Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики






Скачать 60.46 Kb.
НазваниеПовышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики
Дата публикации20.03.2017
Размер60.46 Kb.
ТипОтчет
e.120-bal.ru > Бухгалтерия > Отчет
ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Н. Батырова,

Аспирантка кафедры «Экономический анализ»
Анализируя состояние мировой экономики за последние 10 лет, можно сделать вывод о том, что это период беспрецедентной турбулентности: события 11 сентября 2001 г., серия корпоративных скандалов 2002-2003 гг., финансовый кризис 2008 г. доказывают это.

Недавние события на глобальном финансовом рынке вызвали бурную дискуссию как в научной среде, так и среди представителей бизнес - сообщества и регулирующих органов относительно роли финансовой отчетности в сложившейся ситуации. По мнению большинства экспертов, кризис обнажил проблемы, связанные с непрозрачностью и ограниченностью современной модели финансовой отчетности.

Наиболее радикально настроенные критики утверждают, что она, по сути, вводит в заблуждение и не представляет реальной ценности, поскольку содержит только количественные сведения ретроспективного характера.

Не вызывает сомнений тот факт, что финансовая отчетность является отчетностью о прошлых событиях. Однако, по мнению сторонников реформы, инвесторов, в том числе потенциальных, интересует будущее, а не прошлое. Вследствие этого отчетность должна в большей степени содержать информацию прогнозного характера, необходимую для принятия финансовых решений, и в меньшей – информацию ретроспективного характера. Соответственно, должен быть разработан новый подход оценки активов, обязательств, доходов и расходов компании, основанный полностью на текущих оценках.

С другой стороны, ряд политиков и регулирующих органов были не менее категоричны в своих утверждениях, что именно принципы бухгалтерского учета, основанные на использовании справедливой стоимости, стали причиной кризиса1. Разумеется, справедливая стоимость более информативна, поскольку основана на данных рынка и представляет собой сумму мнений всех его участников. Однако она слишком подвержена манипуляциям, цель которых – показать желаемый для руководства результат. Последствия подобного отношения к ведению бизнеса мы наблюдали в 2008 году.

Кроме того, сторонники данной позиции исходят из того, что справедливая стоимость – это стоимость, которую компания могла получить от продажи актива на дату составления баланса, но не получила. Поскольку оценка по ней не требует совершения сделки, данный метод позволяет осуществить признание прибылей и убытков раньше, чем метод оценки по первоначальной стоимости. Таким образом, учет по справедливой стоимости ведет к завышению размера активов и прибылей в период подъема рынка и в то же время усиливает падение их стоимости в период спада. В результате складывается ситуация, при которой справедливая стоимость поощряет увеличение объемов кредитования в хорошие времена и усугубляет их проблемы, когда бизнес-цикл идет на спад.

Другим аргументом, используемым критиками, является отсутствие ключевых нематериальных активов и сложность оценки деловой репутации в отчете о финансовом положении организации. Как известно, нематериальные активы, созданные внутри компании, не признаются и не отражаются в балансе, поскольку не отвечают критериям признания активов в целом. Деловая репутация, с количественной точки зрения, представляет собой гудвилл, то есть разницу между стоимостью продажи компании и чистой балансовой стоимостью активов. Однако данный подход представляется нам довольно ограниченным, поскольку деловая репутация, базирующаяся, в основном, на взаимоотношениях, суть то, как основные заинтересованные стороны воспринимают компанию2. При первом варианте актив возникает на балансе только в случае совершения операции купли - продажи предприятия как имущественного комплекса, во втором – не отражается в принципе, так как не поддается количественной оценке. Таким образом, отсутствие нематериальных активов увеличивает разрыв между стоимостью компании по балансу (чистая балансовая стоимость) и ее стоимостью по рыночной оценке (рыночная капитализация). До финансового кризиса и последовавшего за ним обвала цен на акции этот разрыв только увеличивался в последнее десятилетие, и для многих критиков его существование послужило доказательством несостоятельности финансовой отчетности.

По мнению Роберта Нортона и Дэвида Каплана, «…процесс составления финансовой отчетности по-прежнему прикреплен к бухгалтерской модели, разработанной столетия назад… Эта устаревшая модель финансового учета по – прежнему применяется современными компаниями, занимающимися созданием собственных нематериальных активов … Финансовые измерители были разработаны для оценки деятельности компаний индустриальной эпохи, для которых долгосрочные инвестиции и отношения с клиентами не были ключевыми факторами успеха… Поэтому использование указанных показателей не может быть достаточным для оценки и управления компаниями информационной эпохи, но, тем не менее, они вынуждены их составлять…»3

Наконец, критики финансовой отчетности ссылаются на выводы экономиста Джона Мейнарда Кейнса4, который сравнил инвестирование в фондовый рынок с конкурсом красоты, где каждый участник голосования получал приз, если его голос совпадал с наиболее популярным выбором. Предполагая, что все понимают, как на самом деле проходит состязание, участник голосования выбирал не того, у кого на самом деле было самое милое личико, а самого популярного конкурсанта.

Участники рынка, по мнению Кейнса, действуют по тому же принципу, то есть они не ставят перед собой цели определить реальную стоимость компаний, их больше интересует оценка других инвесторов и их реакция, основанная на анализе финансовой отчетности. Таким образом, финансовая отчетность будет использоваться не потому, что она помогает разобраться в деятельности компании, ее положении и перспективах, но потому что представители бизнес - сообщества знают, что все ею пользуются.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что финансовый кризис, несомненно, высветил необходимость безопасной и стабильной финансовой системы. Чтобы поддержать доверие и привлечь капитал в систему, необходима финансовая отчетность, которая обеспечивала бы максимальную прозрачность финансового положения и рисков финансовых посредников.

Многие компании, осознав необходимость повышения прозрачности отчетности, составляют открытую отчетность о своем социальном и этическом поведении перед обществом согласно Руководству GRI — «глобальной инициативе по отчетности» (Global Reporting Initiative). Сегодня Руководство GRI используют в качестве подхода к отчетности сотни корпораций, например, Shell, British Airways, ВТ, Avon, Kesko и Siemens. Для российских компаний нефинансовые отчеты не являются обязательными, тем не менее, в национальном реестре корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) уже зарегистрировано 146 отчетов 64 компаний, в том числе "Газпрома", РЖД, "Роснефти", "Сибнефти", "Аэрофлота".

GRI предлагает формировать «отчетность в области устойчивого развития» в терминах экономической, экологической и социальной результативности (т.н. «триединый итог»).

Наиболее точное определение устойчивому развитию было дано в 1987 в докладе Brundtland, «Наше общее будущее» (Brundtland report, Our Common Future): «Устойчивое развитие – это развитие, при котором удовлетворение нужд настоящего поколения происходит без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности».

Данное определение призвано помочь бизнесу осознать свою ответственность перед обществом в разрезе трех взаимосвязанных элементов:

Экономическая деятельность: эффективное использование ресурсов, отдача на вложенный капитал, расходы на человеческий капитал и т.д. Экономическая информация включает, но не ограничивается финансовой информацией.

Экологическая деятельность - деятельность по охране окружающей среды. Здесь необходима оценка влияния процессов производства компании на атмосферу, воду, землю, биоразнообразие, человеческое здоровье и пр.

Социальная сфера: безопасность труда, рабочих мест, отношения среди работников, пенсионные программы для работников, трудовая практика, бизнес – этика, человеческие права, условия труда и т.д.

Такая структура была выбрана потому, что она отражает наиболее развернутый подход к определению устойчивого развития. Устойчивое развитие требует достижения баланса между текущими экономическими, социальными и экологическими потребностями без ущерба для аналогичных потребностей будущих поколений.

Таким образом, достигается основная цель процесса составления корпоративной отчетности — поддержка постоянно ведущегося диалога с заинтересованными сторонами. Это положительно отражается на деловой репутации фирмы, и, как следствие, способствует повышению ее стоимости.

1 «Изменение перспектив МСФО — интервью с руководством компании «Эрнст энд Янг», «Взгляд на МСФО" Октябрь 2009, стр. 9

2 Ариф Заман. Репутационный риск. Управление в целях создания стоимости, Москва, Олимп-Бизнес, 2008 г., стр. 18

3 Robert S. Kaplan and David P. Norton, The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action, Boston: Harvard Business School Press, 1996., p.23

4 John Maynard Keynes, The General Theory of Employment, Interest and Money, London: Macmillan, 1974, pp154-7.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconПовышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики
Анализируя состояние мировой экономики за последние 10 лет, можно сделать вывод о том, что это период беспрецедентной турбулентности:...

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconМировые финансовые центры и их роль в мировой экономике
В настоящее время их усилия сосредоточены на создании новой системы управления и контроля, в том числе подготовке соответствующей...

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconЛитература 4 мсфо 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»
Цель: изучение порядка составления финансовой отчетности в странах, функционирующих в условиях гиперинфляционной экономики

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconТрансформация мировой валютной системы в условиях финансовой турбулентности
Защита состоится 26 апреля 2012 г в 13: 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 101. 05 по экономическим специальностям...

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconИ. Е. Золин Рынок труда в условиях глобализации мировой экономики: проблемы теории и практики
Ложившаяся на рынке труда в условиях глобализации мировой экономики. Сформулированы основные методологические проблемы исследования...

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconОтчет о научно-исследовательской деятельности лаборатории «Динамика мировой экономики»
Научная лаборатория «Динамика Мировой Экономики» была основана в сентябре 2009 г., а с января 2010 года начала свою деятельность....

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconМоделирование выбора ит-сервисов в условиях сервисно-ориентированной...

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconМолодежная программа международного финансово-экономического форума...
Интерактивная выставка «Ярмарка научных и бизнес идей» (Ленинградский пр-т, д. 55, Фойе 2 этажа)

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики icon«Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности»
Федеральной налоговой службы, действительный государственный советник Российской Федерации I класса, д э н., научный руководитель...

Повышение прозрачности корпоративной отчетности в условиях турбулентности мировой экономики iconL. Турбулентность возникает здесь вследствие гидродинамической неустойчивости...
Исходя из подобия динамики социально-экономических процессов и турбулентности в вязкой жидкости придадим социально-экономический...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную