Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63






НазваниеДоклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63
страница1/14
Дата публикации31.01.2015
Размер1.64 Mb.
ТипДоклад
e.120-bal.ru > Доклады > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


г. Орёл

2013 год


УДК 37.0

ББК 74.24

Д 63

Авторы:
Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Орловской области

Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования Орловской области подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Публичный доклад раскрывает состояние и результаты деятельности системы образования Орловской области за период 2012/2013 учебного года, дает аналитическое обоснование результатов деятельности всех уровней системы образования в современных социально – экономических условиях, обоснование основным направлениям региональной политики в области образования.

В докладе содержится информация о реализации основных федеральных и региональных программ в области образования.

Результаты деятельности системы образования даны в сопоставлении с результатами предыдущих лет. В публичном докладе содержится анализ условий обучения и эффективности использования ресурсов всех уровней системы образования.

По мнению авторов, доклад будет способствовать повышению открытости региональной системы образования, обмен мнениями послужит направлением её развития.

Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований, данных форм статистического наблюдения, адресован работникам образовательных учреждений, органам исполнительной власти, общественным организациям, родительским и попечительским советам, родительской и педагогической общественности, СМИ.

© Управление образования Департамента
образования, молодежной политики
и спорта Орловской области,
2013

© Казенное учреждение Орловской
области «Региональный центр оценки
качества образования», 2013
Уважаемый читатель!

Вам предоставляется возможность познакомиться с содержанием Публичного доклада «О состоянии и результатах деятельности системы образования Орловской области». Вы держите в руках доклад, это говорит
о том, что Вам интересна сфера образования, небезразлично её состояние
и ближайшее будущее. Сфера образования привлекает Вас, возможно,
как родителя, педагога, ученика, администратора, работодателя, может быть, просто заинтересованного и неравнодушного человека. Мы открыты для Вас и готовы к сотрудничеству…

Благодарим Вас за внимание и готовы рассказать Вам о состоянии образования региона, целях и задачах региональной политики в системе образования, достижениях системы образования, проблемах и перспективах развития. Будем рады получить от Вас предложения, пожелания…

Наши координаты:

Гомозов Василий Владимирович


- начальник отдела дошкольного
и общего образования управления образования», т.76-17-05; uopo_ins@orel.ru

Карлов Алексей Иванович

- директор казенного учреждения Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», т. 43-09-70; orcoko@gmail.com

Сологуб Светлана Александровна

- начальник информационно – аналитического отдела казенного учреждения Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», т.73-17-79; orcoko@gmail.com

Шевляков Алексей Юрьевич

- главный методист информационно-аналитического отдела казенного учреждения Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», т.73-17-79; orcoko@gmail.com


Открытость системы образования позволит учитывать и согласовывать разнообразные мнения и запросы общества. Информация со стороны родителей, педагогического сообщества представляет общий интерес для принятия оптимальных и правильных решений в образовательной политике региона.

Спасибо!

Содержание
Введение………………………………………………………………………………5

Общая социально - экономическая характеристика региона как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования…………………………………………………………………………..6

Демографическая ситуация……………………………………………………………12

Занятость населения……………………………………………………………………16

  1. Цели и задачи региональной системы образования………………………………….17

    1. Роль системы образования в социально – экономическом развитии региона……..17

    2. Общая характеристика системы образования региона вне зависимости от системы подчинения и формы собственности………………………………………………………….17

    3. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране……………………………………………………………………………………………18

  2. Доступность образования………………………………………………………………23

2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика её изменений……….... 23

2.2. Контингент обучающихся, охват образованием детей соответствующего возраста.27

2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья………………..45

2.4. Обеспечение равного доступа к качественному образованию……………………....46

3. Результаты деятельности системы образования…..…………………………………..51

3.1. Учебные результаты ……………………………………………………………………51

3.2. Внеучебные достижения………………………………………………………………..85

3.3. Социализация……………………………………………………………………………86

3.4. Востребованность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда……………………………………………………………………………………..88

4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов………………………90

4.1. Финансирование образования…………………………………………………………90

4.2. Условия обучения………………………………………………………………………93

4.3. Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий………………………………………………………………..100

4.4. Кадровый потенциал...………………………………………………………………..105

5. Меры по развитию системы образования……………………………………..…….115

6. Заключение…………………………………………………………………………….116

7. Приложение 1

8. Приложение 2

Введение
Главная надежда России – это высокий

уровень образования населения, и

прежде всего – нашей молодежи.

В. В. Путин
Сфера образования – основной ресурс развития человеческого
и социального капитала. Государство без образования не имеет силы
- образование без поддержки государства не имеет перспектив для развития.

Качественный образовательный потенциал молодого поколения формируется социально – экономической, демографической ситуациями региона, эффективностью модернизации системы образования, благополучием социально – культурной среды проживания.

Оценка состояния региональной системы образования и результатов
её деятельности определяется исходя из данных параметров.

Основные анализируемые показатели приводятся в соответствии
с целями и задачами долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования в Орловской области на 2011 – 2015 годы», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Постановлением Правительства Орловской области «О комплексе мер по модернизации системы общего образования в Орловской области в 2012 году», особенностями внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе.

Оценка состояния системы образования на основе внутрирегиональных, межмуниципальных, межрегиональных сравнений позволяет определить место системы образования в социально
- экономическом развитии области, помогает определить направления
её совершенствования, развивать связи профессионального образования
с рынком труда.

Опыт пятого Публичного доклада Департамента образования
и молодежной политики Орловской области представлен для диалога
с общественностью с целью повышения информационной открытости системы образования, вовлечения педагогического сообщества в процессы управления образованием.

Информационной базой доклада являются данные государственной статистической отчетности, результаты мониторинговых исследований, проведенных казенным учреждением Орловской области «Региональный центр оценки качества образования».

Доклад подготовлен на основе рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.

Общая социально – экономическая характеристика региона как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования

Орловская область входит в состав Центрального федерального округа. Выгодное географическое положение региона (на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей) создает благоприятные условия для внешнеэкономического сотрудничества. Широкое использование имеющихся в области земельных, водных, минеральных, биологических, лесных ресурсов, полезных ископаемых позволяет обеспечить основные потребности областной экономики и населения. Однако консолидация административных, людских, кадровых ресурсов, промышленных, аграрных предприятий, торговой, социальной инфраструктур, культурных и научных центров происходит в областном центре.

Социально – экономический контекст
Орловская область представляет собой открытую экономическую систему с широкими межрегиональными связями по всем видам ресурсов.

Для характеристики развития экономики региона важны сведения
о состоянии отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, строительства и торговли. Комплексная информация, характеризующая экономику области, позволяет принимать оптимальные решения в региональной политике, а также оценивать эффективность принятых решений. В связи с этим наиболее востребованным показателем экономического благополучия остается валовой региональный продукт (ВРП), который представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных для конечного использования.

Структура валового регионального продукта в разрезе федеральных округов показана на рисунке 1.

Рисунок 1

Суммарный валовой региональный продукт, произведенный субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, в 2012 году составил 35,7 % ВРП всех субъектов Российской Федерации.

Объем валового регионального продукта области в 2012 году равнялся почти 140,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 5,3 %. Вклад Орловской области в общий объем ВПР России остается
на уровне прежних лет, составляя 0,3 %.

В большинстве субъектов РФ ЦФО удельный вес в суммарном ВРП находился в диапазоне 0,2 – 0,6 %. Наибольший вклад внесли г. Москва
и Московская область – 22,1 % и 5,0 % соответственно.

Структура валового регионального продукта области изменилась незначительно: уменьшился вклад обрабатывающего производства
с 20,4 % до 17,5 %, государственного управления с 8, 5 % до 7, 6 %, образования с 6,3% до 5,8 %, но увеличился вклад сельского хозяйства
с 12,6 % до 15,5 %, строительной отрасли - с 4,6 % до 7,5 % и производства электроэнергии - с 4,2 % до 4,7 %. 24 % ВРП формирует промышленное производство. На рисунке 2 отражена структура валового регионального продукта Орловской области.
Рисунок 2

Представление о тенденциях развития экономики субъектов Российской Федерации дают межрегиональные сопоставления социально – экономического положения регионов, которые определяют роль и позицию каждого
в экономике страны.

Объем валового регионального продукта на душу населения Орловской области в 2012 году значительно отставал от среднероссийского показателя и составил 189,4 тыс. рублей на одного жителя области, против 348,6 тыс. рублей в среднем на одного россиянина. По основным макроэкономическим показателям в среднедушевом исчислении область приближается к средним показателям для регионов ЦФО.

Таблица 1
Валовый региональный продукт на душу населения

(рублей)


Сравниваемые регионы

2009

2010

2011

2012 г.

Брянская обл.

98 014,5

114 777,6

141 682,8

195100,0

Калужская обл.

152 611,6

186 347,8

232 255,6

269 134,2

Курская обл.

141 833,5

171 322,1

207 690,8

233 431,0

Липецкая обл.

192 165,2

211 610,6

244 560,8

275 644,8

Орловская обл.

113 848,8

134 533,8

167 149,9

189 756,0

Тульская обл.

136 851,6

152 571,1

176 073,5

294 239,1


Производительность труда по отношению к предыдущему
году составила 116 % (четвертое место в ЦФО).

Тенденции развития экономики Орловской области, наметившиеся
в 2010 году, сохранились в 2012 году, что подтверждается приведенными данными:

  • ВРП Орловской области в номинальном выражении достиг
    140,1 млрд. рублей (102,5 млрд. рублей в 2010 году);

  • индекс изменения производительности труда по области
    в сравнении с предыдущим годом составил 113,4 %;

  • в сумме валового регионального продукта РФ удельный
    вес Орловской области составил 0,3 %.

Уровень жизни населения
Индикаторами качества жизни населения является величина прожиточного минимума*, которая определяется путем соотнесения срнеднедушевого дохода и средней заработной платы.

Величина прожиточного минимума в течение семи лет по основным социально – демографическим группам изменилась более чем в 2 раза.

Распределение общего объёма денежных доходов по различным группам населения сложилось в пользу высокодоходных групп. На долю
10 % наименее обеспеченного населения в 2012 году приходилось
2,0 % общего объема, 10 % наиболее богатого населения сосредоточили
в своих руках 29,7 % доходов. Коэффициент фондов этих крайних групп составил 14,6 раза, что свидетельствует об усилении поляризации общества.

_____________________________________________________________________________

*Величина прожиточного минимума рассчитывается Управлением труда
и занятости Орловской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997г. № 134 – ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на основании потребительской корзины от 06.05.2011г. № 1205 - ОЗ «О потребительской корзине
в Орловской области в 2011-2012 годах» и утверждается постановлением Правительства Орловской области.

Таблица 2
Распределение населения Орловской области по размеру среднедушевого денежного дохода:


Группы дохода

Количество человек (тыс.)

Процентное соотношение
к итогу

Все население

781,3

100

до 2000,0

5,1

0,7

от 2000,1 до 4000,0

41,9

5,4

от 4000,1 до 6000,0

75,0

9,6

от 6000,1 до 8000,0

85,8

11,0

от 8000,1 до 10000,0

83,0

10,6

от 10000,1 до 15000,0

167,13

21,4

от 15000,1 до 25000,0

180,1

23,0

свыше 25000,0

143,3

18,3

Соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в %

281,4

Х

Дефицит дохода, млн. рублей в месяц

184,5

Х

Рисунок 3

Значительная часть выделяемых в области социальных трансфертов
в натуральной форме в 2012 году приходилась на сферу услуг образования, здравоохранения и предоставление социальных услуг. Их совокупная доля
по сравнению с 2010 годом увеличилась на 0,7 процентных показателя.

В росте уровня оплаты труда по отрасли «Образование» по отношению к экономике прослеживается положительная динамика. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных, средних
и малых предприятий Орловской области за 2012 год составила 14528,6 рублей. Средняя заработная плата в образовании педагогических работников - 16888 рублей.

Рисунок 4

Как видно из рисунка 4, в отрасли «Образование» заработная плата среди педагогических работников распределяется неравномерно. Заработная плата отдельных категорий педагогических работников нуждается
в корректировке. По – прежнему остается низкой заработная плата педагогических работников дошкольного образования.

Тенденции социально – экономического роста по основным направлениям сложились выше показателей 2011 года. Изменения, происходящие в экономическом секторе Орловской области, формируют внешний запрос к системе образования.

Внешний запрос к системе образования определяет перспективу развития территориальной системы образования, на развитие которой влияют следующие факторы:

  • миграционная убыль;

  • внутренняя миграция населения: уменьшение численности сельского населения и увеличение численности городского населения;

  • дефицит квалифицированных рабочих для трудоустройства
    в развивающихся отраслях экономики региона;

  • повышение рождаемости.

Внешний запрос к системе образования предполагает:

  • ориентацию системы образования на формирование знаний
    и компетенций, востребованных на региональном рынке труда;

  • обеспечение доступности и качества всех видов образовательных услуг обучающимся вне зависимости от места жительства и благостояния;

  • обеспечение условий для реализации непрерывного образования, вариативного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся;

  • превращение образовательной среды в здоровьесберегающую;

  • оптимизацию бюджетных ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.


Демографическая ситуация
В настоящее время в Орловской области сохраняется напряженная демографическая ситуация. Численность постоянного населения области
на начало 2013 года составила 775,8 тыс. человек, в том числе городского
- 510,6 тыс., сельского – 265,2 тыс. человек. За истекший год число жителей сократилось на 5,5 тыс. человек (на 0,7 %). В 2012 году темпы снижения численности сельского населения были несколько выше, чем городского
(на 0,9 % и 0,6 % соответственно). Данные отражены на рисунке 5.

Рисунок 5

К сожалению, интенсивно убывает численность детского населения. По состоянию на 1 января 2012 года, в области проживало 133,0 тыс. детей
в возрасте до 18 лет, в том числе 83,8 тыс. в городской местности
и 49,2 тыс. сельской местности.

Рисунок 6

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» депутаты областного Совета приняли Закон Орловской области от 2 августа 2012 года «О ежемесячной выплате на ребенка» и постановление правительства Орловской области от 26 ноября 2012 года № 430
«Об утверждении Порядка установления и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка». Данные меры направлены
на стимулирование роста многодетных семей в регионе. Семьям, в которых родился третий и последующий ребенок, выплачивается ежемесячная выплата. В 2013 году ее размер составляет 6000 рублей.

Материальная поддержка государства во многих семьях оказывает влияние на решение о рождении второго и последующего ребенка.

В 2012 году в области родилось 4492 мальчика, 4226 девочек.
У 106 женщин на свет появились двойни, у двух – тройни. Из общего числа родившихся детей 49,8 % были первенцами, 37,0 % - вторыми,
9,0 % - третьими в семьях.

Рисунок 7

Актуальной для нашей области является проблема наследственных
и врожденных болезней. Поэтому проведение массового обследования новорожденных для выявления наиболее распространенных врожденных
и наследственных заболеваний имеет серьезную значимость.
Медико – генетические консультации (МГК) оказываются в БУЗ Орловской области «Орловский перинатальный центр».

Проблема детской инвалидности – одна из важнейших
медико – социальных проблем общества. По данным Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, на конец
2012 года на учете состояло 2859 детей – инвалидов,
у 292 из них (10,2%) инвалидность установлена впервые. Из общего числа детей – инвалидов 245 (8,6 %) проживало в интернатных учреждениях.

С целью выявления различных заболеваний на ранней стадии проводятся медицинские профилактические осмотры.
В ходе диспансеризации в 2012 году осмотрено 110,0 тыс. детей до 14 лет (95,0 %). В результате у 20,9 % были выявлены различные заболевания.
Для сравнения аналогичный показатель в 2011 году составлял 21,9 %.

Кроме того, в 2012 году на сокращение численности населения оказала миграционная убыль, составившая 1416 человек.

Таблица 2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о состоянии и результатах деятельности системы образования...
Охватывают 330 обучающихся (в прошлом году 657)

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности в 2012...
Брянской области и о разработке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности администрации Брянской области...

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах за 2013 год и основных направлениях деятельности...
Доклад о результатах за 2013 год и основных направлениях деятельности управления ветеринарии Ростовской области на 2014–2017 годы...

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управлениия...
I. основные результаты деятельности уфмс россии по самарской области в 2013 году 5

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности в 2013...
Доклад подготовлен в соответствии с Положением о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей...

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о состоянии и результатах деятельности моу «Лихославльская...
Данный доклад – первый опыт публичного отчета. В докладе представляется опыт работы и деятельность педагогического коллектива по...

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Кемеровской области в 2013 году 6

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Охватывают все основные направления деятельности уфмс россии по Владимирской области

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности главного...
...

Доклад о состоянии и результатах деятельности системы образования орловской области г. Орёл 2013 год удк 37. 0 Ббк 74. 24 Д 63 iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по г. Москве за 2012 год. 5






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную