Скачать 335.73 Kb.
|
Дисциплина «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ» (автомобильный транспорт). Развитие экономики страны или региона в современных условиях происходит на основе свободных рыночных отношений. Эти отношения предполагают свободу предпринимательской деятельности во всех отраслях, где осуществляется производство товаров или оказание разнообразных, в частности транспортных услуг. Рыночные отношения оказывают большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Резко изменилась структура собственности. Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт является важнейшей частью производственной инфраструктуры. В условиях глобализации современной экономики повышение эффективности доставки грузов входит в приоритетные направления сокращения издержек промышленных предприятий, торговли и сферы услуг. Одна из основных задач перевозчика – поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта. Раздел 1. Отраслевое производство в условиях рыночной экономики
Отрасль – это часть производства, отличающаяся видом производимой продукции, предметом и орудиями труда, технологией и организацией производства. При развитии техники, совершенствовании технологии и организации производства происходит дальнейшее разделение труда и обособление отраслей, которые нуждаются в рациональном сочетании и соблюдении строгих пропорций. Закон разделения и обобществления труда систематически порождает новые отрасли и интегрирует их в меру экономической целесообразности. Экономическая целесообразность определяет уровень и темпы разделения и обобществления труда. Мерилом экономической целесообразности выступают: - возможности ускорения темпов роста производства; - удешевление товаров и услуг; - повышение их качества и конкурентоспособности. Все это - наибольшее удовлетворение потребности общества с наименьшими затратами при известных ограничениях ресурсов на данный период времени. Конкретными факторами и движущими силами являются: - научно-технический прогресс; - формы организации общественного производства; - потребности национальной экономики и её возможности. Выделяют три этапа исторического развития общественного производства, чему соответствует три вида разделения труда. На первом общем этапе разделения труда сформировались крупные отрасли народного хозяйства – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь. На втором этапе разделения труда из крупных отраслей народного хозяйства сформировались специализированные отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи. Уровень специализации этих отраслей совершенно различный и носит относительный характер, что обуславливает на практике необходимость их систематизации в отдельные группы, комплексы. Третий этап (вид разделения труда) происходит на самом предприятии с потенциальной возможностью появления новых производств, которые в перспективе могут при известных условиях сформировать отрасль. Отрасль может функционировать: - автономно, самостоятельно с наличием организационно-управленческих структур; - в составе более сложных межотраслевые корпоративных формирований с общими организационно-управленческими структурами. Условия функционирования отрасли могут быть благоприятные или неблагоприятные, привлекательные или нет. Экономическая эффективность функционирования отрасли оценивается конкурентным рынком, конкурентоспособностью продукции и услуг отрасли.
История развития АТП в России и СССР. Первое автотранспортное предприятие в России возникло в 1901 году и состояло из пяти автомобилей. Но в связи с возрастающей потребностью в грузоперевозках к 20-м годам XX века в стране насчитывалось более семнадцати тысяч грузовиков; к началу Великой Отечественной войны — уже около двухсот тысяч. Тем не менее, автомобили выполняли в основном функцию подвоза и вывоза грузов с ж/д станций, а основной грузооборот приходился на железнодорожный транспорт. Новый этап в развитии автотранспортных предприятий начался в шестидесятых-семидесятых годах, в связи с возникновением новых предприятий и бурного строительства. На автомобильный транспорт приходилось около 80% всех грузовых и около 40% пассажирских перевозок. В 1963 году в СССР создано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто» Минавтотранса РСФСР. В зависимости от подчинённости автотранспортные предприятия в СССР подразделялись на общего пользования и ведомственные. АТП общего пользования находились в ведении министерств автомобильного транспорта союзных республик и осуществляли перевозки для предприятий всех отраслей, а также централизованные и междугородные перевозки. В каждой АССР, крае и области существовали автотранспортные управления или тресты, руководящие работой АТП. Автомобильный транспорт ведомственного подчинения принадлежал министерствам, ведомствам, а также колхозам и совхозам и выполнял все виды технологических и хозяйственных перевозок грузов по обслуживанию конкретных предприятий и строек. С распадом СССР объём автомобильных перевозок в России существенно снизился, однако в последние годы отрасль начала возрождаться: её рост в период с 2000 года по 2009 год составляет около 3% в год, объём международных автомобильных грузоперевозок вырос почти в 12 раз. В настоящее время подавляющее большинство АТП находится в частной собственности. Значительную часть грузового автопарка составляет малотоннажный автомобильный транспорт, доля перевозок которым составляет около 25% всего автомобильного грузооборота. Предприятия АТ по назначению ![]() ![]() ![]() автотранспортные авторемонтные автообслуживающие Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки грузов или пассажиров автомобильным транспортом, хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава, а также снабжение эксплуатационными и ремонтными материалами и запчастями. Автообслуживающие предприятия гаражи-стоянки транспортно-экспедиционные предприятия ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() станции технического обслуживания автозаправочные станции пассажирские и грузовые станции Авторемонтное предприятие (АРП) — организация, производящая ремонт и обслуживание подвижного состава сторонних организаций, не имеющих собственной ремонтной базы. Авторемонтные предприятия авторемонтные, агрегатно-ремонтные и шиноремонтные заводы и мастерские ![]() ![]() ![]() ремонтно-зарядные аккумуляторные станции специализированные мастерские и цехи АТП по ведомственной принадлежности и характеру производственной деятельности: - общего пользования. Входят в систему Министерства транспорта РФ. Осуществляют перевозку грузов для всех организаций, перевозку пассажиров в автобусах и такси на городских, пригородных и междугородных маршрутах. - ведомственные. Создаются в промышленных, строительных, сельскохозяйственных предприятиях. Осуществляют перевозку грузов, связанную с технологическим процессом производства. АТП по роду выполняемых работ ![]() ![]() ![]() ![]() грузовые пассажирские грузопассажирские специальные Грузовые АТП обычно специализируются на перевозках определенного вида груза. Для перевозок используется специализированный подвижной состав. Грузовые АТП располагают на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строят в виде одноэтажных зданий промышленного типа. Пассажирские АТП (автобусные) располагают в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов и строят в виде одноэтажных зданий промышленного типа. Гаражи легковых автомобилей располагают в центральных зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. |
![]() | Сущность, формы и основные показатели международного разделения труда. Место и роль РФ в международном разделения труда | ![]() | Углубление территориального разделения труда и межтерриториального обмена, как фактор роста эффективности общественного разделения... |
![]() | Рынок с Х. прод сфера обмена товарами с Х. между производителями и потреб., сложивш-ся на основе разделения труда. Вход.: рынок зерна,... | ![]() | «Законы Ману» (IV-III вв до н э.), «Артхашастра» (II в. До н э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н э.), древнекитайская... |
![]() | Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства. Формы международного разделения труда и тенденции... | ![]() | Экономический кризис, международные санкции, проблема импортозамещения, турбулентность цен на нефть и курсов валют, присоединение... |
![]() | Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международного разделения труда | ![]() | Производство и микроэкономика. Роль общественного разделения труда в развитии экономики |
![]() | ![]() | М. Л. Козельцев, А. Ю. Ретеюм (Институт экономики природопользования и экологической политики ниу вшэ) |