Воркутинский филиал






Скачать 164.43 Kb.
НазваниеВоркутинский филиал
Дата публикации02.03.2015
Размер164.43 Kb.
ТипМетодические рекомендации
e.120-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации




НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
ВОРКУТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики, естественно – научных и математических дисциплин

методические рекомендации

по созданию мультимедийной презентации

по специальности (направлению подготовки) «Экономика»

Воркута

2013

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рекомендациями по созданию учебных презентаций и требованиями санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Методические рекомендации содержат основные требования к оформлению, структуре и содержанию мультимедийной презентации.
Составитель: Непомнящая Н.Г., заведующая кафедрой права ВФ НОУ ВПО УРАО, Галичевская Н.В., ст. преподаватель кафедры экономики, естественно – научных и математических дисциплин ВФ НОУ ВПО УРАО.

Рекомендовано на заседании кафедры экономики, естественно – научных и математических дисциплин 13 сентября 2013 г. протокол № 1.

©Воркутинский филиал Университета

российской академии образования, 2013.
Содержание


Введение 3

2.Общие требования к презентации 6

2.1. Структура презентации 6

2.2. Требования к оформлению презентаций 8

2.3. Требования к содержанию презентаций 12

3.Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций 12

4.Требования к докладу выступающего 13

5.Оформление итогового файла презентации 14


Введение



Мультимедийная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.

Мультимедийная презентация представляет сочетание таких современных информационных средств, как графика, текст, видео, фотографии, анимация и звуковые эффекты. Все эти инструменты необходимы для того, чтобы выделить или лишний раз подчеркнуть важность той или иной информации, наиболее подходящим способом донести ее до целевой аудитории.

Немаловажным фактором является конструкторские способности оратора при создании презентации в сочетании со здоровье сберегающими технологиями учебного процесса. То есть на презентациях необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т.к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

Разработка мультимедийных презентаций будет более эффективной, если правильно разработать сценарий презентации, представляющий собой графический ряд, с помощью которого будут раскрываться основные тезисы.


  1. Основные принципы разработки мультимедийных презентаций


Доступность. Обязателен учет уровня подготовки зрителей. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт зрителей, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено.

Научность. Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

Учет особенности восприятия информации с экрана. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, таблицами, диаграммами, рисунками, фотографиями. Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Также необходимо избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно - зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

Оптимальный объем. Выбор оптимального объема презентации очень важен. Презентация не должна быть слишком длинной. Зрительный ряд из большого числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути раскрываемой темы.

При продолжительности доклада 15 минут слайдов должно быть 10, максимум 15, так чтобы смена происходила каждые 1,5 (2) минуты.

В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.

Разнообразие форм. Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного материала. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д.

Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов оживляет доклад, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует более прочному запоминанию.

Эстетичность. Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие информации аудиторией, так и потери темпа, что может привести к отвлечению зрителей и потере интереса к содержанию представленного материала.

  1. Общие требования к презентации

2.1. Структура презентации


Структурными элементами презентации являются:

  • титульный слайд;

  • содержание;

  • введение;

  • основная часть (текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики).

  • заключение: выводы, обобщения, ключевые положения.

  • глоссарий терминов;

  • информационные ресурсы по теме;

  • последний слайд.

По содержательному наполнению слайды указанных разделов представляют собой следующее:

Титульный слайд – первый слайд презентации должен включать:

  • дисциплина;

  • название темы презентации;

  • сведения об авторе;

  • сведения о преподавателе.

Содержание является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет не более чем двухуровневое содержание (разделы и подразделы).

Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Введение должно содержать: актуальность, цели и задачи раскрываемой темы.

Основной материал в презентации, как правило, представлен в краткой форме. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. Кроме перечисленных традиционных форм представления информации, в презентацию могут быть интегрированы и элементы, свойственные только электронным носителям: анимация, видеовставки, звуковые фрагменты. При этом графическое представление материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

Заключение – очень значимый обобщающий элемент структуры каждой презентации. В нем в краткой, запоминающейся форме приводятся выводы, обобщения, ключевые положения презентации.

Глоссарий терминов. Наличие такого словаря весьма желательно. Чтобы не перегружать гиперссылками содержательную часть презентации (в которой могут присутствовать также и смысловые выделения, и гиперссылки на иллюстрации, таблицы, графики и т.п.), предпочтительнее оформить словарь терминов и определений на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.

Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых студентом при подготовке презентации.

Последний слайд«Спасибо за внимание!»

2.2. Требования к оформлению презентаций


2.2.1. Стиль презентации

Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления материала.

Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у зрителей ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Для фона предпочтительны холодные тона.

Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.

При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы.

Следует избегать излишне пестрых стилей – оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.
2.2.2. При выборе шрифтов для представления вербальной информации презентации следует учитывать следующие правила:

Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Учитывать, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times).

Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего места).

Рекомендуемые размеры шрифтов:

  • для заголовков – не менее 28 пунктов и не более 36, оптимально – 32 пункта;

  • для основного текста – не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально – 24 пункта.

Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.

Наиболее важный материал желательно выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.

Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.
2.2.3. Правила использования текстовой информации

используя текстовую информацию не рекомендуется:

  • перегружать слайд текстовой информацией;

  • использовать блоки сплошного текста;

  • в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;

  • использовать переносы слов;

  • использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;

  • текст слайда не должен повторять текст, который докладчик произносит вслух (зрители прочитают его быстрее и потеряют интерес к его словам).

используя текстовую информацию рекомендуется:

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины – главные моменты опорного конспекта;

  • использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;

  • использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;

  • использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

  • выполнение общих правил оформления текста;

  • тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков;

  • горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

  • каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

  • основную идею абзаца располагать в самом начале – в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

  • идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.


2.2.4. Правила использования графической информации

Изображение информативнее, нагляднее, оно легче запоминается, чем текст. Поэтому, если можно заменить текст информативной иллюстрацией, то лучше это сделать.

При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:

    • графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде;

    • каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

    • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

    • необходимо использовать изображения только хорошего качества;

    • недопустимо: искажение пропорций; нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений; использование изображений с пониженной резкостью; видимость пикселей на изображении; использование необработанных сканированных изображений;

    • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком;

    • изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на-право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда;

    • сложный рисунок или схему следует выводить постепенно;

    • необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах.


2.2.5. Правила использования звукового сопровождения

Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.

Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.

Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком.

Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).
2.2.6. Анимационные эффекты

Возможности анимации позволяют акцентировать внимание на наиболее важных моментах, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима: для демонстрации динамичных процессов; для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации.

Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения зрителей.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.

Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко "впечатываются" в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

Но при этом следует помнить: любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.


2.3. Требования к содержанию презентаций


Содержание презентации должно быть четко структурировано (стройность и логичность изложения материала не позволят аудитории потеряться в презентации).

Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.

Все слайды (кроме обложки и титульного листа) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу (размер шрифта – не менее 18 пт).

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые необходимо законспектировать. Оптимальное количество текста на экране – не больше 6 слов в 6 рядах. Таким образом, на слайдах должны быть тезисы – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот.

Не допустимо заполнять один слайд слишком большим объемом информации: единовременно человеку трудно запомнить более трех фактов, выводов или определений.

Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо!

Следует соблюдать принятые правила орфографии, пунктуации, сокращения и правила оформления текста.

Также следует проверять достоверность представленной информации и отсутствие фактических ошибок в материале.

Не стоит забывать про лаконичность текста на слайде. Каждый слайд должен быть логически завершен.

  1. Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций


В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие:

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

  • отсутствие титульного слайда, введения, содержания, заключения;

  • перегрузка слайдов подробной текстовой информацией;

  • неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

  • отсутствие связи фона презентации с содержанием.

Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:

    • орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;

    • отсутствие единства стиля страниц;

    • неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов; использование темного фона со светлым текстом;

    • использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

    • отсутствие полей на слайдах;

    • использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

    • использование слишком мелкого шрифта;

    • использование шрифтов существенно разного размера на соседних слайдах;

    • использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;

    • отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;

    • низкая контрастность фон / текст;

    • отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

    • наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;

    • слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.



  1. Требования к докладу выступающего


Заинтересованность аудитории – наиболее значимый фактор в процессе выступления. Докладчик должен постараться создать положительный эмоциональный фон в коллективе – т. е. наличие элементов содержания и оформления, вызывающих у слушателя положительные эмоции, эстетическую удовлетворенность, интерес и личную вовлеченность в учебную деятельность.

Докладчик не должен читать слайды. У него должна быть подготовлена отдельная информация, основные пункты которой должны быть указаны в слайдах.
  1. Оформление итогового файла презентации


Файл презентации должен быть создан в программе MS PowerPoint, либо в программе, выполняющей аналогичные функции. Такой файл должен либо открываться в MS PowerPoint, либо иметь возможность просмотра без использования сторонних программ.

Доклад выступающего должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к письменным работам студентов ВФ НОУ ВПО УРАО.

Название файла мультимедийной презентации и доклада должно совпадать с Ф.И.O. докладчика и темой презентации. Материалы мультимедийной презентации необходимо записать на USB носитель в одну папку, наименование которой должно совпадать с Ф.И.О. докладчика и дисциплиной. Все материалы предоставляются преподавателю.


  1. Использованные источники

  1. Шестаков, А. П. Правила оформления компьютерных презентаций // http://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm.

  2. Стрелкова, Н. В. "Рекомендации по созданию учебных презентаций" (презентация) // http://intergu.ru/infoteka/?main=&page=25.

  3. Шушкевич, А. С. "Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций" // http://konf.samsspc.ru/informacionnye-i-kommunikacionnye-texnologii/38-principy-i-pravila-sozdaniya-uchebnyx.html.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воркутинский филиал iconМетодические указания для студентов горных специальностей / Воркутинский...
В дипломном проекте рассматривается строительство шахты “Усинская-2” производственной мощностью 3,6 млн тонн угля в год

Воркутинский филиал iconГородское управление лечебно профилактической помощи населению (гулппн) 8
Муниципальное бюджетное учреждение «Воркутинский центр медицинской профилактики» (мбу «вцмп») 9

Воркутинский филиал iconМинистерство образования республики коми государственное профессиональное...
О проведении Республиканской студенческой научно-практической конференции Развитие Северных территорий и

Воркутинский филиал iconАрмавирский филиал Современной гуманитарной академии
Армавирский механико-технологический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета

Воркутинский филиал iconИнститут экономики, управления и права (г. Казань) Альметьевский...
Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Воркутинский филиал icon1. Создание гулага 1 Декрет "О лагерях принудительных работ"
Итл). Специальные управления гулага объединяли многие итл в разных районах страны: Карагандинский итл (Карлаг), Дальстрой нквд/мвд...

Воркутинский филиал iconМосковский государственный технический университет гражданской авиации,...
Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, филиал в г. Ростове-на-Дону, Россия

Воркутинский филиал iconМинистерство образования Российской Федерации Владимирский филиал...
Доктор экономических наук К. В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской...

Воркутинский филиал iconОтзывы от делегаций по Дням науки 2013 г. Челябинский филиал ранхиГС. Мацуев Алексей
Для меня это стало первым опытом участия в конференциях такого масштаба. Исследовательские работы всех студентов были на очень высоком...

Воркутинский филиал icon1. 1 Горно-Алтайский филиал фбу «Алтайский цсм» (Горно-Алтайский...
Горно-Алтайский филиал фбу «Алтайский цсм» (Горно-Алтайский филиал) является самостоятельным структурным подразделением фбу «Алтайский...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную