Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний






Скачать 438.95 Kb.
НазваниеМетодические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний
страница1/3
Дата публикации25.02.2015
Размер438.95 Kb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

МУРСАЛОВ Тарлан Мирзоевич
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ КОМПАНИЙ

Специальность

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика,

организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

(сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Махачкала - 2009


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Исалова Маржанат Нурулаевна.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Караханов Мурад Нуруллахович;

кандидат экономических наук Абдуллаева Аксана Джамалудиновна.

Ведущая организация Министерство экономики Республики Дагестан.


Защита состоится «____» _______________ 2009 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, ауд. 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»


Автореферат разослан «____» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Усиление роли туризма, его социально-экономической значимости является общепризнанной тенденцией мирового хозяйства. Доходы от туризма сопоставимы с доходами от добычи и переработки нефти и газа. Для многих государств доходы от туризма являются одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета и обеспечения занятости населения.

Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) с 1998 года туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг.

Благодаря высокому мультипликативному эффекту отрасли, рост объемов производства в индустрии туризма приводит к многократному росту в других отраслях экономики.

Развитие российского туристского рынка соответствует общемировым тенденциям. Наблюдается опережающий рост туристских услуг по сравнению с ростом общего объема платных услуг: 30,7% и 23,7% соответственно. Общий объем туристских услуг за 2006 год достиг 42,6 млрд. рублей. В то же время рост объема туристских услуг происходит в значительной степени за счет выездного туризма, а, следовательно, мы пополняем бюджеты и увеличиваем занятость населения в других странах. Безусловно, это происходит не потому, что в России нет перспектив для развития туризма, а потому, что на сегодняшний день большинство туристских компаний не в состоянии предложить качественный туристский продукт. В условиях глобализации мирового туристского рынка, а также перспектив вступления России в ВТО, эти проблем еще более обострятся.

Назрела необходимость пересмотреть сложившиеся подходы к управлению туристскими компаниями, усилить позитивные стороны их деятельности, выработать новые подходы к разработке стратегии развития туристских компаний, позволяющей укрепить позиции российских туристических компаний на мировом рынке туристских услуг.

В этих условиях особую практическую значимость приобретают исследования в области повышения эффективности функционирования туристских компаний, совершенствования системы планирования в туристских компаниях, что определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень изученности проблемы. В современной экономической литературе проблемам экономики и управления туризмом уделено достаточно внимания как отечественными, так и зарубежными учеными. Значительный вклад в разработку проблемы внесли труды В. Азара, В. Архангельского, И. Балабанова, Е. Богданова, Д. Боуэна, Н. Волошиной, В. Гуляева, М. Жуковой, А. Здорова, И. Зорина, Н. Кабушкина, Г. Карповой, В. Квартальнова, К. Купера, Ф. Котлера, М. Маринина, Н. Мироненко, М. Морозова, Г. Папиряна, В. Сапруновой В.Сенина, С. Фишера, Д. Флетчера, А. Чудновского, Л. Якобсона, Г. Яковлева и др.

Однако, несмотря на многочисленность проводимых исследований в области совершенствования управления туристскими компаниями многие вопросы связанные с разработкой и реализацией планов развития туристских компаний остались нерешенными.

Актуальность и практическая значимость вышеуказанных проблем, их недостаточная научная проработка предопределили выбор темы и направления диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке организационно-экономических основ планирования в туристских компаниях с целью повышения эффективности их функционирования.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

  • провести анализ состояния российского рынка туристических услуг и выявить особенности его развития;

  • исследовать особенности и выявить проблемы управления туристскими компаниями в условиях усиления конкуренции на рынке туристских услуг;

  • провести анализ эффективности управления туристскими компаниями в условиях усиления конкуренции на рынке туристских услуг;

  • уточнить место и роль маркетинга в системе управления туристским компаниями;

  • разработать научно обоснованный комплекс мер по совершенствованию планирования деятельности туристских компаний.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов планирования деятельности туристских компаний.

Объектом исследования являются туристские компании Республики Дагестан.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления туризмом. В процессе проведения исследования были использованы методы логического, системного и экономико-статистического анализа и др.

При подготовке диссертации использовались законодательные и нормативные документы органов государственной власти и управления Республики Дагестан, статистические сборники.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических основ и методических положений, связанных с повышением эффективности функционирования туристских компаний в условиях рынка.

Основные научные результаты, определяющие новизну исследования, заключаются в следующем:

  • проведен анализ состояния и выявлены особенности и тенденции развития туристского рынка России в современных условиях;

  • уточнены критерии и показатели эффективности управления туристской компанией и проведен анализ эффективности управления туристскими компаниями Республики Дагестан;

  • раскрыты проблемы повышения эффективности управления туристской компанией с учетом отраслевых особенностей туристского бизнеса;

  • обобщен опыт и разработаны рекомендации по совершенствованию бизнес-планирования в туристских фирмах;

  • разработаны методические рекомендации по использованию маркетингового планирования в связи с необходимостью комплексного подхода к разработке и реализации туристской услуги;

  • обоснованы необходимость и целесообразность активного внедрения информационных технологий в управление туристскими компаниями;

  • предложен комплекс мер по совершенствованию системы планирования деятельности туристской компании в условиях усиления конкуренции на рынке туристских услуг.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в работе результаты исследований могут быть использованы в практике управления туристскими фирмами.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых в Дагестанском государственном техническом университете в 2005-2008 годах.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы – 139 страниц машинописного текста, содержит 4 таблицы, список литературы включает 55 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрываются степень ее разработанности, цель и задачи исследования, теоретические основы, объект исследования, научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические основы функционирования рынка туристских услуг» рассмотрены состояние российского рынка туристических услуг, организация и особенности развития рынка туристских услуг, а также особенности управления туристскими компаниями в условиях усиления конкуренции на рынке туристских услуг.

Во второй главе «Методические аспекты планирования в туристских компаниях» проведен анализ эффективности управления туристской компанией, особенностей бизнес-планирования и основных элементов маркетингового планирования в туристских компаниях.

В третьей главе «Основные направления совершенствования планирования в туристских компаниях» обоснованы необходимость и направления совершенствования системы стратегического планирования в туристских компаниях, а также значение информатизации для повышения эффективности управления туристской компанией.

В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.

2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Мировой опыт свидетельствует, что сегодня туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, а мультипликативный эффект туризма способствует росту производства в ряде отраслей экономики на территориях, посещаемых туристами. По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.

Туризм не только является доходной отраслью, способствующей пополнению национального бюджета, но и способствует решению проблем занятости населения.

Характерной общемировой тенденцией является бурный рост рынка туристских услуг, аналогичные тенденции наблюдаются и на российском рынке туристских услуг.

Начало формированию российскому рынку туристских услуг было положено принятием в 1989 г. Указа Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности», позволившего российским предприятиям самостоятельно выходить на внешний рынок, результатом которого стало создание первых частных туристических фирм. За сравнительно короткий период (неполные 20 лет) сформировался рынок предложения туристских услуг, основанный на частной собственности. Российский туристический бизнес занял прочные позиции на туристском рынке, сумел консолидироваться с отечественными авиакомпаниями, создал успешные чартерные программы, учредил и поддержал свою профессиональную ассоциацию, объединившую предприятия ключевых секторов туристской индустрии.

В целом тенденции развития российского туристского рынка соответствуют общемировым:

  • рост объемов производства туристских услуг и повышение требований к их качеству;

  • диверсификация услуг;

  • объединение туристических предприятий;

  • укрупнение туристических предприятий;

  • развитие сетевой торговли туристским услугами.

Процесс объединения туристических предприятий происходит пока еще не столь активно, как на зарубежных туристских рынках, и в основном это объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить финансовый потенциал компании, расширить клиентскую базу, сбытовую сеть.

Развивается процесс укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг.

Начиная с 2000 года активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами. Сетевые объединения создаются на основе договора франчайзинга. На отечественном рынке в настоящее время работают около 10 сетевых операторов. Большинство франчайзинговых компаний работают в г. Москва.

На российском туристском рынке активно ведут себя финансовые структуры, которые создают туристические фирмы по собственным инвестиционным проектам.

Проникновение транснациональных корпораций (ТНК) в российский гостиничный сектор способствует интернационализации производства туристских услуг (крупнейший отель «Лазурная» в самом популярном отечественном курорте г. Сочи управляется международной цепью «Рэдиссон САС»).

Среди субъектов Российской Федерации наибольший приток зарубежных туристов традиционно отмечается в приграничных регионах (за счет однодневных посетителей), а также в г. Москва, Санкт-Петербург, Московской области, Приморском крае, Краснодарском крае, Ленинградской, Калининградской областях.

Во внутреннем туризме лидерство по посещаемости принадлежит г. Москва, Краснодарскому краю, Московской области, г. Санкт-Петербург, Свердловской, Тюменской областям, республикам Татарстан и Башкортостан, Ставропольскому краю, Челябинской, Нижегородской и Ростовской областям, на долю которых приходилось более половины численности отечественных туристов, воспользовавшихся в 2006 году услугами коллективных средств размещения.

По данным Росстата туристская мобильность населения России, измеряемая соотношением общего числа туристских поездок граждан страны к среднегодовой численности ее населения, составляет порядка 40%, что свидетельствует о том, что в России туризм еще не стал массовым явлением. Согласно международным подходам массовый характер туризм приобретает, когда более 50% населения осуществляет хотя бы по одной туристской поездке в год. Туристская мобильность населения является одним из факторов, способствующих развитию туристской индустрии и международного туризма.

Анализ экономической деятельности туристических фирм показывает, что туристические предприятия имеют достаточный потенциал для увеличения своего оборота, сдерживающим фактором их роста является ограниченный спрос. Повышение уровня платежеспособного спроса на туристские услуги является одним из ключевых факторов внешней среды, способных обеспечить дальнейший рост туристского оборота.

Несмотря на предпринимаемые на государственном уровне меры, платежеспособность российского населения является слишком низкой. В России разрыв между уровнем дохода беднейших и богатейших слоев общества столь велик, что около 40% российского населения не могут себе позволить воспользоваться туристскими услугами без помощи и поддержки государства, что повышает роль государственной социальной политики в обеспечении доступности туристских благ для большинства российского населения.

По нашему мнению, при разработке механизма предоставления этих услуг, необходимо предусмотреть и использование коммерческих структур, в том числе профессиональной деятельности туристических фирм. Целесообразно также не ограничивать выбор граждан, имеющих право на социальные льготы, узким кругом санаторно-курортных учреждений с учетом того, что в последние годы появилось немало туристско-рекреационных предприятий, предлагающих услуги оздоровительного отдыха более высокого качества и по более низким ценам.

Анализ современного состояния российского внутреннего туризма показывает недостаточный уровень его развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам, что в значительной степени связано с неразвитой туристической инфраструктурой, значительным моральным и физическим износом существующей материальной базы, малым количеством гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта, невысоким качеством обслуживания во всех секторах туристической индустрии, а также несоответствием цены и качества размещения в гостиницах.

Проведённый Ростуризмом анализ статистических данных по итогам 2006 года показал следующее:

  • в 2006 году объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения вырос на 13,5 млрд. руб. по сравнению с 2005 годом и составил 72,4 млрд рублей;

  • наблюдается опережающий рост туристских услуг по сравнению с ростом общего объема платных услуг: 30,7% и 23,7% соответственно. Общий объем туристских услуг за 2006 год достиг 42,6 млрд рублей;

  • в структуре объема платных услуг населению доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2006 году по сравнению с 2005 годом практически не изменилась, и составила 2,5% (от всех видов услуг);

  • доля туристских услуг в структуре объема платных услуг населению в 2006 году также осталась на уровне 2005 года и составила 1,5% (от всех видов услуг).

Данные по объему платных услуг населению за 2005-2006 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний icon4. Исследование теоретических основ и разработка методологии анализа...
Разработка концепций повышения качества, эффективности и разнообразия предоставляемых туристских и рекреационных услуг в туристских...

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconОрганизационно-экономические основы повышения эффективности функционирования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconМетодические указания по дисциплине «Основы функционирования малого бизнеса»
Методы дисциплины «Основы функционирования малого бизнеса» позволяют оптимизировать контроль за бизнес-процессами на товарных рынках....

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconМетодические рекомендации для слушателей по освоению программы повышения...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи слушателям при освоении программы повышения квалификации «Актуальные...

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconМетодические основы повышения эффективности управления жилищно коммунальным хозяйством города
...

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconМонографии и конференции
Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования апк региона в условиях глобализации

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconПоложение о комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики...
Рф 1999 года, а также в целях повышения эффективности проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики...

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconМетодические рекомендации по разработке программ государственных...
Настоящие методические рекомендации определяют рекомендуемые структуру и порядок разработки программ государственных (муниципальных)...

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические основы планирования повышения эффективности функционирования туристских компаний iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную