Европейский союз. История создания, развития и расширения






Скачать 260.55 Kb.
НазваниеЕвропейский союз. История создания, развития и расширения
страница1/3
Дата публикации28.02.2015
Размер260.55 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3


Европейский союз. История создания, развития и расширения.

 

Европейский союз – это крупнейшее в мире политико-экономическое объединение государств. Современное положение ЕС характеризуется следующими основными показателями.

 

Общая характеристика Европейского Союза

 

Страны-члены ЕС

Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния

Территория

4331 тыс. кв. км

Население

489,4 млн. чел.

Валовой внутренний продукт

8105 млрд.евро

 

История образования ЕС насчитывает полвека. В 50-е годы ХХ века ряд западноевропейских стран выбрал новый путь развития – экономическую и политическую интеграцию.

Ее подготовительным этапом стало первое послевоенное пятилетие (1945-1950 гг.). В 1948 г. для регулирования помощи, поступающей в Европу из США в рамках «плана Маршалла», была создана Организация европейского экономического сотрудничества – впоследствии Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В том же году был учрежден таможенный союз БЕНИЛЮКС, в который вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург. БЕНИЛЮКС на начальном этапе европейской экономической интеграции был своего рода образцом и позитивным примером, демонстрировавшей возможные формы и результаты международного сотрудничества в экономической сфере.

Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты в вопросе передачи руководства угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному органу. План создания Европейского объединения угля и стали, обнародованный в мае 1950 г., стал первым шагом в направлении интеграции. Он предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен Парижский Договор, в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), начавшее практическую деятельность 10 августа 1952 года.

Главной целью создания ЕОУС было предотвращение послевоенного кризиса в ключевых для экономики того времени секторах, в частности, путем ликвидации различных барьеров в торговле и создания общего рынка, предусматривающего свободу перемещения этих товаров, соответствующего капитала и рабочей силы. Договор о создании ЕОУС содержал также положения, регламентирующие инвестиции и правила конкуренции. Это объединение успешно действовало в течение 50 лет. Решение о прекращении деятельности ЕОУС как полностью выполнившего свое назначение и в связи с переходом на качественно новый уровень интеграции было принято органами ЕС в июле 2002 года.

Создание таможенного союза в области угля и стали позволило существенно стабилизировать положение в этих отраслях, что было особенно важно в условиях, когда европейские страны являлись основными производителями и экспортерами этих товаров в мире. Воодушевленные первыми успехами, шесть стран-участниц ЕОУС в мае 1956 г. рассмотрели вопросы создания экономического союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях. Результатом стало подписание этими странами 25 марта 1957 г. Римских договоров, учреждавших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, на континенте образовался экономический союз западноевропейских государств: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии, ФРГ и Франции.

Первоначально управление ЕОУС и ЕЭС-Евратом осуществлялось двумя различными руководящими органами. В 1967 г. произошло слияние Высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. Новый орган – Комиссия Европейских сообществ – заложил институциональную основу современного Европейского союза.

Европейский союз стал своеобразной классической моделью, демонстрирующей прогрессивные формы и результаты международного сотрудничества на основе последовательного углубления экономической интеграции.

После учреждения Европейских сообществ шестью западноевропейскими государствами: Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Италией, ФРГ и Францией (Римский договор 1957 г.) процесс его дальнейшего расширения осуществлялся в несколько этапов:

в декабре 1973 г. присоединились Дания, Великобритания, Ирландия;

в январе 1981 г. десятым членом ЕЭС стала Греция;

в январе 1986 г. были приняты Испания и Португалия;

в январе 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция;

в мае 2004 г. произошло наиболее значительное расширение ЕС, когда в его состав были приняты сразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

в январе 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.

Процесс расширения ЕС на этом не останавливается. В более отдаленной перспективе рассматриваются возможности расширения ЕС в южном направлении путем присоединения Балканских государств, а также Турции.

Географическое расширение ЕС сопровождается качественными изменениями в содержании интеграции, которая наряду с экономической основой все больше распространяется на решение социальных и политических вопросов, а также вопросов внешней и внутренней безопасности. Это вытекает из содержания международных договоров, которыми были оформлены основные этапы на пути экономической, а затем и политической интеграции в рамках ЕС.

Образование единого рынка было зафиксировано в качестве одной из важнейших целей ЕЭС еще в 1957 году. Но прогресс в этой области длительное время был незначительным. Положение изменилось лишь со вступлением в силу 1 июля 1987 г. Единого Европейского Акта, который установил срок перехода к единому рынку со свободным движением товаров, услуг, капиталов и граждан в рамках Сообщества – с 1 января 1993 года.

Единый Европейский Акт внес существенные изменения в процедуру принятия решений. Прежде большинство решений должно было приниматься единогласно. Это обстоятельство тормозило интеграционный процесс: то один, то другой национальный представитель занимали протекционистскую позицию и голосовали против очередного юридического акта, имевшего ключевое значение для углубления интеграции.

Единый Европейский Акт дал возможность принимать решение большинством голосов по всем проблемам, имевшим отношение к созданию единого рынка (за исключением двух сфер – налогообложения и свободного перемещения граждан). Другим важным элементом Единого Европейского Акта стало введение принципа субсидиарности (дополняемости). Его суть состоит в том, что никакое решение не должно приниматься на высоком уровне, если с этим можно успешнее справиться на более низком уровне. В соответствии с этим принципом роль ЕС была усилена в тех областях, где требуется коллективное принятие решений. В ведении отдельных стран оставались лишь те функции управления, которые могли быть реализованы на национальном и региональном уровнях.

Юридические акты и постановления, направленные на ускорение продвижения к единому рынку, были приняты в таких областях, как законодательство о компаниях, гармонизация стандартов, налоговое и транспортное законодательство, а также взаимное признание дипломов о высшем образовании. Гармонизация стандартов производства различных товаров, в том числе норм экологической чистоты продовольственных продуктов, а также правил техники безопасности на производстве в целях защиты прав работников и потребителей стала необходимой мерой, способной предотвратить нарушения правил конкуренции на рынках товаров, услуг и капитала в условиях их либерализации.

В декабре 1991 г. главы государств и правительств стран-членов ЕС на встрече в Маастрихте (Нидерланды) сделали решающий шаг на пути к дальнейшему углублению интеграции и приданию ей необратимого характера: было решено создать Европейский Союз, дополненный новыми формами сотрудничества, проведением совместной внешней политики и политики в области обороны и безопасности, а также сотрудничеством в области внутренних дел и правосудия.

Договор о Европейском Союзе был подписан 6 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября 1993 года. В соответствии с положениями этого договора были учреждены:

- Единое общеевропейское гражданство: все граждане стран-участниц автоматически приобретают гражданство Европейского Союза. Каждый гражданин ЕС имеет право свободного перемещения и проживания на всей территории ЕС; участия в выборах в качестве избирателя и выставления своей кандидатуры на муниципальных и общеевропейских выборах в стране пребывания; пользоваться за пределами ЕС защитой дипломатических представительств и консульских миссий любой страны ЕС.

- Экономический и валютный союз.

        экономический союз: основные направления экономической политики стран-участниц и ЕС в целом принимаются Советом Министров ЕС, который также наблюдает за ходом экономического развития каждой страны и ЕС в целом. При несовпадении экономической политики отдельной страны с разработанными Советом Министров основными направлениями, в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию  экономического и валютного союза, Совет Министров ЕС наделяется правом принятия необходимых мер;

        валютный союз: с 1 января 1999 г. ЕС осуществляет единую денежно-кредитную политику. Введена единая валюта – евро, создан новый институт – Европейский Центральный Банк, который вместе с национальными центральными банками является основой Европейской системы центральных банков.

- Политический союз, определяющий следующие моменты:

        единую политику в области иностранных дел и безопасности, к которой относятся: разработка общей оборонной политики; вопросы ОБСЕ; контроль над вооружениями в Европе; нераспространение ядерного оружия; экологические аспекты безопасности;

        усиление значения Европарламента;

        расширение полномочий ЕС;

        единую политику в области внутренних дел и правосудия, в частности, в таких вопросах, как предоставление убежища, иммиграционный и визовой режимы.

Государства-члены ЕС 2 октября 1997 г. подписали Амстердамский договор, который вступил в силу 1 мая 1999 года. Этот договор подтвердил основные цели ЕС (создание экономического и валютного союза, введение единого гражданства, переход к общей внешней политике и политике безопасности, сотрудничество в области внутренней политики и правосудия) и внес серьезные коррективы в основополагающие документы ЕС.

Если два предыдущих договора – Римский (о таможенном союзе) и Маастрихтский (о едином внутреннем рынке) – имели в основном экономическую направленность, то Амстердамский договор достроил на этой базе политическую интеграцию Западной Европы и дал «зеленый свет» расширению ЕС на Восток.

В целях общей внешней политики Амстердамский договор существенно расширил права ЕС как наднациональной структуры на проведение от своего имени международных переговоров и подписание торгово-экономических соглашений. В Комиссии ЕС был введен новый пост – Высокого представителя по общей внешней политике и политике в области безопасности, который одновременно является Генеральным секретарем Совета ЕС и имеет свой рабочий аппарат – отдел планирования политики и раннего предупреждения.

Договор продвинул сотрудничество в правоохранительной сфере, исходя из задач борьбы с организованной преступностью на основе межгосударственного взаимодействия. Созданное для этого агентство Европол обеспечивает возможность такого взаимодействия в области борьбы с незаконным оборотом капитала, наркотиков, «живого товара», с таможенными и иными правонарушениями.

После подписания Амстердамского договора единый визовой режим стал частью Соглашения о ЕС путем постепенного распространения механизма Шенгенских соглашений почти на все страны Евросоюза.

Расширяется число сфер, где решения принимаются не единогласно, а большинством голосов, что делает более действенным механизм управления ЕС. Отдельные директивы ЕС могут носить характер законов прямого действия.

Для выполнения задач, зафиксированных в договорах об учреждении Европейских сообществ, а затем – Европейского союза, был создан целый ряд европейских институтов.

1.     Комиссия ЕС (Европейская комиссия)

КЕС является основным исполнительным органом ЕС. 27 ее членов назначаются национальными правительствами, но полностью независимы от них в своей деятельности.

Все страны ЕС направляют в КЕС по одному комиссару.
Жозе Мануэл Баррозу - Председатель

 

Комиссары ЕС

Страна

Сфера ответственности

Марго Вальстрем

Швеция

Заместитель председателя по институциональному развитию и стратегическому развитию связей                                             

 Гюнтер Ферхойген

 Германия

Заместитель председателя по  предпринимательству и промышленности 

Жак Барро

Франция

Заместитель председателя по  транспорту

 

Сиим Калласс

 

Эстония

Заместитель председателя  по административным вопросам, аудиту и борьбе с мошенничеством

Франко Франтини

Италия

Заместитель председателя  по юстиции, свободному перемещению и безопасности

Вивиан Рединг

Люксембург

Связь с общественностью и средствами массовой информации

Ставрос Димас

Греция

Защита окружающей среды

Хоакин Альмуния

Испания

Экономическая, денежная кредитная и политика

Данута Хюбнер

Польша

Региональная политика

Джо Борг

Мальта

Рыболовная и морская политика

Далиа Грибаускайте

Литва

Финансы и бюджет

Янез Поточник

Словения

Наука и исследования

Ян Фигель

Словакия

Образование, обучение, культура и молодежь

Луи Мишель

Бельгия

Развитие и гуманитарная помощь

Ласло Ковач

Венгрия

Налогообложение и таможенные тарифы

Неели Круус

Нидерланды

Конкуренция

Марианна Фишер-Боэль

Дания

Сельское хозяйство и развитие сельских территорий

Бенита Ферреро-Вальднер

Австрия

Внешние связи и политика

Чарли Маккривни

Ирландия

Внутренний рынок, услуги

Владимир Шпидла

Чехия

Занятость, социальные вопросы и равные возможности

Кэтрин Эштон

Великобритания

Торговля

Андрис Пибалгс

Латвия

Энергетика

Меглена Кунева

Болгария

Защита прав потребителей

Леонард Орбан

Румыния

Многоязычность

 

Представители назначаются на пятилетний период, затем их полномочия могут быть возобновлены.

Каждый член Комиссии отвечает за определенное направление деятельности (по аналогии с должностью вице-премьера в национальном правительстве) и курирует соответствующее подразделение – Генеральный директорат (аналог министерства в национальной практике). Внешнеэкономические связи в КЕС относятся к компетенции Генерального директората торговли и Генерального директората внешних связей.

Основная роль КЕС состоит в обеспечении выполнения договоров об учреждении ЕС. С этой целью Комиссия выдвигает необходимые законодательные инициативы, принимающие затем форму постановлений и директив, и контролирует их проведение в жизнь. В случае нарушения странами-участницами законодательства ЕС, Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, включая обращение в Европейский суд. КЕС обладает большими правами, в том числе в области антимонопольной политики и при проведении единой политики в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, торговля и др. Комиссия управляет различными фондами и программами ЕС, включая программы оказания помощи странам, не входящим в ЕС.

Рабочий аппарат КЕС насчитывает более 20 тыс. европейских чиновников, независимых от национальных правительств.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconИстория развития событий в экономиках рассматриваемых стран. 6
Экономическая ситуация в рассматриваемых странах на момент их интеграции в Европейский союз 6

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для преподавателей...
Российская Федерация, Европейский союз и страны Большого Ближнего Востока: учебно-методический комплекс/ авт сост. А. И. Абалян....

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconПлан причина создания мировой и национальных валютных систем. Парижская...
Тема Эволюция мировой валютной системы и современные валютные проблемы. Европейский экономический и валютный союз

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconСодержание 1 специфика перехода от плановым к рыночным принципам хозяйствования в польше 1
Воздействие вступления в европейский союз на функционирование польской экономики 11

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconВ приволжском федеральном округе
...

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconИсламский фактор в турции и его влияние на вступление в европейский...
Работа выполнена в Центре восточных исследований Дипломатической академии мид россии

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему: «Экономические последствия вступления в Европейский Союз для стран цве»

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconТезисы выступления
В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса сша, Европейский Союз, Япония и Китай. К сожалению,...

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconСтруктура и форма открытости Китая внешнему миру
Китай прошел несколько периодов, начиная от создания особых экономических зон и открытия приморских городов и районов до расширения...

Европейский союз. История создания, развития и расширения iconУчебные пособия (стр. 15 – 17) Аналитические обзоры, справочные издания (стр. 18 – 26)
Интеграция Калининградского субъекта Российской Федерации в Европейский союз: монография / А. А. Городилов, М. С. Дударев, С. Г....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную