Скачать 204.64 Kb.
|
Локайчук В.Ф.1 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РОССИИ Для нас, бизнесменов и предпринимателей Украины, в сложившейся ситуации построения политических отношений между Украиной и Россией, в аспекте социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте важным вопросом является процесс взаимного инвестирования. Немаловажно влияние инвестиционных проектов и проектов слияния на все сферы социально-экономического развития стран: экономическую, социальную, гуманитарную, а также институциональную. Привлекают внимание данные, характеризующие структуру инвестиций в экономику Украины Россией через совместные проекты, которые влияют на социально-экономическое развитие страны. При этом анализ статистических данных, приведенных официальными источниками, в том числе Институтами стратегических исследований, Министерствами, показывает, что динамика товарооборота России с Украиной и инвестирования в украинскую экономику существенно отличаются. Тем не менее, за последние четыре года прослеживается определенная стабильность. Так, в 2010 году товарооборот с Украиной увеличился на 61,8% по сравнению с 2009 годом и составил 37155,5 млн. долл. США, в том числе российский экспорт – 23114,3 млн. долл. США (рост – 167,1%) и импорт – 14041,3 млн. долл. США (153,8%). Доля Украины в общем товарообороте России в 2010 году составила 5,9% (в 2009 – 4,9%). По итогам 2010 года Украина является пятым по величине торговым партнером России после Китая (59,3 млрд. долл. США), Нидерландов (58,4 млрд. долл. США), Германии (51,9 млрд. долл. США), Италии (37,3 млрд. долл. США) и первым партнером в рамках СНГ. Удельный вес России в общем объеме товарооборота Украины по итогам 2010 года увеличился до 31,7%, в т.ч. в экспорте украинских товаров – 26,1% (годом ранее – 21,4%), в импорте – 36,5% (29,1%). По состоянию на начало 2011 года объем прямых российских инвестиций в экономику Украины составил 3,4 млрд. долл., что вывело Россию на четвертое место среди иностранных инвесторов (после Кипра, Германии и Нидерландов). Следует отметить, что российско-украинский диалог интенсивно развивается и по многим другим направлениям. Разрабатывается новая долгосрочная программа экономического сотрудничества между двумя странами. Готовится проект нового соглашения о сотрудничестве в газовой сфере, в том числе и по транзиту газа.1 Целесообразно обратить внимание на увеличение почти в 2 раза количества бизнес-миссий Российской Федерации по ключевым странам-партнерам с 137 в 2011 г. (ФРГ, США, Французской республикой, Японией, Индией, Республика Корея, Китайская народная республика, Канада, Чили, Великобритания, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, Италия) до 227 в 2012 г. (ФРГ, США, Французской республикой, Японией, Индией, Республика Корея, Китайская народная республика, Канада, Великобритания, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, Италия, Австрия, Австралия, Бразилия, Малайзия, Таиланд, Украина, Казахстан, Белоруссия).2 Украина в 2012 г. становится интересной России в совместных бизнес-проектах, но только для 2 областей: Луганской и Донецкой. Это области добывающей и перерабатывающей промышленности. Все остальные области в стратегические государственные планы РФ не входят. При этом если для всех других стран интересно сотрудничество во всех направлениях модернизации, в том числе энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, ядерные технологии, производство автокомпонентов, нанотехнологии, экотуризм, использование альтернативных источников энергии, зеленые технологии, химическая промышленность и производство новых материалов, сверхпроводниковая индустрия, композитные материалы, космические технологии, телекоммуникация, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, сотрудничество в научно-технической сфере, высокотехнологичная продукция, строительство, сельское хозяйство, то с Украиной интересует только развитие торгово-экономических отношений российских предприятий с Луганской и Донецкой областями. Цели и миссия едины: продвижение российской продукции. Предварительный список для Луганской области: 1. ОАО «Газпромнефть» (представительство на Украине); 2. НГ «ЭНЕРГО» (г. Санкт-Петербург); 3. Торговый дом КАМАЗ на Украине; 4. Представительство «Ростсельмаш» на Украине; 5. Представительство ОАО «Сбербанк России на Украине»; по согласованию с региональными центрами координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – компании из приграничных с Украиной российских регионов (Белгородской, Курской, Смоленской, Воронежской, Ростовской областей, Краснодарского края). Предварительный список участников для Днепропетровской области: 1. ОАО «Газпромнефть» (представительство на Украине); 2. НГ«ЭНЕРГО» (г. Санкт-Петербург); 3. Торговый дом КАМАЗ на Украине; 4. Представительство «Ростсельмаш» на Украине; 5. Представительство ОАО «Сбербанк России на Украине»; по согласованию с региональными центрами координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – компании из приграничных с Украиной российских регионов (Белгородской, Курской, Смоленской, Воронежской, Ростовской областей, Краснодарского края). К сожалению, в 2012 году Украина не попала в число стран, интересующих Россию в аспекте инновационной деятельности,1 хотя в 2011 году рассматривались возможности и опыт Украины в реализации инновационной политики2. Для России была интересна экономическая программа энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010-2015 гг. и Энергетическая стратегия Украины до 2030 г. относительно уменьшения объемов использования природного газа и увеличения объемов использования альтернативных видов топлива. Также есть ссылки на позицию украинского руководства в аспекте активизации работы по привлечению средств из внебюджетных источников, в том числе средств международных организаций, для оптимизации системы теплоснабжения населенных пунктов путем закрытия или модернизации нерентабельных объектов коммунальной теплоэнергетики, внедрения когенерационных установок, строительства в случае необходимости новых котельных по новейшим ресурсосберегающим технологиям, использование современных видов теплоизоляции и предварительно изолированных труб во время ремонта тепловых сетей, создание индивидуальных тепловых пунктов. К сожалению, именно в этих направлениях Украина и не вошла в список бизнес-миссий России. Что же касается бизнес-проектов, то вероятно, что Украина не интересна России в силу тех задач, которые ставят институты государства, в частности по проработке локальных рынков высокотехнологичной продукции, исследовании местного законодательства применительно к планам коммерциализации результатов проектов, организации экспертизы по профильным ведомствам, организации и поддержки при реализации бизнес-миссий.1 Кроме того, обращая внимание на перечень партнеров Минэкономразвития России, которые рассматриваются как «опорные площадки» организаций, с которыми Минэкономразвития России заключил соглашения в сфере модернизации экономики России при осуществлении внешнеэкономической деятельности, можно предположить, что инфраструктура Украины, на данный момент не вписывается в интересы России. По результатам исследований аналитиков Украины проектное управление для влияния на бизнес-процессы и институции используют предприятия-монополисты: НАК «Нефтегаз Украины» (проект транспортировки газа по территории Украины), ОАО «Укртелеком» (проект создания цифровых телефонных каналов общего пользования), ОАО «Облэнерго» (проект по внедрению энергосберегающих технологий на линиях электропотребления) и др. При этом внешне такие предприятия выглядят достаточно инертными, их продукция нематериальна, характеризуется незавершенным циклом производства, который совпадает во времени с процессом потребления, у них есть проблемы с качеством услуг и неравномерности в логистике. При этом именно такие объединения влияют на процессы социально-экономического развития. Проекты, направленные на стабилизацию производства и освоение новых технологий на промышленных предприятиях, становятся популярными и влияют на процессы социально-экономического развития. Как пример можно привести несколько проектов:
Особое место в процессе социально-экономического развития играют слияния компаний и предприятий. Например, компании DANONE и ОАО «Юнимилк» объявили о слиянии на всей территории СНГ. Данный проект явился ярким примером лоббирования интересов компаний на институциональном уровне государств, а также на уровне принятия решений относительно модернизации, сокращения рабочих мест и др. Этот проект распространяется на деятельность компаний в России, Украине, Казахстане, Белоруссии. Согласно договоренностям DANONE будет контролировать 57,5% акций новой компании (практически диктовать условия по производству и контролю за рынком и ценами), акционеры ОАО «Юнимилк» получат 42,5%. 21 июня 2010 г. компания DANONE и международный благотворительный фонд Heifer Project International сообщили о намерении инвестировать до 1 млн. евро в создание на юге Украины молочных товариществ. Этот проект направлен на поддержку добровольных хозяйств сельхозпроизводителей. Согласно проекту несколько тысяч сельских жителей в 5 регионах Украины должны объединиться в новые для Украины общественные организации – молочные товарищества. В каждом – не менее 50 семей. Они должны будут производить и поставлять сырой продукт по современным технологиям и европейским стандартам качества. При этом каждый кооператив должен был иметь материальную поддержку. Данный проект рассматривается не только как инвестиционный, но и как социальный, поскольку направлен на создание новых рабочих мест, а соответственно на пополнение бюджета и социальных фондов (пенсионный, социального страхования и пр.). Кроме того, существует практический подход, когда перенимается опыт стран, направленный на расширение присутствия на мировых рынках. Например, в сельском хозяйстве популярным стал опыт Новой Зеландии, которая планирует увеличить экспорт молочной продукции практически на 60%. Поставки новозеландской продукции стимулируют потребление со стороны Китая. К 2014 г. производство молока в Новой Зеландии увеличится на 22% по сравнению с 2010 г. Крупнейший экспортер в мире новозеландская компания Fonterra Cooperative Group Ltd, на долю которой приходится до 40% мировой торговли сливочным маслом, сухим молоком и сыром. Компания реализует продукцию приблизительно на $ 12 млрд/год, которую поставляет приблизительно в 140 стран. Этими же технологиями пользуется «Астарта» - вертикально-интегрированный агропромышленный холдинг, лидер сахарной и сельскохозяйственной отраслей Украины. В этих проектах велика роль инновационности. По прогнозным расчетам среднегодовые значения степени инновационности за период 2000-2015 гг. по видам экономической деятельности составят в: сельском хозяйстве - 1,6; услугах – 0,9%; транспорте и связи – 0,8%; промышленности – 0,6%; строительстве – 1,4%. В прогнозных периодах представлен практически нулевой уровень инновационности социально-экономического развития, что определяется инерционным сценарием развития Украины.1 Необходимо обратить внимание также на тот факт, что внедрение проектов зависит от рынка потребления как внутри страны, так и за ее пределами. Многие проекты, осуществленные на Украине, являются отражением интересов пополнения либо разгрузки собственного рынка потребления. Проекты России на Украине можно распределить по нескольким группам: бизнес-проекты, культурные, гуманитарные, социальные, оборонные. К бизнес-проектам, например, можно отнести следующие: - Инвестиционные проекты TWL Contrado GmbH.2 Таблица 1. Инвестиционные проекты на Украине TWL Contrado GmbH
К образовательным проектам, например, можно отнести:
К социальным проектам можно отнести:
К культурным проектам можно отнести:
К научно-исследовательским проектам можно отнести:
Важно обратить внимание на то, что реализация всех промышленных, производственных, сельскохозяйственных и прочих видов проектов зависит от платежеспособности населения. Кроме того, прослеживается влияние международных организаций через разнообразные проекты на институциональные изменения и изменения показателей социально-экономического развития (рис. 1). Наблюдается несколько точек риска в сложившейся ситуации: взаимодействие/зависимость государственных предприятий, учреждений, организаций – бизнеса; взаимодействие/зависимость институтов государства – государственных предприятий, учреждений, организаций – институтов гражданского общества; взаимодействие/зависимость институтов государства – государственных предприятий, учреждений, организаций – средств массовой информации и средств массовой коммуникации; взаимодействие/зависимость институтов государства – институтов гражданского общества - средств массовой информации и средств массовой коммуникации; взаимодействие/зависимость – проектов международных организаций – институтов гражданского общества. При всей, казалось бы, нейтральности влияния международных организаций, оказываемого через проекты на показатели социально-экономического развития, прослеживается их прямое влияние на институты государства, которые и являются основным регулятором общественных отношений в государстве. ![]() Рис. 1. Условная схема влияния проектов международных организаций на изменения показателей социально-экономического развития. Условные обозначения: - ![]() - ![]() - ![]() - ![]() ![]() - точка риска при определении степени влияния международных организаций и их проектов на изменения показателей социально-экономического развития. - ![]() Следует отметить увеличение точек риска при построении отношений как внутри страны, так и между странами. Эти точки риска касаются выработки политики относительно социально-экономического развития страны, процессов лоббирования, отстаивания интересов бизнеса, противодействия институтам государства. В данном случае к точкам риска можно отнести взаимодействия на следующих уровнях: институты гражданского общества – бизнес – проекты международных организаций – государственные предприятия; институты государства – средства массовой информации, средства массовой коммуникации - «think tanks»; институты гражданского общества - «think tanks» - проекты международных организаций; институты государства – бизнес – средства массовой коммуникации, средства массовой информации; государственные предприятия, учреждения, организации - средства массовой коммуникации, средства массовой информации - проекты международных организаций; государственные предприятия, учреждения, организации - средства массовой коммуникации, средства массовой информации – институты гражданского общества; институты гражданского общества – институты государства - средства массовой коммуникации, средства массовой информации. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для бизнеса и политиков было бы интересным получить сценарии развития событий в условиях разработки и реализации государственных программ, ориентированных на бизнес, его развитие или регулирование; на увеличение (сокращение) числа социальных и культурных совместных проектов России и Украины. 1 Локайчук Валерий Федорович - заслуженный юрист Украины, награжден орденами: «За заслуги» ІІІ степени за особые заслуги при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, «Святого Дмитрия Солунского» IV степени, «Преподобного Нестора Летописца» I и II степени, «Святого Равноапостольного Великого князя Владимира» II степени; депутат Одесского областного совета; заместитель Председателя Союза юристов Украины; первый заместитель регионального совета предпринимателей при Одесской областной государственной администрации; заместитель Председателя общественного совета при Государственной таможенной службе Украины; заместитель Председателя общественного совета при Южной таможне; заместитель председателя комиссии по правовой политике, законности и правопорядку, борьбе с организованной преступностью и коррупцией; член комитета по экономическим реформам при Одесской областной государственной администрации; член общественного совета при Одесской областной государственной администрации; член рабочей группы по вопросам судебной реформы при Президенте Украины; член общественного совета при Главном управлении Министерства внутренних дел Украины в Одесской области; член общественного совета при Государственном агентстве по инвестициям и управлению национальными проектами Украины; Президент Юридической посреднической фирмы «Коммерсантъ» ООО, учредитель Благотворительного фонда «К», который занимается материальным обеспечением, воспитанием и образованием детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки в детском доме «Жемчужинка». E-mail: office@comersant.com.ua, сайт: www.comersant.com.ua. 1 Периодический обзор инновационной деятельности стран Европы, Америки, Азии и Африки, СНГ № 5 // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_rus_projects. 2 Периодический обзор инновационной деятельности стран Европы, Америки, Азии и Африки, СНГ № 4 // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_rus_projects. 1 Економіка України у 2011 році: прогноз динаміки, виклики та ризики. - К.: НІСД, 2011. - 30 с. 3 politika.lg.ua/.../kak-v-luganskoj-oblasti-realizuetsya-rossijsko-ukrainskij-proekt-po-proizvodstvu-passazhirskix-avtobusov. 2 http://www.apocello.ru/common/apocommunity-video.php. 3 rusproekt.org/2012/05/08. 5 polit.ru/news/2012/06/15/le. |
![]() | Перспективы скоординированного социально-экономического развития россии и украины | ![]() | |
![]() | Южного федерального округа представляли инвестиционные и инновационные проекты развития своих территорий. Ростовская область готовила... | ![]() | Стратегические направления и приоритетные проекты социально-экономического развития города 25 |
![]() | Благоустройство населенных пунктов и территорий – залог социально-экономического развития украины и россии | ![]() | Инион ран состоится II международная научно-практическая конференция «Перспективы скоординированного социально-экономического развития... |
![]() | Необходимые стратегические рубежи и новые масштабы хозяйственного развития России, Украины, стран СНГ | ![]() | |
![]() | Программа фундаментальных исследований Президиума ран «Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и... | ![]() | Социально-экономического развития Вологодской области связана с решением задач Программы социально-экономического развития Вологодской... |