Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения






Скачать 485.75 Kb.
НазваниеПрограмма и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер485.75 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3






НОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»



Т.Б. Сибирякова

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по прохождению учебной практики
Для студентов всех форм обучения

Направление 080200.62 Менеджмент


Волгоград

2012

ББК 65.290-2

С 34

Направление 080200.62 Менеджмент
Утверждено на заседании научно-методического совета

НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»

Протокол № 3 от 17.02.2012 г.
Авторы:

к.б.н., доцент кафедры экономики и управления
НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»

Т.Б. Сибирякова
Рецензенты:

д.э.н., доцент, профессор кафедры мировой и региональной
экономики ФГОУ ВПО «Волгоградский государственный
университет»

И. В. Митрофанова
к.э.н., доцент кафедры экономики и управления

НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»

Л. В. Шамрай





Сибирякова Т.Б.

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики / Т.Б. Сибирякова – Волгоград: НОУ ВПО ВИБ, 2012. – 36 с. (Направление 080200.62 Менеджмент).

С 34




Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Даны рекомендации по прохождению практики и написанию отчета. Сформулированы цели и задачи, определены этапы работы, требования к прохождению практики и выполнению отчета.


ББК 65.290-2

© НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»

© Сибирякова Т.Б., 2012

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский институт бизнеса»
Утверждаю

Проректор по учебной работе и управлению качеством

______________ С.И. Васильева

«___»_____________ 2012г.
Программа и методические рекомендации

по прохождению учебной практики


080200.62 Менеджмент

(Направление подготовки)




Общий

(Специализация / профиль)




Бакалавриат

(уровень подготовки)




Факультет

Экономический







Кафедра разработчик

Экономики и управления







Год набора

2012




Вид

практики

Форма обучения

Семестры

Сроки

Всего

часов

Трудоемкость

зач. ед.

Учебная практика 1

очная

2

2 недели

108

3

4

2 недели

108

3

заочная (полная)

2

2 недели

108

3

3

2 недели

108

3

Учебная практика 2

заочная (на базе СПО)

2

2 недели

108

3

3

2 недели

108

3

заочная (на базе ВПО)

3

2 недели

108

3

4

2 недели

108

3

Общая трудоемкость:

х

х


Волгоград

2012


Программа и методические рекомендации по прохождению

учебной практики

(наименование практики согласно учебному плану)







Составлено










Ученая степень

Кандидат биологических наук







Ученое звание

Доцент







Должность

Профессор кафедры экономики и управления







Ф.И.О.

Сибирякова Татьяна Борисовна




Подпись преподавателя










Эксперты / Рецензенты

д.э.н., доцент, профессор кафедры мировой и региональной экономики

ФГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

И. В. Митрофанова;




к.э.н., доцент кафедры экономики и управления

НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»

Л. В. Шамрай







Обсуждено и рекомендовано к утверждению решением кафедры

Экономики и управления

(полное наименование кафедры)

от

29.08.2012

протокол №







(дата протокола)




(номер протокола)

Заведующий кафедрой







Л. В. Шамрай




(подпись)




(инициалы, фамилия)




Одобрено советом

экономического

факультета

от




протокол №
















Председатель







М.А. Толстых




(подпись)




(инициалы, фамилия)

Согласовано с отделом по практическому обучению

Начальник отдела







О. Н. Гордеева




(подпись)




(инициалы, фамилия)













Согласовано с Научно-методическим отделом













Начальник НМО







Р.А. Каменская




(подпись)




(инициалы, фамилия)

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Модель обучения в НОУ ВПО ВИБ носит практико-ориентированный характер. В современных условиях требования рынка труда к выпускникам вузов значительно выросли, что потребовало создания последовательной, рассчитанной на весь период обучения, научно-обоснованной системы подготовки кадров, важное место, в которой отводится практической форме обучения.

Эффективно организованная учебная практика сокращает разрыв между академическим обучением и практической деятельностью специалистов. В процессе прохождения практики развиваются профессиональные компетенции будущих специалистов.

Практика студентов института является составной частью ос­новной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов института с предприятиями, организациями и учреждениями.

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Учебная практика проводится для приобретения студентами практических навыков работы по направлению подготовки, формирования умений прини­мать самостоятельные решения на конкретных участках работы в реальных условиях, формирования у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности.

Практика организуется и проводится на основе утвержденной программы, в которой определен перечень рассматриваемых вопросов и необходимых для выполнения заданий, в сторонних учреждениях, организациях, предприятиях или в структурных подразделениях института, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Практика в организациях осуществляется на основе договоров между институтом и организациями о прохождении практики студентов.

Обучающимся в институте, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки свыше 3-х лет и работающих в настоящее время, может быть зачтена учебная практика по решению кафедры экономики и управления на основе промежуточной аттестации. Освобождение от практики оформляется приказом. Обучающиеся, освобожденные от прохождения учебной практики, представляют на выпускающую кафедру заявление, копию трудовой книжки, письменный отчет.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.

Общая трудоемкость учебной практики составляет 108 академических часов во втором семестре и 108 академических часов в четвертом семестре.
1.1. Нормативная документация

Программа учебной практики составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № N 273-ФЗ;

  2. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.);

  3. Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012);

  4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»;

  5. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №544 от 20.05.2010г.);

  6. Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154);

  7. Положением о практике студентов, получающих высшее профессиональное образование (с дополнениями и изменениями) НОУ ВПО ВИБ, 2011 г.;

  8. Учебным планом направления «080200.62 Менеджмент»» 2012 года набора.


1.2. Цель и задачи практики

Цель учебной практики развитие общекультурных и профессиональных компетенций, которые включают:

  • закрепление и углуб­ление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в институте;

  • приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки;

  • ознакомление с работой руководителей низшего звена в различных службах аппарата управления по следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская.

Задачи практики:

  • общее ознакомление с деятельностью, организационно-правовой формой и системой управления предприятия, организации;

  • изучение организационной структуры предприятия и функций отдельных подразделений;

  • изучение работы, функций и должностных обязанностей персонала;

  • изучение законодательных актов, регулирующих деятельность организации;

  • изучение нормативных документов по вопросам управления в организации;

  • осмысление содержания профессии менеджера, ее особенностей и отличий от профессий других специалистов;

  • закрепление и расширение теоретических и практических навыков применительно к профилю будущей работы, сбор материалов для написания рефератов, курсовых работ.

Задачи учебной практики соотносятся со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент:

  • организационно-управленческая;

  • информационно-аналитическая.

В результате прохождения учебной практики обучающийся студент-бакалавр должен:

знать:

  • функции, задачи, обязанности менеджеров;

  • типы организационных структур управления организации;

  • назначение и функции основных подразделений организаций;

  • особенности формирования организационной структуры организации;

  • подходы и методы проведения анализа внешней среды коммерческой организации, занимаемого ею положения на рынке и в отрасли;

  • социальную значимость своей будущей профессии,

  • последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

  • роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

  • методы мотивации профессиональной деятельности;

  • основные механизмы принятия решений органами государственного регулирования;

  • экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков;

  • процессы групповой динамики и принципы формирования команды;

уметь:

  • определять существующие недостатки в организационной структуре управления организации и формулировать предложения по их устранению;

  • умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

  • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

  • эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;

  • оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;

  • проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

  • использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;

  • эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

владеть:

  • методами грамотного оформления отчета по результатам проведенных работ;

  • навыками работы в трудовом коллективе;

  • навыками решения практических задач в рамках выбранного направления обучения.

  • способами анализа социально значимых проблем и процессов;

  • основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

  • способами проектирования организационной структуры, распределения полномочий и ответственности на основе их делегирования;

  • методами контроля;

  • различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

  • методами разработки стратегии управления человеческими ресурсами организаций;

  • современными технологиями управления персоналом;

  • методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы


1.3. Формы проведения практики

Основной формой прохождения учебной практики является непосредственное участие студента в организационном процессе конкретного предприятия. Прохождение всех видов практики обязательно на базе конкретного предприятия, причем желательно одного, что позволит студенту выявить факторы и их динамику, а также их влияние на функционирование и развитие организации.

1.4. Базы практики

Базами учебной практики для направления подготовки 080200.62 Менеджмент могут выступать:

  • муниципальные организации;

  • государственные организации;

  • коммерческие организации;

  • некоммерческие организации;

  • аналитические подразделения предприятий различных сфер деятельности (отделы логистики, маркетинга, рекламы, исследований и конъюнктуры рынка и др.).

Предпочтение отдается тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между институтом и организацией на прохождение практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем-заявок организаций.

При выборе базы практики для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего:

  • направлением его подготовки;

  • будущей темой выпускной квалификационной работы студента.

А также учитывать то, какие определенные практические навыки должен получить будущий выпускник на рабочем месте для выполнения конкретной работы в рамках выбранного направления подготовки.

При прохождении практики студенты могут занимать должности, определенные штатным расписанием предприятия, например: менеджер (ассистент менеджера) по управлению персоналом, менеджер (ассистент менеджера) по продажам, менеджер (ассистент менеджера) отдела снабжения, руководитель (ассистент руководителя) отдела маркетинга, руководитель (ассистент руководителя) рекламного отдела, менеджер (ассистент менеджера) клиентской группы и др.
1.5. Руководство практикой

Заведующим кафедрой по согласованию с начальником отдела по практическому обучению назначаются в качестве руководителей практики профессоров, доцентов и старших преподавателей.

Непосредственное руководство практикой осуществляет ответственный по кафедре преподаватель, а также со­трудник учреждения – руководитель практики от организации.

Конкретное содержание практики студентов планируется руководством подразделения принимающей организации.

Руководитель практики от НОУ ВПО ВИБ выдает задание на учебную практику, следит за правильной организацией практики и консультирует студента по вопросам, свя­занным с подго­товкой и написанием отчета по практике.

Инструктаж для студентов перед началом практики является важным организационным мероприятием, так как от него зависит чёткость начала и окончания практики, выполнение программы практики, дисциплина студентов и отношение студентов к данному виду учебного процесса. Инструктаж для студентов проводят преподаватели-руководители, ответственные за практику. Инструктаж оформляется кафедрой экономики и управления протоколом в 2-х экземплярах (для кафедры и отдела по практическому обучению).
1.6. Организация и порядок проведения практики

На практику допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения.

До выхода на практику студенту необходимо явиться на организационное собрание кафедры для проведения инструктажа.

Для прохождения учебной практики в сроки, установленные учебными планами и графиками, студентам выдаются следующие документы:

  • направление на практику;

  • дневник и отчет;

  • программа практики и индивидуальные задания;

  • бланк отзыва на студента, проходившего практику.

В период прохождения практики студенты подчиняются всем правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленных в подразделениях и на рабочих местах в организации. Для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, где он проходит практику.

Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики в организациях, учреждениях и на предприятиях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Права и обязанности студентов-практикантов

Студенту необходимо знать, что в период прохождения практики на него распространяются правовые условия трудового законодательства РФ, а также внутреннего распорядка базы практики. Исходя из этого, определяются основные права и обязанности студента-практиканта.

Студент имеет право:

  • выбирать для прохождения базу практики по своему усмотрению;

  • получать консультацию по всем вопросам, касающимся практики, у руководителей от базы практики и института;

  • обращаться по спорным вопросам к руководителю практики, заведующему кафедрой и декану факультета.

Студент-практикант обязан:

  • своевременно прибыть на место практики, пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности;

  • явиться к руководителю от базы практики, ознакомить его с программой практики и индивидуальным заданием, получить указания о дальнейшей работе, составить график проведения консультаций;

  • подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации - базы практики;

  • максимально эффективно использовать отведенное для практики время;

  • принимать участие в конференциях по практике и консультациях в институте по вопросам практики;

  • при возникновении трудностей и препятствий по выполнению программы обра­щаться к руководителям практики и на кафедру института;

  • выполнять в полном объеме все требования программы практики;

  • обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой;

  • полностью выполнить определенное руководителем индивидуальное задание на практику;

  • участвовать в общественной жизни коллектива базы практики;

  • подчиняться требованиям руководителя от базы практики и института, также администрации базы практики по выполнению программы и учебных заданий по практике.

  • выполнять отдельные разовые и постоянные поручения руководителей в соответствии со спецификой, функциями, задачами и полномочиями объекта практики;

  • выполнять указания руководителей практики от института и базы практики;

  • вести дневник практики с указанием перечня ежедневно проделанной работы (данные о сроках и характере выполненных работ);

  • осуществлять сбор и анализ фактических (текстовых, цифровых, табличных, графических и др.) материалов, необходимых для подготовки отчета о практике;

  • участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры;

  • отчитываться перед руководителем практики от кафедры о ходе выполнения работ, предусмотренных индивидуальным заданием и календарным планом практики;

  • проводить необходимые исследования, наблюдения и сбор материалов для написания докладов и сообщений на студенческих научно-практических конференциях;

  • научиться применять на практике полученные знания по базовым и профессиональным дисциплинам;

  • к окончанию практики уметь выполнять обязанности менеджеров низшего звена управления;

  • подготовить письменный отчет о прохождении практики в соответствии с выданным заданием;

  • получить от руководителя практики по месту ее прохождения отзыв о своей работе, заверенный печатью;

  • в установленный срок прибыть на кафедру и защитить отчет о практике перед комиссией.

В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия, должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива.

Отсутствие студента-практиканта на закрепленном рабочем месте считается прогулом. Если прогулы составляют более 30% рабочего времени, учебная практика студенту не засчитывается.

В случае невыполнения предъявляемых требований студент-практикант может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

Нарушением дисциплины и невыполнением учебного плана считается несвоевременная сдача студентами документации по практике. К таким студентам применяются меры взыскания (не допускаются к сессии, посещению занятий, отчисляются из института).

Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета отчисляются из института за академическую неуспеваемость. По решению декана факультета студентам может назначаться повторное прохождение практики в рамках регламента учебной деятельности.

В случае уважительной причины студенты, не получившие зачет по практике, направляются на повторное прохождение практики.
1.7. Материально-техническое обеспечение практики

Учебная практика осуществляется на основе договоров о базах практики между институтом и организациями. Форма типового договора ежегодно на учебный год утверждается ректором института. Согласно утвержденной форме договора принимающая на учебную практику студентов организация (учреждение, предприятие) обязана предоставлять студентам места практики с соответствующим направленности профессиональной подготовки уровнем материально-технического оснащения.

В период прохождения практики за студентами бюджетного обучения, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии, назначенной НОУ ВПО ВИБ.

1.8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на практике

Для прохождения учебной практики студентам необходимо:

  • ознакомиться с программой и методическими рекомендациями по прохождению учебной практики, которые находятся на кафедре экономики и управления на бумажном носителе, а также на странице кафедры экономики и управления сайта Института http://www.volbi.ru/?fakul.fakul_k_akup;

  • ознакомиться с формами отчетной документации по практике (дневник, отзыв от принимающей организации о прохождении практики), которые находятся на кафедре экономики и управления на бумажном носителе, а также на странице кафедры экономики и управления сайта Института http://www.volbi.ru/?fakul.fakul_k_akup.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconПрограмма и методические рекомендации по прохождению производственной...
Программа и методические рекомендации по прохождению производственной практики / Т. Б. Сибирякова, Л. В. Шамрай – Волгоград: ноу...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconМетодические рекомендации по прохождению учебной и производственной...
Учебная и производственная Практики являются неотъемлемой частью основной образовательной программы подготовки менеджера при очной...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по прохождению учебной практики для направления...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления подготовки 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconПрограмма и методические указания по изучению курса для студентов...
Методические указания предназначены для студентов факультета «Управления персоналом и психология бизнеса» всех форм обучения, а также...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по прохождению производственной практики для направления
Методические указания предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения направления: 151900. 62 Конструкторско-технологическое...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconПрограмма учебной практики для студентов всех форм обучения направления 080200 «Менеджмент»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по написанию курсовых работ для студентов всех форм обучения Специальности
Курсовая работа является одной из форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconРабочая программа и методические указания по организации и проведению...
Рабочая программа и методические указания по организации и проведению производственной практики. Екатеринбург, фгаоу впо «Российский...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconМетодические рекомендации по прохождению преддипломной практики студентами...
М 23 Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики студентами специальности 080115 Таможенное дело – Таможенное...

Программа и методические рекомендации по прохождению учебной практики Для студентов всех форм обучения iconЕ. З. Михеева Мировая экономика и международные экономические отношения
Методические рекомендации предназначены для студентов направления «Экономика» всех профилей и форм обучения






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную