Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности






НазваниеГосударственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности
страница1/4
Дата публикации13.03.2015
Размер0.51 Mb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи





Гущин Алексей Юрьевич


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством

(экономика предпринимательства)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург – 2013

Работа выполнена в НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Плотников Владимир Александрович

Официальные оппоненты: Грунин Олег Андреевич,

заслуженный экономист РФ

доктор экономических наук, профессор,

Санкт-Петербургский университет управления и экономики, профессор кафедры менеджмента

Кныш Валентин Андреевич,

доктор экономических наук, профессор,

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», профессор кафедры организации и управления

Ведущая организация Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Защита состоится «____» ______________ 2013 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д521.009.01 при НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» по адресу: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета управления и экономики, с авторефератом – на сайте Университета www.spbume.ru.

Автореферат разослан « » 2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор Наталья Петровна Голубецкая

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Мировая практика показывает, что в экономически развитых странах государственные заказы широко используются как один из элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики за счет селективной поддержки предпринимательства. Государство, посредством государственных закупок, имеет возможность целенаправленного влияния на предпринимательство, что может быть использовано в современных посткризисных условиях для придания динамики и направления развития экономики в целом.

Система государственного заказа представляет собой совокупность отношений между заказчиками, органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, участниками размещения заказов, возникающие при планировании, размещении государственных заказов, а так же заключении и исполнении контрактов.

Система государственного заказа является одним из важнейших институтов государственного сектора и всей системы государственного регулирования предпринимательства. В условиях любого типа экономики государство выступает в качестве крупнейшего потребителя товаров, работ услуг для общественных нужд.

В России на протяжении многих лет ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета: в 2007 г. они составили 6,5 трлн. руб., 2008 г. – 7 трлн. руб., 2009 г. – 9,8 трлн. руб., 2010 г. – 10,2 трлн. руб., в 2011 г. – более 11 трлн. руб. Вместе с увеличением указанных расходов в России наблюдается тенденция к увеличению средств, осваиваемых путём проведения государственных и муниципальных закупок: в 2007 г. – более 2 трлн. руб., в 2008 – более 4 трлн. руб., в 2009 г. – более 4,5 трлн. руб., в 2010 г. – более 5 трлн. руб., в 2011 г. – около 5,3 трлн. руб.1

Государственный заказ в условиях рынка – это не рецидив плановой экономики, а инструмент обеспечения устойчивости совокупного спроса. Он стимулирует как экономику в целом, так и отдельные «пласты» экономической системы.

Система государственного заказа представляет собой сложный многоступенчатый механизм, функционирование которого направлено, с одной стороны, на упорядоченное и экономное расходование бюджетных средств, а с другой – на создание организационного и институционального феномена квазирынка, существование которого является эффективным механизмом интегрирования различных форм предпринимательства в народнохозяйственный комплекс.

Таким образом, система государственного заказа является механизмом регулирования предпринимательской деятельности. И именно от степени эффективности развития данного инструмента во многом зависит развитие предпринимательских структур, поскольку привлекая предпринимательство к исполнению государственных заказов, государство стимулирует развитие конкуренции, расширяя экономические возможности физических и юридических лиц, тем самым способствуя развитию предпринимательства в целом.

Указанные обстоятельства определили актуальность темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Изучению различных направлений влияния государственного заказа на экономическую систему, в том числе –предпринимательство, посвящён достаточно широкий круг исследований как зарубежных, так и отечественных учёных.

Проблемы теории развития предпринимательства и государственного заказа нашли отражение в трудах таких зарубежных учёных как Д. Норт, В. Ойкен, М. Портер, П.Самуэльсон, Дж. Стиглиц Й. Шумпетер, и другие.

Среди российских учёных, которые посвятили свои труды исследованию государственного заказа как инструмента макроэкономического регулирования и поддержки предпринимательской деятельности следует выделить: Л.И. Абалкина, О.В. Анчишкину, А.Н. Асаула, М.В. Афанасьева, Н.В. Афанасьеву, О.М. Воробьеву, В.А. Гневко, О.А. Демидова, А.И.Добрынина, М.Я. Евраева, Л.Г. Каранатову, К.В. Кичика, В.А. Кныша, И.В. Кузнецова Л.Л. Лозенко, Н.В. Нестеровича, В.А. Плотникова, Д.А. Рубвальтера, И.И. Смотрицкую, В.А. Федоровича, А.А. Храмкина, Л.И. Якобсона, А.А. Яковлева.

Несмотря на наличие значительного объёма теоретических исследований в рассматриваемой области, можно констатировать недостаточность научно-теоретических разработок в аспекте поддержки предпринимательской деятельности через механизм государственного заказа: методы поддержки предпринимательства, в том числе, предоставление преференций субъектам малого предпринимательства, адаптация зарубежного опыта поддержки предпринимательства с помощью государственного заказа, способы осуществления государственного заказа, модель взаимодействия государства и предпринимательства для оптимизации деятельности участников размещения заказа и др. Это обуславливает необходимость проведения дельнейших исследований.

Объектом исследования выступает развитие предпринимательских структур в процессе формирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе регулирования и поддержки предпринимательства в рамках системы государственного заказа.

Целью диссертационного исследования является научная разработка и обоснование методических и практических рекомендаций по поддержки предпринимательства в рамках системы государственного заказа.

В соответствии с целью исследования в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Исследование влияния государственного заказа на развитие экономики предпринимательских структур.

  2. Проанализировать зарубежный опыт поддержки и регулирования предпринимательства в системе государственного заказа и определить возможности его адаптации в российских условиях.

  3. Разработать критерии оценки эффективности и систему мониторинга государственного заказа как форму регулирования деятельности предпринимательства на уровне территориальной единицы (района).

  4. Определить направления совершенствования способов размещения государственного заказа как фактора поддержки предпринимательства.

  5. Разработать методические рекомендации по формированию централизованной системы размещения государственного заказа на уровне территориальной единицы (района).


Методологическую, информационную и теоретическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, труды российских и зарубежных учёных, занимающихся изучением проблем обеспечения общественных потребностей, государственного регулирования предпринимательства, управления государственными заказами, статистические сборники, информационные ресурсы сети Интернет.

Диссертационная работа по объекту и предмету исследования соответствует пункту 8.8. Государственное регулирование и поддержка

предпринимательской деятельности (сущность, принципы, формы, методы); основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства» Паспорта специальности 08.00.05 –Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства).

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, анализируется степень её изученности, формулируются цель и задачи, указывается объект, предмет, теоретико-методологическая основа исследования, характеризуется эмпирическая база, раскрывается апробация основных результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Методы и формы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности» выявлена роль государства как важнейшего института, благодаря которому предпринимательство развивается как сектор национальной экономики. Рассмотрены основные методы государственного регулирования и примеры зарубежного опыта государственного регулирования и поддержки системы предпринимательства. Выявлены особенности и проблемы функционирования системы государственного заказа.

Во второй главе «Анализ эффективности системы государственного заказа как формы поддержки предпринимательской деятельности» раскрыто содержание понятия «эффективность» в системе государственного заказа, рассмотрены показатели оценки эффективности системы государственного заказа, выделены основные виды эффективности в системе государственного заказа. Разработана система мониторинга эффективности функционирования системы государственного заказа на основании ценового признака.

В третьей главе «Основные направления развития государственного регулирования предпринимательства на основе совершенствования системы государственного заказа» предложена форма организации взаимодействия государства и предпринимательства на основании централизованной модели размещения государственного заказа. Определены основные направления поддержки малого предпринимательства через систему государственного заказа: разделение контракта на субподряды для малого предпринимательства, кооперация малых предприятий на торгах, развитие отдельных видов упрощённых процедур государственных закупок. Выявлены функции системы государственного заказа как инструмента развития конкуренции. Разработаны направления совершенствования конкуренции на основании улучшения отдельных элементов системы государственного заказа.

В заключении изложены основные результаты исследования.

II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

1. Система государственного заказа является одним из основных институтов государственного регулирования предпринимательства.

В условиях любой экономической системы государство выступает как крупнейший заказчик, потребитель товаров, работ, услуг для нужд общественного сектора. Система государственных закупок является одним из основополагающих институтов государственного регулирования предпринимательства. Государственный сектор выступает в качестве крупнейшего потребителя (заказчика), превращая государственный спрос в значительный механизм государственного регулирования и поддержки предпринимательства. Используя государственный заказ как инструмент регулирования государство привлекает потенциал предпринимательских структур для обеспечения своих функций и регулирует оптимизацию государственных расходов. Государственный заказ как элемент государственного регулирования выполняет ряд функций, которые можно структурировать как основные и дополнительные, по механизму их влияния на социально-экономическую систему.

К основным функциям относятся:

1. Воспроизводственно-потребительская функция. Сущность этой функции заключается в том, что посредством государственных закупок, органы государственной власти, государственные (муниципальные) учреждения воспроизводят (осуществляют) свои функции, предоставляют государственные услуги, реализуют государственное задание с помощью потребления товаров, работ, услуг.

2. Протекционистская функция. Система государственного заказа способна выступать как элемент протекционистской политики, с помощью которого государство намеренно поддерживает спрос на товары внутренних производителей, что благоприятно сказывается на деятельности предпринимательских структур связанных с производством и перераспределение товаров отечественного производства. Так, например, в США и Канаде для местных поставщиков установлены ценовые преференции в размере 6%, что означает: если компания США предложит цену на 6% выше других зарубежных конкурентов, то приоритет, решение о победителе отдаётся в пользу этой фирмы. Одной из антикризисных мер правительства в рамках поддержки отечественного производителя выступил приказ №427 Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 года «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд», который устанавливал порядок предоставления преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения.

3. Функция экономии. Одной из особенностей существующей системы государственного заказа является экономия бюджетных средств, которая образуется в результате конкурентной борьбы между участниками размещения заказов. Рассмотрим статистические данные расходов на государственные закупки и сумму сложившейся экономии (Табл.1).

Таблица 1

Динамика государственных закупок в Санкт-Петербурге.

Период

Сумма расходов на государст-венные закупки

в млн. руб.

Количество закупок

в ед.

Сумма экономии

в млн. руб.

Цепной абсолютный прирост расходов на государственные закупки

в млн. руб.

1

2

3

4

5

2006 год

111 663,8

345 831

6 175,2

-

2007 год

158 969,8

370 006

10 048,6

47306

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

2008 год

221 459,3

441 240

11 771,8

62489,5

2009 год

216 811,3

399 312

11 064,4

- 4648

2010 год

233 177,8

419 483

12 364,4

16366,5

2011 год

181 901,2

357 613

7402,8

- 51 276,6

Источник: рассчитано автором с использованием данных, представленных на официальном сайте http://www.gz-spb.ru/
Можно сделать вывод, что расходы на государственные закупки в целом имеют тенденцию к увеличению, то есть постоянной сумме финансирования, за исключением 2007 года и 2011 года. Если говорить о сумме экономии, то в среднем за 6 лет она составила 9804,53 млн. рублей. Среднее количество закупок составляет 331275,7 единицы, что говорит о постоянных потребностях государственного сектора в разнообразных товарах, работах и услугах. Таким образом, можно утверждать, что сумма экономии и количества закупок будут и дальше оставаться на определённом заданном уровне.

4. Функция стимулирования предпринимательства. Значение стимулирования предпринимательства заключается в том, что система государственного заказа с учётом масштабов всего госсектора привлекает предпринимательство для обеспечения государственных нужд. В соответствии с данными ФАС России к концу первого полугодия 2012 года количество аккредитованных компаний на электронных площадках составило более 200 тысяч. На данный момент в России размещение государственного заказа возможно на пяти электронных площадках (ООО «Индексное агентство РТС», ЗАО «Сбербанк-АСТ», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ЗАО «ММВБ-Информационные технологии», ОАО «Единая электронная торговая площадка»), что способствует развитию конкуренции, информационной прозрачности и оптимизации контрольных мероприятий.

К дополнительным функциям относятся:

  • функция ценового регулирования, посредством государственных заказов оказывается влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг, так как при размещении заказа заказчик обосновывает цену заказа, в том числе на основании собственного исследования рынка, что оказывает влияние на динамику цен;

  • конкурентно-новационная функция, заключающаяся в формировании организационных и экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), для продвижения на рынке;

  • социальная функция, направленная на содействие реализации социально-экономической политики государства, в том числе вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс;

  • антикризисная функция. В условиях экономического кризиса государственные закупки рассматриваются в качестве инструмента стимулирования внутреннего спроса в пакете мер антикризисного регулирования экономики. В этой связи государственный заказ необходимо рассматривать как антикризисный инструмент регулирования экономики.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconПрограмма «Экономика фирмы»
Тема Предприятие как форма осуществления предпринимательской деятельности и его жизненный цикл

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconПрогнозирование развития предпринимательской деятельности
Республике Беларусь, проведён корреляционно-регрессионный анализ данных по предпринимательской деятельности Республики Беларусь,...

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconР. В. Смольников Д. Л. Зыкова гоу впо «Шадринский государственный...
При разработке и реализации механизмов государственного стимулирования инновационной деятельности важное значение имеет повышение...

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «основы...
Курс «Основы предпринимательской деятельности» призван дать знания по организации собственного бизнеса, успешно осуществить функции,...

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconЭкономическая сущность государственного регулирования
Фискальная политика – как метод государственного регулирования рыночной экономики

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconОсновная часть 6 Глава 1 роль таможенно-тарифного регулирования в...
Роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 6

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconТемы и их краткое содержание Модуль 1 Предпринимательство фирмы как...
Ьства. Экономическая устойчивость предпринимательских структур. Общества. Товарищества. Предпринимательский капитал. Предпринимательский...

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconКак называется форма правления, сложившаяся в ходе петровских преобразований?
Как называлась политика поддержки собственного купечества и промышленности, проводившаяся Петром 1?

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconКак называется форма правления, сложившаяся в ходе петровских преобразований?
Как называлась политика поддержки собственного купечества и промышленности, проводившаяся Петром 1?

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности iconКонструирование оценки социально-экономической эффективности деятельности...
Признание управления государственной собственностью и, прежде всего, организациями государственного сектора экономики, как стержневого...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную