Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления






Скачать 319.51 Kb.
НазваниеАлешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления
страница1/4
Дата публикации05.03.2015
Размер319.51 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4

© Алешина И.В., 2011


2011.09.22.

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам.зав.кафедрой маркетинга по НИР Государственного университета управления


Глобальные рынки, культура и инновации1
Контекст глобализации актуализирует фактор культуры в решении задач

модернизации и инновационного развития РФ. Инновационная резистентность российской культуры - барьер экономического развития страны.

Инноватизация российской культуры и масштабная активизация инновационного движения «снизу» - важнейшие задачи общенационального маркетинга инноваций.


  1. Глобализация и место РФ в мировом сообществе



Задачи модернизации и инновационного развития экономики Рф звучат все более актуально. Актуальность обусловлена проблемой геополитической роли РФ в мировом сообществе, месте России в международном разделении труда. Кризис 2008-2010 гг. в очередной раз обозначил эти вопросы как для элит (государственной власти, политических, академических, бизнес-элит), так и для рядовых граждан. Элиты искали решения в масштабе всей страны, региона, отрасли или корпораций и бизнес- групп. Для части граждан проблема проявилась в падении зарплат, доходов, потере работы и поиске своего места на рынке труда.

Особенность сегодняшнего звучания проблем места РФ в мировом сообществе – контекст глобализации. Глобализация – это обретение событиями и явлениями общемирового масштаба. Процесс глобализации производства, автомобильной промышленности, в частности, начался в 1980-х годах с открытием японских заводов в США. Сегодня можно говорить о глобализации ряда сфер жизни общества, экономики, финансов, о глобализации рынков. Экономики стран и регионов мира настолько взаимосвязаны (инвестициями, финансами, технологиями, информацией, инфраструктурой, рынками потребления), что их уже сложно рассматривать изолированно. Не случайно кризисы последних двух десятилетий носили общемировой характер.
Электроника, телекоммуникации, авиакосмическая, фармацевтическая, автомобильная отрасли, производство одежды и обуви – эти отрасли сегодня работают в глобальном масштабе, т.е. глобализованы. Глобальные отрасли – это отрасли, функционирующие в общемировом масштабе, чьи НИОКР, производство и маркетинг, продажи, а также сервис ведутся скоординированно во всех регионах мира. Это отрасли, чьи разработки, производство и рынки – глобальны. Например, смартфоны и планшеты американской компании Apple,- Ipod и Ipad разрабатываются в США, производятся в Китае, продаются во всех регионах мира. Сегодня Apple – самая крупная публичная ИТ-компания мира по капитализации (343 млрд.долл., на август 2011), обогнавшая компанию Microsoft (207 млрд.долл. на авг 2011) еще в мае 2010 г.[Егикян //Коммерсантъ, 26.08.2011.]. Заметим, что крупнейшая по капитализации российская компания Газпром (140 млрд долл на август 2011)- это лишь 40% стоимости компании Apple.
Капитализация российского рынка акций сравнительно невелика (900 млрд долл на август 2011) – меньше стоимости трех компаний Apple или равна по величине рыночной стоимости всего лишь четырех крупнейших ИТ-компаний США - Apple (343 миллиарда долл), Microsoft (207 миллиардов долл.), IBM (199 млрд.долл.) и Google (169 млрд долл.). Непубличность российской собственности означает ее информационную закрытость и ограничение возможностей для роста и развития путем привлечения ресурсов и инвестиций на международных финансовых рынках, а также определенные ограничения возможностей участия в глобальных процессах.
Глобальный характер ряда отраслей означает, что компания-производитель, например, операционных систем, компьютеров, авиалайнеров (Boeing, МИГов, СУ, Superjet), нередко может их производить только тогда, когда может их продавать и на внешнем (глобальном) рынке, т.е. способна собрать экспортные заказы. Такая компания должна конкурировать на мировом рынке, иначе не может выйти на рентабельный (экономически оправданный) масштаб операций, а именно окупить свои затраты на НИОКР, производство, маркетинг, сервис.

Глобализация и дигитизация определяются как особенности работы на современных рынках и Ф.Котлером, патриархом маркетинга международного масштаба [Thought Leader Interview: Philip Kotler, 2010, p 10]. Примером взаимообусловленности этих факторов является практика вывешивания учебных курсов ведущими университетами мира в интернет. Более того, ведущие университеты мира декларируют глобализацию операций. Так, например, на бесплатный курс «Введение в Искусственный интеллект» ( Inroduction to Artificial Intelligence ) Инженерной школы Стэнфордского университета на октябрь-декабрь 2011 г. зарегистрировались 130 тыс. студентов из 90-та стран мира (www.ai-class.org). С помощью краудсорсингового онлайн-видео ресурса (dotsub.com, где волонтеры всего мира переводят титры познавательных фильмов на разные языки), курс предполагается вести на 170 языках мира.
Что могут вывесить, представить и запустить российские университеты и какого мастштаба аудиторию они могут собрать, – это вопрос глобальной конкуренции системы российского образования, науки и российской культуры. Как мы видим, даже языковый и культурные барьеры – не препятствие для глобальной экспансии информации (знаний, культуры), когда ее поддерживают и распространяют десятки и сотни тысяч волонтеров и потребителей во всем мире. Можно только констатировать дальнейший процесс экспансии системы, синтезирующей американскую культуру, науку, образование и прочие социальные институты. Найдутся ли би- и мультилингвальные волонтеры для перевода на языки своих стран материалов российских университетов и каких материалов? Думается, да, но вопрос на глобальном рынке знаний – это вопрос глобальной конкуренции, в т.ч. доли рынка. Мы сейчас не говорим о том, что американский Стэнфорд поддерживается многими филантропами (и наверняка госфондами) и потому может себе позволить учить бесплатно часть мира. Но нам стоило бы задуматься о том, почему у Стэнфорда есть филантропы. Может быть потому, что в то время когда лидер российского бизнеса и потенциально – политики, хочет вернуть молодежь, - а это будущее собственной страны, - из университетов в техникумы и ПТУ (считая высшее образование избыточным для РФ, http://www.vedomosti.ru/politics/news/1359692/prohorov_sobiraetsya_urezat_studentov ), лидеры в США ставят цели обучения всего мира вопросам искусственного интеллекта. Масштаб проектов несопоставим, отсюда и паблисити.

Стоит заметить, что образование – шестой по объему экспорта сервисный сектор экономики США, опережающий сферу развлечений, рекламу и коммуникаций. Американская администрация ставит цели удвоения экспорта к 2015 г., стремясь сократить внешний долг. Учитывая ограничения возможностей экспорта низкотехнологичных товаров и услуг, а также ископаемых, ставка делается на высокотехнологичные сервисные сектора, в т.ч. образование [US Higher Education, 2011]. В 2009-2010 г. экспорт образования (вместе с сопутствующими услугами) принес этой стране около 20 миллиардов долларов [Sánchez, 2011].
Структура экспорта страны говорит о ее месте в международном разделении труда. По данным Всемирного банка на июнь 2011 г., экспорт РФ свидетельствует о низкой конкурентоспособности продукции РФ в мире, за исключением сырья и части вооружений. « В 2001 г. экспорт нефти и газа составлял менее половины совокупной стоимости экспорта. Но уже через 10 лет эта доля составила 2/3, при этом еще 15% приходилось на экспорт других ископаемых ресурсов, в то время как доля экспорта высокотехнологичной продукции составила всего 9%, в основном за счет экспорта вооружений» [Доклад об экономике России, ВБ, июнь 2011] . Причем рост российского экспорта за последние 10 лет шел за счет старых товаров на старые географические рынки, а не за счет новых товаров или рынков. Российским компаниям сложно не только выйти на экспортный рынок, но и удержаться на нем. « Россия имеет выявленное сравнительное преимущество только в двух секторах – добывающих отраслях и черной металлургии»
Тем не менее, Россия – большая страна и производит, может и должна производить продукцию для внутреннего потребления, в т.ч. продукты питания, стройматериалы, одежду, фармпрепараты и многое другое. Для ряда продуктов (товаров и услуг) внутренний рынок достаточно емок, чтобы продажи на нем могли окупить эти затраты. Пример – швейная фирма «Космос» в Москве, шьет недорогую деловую женскую одежду по российским меркам (пропорциям фигуры) для россиянок. Однако в условиях открытости внутреннего рынка для иностранных компаний, отечественный производитель ( продуктов питания, одежды, автомобилей) вынужден конкурировать с иностранными поставщиками на собственном рынке, а также и на рынках третьих стран. И далеко не каждая компания выдерживает конкуренцию по цене (с китайцами), сервису, качеству (с европейцами, американцами, японцами). Потому компании ищут возможности сочетания глобальных тенденций и локализации.
Одна из схем функционирования глобального бизнеса в производстве одежды выглядит так. Российская компания завозит образцы моделей женской одежды из Италии и Франции, копирует лекала с несущественными изменениями (для избежания обвинений в явном копировании), затем производит партии аналогов одежды в Китае и продает это в России. Идея дизайна модной одежды движется с Запада через Россию с некоторой (незначительной) вариацией,- например, карман брюк или бант на блузке перемещается с левой стороны на правую или несколько меняет свою форму или размер. Затем идея западного дизайна материализуется в готовом товаре (производство в Китае) и продается в составе партии готового товара на обширной российской территории. Цена «копии» не включает стоимость работы западных дизайнеров и некоторые другие расходы, размер партии в России значительно больше западной малочисленной серии и потому цена копии раз в пятнадцать в среднем ниже оригинала. Внешне копия похожа на оригинал, и вполне устраивает достаточно широкие круги не слишком притязательного российского покупателя. Соответственно по критерию соотношения цена/качество вполне конкурентоспособна на российском рынке.

Можно определить эту схему движения идеи дизайна как «просачивание» - с Запада. Продукты менее материалистичных (и более сервисных и идеалистичных ) отраслей, такие как музыка, образовательные продукты, литература также распространяются методом просачивания. Что мы имеем в случае описанного процесса «просачивания»? Основная работа дизайнеров делается на Западе. Работа швей (и производственников одежды) делается в Китае. Что остается в России? Управление этой цепочкой, некоторый дизайн, маркетинг и продажи, и конечно, потребление. В результате Россия теряет рабочие места в легкой промышленности (как и многие развитые страны), зато приобретает недорогой ширпотреб. Конкурировать с которым отечественному производителю далеко не всегда удается.
А что же Китай? За двадцать последних лет структура экспортно-импортных отношений РФ и Китая изменилась «наоборот». В прошлом РФ поставляла Китаю машинотехническую продукцию, получая в обмен сырье. Сегодня половина экспорта Китая в РФ – машинотехническая продукция, а РФ поставляет в Китай в основном углеводороды и сырье. «Россия импортирует из Китая машины, оборудование и транспортные средства (48,6% импорта), а также одежду и обувь (19%). Российский экспорт в Китай состоит в основном из сырья: 80% экспорта приходится на нефть, нефтепродукты, каменный уголь, необработанные лесоматериалы, а также сырье и полуфабрикаты для металлургии» [ Бутрин, 2010]. Однако, экспорт высокотехнологичной продукции Китая обеспечен на 85% иностранными компаниями, которые доминируют в большей части высокотехнологичных отраслей Китая [Кондратьев,2011].

Летом у меня сломался ноутбук Lenovo – через полгода эксплуатации совершенно нового компьютера. Рухнул (почти внезапно, буквально в течение нескольких часов) жесткий диск, унеся в небытие всю мою рабочую информацию. Компьютер просто перестал грузиться буквально в течение нескольких часов. Такое случилось со мной в первый раз за 16 лет моей работы с моими собственными ноутбуками. Это был мой пятый по счету ноутбук ( не считая нетбука) и лишь первый, налетевший на гарантийный ремонт. Такого со мной еще не было. Может быть потому, что интернет с вирусами не был так вездесущ, а может, потому что не было китайского ноутбука. Стоит признать, что жесткий диск – американской марки WD. Мне предоставилась персональная возможность удостовериться в том, чего же стоит китайская индустрия, электроника и вообще китайский брэнд. Имея некоторые навыки шитья с советского времени, я, конечно, знаю, чего стоит продукция китайской швейной индустрии. Снаружи и издалека неплохо, но швы приходится заделывать или перешивать. Впрочем, жесткий диск на компьютере починили за четыре рабочих дня. Что не плохо. Однако загрузить данные о гарантии на сайте сервиса компании мне не удалось, и только через месяц мне пришло на почту письмо о продлении срока гарантии и о том, что это на сайте (почему-то) не показывается. Вместо того чтобы оформлять на сайте срок гарантии, компания – непонятно зачем - проводит на сайте опрос клиентов. Возможно, что Lenovo считает это ерундой и что конкурентная цена все спишет. Однако в очереди на ремонт со мной вместе сидели (случайность?) еще несколько весьма озадаченных обладателей ноутбуков этой марки, тоже «налетевшие» на гарантийный ремонт.

Восточный «тигр» возможно, не ожидает, что на его ноутбуках можно писать статьи для публики, а не только играть в азартные компьютерные игры. Что еще я заметила. Все остальные производители предусматривали сохранение данных пользователя при переустановке системы, явно уважая интеллектуальный труд. В компьютере Lenovo на Windows 7 у меня слетела вся моя информация, потому что я никак не ожидала ситуации краха диска через полгода и даже не успела изучить и освоить функцию бэкапа на вновь купленном компьютере. Что это – переоценка технических компетенции пользователя производителем Windows (компанией Microsoft) или все-таки непонимание значимости интеллектуального труда производителем Lenovo? Неуважение права на информацию и вообще к индивидуальному потребителю как личности? Чем это могло бы быть обусловлено? Представляется, что все это не исключено, учитывая такие показатели Китая, как :

  1. ВВП на душу населения (он более чем в два раза ниже в Китае 7,4 тысяч долларов, чем в РФ (15,9 тыс долларов), по данным ЦРУ (www.cia.gov) за 2010 г.

  2. социальная структура населения. Больше половины населения Китая живет в сельской местности в бедности, со средним годовым доходом на душу около 700 долл. А более 50-ти миллионов китайцев живут на менее чем 125 долл в год.

  3. низкий уровень образования и занятость низкоквалифицированным трудом основной части населения страны. Несмотря на то, что Китай выпускает инженеров больше любой страны мира, здесь 80% населения не заканчивают средней школы [Heavy Duty, 2011 ].


Не исключено, что люди, создававшие и производившие этот ноутбук, в силу этих причин не совсем понимают, как и кто может использовать ноутбук и приоритеты пользователя, за исключением невысокой цены. Да, корейские, американские и немецкие марки ноутбуков тоже собираются в Китае, но, возможно, больше учитывают приоритеты пользователей в силу большей компьютеризации и информатизации наций, населения этих стран. Здесь гораздо большая доля населения занята интеллектуальным трудом на компьютере и скорее всего потому здесь больше понимания проблем использования компьютера работником интеллектуального труда. И тем не менее, следует признать, что служба сервиса в целом сработала неплохо, Ноутбук починен, ПО на месте и я пишу эту статью на своем ноутбуке Lenovo с оптимизмом и надеждой на то, что проблемы гарантийного сервиса и сервиса вообще для меня не повторятся. Как это было со всеми предшествующими некитайскими марками. И с расчетом на то, что мой опыт работы с Lenovo – в случае чего - не останется тайной для российского компьютерного пользователя.
В чем же все-таки проблемы китайской индустрии? Они, отчасти, актуальны и для РФ. Аналитики Economist Intelligence Unit [Heavy Duty, 2011 ] отмечают, что китайское правительство хочет слишком много и слишком быстро, ведя ускоренную индустриализацию. Дорогостоящие технологические проекты часто не имеют необходимой «мягкой» (soft) инфраструктуры в категориях регулирования, человеческого капитала и опыта управления сложными рискованными системами. Вероятно это все и помешает все-таки Китаю, этой мировой фабрике, стать в обозримом будущем инновационным лидером мира.
Так каково же место РФ в международном разделении труда? Если ноутбуки (также как и одежду и многое другое) разрабатываются на Западе, а производятся в Китае? В сервисном центре, куда я принесла сдавать свой Lenovo, работали два приемщика – специалисты в расцвете лет. Они умело диагностировали неисправности и составляли заявки на ремонт. Видно было, что это квалифицированные специалисты. Почему российские специалисты заняты не разработкой российских инноваций (российских компьютеров, ПО и вообще отечественной техники-электроники), а сервисом китайской массовой электроники? Если спросить у них – они наверно скажут, что дело в зарплате. Получается что российским инженерам (программистам), получившим «лучшее в мире» российское образование, выгоднее обслуживать глобальную электронную индустрию (китайскую электронику, возможно и разработанную методами просачивания и копирования), чем разрабатывать свою, российскую. Дело в глобализации и экономической эффективности. Китайцы производят много и (в т.ч. потому) дешево и на весь мировой рынок. А сервис локальных рынков – дело локальное, его ведут местные компании, авторизованные глобальным производителем, т.е. местные специалисты. К тому же известно, что сервис (в т.ч. в автомобильной отрасли, для автопродавцов) в несколько раз прибыльнее, чем продажи, самого автомобиля.
Еще пример – пару месяцев назад у меня нечаянно сломались китайские очки-тренажеры , с черным пластиком с дырочками. Сломалось ушко крепления дужки. Жалко выбросить, тоже новые – начала искать – можно ли починить. Первый вопрос в ремонтных точках – «сколько стоят ваши очки?» Оказалось, что стоимость пайки и запчастей превышает стоимость самих очков. По словам одного из мастеров, сами эти очки (металлическую оправу) китайцы делают неизвестно из чего, чуть ли не «расплавляя старые сковородки», и потому чинить их смысла нет. Проще купить новые.
Вопрос о перспективе места РФ в мировом разделении труда активно дискутируется российскими экономистами. Его поднимал, в частности, В.Мау, отмечая, что товары для бедных производят бедные страны, - Китай, Таджикистан, Индия. Россия – не бедная страна – по показателю ВВП на душу населения. И по его мнению, Россия не производит товары для бедных. Товары для богатых производят богатые страны – Германия, Франция, Великобритания. Отсюда возникают вопросы – а что же производит РФ, что она должна производить и в каком направлении должно идти развитие экономики страны.

В силу наличия в РФ углеводородов и отсутствия или недостатка таковых в Восточной Азии (Китае, Японии), в Европе, понятно, что Россия будет продолжать добывать и экспортировать эти ресурсы. Но поскольку ресурсы не вечны и надо что-то производить, - то где же место РФ в глобальной индустрии – в частности, в потребительской электронике, в производстве одежды-обуви и товаров для народа? Упрощенно можно это представить в виде схемы жизненного цикла изделия (таблица 1). Мы сейчас не говорим о том, что на 25% американскую Windows делают российские программисты. Делают, и не только они, и не только Windows, но под не российской маркой. А работая в иностранных компаниях и на иностранные компании. Однако задача модернизации и инновационного развития РФ имеет в виду все-таки развитие российского бизнеса и российские брэнды. И можем ли мы модернизировать компанию Lenovo?
Где и какие инновации здесь могут быть, что модернизировать? В этой цепочке глобализованной индустрии? Политика российской модернизации претендует на такие стадии жизненного цикла высокотехнологичных изделий, как НИОКР и производство А что мы имеем сейчас, посмотрим на примере компьютеров-ноутбуков (табл.1). Штриховкой показаны стадии НИОКР и производства ноутбуков, реализуемые за пределами РФ.
Таблица 1.

Глобальный жизненный цикл (ЖЦ) ноутбука на российском рынке

(исполнители-этапы)



Этапы реализа-

ции ЖЦ

продукта
Исполнители

НИОКР

Производство (сборка) и

частично

маркетинг

(реклама, ПиАр)

Продажи в РФ

(и частично маркетинг,

работа с клиентами)

Сервис и утилизация

Запад

Запад









Китай




Китай







Россия







РФ

в основном

РФ

в основном


Можем ли мы (в смысле российские компании и исследовательские центры) себе позволить вести НИОКР как компании Intel, HP и P&G, IBM, Microsoft? В смысле есть ли у нас на это необходимые ресурсы ( деньги, кадры, время, оборудование) и возможности – правила игры, инфраструктура, культура? Или все-таки не можем? Можно об этом спросить у наших ученых и разработчиков. А можем ли мы (российские университеты, школы) готовить кадры исследователей разработчиков, специалистов для этих компаний, для их исследовательских центров? Раз они там уже работают, значит, можем, но скорее всего это не серийная подготовка. Поскольку кадры специалистов инофирмы отбирают на индивидуальной основе.
Можно ли и стоит ли строить сборочные заводы в РФ для электроники как в Китае? Это надо спросить у инвесторов. Цена рабочей силы? А кто сейчас работает дворниками в Москве и на кассах в торгово-розничных сетях? Мигранты. А кто сможет и захочет работать на сборке за такую зарплату, чтобы компьютер был конкурентоспособен в РФ?

Аналогичные вопросы можно рассматривать для каждого этапа жизненного цикла очень многих изделий. Ответы на них знают эксперты – люди, которые работают в этих областях повседневно, и отчасти те, кто работает с этими людьми.
Для анализа роли РФ в поставках товаров и услуг можно использовать матрицу «продукт-рынок», которая в самой простейшей форме имеет всего 4 клетки (табл.2):

Для более конкретной картины зарубежье надо разбить на СНГ и дальнее зарубежье и т.д. Глубина разбиения зависит от цели анализа (отрасли, регионы, страны или конкретные продукты).


Табл 2

Матрица «продукт-рынок» для РФ и зарубежья


Рынки

(потребители)

Продукты

(производство)



РФ



Зарубежье


РФ

Товары и услуги

внутреннего спроса

( РФ для РФ)


Углеводороды, сырье, вооружение, «утекающие мозги»

( РФ для зарубежья )


Зарубежье

Компьютеры, автомобили,

авиалайнеры, ТНП,

малоквал.раб сила (Азия), научные знания и технологии (Запад) ;

(Зарубежье для РФ)

В зависимости от

региона (страны)


Действительно, России сложно конкурировать с Китаем в сфере производства товаров массового спроса в силу исторически и традиционно более высокой цены российской рабочей силы, хотя зарплаты китайских рабочих растут и даже в США в исследованиях BCG [Sirkin et al., 2011] обсуждаются вопросы возрождения производства, способного конкурировать на внутреннем рынке. Относительно высокая стоимость рабочей силы в РФ в сравнении с развивающимися странами рассматривается как одна из причин, объективно определяющих необходимость для РФ заниматься более интеллектуалоемкой частью инновационного цикла – НИОКР, инновациями.
Однако и эта сфера – НИОКР и Инновации - в РФ не без проблем. Резюме на эту тему доклада Всемирного банка настолько информативно и лаконично, что стоит привести его дословно. «Россия имеет давние научные традиции, но пока наука не внесла большого вклада в экономику в связи с низкой предпринимательской активностью и недостаточным использованием научных разработок в бизнесе. Инвестиции в НИОКР относительно невелики (около 141 доллара на душу населения, в то время как в США этот показатель составляет 1 146 долларов), а эффективность научной деятельности (измеряемое числом опубликованных статей на одного ученого) неуклонно снижалась в течение последнего десятилетия. Кроме того, Россия отстает и по уровню производительности (продуктивности, прим. автора) научных исследований. Случаи коммерциализации государственных научных исследований путем выдачи лицензий, выделения новых организаций из состава существующих или проведения научных исследований по контрактам встречаются редко. Отчасти эта проблема связана с резким сокращением числа ученых, находящихся в середине научной карьеры, которые с большей вероятностью могут заниматься коммерциализацией научных исследований. Значительная часть выпускников естественнонаучных и технических вузов, которые продолжают учебу за рубежом, не возвращается в Россию (77% тех, кто учится в США), а система управления государственными научно-исследовательскими организациями не способствует повышению эффективности, что ставит под угрозу научную базу России» [Доклад об экономике России, 2011.]
Претендуя на роль «мозгов» мировой индустрии, можно и нужно осознавать, что интеллектуальный труд, как требующий интеллектуальных ресурсов, не менее, а пожалуй и более чем труд рабочих-сборщиков, зависим от менталитета нации и системы мотивации. Процессы и результаты интеллектуального труда чувствительны в отношении нематериальных факторов – культура, идеология, эмоциональный фон и атмосфера в обществе, идеология общества и социальные институты, формирующие условия такого труда – политика, право, СМИ, образование и многие другие.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления icon1. Глобальная среда маркетинга наноиндустрии РФ
Алешина И. В., к э н., доцент, заместитель заведующего кафедрой маркетинга Государственного университета управления по нир

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления icon«Экономика»
Рецензент: зав кафедрой экономики и управления ноу впо «кигит» кандидат экономических наук, доцент Шамаева Н. П

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления icon«Экономика»
Рецензент: зав кафедрой экономики и управления ноу впо «кигит» кандидат экономических наук, доцент Шамаева Н. П

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconМетодические рекомендации по проведению Государственного (итогового...
Авторы-составители –кандидат экономических наук, доцент А. М. Акчурина, кандидат социологических наук, доцент А. Ю. Васильев, кандидат...

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconИнтерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам
И. Турковский; зав кафедрой педагогики, канд пед наук, доцент Н. А. Ракова; декан филологического факультета, кандидат филологических...

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconВоспроизводственные пропорции и их регулирование: к вопросу о соотношении...
Кандидат экономических наук, доцент, зав кафедрой экономики и управления, Лебедева Галина Вячеславна

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconПроблемы коммуникации
М. Е. Евсевьева (зав кафедрой, доцент А. А. Ветошкин); С. А. Борисова, директор Института международных отношений Ульяновского государственного...

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconЕ рёмина Ирина Юрьевна — зам заведующего кафедрой по учебно-методической...
Ерёмина Ирина Юрьевна — зам заведующего кафедрой по учебно-методической работе, профессор кафедры управления трудом и персоналом,...

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ «анализ...
Рецензент: к с н., доцент, зав кафедрой «Экономики и управления на предприятии и маркетинга» Пятигорского государственного гуманитарно-технологического...

Алешина Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, зам зав кафедрой маркетинга по нир государственного университета управления iconМеждународная научно-практическая конференция Краснодар
Щепакин М. Б. – декан факультета экономики, управления и бизнеса; заведующий кафедрой маркетинга и управления предприятием Кубанского...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную