластеров). В кластеры интегрированы не только крупные (якорные) предприятия, но и образовательные структуры, сфера услуг и т.д.
Сегодня востребована новая философия управления, и на руководящие посты должны прийти новые люди с новыми взглядами и новыми подходами. Они должны стать лидерами перемен, повести за собой других людей, направить энергию общества. Современный госслужащий – это сервис-менеджер, обязанность которого предоставлять качественные государственные услуги (населению, бизнесу, другим органам власти).
Формирование целостной системы инновационного образования. Приоритет интеллекта - новый фактор социально-экономического развития. Таково требование креативной, умной экономики. Наши действия направлены на подготовку по-новому мыслящих квалифицированных кадров. Такая работа – разработка инновационных вузовских проектов - уже началась в рамках ассоциации вузов Ярославской области. Ассоциация вузов «Верхне-Волжский исследовательский центр» – это инструмент развития человеческого капитала.
Инновации – новый уровень ответственности за свои действия и решения. Политическая модернизация страны, о которой заявил Президент РФ Д.А.Медведев, обращена к самосознанию общества, направлена на развитие социального капитала. Ее цель – предоставить широкие возможности для гражданских инициатив. Такая работа проводится в Ярославской области. Как Губернатор, я вижу своей задачей поддержку социальных инициатив, развитие институтов гражданского общества, развитие социального капитала.
|
![]() | Умк по дисциплине «Правоведение» разработан кафедрой правосудия, прокуроского надзора и криминалистик юш двфу для студентов не юридических... | ![]() | Расписание для студентов 2 курса факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения (очный юридический... |
![]() | Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса | ![]() | Алтайского края объявляет о проведении конкурса по присуждению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики (далее – «конкурс»).... |
![]() | Первый проректор мгюа по учебной работе занятий для студентов 1 курса вечернего отделения Института правоведения | ![]() | Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.) |
![]() | Управление делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области объявляет о проведении конкурса на включение... | ![]() | |
![]() | Главные новости в виде “карусели” освещение особо значимых событий с участием Губернатора, зам. Губернатора, членов Правительства,... | ![]() | Заместитель Губернатора Калужской области руководитель администрации Губернатора Калужской области |