Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна






НазваниеДипломник: Дмитриева Елена Сергеевна
страница1/9
Дата публикации25.02.2015
Размер1.2 Mb.
ТипДиплом
e.120-bal.ru > Экономика > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра мировой экономики и управления

внешнеэкономической деятельностью

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Пути повышения международной конкурентоспособности Российской Федерации с учетом опыта западных стран»


Студент-дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна ________________

(Фамилия, имя, отчество полностью) (личная подпись)
Руководитель: к.э.н.,доц. Кириллов Виктор Николаевич ________________

(должность, ученое звание и степень, Фамилия, имя, отчество полностью ) (личная подпись)
Зав. Кафедрой: д.э.н., проф. Уколов Владимир Федорович ________________

(должность, ученое звание и степень, Фамилия, имя, отчество полностью) (личная подпись)

Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике...6

1.1    Понятие и сущность конкурентоспособности страны……………………6

1.2    Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны…….8

1.3    Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………...10

ГЛАВА II. Оценка международной конкурентоспособности стран и стратегия ее развития………………………………………………………………………………..21

2.1 Рейтинги международной конкурентоспособности стран по методологии IMD и ВЭФ……………………………………………………………………….21

2.1.1 Оценка международной конкурентоспособности стран по методике IMD……………………………………………………………………………21

2.1.2 Оценка международной конкурентоспособности стран по методике ВЭФ.…………………………………………………………………………..25

2.2 Стратегия развития конкурентоспособности западных стран……………33

ГЛАВА III. Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности Российской Федерации……………………………………………………………….46

3.1 Ключевые области для развития Российской Федерации по критериям конкурентоспособности…………………………………………………………46

3.2 Ключевые конкурентные преимущества Российской Федерации по критериям конкурентоспособности…………………………………………….51

3.3 Направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации………………………………………………………………………..54

3.3.1 Государственная конкурентная стратегия Российской Федерации...54

3.3.2 Повышение эффективности бизнеса в Российской Федерации…...65

3.3.3 Возможные пути улучшение инфраструктуры в России………….69

Заключение……………………………………………………………………………79

Литература…………………………………………………………………………….83

Приложение 1…………………………………………………………………………86

Приложение 2…………………………………………………………………………87

ВВЕДЕНИЕ

Нарастающая тенденция глобализации практически всех сфер жизнедеятельности увеличила масштабы кооперации и интеграции и в то же время усилила международную конкуренцию стран и регионов. Ужесточение конкурентной среды делает актуальным вопрос о международной конкурентоспособности Российской Федерации. Залогом устойчивого развития является достижение высокой конкурентоспособности, которую можно трактовать как способность государства и структур быть лидером, успешно конкурировать на глобальном рынке различных товаров и услуг.

Международная конкурентоспособность Российской Федерации находится на достаточно низком уровне; за прошедшие десятилетия страна утеряла ряд конкурентных преимуществ и занимает довольно низкие места в международных рейтингах конкурентоспособности государств. Низкая конкурентоспособность страны является отражением реальной экономической и политической ситуации, сложившейся в России. Необходимо совершенствовать конкурентные преимущества экономики Российской Федерации и принимать меры по улучшению конкурентоспособности страны, что окажет положительное влияние на устойчивый экономический рост и благосостояние общества.

За последние годы проблемам повышения конкурентоспособности, вопросам ее оценки, методологии составления глобальных рейтингов и созданию и поддержанию конкурентных преимуществ стран посвятили свои публикации известные российские ученые: Дынкин А.А., Глазьев С.Ю., Сенчагов В.К., Некипелов А.Д., Гельвановский М.И., Сильвестров С.Н., Смитиенко Б.М., Фатхутдинов Р.А. и другие, - которые внесли значимый вклад в теорию конкурентоспособности стран, разработали различные методики оценки конкурентоспособности, выявили существующие проблемы и специфику российской конкурентоспособности, предложили возможные пути повышения конкурентоспособности; затронули проблемы обеспечения наилучших социально-экономических условий. Тем не менее, научных публикациях не затронуты проблемы определения роли конкурентоспособности страны в обеспечении национальных экономических интересов. Среди трудов зарубежных ученых, посвятивших свои труды методологическим вопросам международной конкурентоспособности, следует выделить работы: М. Портера, П. Кругмана, Н. Мэнкью, Дж. Робинсона, Ф. Ларрена, И. Шумпетера и ряда других.

Цель курсовой работы – выявление направлений повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основании анализа состояния конкурентоспособности российской экономики с учетом успешного опыта западных стран.

Объект исследования – международная конкурентоспособность стран в глобальной конкурентной среде на примере российской экономики.

Предмет – возможности повышения конкурентоспособности Российской Федерации на основе существующих слабых сторон и преимуществ российской экономики и успешного опыта западных стран.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

1. Определить сущность понятия конкурентоспособность страны;

2. Исследовать основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны, выявить роль государственной конкурентной стратегии в формировании конкурентоспособности;

3. Проанализировать особенности методик составления рейтингов конкурентоспособности стран IMD и ВЭФ и проанализировать данные рейтинги, являющиеся основополагающими источниками информации о конкурентных преимуществах стран в мире при оценке экономики страны иностранными инвесторами и аналитиками;

4. Выявить ключевые области для развития Российской Федерации, причины низкой конкурентоспособности России и дать объяснения низким позициям в международных рейтингах IMD и ВЭФ;

5.Выявить возможные направления повышения международной конкурентоспособности Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой данной дипломной работы являются работы отечественных и зарубежных ученых материалы отечественной и зарубежной периодической печати по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности страны, материалы научно-практических конференций и семинаров, сети Интернет, статистические данные государственных органов и организаций Российской Федерации, нормативные документы и законодательные акты РФ, аналитические и статистические материалы российских и зарубежных исследовательских институтов и организаций (Международного института развития менеджмента (IMD), Всемирного экономического форума), а так же результаты самостоятельных наблюдений автора.

Методы, используемые в процессе исследования: системный подход, комплексная оценка, сравнение, прогнозирование; исследование, сопоставление данных и выявление существенных особенностей и глубинных связей по проблеме конкурентоспособности страны.

Анализ конкурентоспособности необходим каждой стране для выявления наиболее сильных конкурентных преимуществ и недостатков, принятия необходимых решений, способствующих повышению конкурентоспособности экономики. Российской Федерации необходимо поставить перед собой стратегическую цель достичь высокий уровень конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов как на российском, так на внешних рынках при включении в мирохозяйственные процессы международного экономического сотрудничества.

ГЛАВА I. Международная конкурентоспособность стран в мировой экономике
1.1    Понятие и сущность конкурентоспособности страны

Проблема конкурентоспособности страны, благосостояния общества становится все более актуальной. Для мировой экономики характерны глубокие и ускоряющиеся изменения: глобализация рынка, развитие многомерной конкуренции, трансформация хозяйственных процессов. До 70-х годов XX века конкуренция не являлась неотъемлемой частью экономической деятельности страны. На данный момент, масштабы роста и расширения конкуренции выходят за границы отдельных регионов мира, что способствует обострению вопросов конкурентоспособности национальных экономик.1

Совместно с ужесточением глобальной конкурентной среды возрастает значение международной конкурентоспособности страны. Характерными чертами глобализации являются не только расширение кооперации и усиления интеграции, но и усиление конкуренции, которая является неотъемлемой частью глобализации.

Существует множество определений понятия конкурентоспособность. Одно из первых широко известных определений конкурентоспособности прозвучало в 1987 году в докладе «Мировая конкуренция: новая реальность» комиссии президента США по конкурентоспособности: конкурентоспособность страны определялась тем показателем, насколько страна может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, при этом сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан.

Примерно через десять лет определение конкурентоспособности страны претерпело очередные изменения: акцент перешел на осознание растущего влияния политических решений на национальную конкурентоспособность. «Международный форум по развитию менеджмента» предоставил наиболее точное и полное определение конкурентоспособности того времени: конкурентоспособность - область экономического знания, анализирующая фактические данные и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать такую социально-экономическую среду, которая обеспечивает создание дополнительной стоимости на производстве и повышение благосостояния нации.

В современных условиях конкурентоспособность страны следует трактовать как создание наилучших социально-экономических условий, способствующих росту уровня жизни населения.

М.И. Гельвановский дает следующее определение «…конкурентоспособность страны в широком смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования».

Конкурентоспособность страны — категория, которая отражает состояние экономики страны и возможные перспективы ее развития. В современных условиях глобализации, беспрепятственного перемещения капитала, повышение конкурентоспособности как товаров, так и организаций, и страны связано, в основном, с внедрением новейших технологий, передовых идей, инноваций и определяется способностью страны создавать наилучшие социально-экономические условия.

Согласно определению, которое предоставляет Современный экономический словарь, конкурентоспособность страны можно трактовать как способность экономики участвовать в международной торговле, удерживать и завоевывать определенные сегменты на мировом рынке. Конкурентоспособность определяется экономическим и техническим уровнем производства в конкретной стране, качеством производимых товаров и услуг , развитостью инфраструктуры и ее соответствием потребностям экономики, наличием абсолютных и относительных преимуществ.2 (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.).

Таким образом, конкурентоспособность – главный показатель, определяющий место любой страны в мировом сообществе. Эта комплексная характеристика синтезирует в себе качество продукции и процессов, ресурсоемкость товаров на всех стадиях их жизненного цикла, имидж и ценность брендов, деловое совершенство изготовителей, торговых и сервисных организаций, правовую надежность, организованность, профессионализм и оперативность государственных органов управления.3

В современных условиях глобализации важным фактором жизнеспособности и экономического развития страны является достижение конкурентного преимущества, так как ни одна страна или конкретная компания не в силах противостоять все более возрастающему влиянию конкуренции, поскольку за «внешней оболочкой» глобализации, призывающей к усилению кооперации и взаимовыгодному партнерству находится жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное значение вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности страны приобретает в наши дни.4

Итак, в мировой экономике сущность категории «конкурентоспособность» сводится к созданию наилучших социально-экономических условий; способности нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес для повышения благосостояния нации.

1.2. Ключевые факторы, влияющие на конкурентоспособность страны

Конкурентоспособность страны – это способность государства и общества создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает соперничество с другими странами во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивает условия для повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, являясь значимым инструментом достижения целей личности и мощным средством реализации национально – государственных интересов. Конкурентоспособность национальной экономики зависит от следующих факторов:

- внутриполитических условий, политической стабильности, наличия государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность;

- экономических факторов (темпов экономического роста, уровня и динамики инфляции, физического и морального износа основных фондов, уровня национальной производительности и оплаты труда, стабильности и курса национальной валюты, материало- и энергоемкости продукции и другого);

- организационно - управленческих факторов (масштабов и остроты конкуренции, степени монополизации экономики, уровня бюрократизации, стиля и качества менеджмента, характера государственного регулирования экономики в целом и международного бизнеса, в частности).

- конъюнктура мирового рынка

Также конкурентоспособность страны формирует государственная конкурентная стратегия, которая направлена на создание условий, необходимых для успешной жизнедеятельности личности, общества и государства в условиях глобальной конкурентной среды. Государственная конкурентная стратегия выполняет следующие функции: исследование и анализ проблем конкурентоспособности; определение способов повышения конкурентоспособности страны, конкурентные прогнозы; определение ключевых факторов конкурентоспособности, конкурентных преимуществ; координация деятельности научно – исследовательских центров; рейтингование; формирование хорошего политического имиджа страны. Реализация данных функций государственной конкурентной политики оказывает направляющее и координирующее воздействие на отдельные политики, в свою очередь ответственные за частные показатели конкурентоспособности.

Таким образом, конкурентоспособность страны зависит от множества факторов, прямо или косвенно влияющих на нее. Особую значимость приобретают такие факторы, как внутриполитические условия, экономические и организационно - управленческие факторы. В формировании конкурентоспособности страны важную роль играет государственная конкурентная стратегия, которая придает экономике страны знаниеемкий, инновационный характер, повышающий конкурентоспособность страны.

1.3 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера

Американский экономист Майкл Портер в 1991 году издал книгу «Конкурентные преимущества наций», которая получила широкое признание.5 В данной книге изложен подход к исследованию международной торговли, главная мысль которого заключается в том, что в мире конкурируют не страны, а предприятия этих стран. Следовательно, чтобы понять, откуда возникает международная торговля, необходимо понять, откуда возникают конкурентные преимущества у конкретной фирмы конкретной страны, которая продает свои товары на международном рынке. Необходимо понять, как создать и удержать такое конкурентное преимущество, и какое значение имеет сама страна базирования той фирмы, у которой возникают конкурентные преимущества.

Главной единицей конкуренции Портер считает отрасль - группу фирм, которые производят товары, относящиеся к одной общей группе и удовлетворяющие одну и ту же потребность, соответственно, конкурирующих между собой. Эти товары являются источником конкурентного преимущества для фирмы. Формирование конкурентных преимуществ происходит с учетом:

- особенностей структуры отрасли (степень легкости вхождения в отрасль, наличие товаров-заменителей);

- позиции фирмы в этой отрасли;

- стратегии фирм внутри отрасли (внутриотраслевая конкуренция).

Выделяют два подхода достижения конкурентных преимуществ:

1. Снижение издержек позволяет фирме получать более высокую прибыль, продавая товар по той же цене, что и конкуренты.

2. Дифференциация товаров - фирма предлагает рынку товар более высокого качества, чем товары конкурентов, либо позволяющий удовлетворять более широкий спектр потребностей).

Следовательно, для достижения конкурентных преимуществ фирма должна производить товар эквивалентный товарам конкурентов, но при этом с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), или предлагать рынку товар большей ценности, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).

В условиях НТП все большее значение приобретают «нововведения», под которыми понимаются новые способы конкуренции в своей отрасли. К нововведениям относятся: совершенствование технологии производства товара, изменение самого товара или процесса его производства, способов и методов ведения бизнеса, изменение маркетинговой стратегии и так далее.

Источники конкурентного преимущества бывают нескольких уровней:

- низкого уровня (дешевое сырье, рабочая сила) – они общедоступны;

- более высокого уровня (патенты, уникальные товары, деловая репутация) – их тяжело завоевать, но они дают значительно более устойчивое преимущество;

Эти источники справедливы как для отдельной страны, так и для всего мира.

Элементы конкурентного преимущества. Под конкуренцией имеются в виду постоянные перемены, не равновесие. Со временем любая отрасль совершенствуется и обновляется. При этом большое влияние на стимулирование данного процесса оказывает страна базирования, в которой разрабатываются и реализуются стратегия, большая часть продукции и технологии.

В своей работе М. Портер выделяет четыре свойства страны, которые формируют среду, где конкурируют местные фирмы, тем самым влияя на международный успех страны. Тем самым он выстраивает геометрический «ромб Портера».
5. Роль случая

1. Наделенность факторами

2. Условия спроса

3. Родственные и поддерживающие отрасли

4. Стратегия, структура и соперничество фирм

6.Роль правительства
Рис. 1. Детерминанты конкурентного преимущества

Источник: Кириллов В.Н., Лекции

Основные компоненты ромба6:

1. Наделенность факторами. Каждая страна обладает факторами производства, которые необходимы для деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ в интерпретации модели Хекшера-Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Страна экспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различные факторы. Но факторы, как правило, как достаются по наследству, так и создаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен не столько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Однако изобилие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а их дефицит - побудить к обновлению, к развитию, что может привести к долговременному конкурентному преимуществу. Наделенность факторами имеет достаточно важное значение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».

Традиционно выделяют три фактора: земля, труд, капитал. Но в настоящее время более отчетливо их влияние отражает другая классификация:

- людские ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы);

- физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земельных и лесных ресурсов, воды, полезных ископаемых, источников электроэнергии);

- ресурс знаний (совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги);

- денежные ресурсы (количество и стоимость капитала);

- инфраструктура (транспортная система, связь, почтовые услуги, перевод платежей между банками, система здравоохранения и другое).

Для каждой отрасли применяется разный набор факторов. Для фирмы главное – наличие дешевых и высококачественных факторов, необходимых для конкретной отрасли. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит  как от их наличия, так и от их эффективного использования.

Существует следующая классификация факторов:

1. по наделенности: - основные – факторы, к которым относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила, то есть факторы полученные по «наследству» или при незначительных капиталовложениях. Не оказывают особого воздействия на конкурентоспособность страны.

- развитые - факторы, к которым относятся современная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и т. д. Данные факторы имеют наибольшее значение, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

2. по степени специализации:

- общие – применяются во всех отраслях.

- специализированные – используется в конкретной отрасли. Эти факторы требуют долгосрочных капиталовложений. Данный фактор трудно скопировать, следовательно, он создает долговременную и крепкую основу для конкурентного преимущества.

Ключевыми являются факторы, созданные обществом, а не природой. То есть для достижения конкурентных преимуществ, страна должна развивать те отрасли, где есть возможность совершенствовать необходимые факторы.

2. Условия (параметры) спроса. Вторым детерминантом конкурентного преимущества является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций.

Условия внутреннего спроса играют значительную роль в конкурентных преимуществах страны, в особенности, его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке. Страны, нацелившиеся на развитие определенного сегмента рынка, пока в других странах этот сегмент еще не вышел на первый план, оказываются в выигрышной ситуации.

Также на спрос большое влияние оказывают так называемые «качества» потребителей. Компании страны занимают лидирующие позиции в мире, если их потребители являются самыми требовательными и квалифицированными. Следует помнить и о национальных особенностях, влияющих на рыночный спрос.

При условии, что структура национального спроса предвосхищает международный, объем и характер развития внутреннего спроса могут усилить конкурентное преимущество отрасли промышленности. Преимуществом большого рынка является еще и наличие на нем внутренней конкуренции. В других условиях большой внутренний рынок может обернуться не благом, а злом: фирмы утрачивают стимулы к постоянному обновлению и совершенствованию.

Спрос характеризуется: 1) структурой; 2) объемом и характером роста; 3) интернационализацией.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Третья детерминанта, определяющая национальное конкурентное преимущество - присутствие в стране отраслей поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке, откуда поступают полуфабрикаты и оборудование высокого класса. М.Портер отметил: конкурентоспособными бывают обычно не отдельные отрасли, а «группы» или «кластеры» отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. Причем, эти «кластеры» концентрируются в рамках ограниченного географического пространства.

При наличии конкурентоспособных отраслей - поставщиков возможны:

- эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию или квалифицированной рабочей силе и другим;

- координация поставщиков на внутреннем рынке;

- оказание содействия процессу нововведений.

Родственные отрасли – отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой (производить похожие товары, удовлетворять схожие потребности и так далее). При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию.

Поддерживающие отрасли – отрасли для продвижения товаров. Успех развития одной отрасли на мировом рынке, может повлечь за собой появление новых товаров и услуг.

Однако успех поддерживающих и родственных отраслей может повлиять на успех национальных фирм только при условии позитивного воздействия остальных составляющих «ромба».

4. Стратегия, структура и соперничество фирм. Создание, организация и управление фирмой зависят прежде всего от характера конкуренции на внутреннем рынке. При этом вырабатываются различные стратегии и цели организации и управления. Национальные особенности влияют также на управление фирмами и на форму конкуренции между ними. Например, в Италии многие фирмы, успешно действующие на мировом рынке, являются малыми или средними семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической системой управления. Важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее деловой культуре.

Высокая конкуренция на внутреннем рынке играет важную роль в достижении высокой конкурентоспособности в отрасли по следующим причинам:

- сильная внутренняя конкуренция дает начальный импульс к совершенствованию бизнеса;

- внутренняя конкуренция подталкивает фирмы к выходу на мировой рынок для дальнейшего роста;

- более сильные местные фирмы, испытывающие внутреннюю конкуренцию, способны добиться успеха и за границей;

- при конкуренции на внутреннем рынке создаются также преимущества для национальной отрасли в целом, а не только для отдельных фирм.

5. Роль случая. Случай – это событие, которое может оказать огромное принципиальное значение на развитие ситуации. И повлиять на это не может, как правило, ни фирма, ни правительство. К ним относятся: изобретения; крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника); резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис); значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов; резкое повышение мирового или местного спроса; войны; политические решения зарубежных правительств. В подобных ситуациях способность адаптироваться является важной особенностью фирм.

6. Роль правительства. Правительство оказывает влияние на все четыре детерминанты ромба:

- на параметры факторов;

- на параметры спроса;

- на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков;

- на стратегию фирм, их структуру и соперничество.

Государство может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентные преимущества, по причине чего Портер не включил государство в основные детерминанты. Основная функция государства - роль катализатора, оно не создает конкурентные преимущества (роль компаний), а побуждает компании ставить высокие цели и повышать конкурентоспособность.

Портер писал о том, что после достижения цели развитие компаний останавливается, то есть компаниям свойственен покой. Государство должно препятствовать этому покою, но роль государства должна быть косвенной.

Главное преимущество отрасли, в которой данная страна создает конкурентный ромб, в том, что его нельзя воссоздать в другой стране в том же виде. Действие системы детерминантов ведет к тому, что конкурентоспособные национальные отрасли распределены неравномерно по всей экономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отраслей, зависящих друг от друга. Только при взаимодействии преимуществ по всем детерминантам обеспечивается конкурентные преимущества, недоступные соперникам.

Стадии конкурентного развития государств

Для стран характерно различное сочетание факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет четыре стадии жизненного цикла страны. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособности экономики, что сопровождается ростом национального благосостояния. Для последней стадии характерно постепенное замедление роста и, в конечном счете, упадок.7

1) Стадия, движимая факторами. На этой стадии находятся в основном все страны, которые увеличивают свои преимущества за счет базисных факторов производства (природных ресурсов, дешевой рабочей силы). В «ромбе» в этом случае выделяются только факторные условия, остальные его составляющие развиты слабо. Местные фирмы конкурируют исключительно на базе цены в отраслях, требующих недорогих и общедоступных технологий производства.

На факторной стадии компании зачастую получают технологии от других стран посредством имитации приобретаемого иностранного капитального оборудования. Более совершенный дизайн продукта и новые технологии получаются посредством пассивных инвестиций в заводы «под ключ» или непосредственно от иностранных фирм, имеющих в этой стране производство или соответствующие соглашения с местными производителями.

Основной способ вывода продукции на иностранные рынки – через иностранных посредников. Немногие фирмы сотрудничают с конечным потребителем. Внутренний спрос на экспортируемую продукцию может быть низким или вовсе отсутствовать. На этой стадии экономика чувствительна к колебаниям мирового цикла и курсов валют, влияющих на спрос и относительные цены. Несмотря на то, что обладание природными ресурсами в изобилии может увеличить национальный доход на душу населения, факторная экономика имеет слабую базу для непрерывного роста производства.

Факторная стадия пройдена практически всеми странами. На этой стадии держатся почти все развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

2) Стадия, движимая инвестициями. Эта стадия характеризуется повышенным интересом к инвестированию, которое направлено на строительство современных эффективных и крупномасштабных предприятий, оснащенных новейшими технологиями. Как правило, такая технология отстает от технологий мировых лидеров на одно поколение. Главным отличием от факторной стадии является тот факт, что страна способна осваивать и улучшать иностранную технологию - необходимое условие выхода на стадию, движимую инвестициями.

Высокая внутренняя конкуренция способствует росту инвестирования в компании для снижения издержек, улучшения качества продукции, создания новых моделей. Национальные фирмы начинают создавать собственные каналы сбыта, прямые контакты с потребителями и продавать продукцию под собственной маркой.

Инвестиционный путь возможен только в некоторых группах отраслей: там, где велика экономия на масштабе, требуются большие капиталовложения, но достаточно велика доля в издержках производства расходов на зарплату; производится стандартизированная продукция, технология легко передаваема и имеются множественные источники получения технологии производства.

На стадии, движимой инвестициями, происходит активный рост занятости, зарплаты и факторных издержек. Экономика менее чувствительна к глобальным кризисам и колебаниям курсов валют.

Роль государства на данной стадии - борьба за источники конкурентных преимуществ. Она может быть существенной в таких областях, как направление дефицитного капитала в определенные отрасли; поддержка фирм, деятельность которых связана с риском; осуществление временного протекционизма в целях поощрения становления национальных фирм и строительства предприятий необходимого эффективного масштаба; стимулирование приобретения иностранных технологий и их улучшения, а также содействия экспорту.

Инвестиционная стадия реализована в мире достаточно давно. Факторы способствующие ее развитию: глобализация рынков исходных материалов, технологии и капитала и более агрессивная национальная промышленная политика. Но количество стран, выходящих на эту стадию относительно не велико. Однако зачастую у фирм из этих стран видна нехватка отдельных важных элементов этой стадии - либо местных фирм, способных с помощью внутрифирменных возможностей улучшать технологию, либо контролируемых национальными фирмами международных каналов сбыта, либо достаточно развитых факторов или присутствия действенной внутренней конкуренции.

3) Стадия, движимая нововведениями (инновациями). На этой стадии, так называемый «полный ромб», имеется в целом ряде отраслей. Работа всех детерминант максимальна. Эта стадия называется «движимой инновациями», так как фирмы создают свои новые технологии. Конкурентное преимущество за счет факторных условий становится все более редким. Дефицит некоторых факторов способствует возникновению новых механизмов создания развитых и специализированных факторов и их постоянному совершенствованию.

Фирмы на этой стадии экономики конкурируют на мировых рынках в более дифференцированных сегментах промышленности. Они конкурируют по цене, но на базе высокой производительности труда. Фирмы конкурируют на базе собственных глобальных стратегий и обладают собственными сбытовыми и обслуживающими международными сетями наряду с растущей репутацией марки за границей. Таким образом, инновационная стадия – основа развития зарубежного инвестирования.

В то время как некоторые отрасли страны лидируют в переходе к инновационной стадии, совершенствование происходит и в других отраслях. Мировые кризисы и колебания валюты уже не имеют сильного воздействия на производство, как на других стадиях, так как фирмы конкурируют на основе технологии и дифференциации продукции. Экономика активно развивается, невозможно уследить за всеми отраслями. Роль государства должна проявляться в косвенном стимулировании. В создании факторов лидирующую роль должны играть сами фирмы.

4) Стадия, движимая богатством. Выход страны на эту стадию означает начало упадка. Движущая сила страны – уже достигнутое богатство. Проблема в том, что экономика не может поддерживать накопленное богатство, а главная причина этого в том, что мотивация менеджеров, инвесторов изменяется и не способствует капиталовложениям и, следовательно, тормозит обновление. Ставятся новые цели, взамен тех, которые поддерживали прогресс в экономике.

Теперь управлением компаний занимаются финансисты, а не предприниматели. Растут налоги на богатство, а это снижает стимулы к инвестированию. На этой стадии нехватка инвестиций становится признаком экономики, движимой богатством. Преобладают инвестиции в финансовые активы. Развитие инноваций практически останавливается.

Причины вступления экономик в эту стадию проявляются медленно, в связи с инерцией, созданной лояльностью потребителей и достаточно прочными еще позициями на рынке. Потеря позиций в некоторых высокопродуктивных отраслях распространяется на другие отрасли посредством «декластеризации». Основа для экономического роста сужается, конкурентное преимущество утрачивается. Но все же, конкурентное преимущество сохраняется в некоторых отраслях, имеющих уникальный спрос или хорошо развитые смежные отрасли. Многие отрасли сокращаются, что приводит к сокращению занятости.

Развитие экономики - неизбежный процесс, поэтому многие страны, которые не смогли сдвинуться на вторую или третью стадию, оказываются сразу на стадии, движимой богатством, а после - неизбежно снова оказываются на факторной стадии. Наиболее важными условиями продвижения страны на высокую стадию, являются следующие: механизмы формирования факторов производства; мотивация; внутренняя конкуренция; совершенствование спроса; недостаток отдельных факторов; способность к созданию нового бизнеса. Все эти условия являются необходимыми, а также они создают замкнутую систему, где взаимно усиливают друг друга.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconДокладчик
Шевелева Елена Сергеевна, начальник отдела муниципальной службы и кадров Администрации города Волгодонска

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconЭлективный курс Бизнес английский Автор: Яценко Елена Сергеевна,...
Целью курса является формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся на материале делового английского

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по культуре речевого...
Составитель: Надточева Елена Сергеевна, ст преподаватель кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconТематическое планирование учебного материала на 2012 2013 учебный год Предмет география Класс
Предмет – география Класс – 11 Учитель – Безматерных Елена Сергеевна Количество нед часов – 2 часа в неделю

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconБелка Елена Литературный редактор Найко Елена Дизайн, верстка Ула Сенкович Редактура Найко Елена
Ольга, Некрасова Лена, Рунгерд Яна, Ворон Ольга, Анакина Анна, Демин Михаил, Юррик, Senior Nikto, Танова Ильяна, Липова Марфа, Михайлов...

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconДипломник: Маннанов Айдар Азатович
Место и роль иностранных инвестиций в обеспечении экономического роста страны в мировом хозяйстве

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconДипломник: Кузнецов Илья Дмитриевич
«Развитие экспортно-ориентированной деятельности малого бизнеса как фактор усиления позиций России в мировой экономике»

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconМаркова Елена Константиновна
Маркова Елена Константиновна, руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области в период с марта...

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconАнохина Елена Михайловна
Анохина Елена Михайловна, к г н., доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета...

Дипломник: Дмитриева Елена Сергеевна iconПроект российско-Бахрейнский Деловой Форум
Доклад г-на Владимира Александровича Дмитриева – Председателя «Внешэкономбанка» и Сопредседателя Российско-Бахрейнского Делового...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную