Алтайского края






НазваниеАлтайского края
страница1/15
Дата публикации12.02.2015
Размер2 Mb.
ТипРеферат
e.120-bal.ru > Доклады > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПО ОБРАЗОВАНИЮИ ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

ИТОГИ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

за 2011 год
публичный доклад

БАРНАУЛ

2012
Ответственный за выпуск:

Абдуллаев Ю.Г., заместитель начальника управления Алтайского края

по образованию и делам молодёжи

Руководитель работ:

Денисов Ю.Н., заместитель Губернатора Алтайского края, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи, к.х.н., профессор

Итоги развития системы образования Алтайского края за 2011 год: Публичный доклад. - Барнаул, 2012. - 74 с.

В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Алтайского края за 2011 год, определены ключевые задачи деятельности на 2012 год.


Над докладом работали:

Дроздова И.Н., Матис В.И., Никишаева В.П., Агафонова И.Д., Беккер С.Н., Багина Л.В., Кудрявцев А.С., Плешкова О.А., Проскурин Е.Г., Шибанова И.В., Гозман Т.М., Тухватуллина Г.Ш., Борисова Н.Ю., Борисов А.С.

©Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжиСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Цели и задачи региональной системы образования:

1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

1.2. Цели и задачи региональной системы образования, их соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране.
Раздел 2. Доступность образования:

2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений.

2.2. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста образованием. Обеспечение равного доступа к качественному образованию: дошкольный уровень, школьный уровень, уровень профессионального образования.

2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.4. Дополнительное образование детей и подростков.
Раздел 3. Результаты деятельности системы образования.

3.1. Участие в международных сопоставительных исследованиях.

3.2. Учебные результаты.

3.3. Внеучебные достижения обучающихся.

3.4. Социализация и профилактика асоциального поведения, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.5. Востребованность выпускников учреждений профессионального образования

на рынке труда.
Раздел 4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов.

4.1. Финансирование образования.

4.2. Условия обучения.

4.3. Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

4.4. Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий.

4.5. Кадровый потенциал.
Раздел 5. Меры по развитию системы образования.

5.1. Принятые меры по развитию системы образования в рамках федеральных, региональных, муниципальных программ развития.
6. Расширение общественного участия в управлении образованием.

6.1. О развитии системы государственно-общественного управления образованием и решениях, принятых управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи в течение отчетного года по итогам общественной оценки его деятельности, и их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контактная информация
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Общая социально-экономическая характеристика региона как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования.
Публичный доклад, подготовленный управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации, отражает основные итоги развития системы образования Алтайского края за 2011 год.

Алтайский край сегодня – динамично развивающийся регион на юге Западной Сибири, основные векторы экономического и социального развития которого напрямую увязаны с направлениями модернизации системы образования, активно идущей в этом субъекте Российской Федерации.

Это крупнейшая в Сибири и одна из важнейших в России аграрных территорий, занимающая лидирующие позиции по производству зерна, молока, мяса, сахарной свеклы, подсолнечника, льна. Производство сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения в Алтайском крае в 1,9 раза превышает средний уровень по Российской Федерации и в 1,7 раза по Сибирскому федеральному округу. В 2011 году в крае стартовала губернаторская программа «100х100», предполагающая строительство 100 молочных и 100 мясных ферм, что даст новый импульс развитию сельских территорий края и потребует дополнительных кадров в данной отрасли.

Особую статью в экономике Алтайского края занимает туризм. В крае последовательно проводится политика развития туристического бизнеса с использованием уникальных для сибирского региона возможностей рекреационных и курортных зон Алтая. В 2011 году край посетило более 1 млн. туристов.

В промышленности края ведущую роль занимает машиностроение (выпуск сельхозтехники, котлов, вагонов, дизелей, шин, кузнечно-прессовых машин, буровых установок, генераторов). Значительную часть составляет продукция предприятий оборонного комплекса и пищевая промышленность: переработка зерна, мясной и молочной продукции, выпуск алкогольных и безалкогольных напитков.

Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до2025 года исходит из необходимости изменений в хозяйственном и социальном укладе, которые смогут обеспечить четкое позиционирование роли и места края в Российской Федерации и на международных рынках, формирование более конкурентоспособной экономики и кардинальное повышение на этой базе уровня и качества жизни населения.

Редкое сочетание выгодного геостратегического положения, уникальных природно-климатических условий, колоссального оздоровительного и познавательно-туристического потенциала, богатых природных ресурсов, развитых, имеющих положительный имидж и давние производственные традиции сельского хозяйства и промышленности, мощного научно-инновационного комплекса, традиционно социально-активного, образованного населения наделяет край одним из наиболее высоких потенциалов развития среди регионов страны. Реализация этого потенциала – основной источник экономического роста.

Главную стратегическую цель развития Алтайского края можно сформулировать следующим образом: к 2025 году Алтайский край должен стать глобальным центром здоровья, культуры и отдыха; регионом, обеспечивающим современные стандарты уровня и качества жизни, обладающим эффективным аграрно-промышленным и научно-инновационным комплексами.

В 2011 году зафиксирован исторический минимум уровня регистрируемой безработицы – 2,1 % от численности трудоспособного населения. С начала года трудоустроено более 72 тыс. граждан. Из них более 50% - на постоянные рабочие места (в 2010 году – около 40%).

Существенно снижен коэффициент напряженности на рынке труда (с 7,5 в конце 2010 года до 3,2 в 2011 году). Ёмкость краевого банка вакансий на 1 января 2012 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом почти в 2 раза и превысила 11 тыс. рабочих мест.
Структура безработицы:
по профессиональным группам по образованию (%)


По плотности населения (14,9 чел. на 1 квадратный км.) Алтайский край наряду с Новосибирской областью занимает второе место в Сибирском федеральном округе, уступая лишь Кемеровской области. При этом отличительной чертой нашего региона является равномерность расселения и значительная доля сельских населенных пунктов. Это является важнейшей спецификой, требующей учета при реализации программ развития системы образования региона.

РАЗДЕЛ 1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

Хорошо понимая, что в XXI веке инвестиции в человеческий капитал становятся первостепенным рычагом экономического роста, а образование - единственным универсальным ресурсом его развития, Администрация Алтайского края, органы управления образованием всех уровней продолжили в 2011 году целенаправленную работу по модернизации этой важнейшей социальной отрасли

Новое ускорение этим процессам дали мероприятия по исполнению поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, направленные на модернизацию системы общего образования и повышение заработной платы учителей. Утвержденный Губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным в июле 2011 года Комплекс мер по модернизации общего образования стал логическим продолжением мероприятий, осуществленных в регионе в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в 2008-2009 гг. Это дает сегодня основания говорить о «второй волне» модернизации образования в крае.

Безусловно, что общее образование стало флагманом процессов модернизации в регионе, где результаты преобразований наиболее видны. Вместе с тем, особенностью системы образования Алтайского края является комплексность процессов модернизации, их активное прохождение на всех уровнях системы – от дошкольного до профессионального.

Это обусловлено тем, что амбициозные задачи по диверсификации экономики края и Сибири в целом, развитию социокультурной сферы не могут быть решены без кардинальной модернизации сферы общего и профессионального образования. Конечной целью системных изменений в сфере образования является обеспечение экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами новой формации. Образовательные программы должны быть переориентированы на формирование тех личностных качеств и компетенций, которые необходимы для позитивной социализации и полноценной жизни в условиях инновационной экономики независимо от профессиональной позиции и степени включенности человека непосредственно в наукоемкие производства.

Стратегическая цель реформирования системы профессионального образования заключается в превращении ее в полноценный ресурс инновационного развития на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего профессионального образования, научно-исследовательских организаций и реального сектора экономики. Реализация таких стратегических для экономики края проектов, как «Комплексное развитие Алтайского Приобья» и развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» требует создания новых условий развития инновационного потенциала кадровых ресурсов. Этому способствует обновление инновационной инфраструктуры алтайских вузов, усиливающее интеграцию науки, образования и производственной деятельности.

Вузы и ссузы Алтайского края активно включились в работу по развитию непрерывного образования, внедряют федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, предполагающие интеграцию российского профобразования в европейское образовательное пространство и его ориентированность на получение практических навыков. Утвержден Комплексный план мероприятий по модернизации системы педагогического образования на 2012-2013 годы, обеспечивающий оптимизацию сети учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования и их интеграцию, повышение качества и непрерывность образования педагогов.

В 2011 году приняты дополнительные меры, направленные на развитие системы дошкольного образования в Алтайском крае: впервые принята долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, основные мероприятия которой направлены на увеличение количества мест для дошкольников. Введена выплата стимулирующих доплат педагогическим работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Осуществляется поддержка негосударственного сектора, предоставляющего образовательные услуги и услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Модернизация образования существенно меняет роль руководителя образовательного учреждения. От его профессионализма, ответственности и мобильности напрямую зависит успех реализации всех модернизационных мероприятий. Сферой его персональной ответственности становится не только целевое и эффективное использование значительных финансовых и материальных ресурсов, но и удовлетворенность педагогического коллектива, родительской общественности и учащихся происходящими изменениями. Степень прозрачности и объективности распределения стимулирующих выплат, качество локальных актов учреждения, регулирующих вопросы новой системы оплаты труда, уровень участия общественности в этих процессах в значительной мере определяют отношение педагогов не только к модернизации образования, но и к своей работе в целом. Поэтому в нынешних условиях так велика роль подготовки современных руководителей образовательных учреждений, повышение качества которой стало ключевым приоритетом развития системы образования.

1.2. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране.

Приоритетные направления развития системы образования Алтайского края на 2011 год базировались на ключевых положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, поручениях Президента и Председателя Правительства РФ, документах Министерства образования и науки Российской Федерации. Обозначенные в принятой педагогическим сообществом региона резолюции краевой августовской педагогической конференции 2010 года, они исходили из логики совершенствования законодательства в сфере образования и продолжения комплексной модернизации отрасли с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Стратегической основой работы органов управления образованием, администраций и коллективов сферы общего образования является национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», определяющая следующие приоритеты развития российской школы:

  1. Формирование современной школьной инфраструктуры.

  2. Развитие здоровьесберегающих технологий обучения.

3. Построение всеохватывающей системы раннего выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

4. Активизация процессов стандартизации и обновления содержания образования;

5. Развитие учительского потенциала.

6. Расширение самостоятельности школ.

Развитие данных приоритетных направлений обеспечивалось через реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 году, обеспечение мероприятий которого стало главной задачей в сфере общего образования.

Кроме того, основные усилия в 2011 году были сосредоточены на решении следующих ключевых задач:

1. По развитию кадрового потенциала:

1.1. Обновление на региональном и муниципальном уровнях системы поддержки молодых специалистов, с целью их закрепления и дальнейшего роста.

1.2. Совершенствование новой системы оплаты труда.

1.3. Обновление системы аттестации и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования.

1.4. Развитие методических служб, профессиональных объединений педагогов, которые становятся основой экспертного образовательного сообщества.

2. В системе дошкольного образования продолжена работа по обеспечению территориальной доступности качественного дошкольного образования, для чего решались следующие задачи:

2.1. Расширение сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с учетом положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, в т.ч. развитие негосударственного сектора дошкольного образования и вариативных форм его предоставления.

2.2. Повышение качества предоставляемых населению услуг дошкольного образования, реализация современных направлений содержания дошкольного образования.

3. В сфере начального и среднего профессионального образования:

3.1. Обновление образовательных программ начального профессионального образования, в т.ч. в части общеобразовательной подготовки, и переход на федеральные государственные образовательные стандарты.

3.2. Реализация мероприятий по комплексной модернизации начального профессионального образования.

3.3. Подготовка к передаче федеральных учреждений среднего профессионального образования на региональный уровень.

3.4. Переход на отраслевую систему оплаты труда.

5. В сфере высшего профессионального образования:

5.1. Развитие системы непрерывного профессионального образования.

5.2. Реструктуризация сети учебных заведений, дальнейшее формирование сети ресурсных центров.

5.3. Развитие системы оценки и управления качеством профессионального образования.

6. В специальном образовании:

6.1. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов, внедрение дистанционных образовательных технологий в массовую школу.

6.2. Внедрение в практику специальных (коррекционных) образовательных учреждений новых форм организации обучения детей со сложными дефектами в развитии и с глубокой умственной отсталостью.

6.3. Формирование доступной школьной среды, популяризация идей содействия получению детьми-инвалидами образования и социальной интеграции через развитие инклюзии.

7. По обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

7.1. Расширение сети организаций, осуществляющих выявление детей, оставшихся без попечения родителей, подбор и подготовку кандидатов в замещающие семьи и их сопровождение в Алтайском крае, с учетом его территориального административного деления.

7.2. Продолжение реализации на территории края организационных мероприятий, направленных на обеспечение системного контроля за условиями жизни и воспитания подопечных детей в соответствии с нормами действующего законодательства, реализации их прав и законных интересов.

7.3. Создание в детских домах служб по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников и выпускников.

7.4. Формирование общественной поддержки в решении вопросов данной категории детей через развитие системы органов государственно-общественного управления.

8. В сфере воспитания и дополнительного образования детей:

7.1. Совершенствование системы социализации и профилактики асоциального поведения.

7.2. Поддержка современных воспитательных систем.

7.3. Расширение форм поддержки учреждений и педагогов системы дополнительного образования детей.

7.4. Активизация работы по воспитанию здорового образа жизни и созданию здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

7.5. Совершенствование физкультурно-спортивной работы в учреждениях образования края.

Управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи, муниципальными органами управления образованием, администрациями образовательных учреждений в 2011 г. проведена определённая работа, позволяющая дать оценку степени достижения поставленных задач на статистическом и информационно-аналитическом материале, представленном в настоящем Публичном докладе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алтайского края iconЗаконодательное Собрание Администрация Алтайского края Избирательная...
Губернатор Алтайского края, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Алтайского края iconУказ губернатора алтайского края об утверждении положения об управлении...
...

Алтайского края iconАдминистрация алтайского края постановление от 21 сентября 2009 г....
Алтайского края, органов местного самоуправления, а также субъектов предпринимательства, оказывающих туристские и санаторно-оздоровительные...

Алтайского края iconАдминистрация алтайского края постановление от 9 апреля 2015 г. N...
В целях реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29. 12. 2009 n 120-зс "О градостроительной...

Алтайского края iconПостановление от 19 января 2006 г. N 9 Об утверждении положения о...
...

Алтайского края iconПостановление от 3 июля 2009 г n 292 об утверждении положения о главном...
...

Алтайского края iconКонкурсные проекты оцениваются по критериям
Алтайского края объявляет о проведении конкурса по присуждению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики (далее – «конкурс»)....

Алтайского края iconИнформация о сотрудничестве Алтайского края с Французской Республикой
Республика занимает стабильное положение в структуре внешнеторговых связей Алтайского края. Несмотря на географическую удаленность...

Алтайского края iconПеречень долгосрочных, ведомственных целевых программ, краевых программ...
Приложение №4 к программе социально-экономического развития муниципального образования Калманский район Алтайского края на период...

Алтайского края iconО проведении плановой выездной проверки в Главном управлении экономики...
Алтайского края. Предметом настоящей проверки являлось соблюдение обязательных требований по обеспечению сохранности, учету, комплектованию...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную