Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






Скачать 356.92 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации13.03.2015
Размер356.92 Kb.
ТипРеферат
e.120-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой экономики и мировой политики

Отделение Международные отношения
Кафедра Мировой политики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Национальные интересы России в интеграционных процессах на Азиатско-Тихоокеанском регионе

Студент группы № 468

Андреева Юлия Сергеевна

Руководитель ВКР

Братерский Максим Владимирович

Москва, 2013
Содержание:

Введение.................................................................................................................-3-

1. Интересы России в экономической интеграции

1.1.Интересы в сфере энергетики........................................................................-8-

1.2 Интересы в сфере транспорта и логистики.................................................-14-

1.3 Интересы в продовольственной сфере.........................................................-20-

1.4 Интересы в сфере туризма............................................................................-22-

1.5 Интересы в сфере образования, культуры...................................................-25-

2. Интересы России в военно-политической интеграции................................-27-

Заключение...........................................................................................................-30-

Список использованной литературы..................................................................-33-

Введение.

Сегодня, в начале 21 века, в мире происходят сильные геоэкономические и геополитические сдвиги. В центре всех перемен находится Азиатский континент. Благодаря «экономическим чудесам», достигнутым в прошлом веке, страны Азиатско-Тихоокеанского региона все активнее включаются в формирование мироой повестки дня. Центр глобальной политики постепенно перемещается в Тихий океан. Азия молниеносно выходит на роль ключевого региона мира. Существуют также прогнозы, что нынешний век станет «Азиатским» или «Тихоокеанским». В условиях, когда шансы Запада доминировать на мировой арене сокращаются с каждым днем, на фоне постепенного сползания в рецессию, государства Азиатско-Тихоокеанского региона выходят на сцену крепкими, независимыми и достаточно привлекательными игроками.

Азиатско-Тихоокеанский регион очень сложный и разнородный. Но здесь активным образом идут процессы интеграции, в первую очередь экономической. Сегодня многостороннее сотрудничество и укрепление связей в регионе является приоритетным направлением для правительств каждой страны. Что отвечает также и задачам нашего руководства.

Россия на сегодняшний день слабо присутствует АТР. Теоретически Россия уже участвует в интеграционных процессах – членство в АТЭС, СТЭС, партнерство АСЕАН по диалогу. Однако это носит скорее формальный характер. Но ситуация меняется. Новые перспективы выхода на новый уровень сотрудничества с АТР были запущены в связи с подготовкой и проведением Саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Российское руководство ясно дало понять, что поворот в АТР носит необратимый характер, а присутствие страны в регионе будет только расширяться.

Так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории практически всегда смотрела в сторону Запада и на Запад, и в соответствии с этим, ставила приоритеты во внешней политике на развитие взаимовыгодных отношений и сотрудничества с европейскими странами. Однако, сегодня настал тот момент, когда нужно срочно активизировать российскую политику в Азии и использовать все имеющиеся для этого возможности и потенциал.

Уникальная особенность России – это межцивилизационная сущность. Благодаря своему географическому положению она вобрала в себя черты сразу двух цивилизаций: как европейской, так и азиатской.1 Именно наличие территорий такого региона, как Дальний Восток, позволяет России претендовать на значимую роль в одном из динамично развивающихся регионов мира. Интеграция российской экономики в АТР не возможна без богатого и обширного Дальнего Востока, являющегося единственным и естественным выходом в Азию.

Дебаты о развороте на Восток в сторону Тихого океана ведутся в российских политических и научных кругах ведутся уже на протяжении длительного времени. Однако на фоне кризиса в Еврозоне и стремительного подъема и экономического роста Азиатского региона, а также нарастающих различий во взглядах российского и европейских государств на современные ценности, такие разговоры приобретают более практичный характер. Интерес к данной теме нынешнего руководства постепенно возрастает и выливается в конкретные действия. Ярким тому подтверждением служит четко обозначенный в новой Концепции внешней политики приоритет в отношениях с АТР. Также особый акцент делается на развитие эффективного и взаимовыгодного внешнеполитического и экономического сотрудничества с такими крупными игроками региона, как Китай, Индия, Корея, Япония.

Дальний Восток, как форпост России в АТР, открывает вполне солидные перспективы для успешной реализации тихоокеанского вектора развития и укрепления наших позиций в регионе. Сегодня полностью осознается тот факт, что только через выполнение стратегических задач по социальному и экономическому развитию и подъему Дальнего Востока, а также освоению огромного разнообразия природных ресурсов, которые таит в себе регион, Российская Федерация сможет заявить о себе в Тихоокеанском регионе, только тогда азиатские тигры будут с нами считаться и играть на равных.

Российские интересы на Тихом океане, где наша страна имеет не только все шансы, но и полное право считаться полноправным и равным участником происходящих политических и экономических процессов, составляют важную часть общегосударственных приоритетов. Стратегия интеграции и присутствия России в регионе должна быть всеобъемлющей и касаться экономических, политических и военных аспектов.

Целью данной работы является рассмотрение российских национальных интересов на основе анализа подходов России по включению в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи: выявить экономические и военно-политические национальные интересы России в интеграции со странами АТР; рассмотреть экономический потенциал восточных территорий России для выявления основных интеграционных возможностей и преимуществ; рассмотреть сотрудничество России со странами АТР на основе реализации крупных мегапроектов; рассмотреть особенности данных проектов в контексте реализации российских преимуществ для формирования эффективного сотрудничества; сделать соответствующие выводы.

Так как тема работы относится к современной истории и актуальным событиям, основная часть использованной литературы – периодические издания, в особенности по направлению мировая политика или международные отношения, монографии и научные издания.

Важно отметить факторы, обеспечивающие Дальнему Востоку уникальное место по сравнению с остальными регионами. В первую очередь, это географическое положение, подразумевающее отдаленность от развитого центра и соседство только с Восточной Сибирью. Другой аспект – это богатейший минерально-сырьевой потенциал. Развитие которого стало системообразующим фактором всей региональной экономики, и наличие которого создает России имидж «сырьевого придатка». Этим объясняется также сильный перекос в экономике в сторону добывающих отраслей.

Руководство нашей страны принимает множество мер, проводит различные форумы, конференции для обсуждения и выработки совместными усилиями тактических шагов для решения региональных проблем и скорейшего развития территорий. Принятая в 2009 году, «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» является программой №1, ставящая главной целью «реализацию геополитической задачи закрепления населения ... за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека .. а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития».2 Данная реализация берет за основу полное использование конкурентных преимуществ региональной экономики ( транзитного и минерально-сырьевого потенциала), модернизацию инфраструктуры и упор на инновационную модель развития. Данная стратегия является региональной компонентой Стратегии развития России до 2020 года и носит чрезвычайно важный геополитический и стратегический характер.

Большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций для регионального развития и для повышения интенсификации взаимодействия региона с экономиками АТР. Минерально-сырьевая база уже сегодня объект пристального внимания, одновременно и вложения долгосрочных инвестиций со стороны Азиатских соседей. Пока что наиболее активное сотрудничество ведется с бизнесом Южной Кореи (например, совместное строительство судоверфи в Большой Камне; вложения в модернизацию оборудования на газовых объектах) и Китая ( самые крупные потоки из всех, в размере 3 млрд. долларов, направленных в основном на создание специальных китайских зон на территории региона). В период кризиса продовольствия и воды, Дальний Восток может предложить также такие ресурсы, как земля и вода, роль которых возрастает день ото дня, в особенности в Тихоокеанских экономиках.

1.1 Интересы в сфере энергетики

Участие России в укреплении энергетической безопасности в АТР и поставки углеводородов являются неотъемлемыми шагами на интеграционном пути страны. Для России важно занять место в формирующейся в регионе архитектуре энергетического сотрудничества. Для нас также интересно участие в развитии традиционных и нетрадиционных источников энергии, участие в проектах по разведке и разработке месторождений. Правильная реализация проектов, связанных с добычей нефтяных и газовых ресурсов России, позволит сформировать достаточно крепкую основу экономического сотрудничества и интеграции нашей страны в АТР.

Реализация энергетических проектов поможет создать систему переработки углеводородов, что отвечает интересам российского руководства по смене модели развития нефтегазовой отрасли от экспортно-сырьевой к ресурсно-перерабатывающей.

Энергетическое сотрудничество выгодно также и российским энергетическим компаниям, так как такое партнерство сопровождается взаимным обменом ресурсами, активами, технологиями, участием в научно-исследовательских разработках и освоении новых месторождений.

Одна из главных выгод для России – это масштабное развитие инфраструктуры Дальнего Востока: от энергетической до транспортной.

Освоение энергетического ресурсного потенциала станет своего родом локомотивом для развития как данных территорий, так и для всей России. Созданная энергетическая инфраструктура в России ускорит подъем всего Востока и способствует решению многих внутриэкономических задач ( снизит отток населения вследствие создания новых рабочих мест, поможет преодолеть инфраструктурную разобщенность как Дальнего Востока и Восточной Сибири, так данных регионов и всей страны).3 А также станет частью интегрированной региональной энергетической инфраструктуры.

Для наиболее эффективного использования ресурсов в ноябре 2009 года была утверждена энергетическая стратегия России до 2030 года. В качестве одной из главных задач было принято решение о диверсификации нашего энергетического экспорта. Сегодня, в 21 веке, когда ведется активная борьба за ресурсы, прежде всего за энергоресурсы, Россия имеет все шансы в ближайшие годы, с ее огромным сырьевым потенциалом, занять одно из ведущих мест в мировой политике. Важнейшим шагом здесь является поворот на АТР. Страны данного региона уже ощущают нехватку собственных и потребность в иностранных энергоресурсах. С каждым годом эта тенденция будет все ярче проявляться. Сейчас самое время говорить о формировании новой энергетической конфигурации в АТР (создании системы нефти- и газопроводов, поставки СПГ судами из восточных регионов России).4 Создание единого энергетического рынка на пространстве АТЭС с участием России кажется очень реалистичным. Поэтому в соответствии со стратегией предполагается, что доля российского экспорта на европейских рынках должна будет сокращаться, а объемы поставок топливно-энергетических ресурсов на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона увеличиваться. Доля Азиатского экспорта будет возрастать именно только благодаря освоению ресурсов Дальнего Востока. Такое пристальное внимание к азиатскому направлению позволит также значительно снизить зависимость России от европейского рынка, где нам постоянно диктуют правила игры. В большей степени это касается газа.

Доказанный рост спроса на газ за несколько десятилетий позволяет говорить о дальнейшем повышении потребности в газе и наступлении эры угля и нефти, что приведет в конце к эпохе природного газа. Именно он отвоюет лидирующее место среди других энергоресурсов и у России, обладающей внушительными запасами природного газа, есть все возможности стать мировым газовым лидером. Именно на данном направлении Дальний Восток уже показал свою значимость и важность.

Здесь, в поселке Пригородное на юге острове Сахалин, нефтегазовым консорциумом Sakhalin Energy Investment Company Ltd. был запущен первый в России и, что еще существеннее, в Азии, завод по сжижению природного газа в рамках одного из крупнейших нефтегазовых проектов «Сахалин 2». В рамках проекта газ будет поступать по трубопроводам от двух нефтегазовых месторождений на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохского и Лунского.5 Поставки газа на сегодняшний день успешно осуществляются по контрактам с 9 фирмами. Более 60% поставок приходится на Японию, что позволяет говорить об уже существующей зависимости японского рынка от российского газа. В то время как США планирует построить в Калифорнии терминал для приема российского газа, Китай уже открыл терминал в провинции Шаньдун. Южная Корея также является одним из потребителей сахалинского СПГ. Очень трудно переоценить значение данного завода. Благодаря ему Россия открыла двери на перспективные рынки СПГ, впервые смогла диверсифицировать экспорт газа.

Главным проектом ТЭК России последнего десятилетия в этой области стало строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан». Реализация данного проекта идет пошагово. В 2009 году была запущена первая очередь от Тайшета Иркутской области через Усть-Кут , Ленс и Алдан в Сковородино Амурской области. Запланировано также строительство отводов на нефтеперерабатывающие заводы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Ориентировочный срок сдачи второй очереди – участка нефтепровода Сковородино - Кузьмино Приморского края – 2014 год. 6 Благодаря данному проекту Россия сможет поставлять на рынки АТР около 50 миллионов тонн нефти ( в то время как на европейские рынки приходится около 120 тонн).7 Благодаря чему мы сможем не просто выйти, но и укрепить наши позиции на новых перспективных рынках АТР. Что еще весомее, строительство Восточного нефтепровода в первую очередь направлен на развитие регионов.

КНР нуждается в российских энергоносителях как ни кто другой. По трубопроводу Сковородино – Дацин (ответвление от ВСТО) в начале 2011 года пошла первая нефть.

Еще один многообещающий проект в сфере энергетики – это подписание 30-летнего контракта с Китаем о поставках газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского месторождения в Якутии (Якутск – Хабаровск – Владивосток).8 Начало работ по реализации данной газотранспортной системы позволяет вести переговоры с Китаем о «восточном маршруте».

В рамках данного проекта планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа и завода химических удобрений в Приморье, а также газоперерабатывающего и газохимического комплекса в Амурской области. Таким образом в регионе постепенно создается инфраструктура транспортировки углеводородного сырья.

Весной этого года Российские власти предложили возобновить переговоры по проекту «Азиатское суперкольцо». Первоначальные разработки велись еще в 2000-х годах. Проект предусматривает интеграцию энергетических систем России, Южной Кореи, Китая, Японии. Однако, в 2003 году проект был заморожен.9 Первыми к вернуться к данной идее предложили японцы после аварии на Фукусиме в рамках поступившего предложения об увеличении экспорта электроэнергии из России. Именно Россия и Япония могут выступить инициаторами данной инициативы. Речь идет о создании энергомоста с острова Сахалин в Японию для передачи электроэнергии со строящейся на острове ГРЭС-2.

Реализация газовой программы даст толчок к поднятию уровня газификации дальневосточных территорий.

Развитие нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики укрепит позиции не только на азиатских энергетических рынках, но и усилит роль России как мирового энергетического лидера.Полномаштабный выход России на энергетические рынки региона позлужит стимулом к развитию российского Дальнего Востока, поэтому разработка комплексной энергетической стратегии России в АТР крайне необходима.

На дальневосточной территории создается один из крупнейших лесозаготовительных и деревоперерабатывающих комплексов, благодаря первому месту региона по площади лесов и второму по запасам10. Здесь сконцентрированы крупные лесные ресурсы и многочисленные ценные породы. Уровень фактической вырубки лесов намного ниже потенциально возможного, что говорит о неполном и недостаточном развитии лесной промышленности.

Основным потребителем дальневосточного леса выступает Китай. Ожидается, что дефицит лесных ресурсов в странах АТР будет увеличиваться, и число покупателей российского леса значительно возрастет. Уже сейчас поставки леса постепенно увеличиваются. Главная проблема заключается в том, что большая часть экспорта- необработанная древесина. Поэтому меры по повышению экспортных пошлин на такую древесину вынудили, например, Китай расположить в Хабаровской и Амурской областях заводы по переработке леса. Однако, этого недостаточно. Только создание крупных лесопромышленных комплексов сможет повысить возможности использования потенциала восточных земель.11
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную